Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

СРАВНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Галина И., Быкова Вера В.

Ктуальность. Данная статья посвящена исследованию профессиональной ориентированности студентов старших и младших курсов направления «физическая культура». Был составлен опросник, где были вопросы с вариантами ответов и открытые вопросы. В исследовании приняли участие 30 студентов бакалавриата УрФУ направления «физическая культура». В ходе исследования стало понятно, что студенты, работающие по специальности, имеют более высокий уровень профориентации и самоопределения. Младшие курсы не профориентированы, а третьекурсники не определились с окончательным направлением профессиональной деятельности. Можно установить, что работу по профориентации необходимо проводить на всех этапах обучения в ВУЗе. Цель исследования: выявить динамику выбора студентами направления «физическая культура» будущей профессии в зависимости от курса обучения. Методы и организация исследования. В данном исследовании приняли участие 30 студентов бакалавриата направления «физическая культура» Уральского Федерального университета 1, 2 и 3 курса обучения. Был составлен и применён опросник «Исследование профессиональной ориентированности студентов бакалавров направления физическая культура» для выявления динамики выбора студентами будущей профессии и определение их профессиональной ориентированности и самоопределения в зависимости от курса обучения. В опроснике имелись вопросы с выбором ответа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Галина И., Быкова Вера В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND SELF DETERMINATION OF SENIOR AND JUNIOR STUDENTS OF THE DIRECTION "PHYSICAL CULTURE"

The article is devoted to the study of the professional orientation of senior and junior school students in the direction of "physical culture". The questionnaire "Research of the professional orientation of bachelors of the direction of physical culture" was compiled, which included questions with multiple answers and open-ended questions. The study involved 30 undergraduate students of the Ural Federal University with a degree in Physical Education. It was found that students with vocational education have a higher level of career guidance and self-determination. There is no vocational guidance in the junior courses, and the third-year students by the end of the third year have not decided on the final direction of their professional activity. As a result, it can be established that vocational guidance work should be carried out at all stages of study at the university.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-42-47 Оригинальные статьи / Original Articles

СРАВНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

УДК 796.0775

Галина И. Семёнова, Вера В. Быкова

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

Актуальность. Данная статья посвящена исследованию профессиональной ориентированности студентов старших и младших курсов направления «физическая культура». Был составлен опросник, где были вопросы с вариантами ответов и открытые вопросы. В исследовании приняли участие 30 студентов бакалавриата УрФУ направления «физическая культура». В ходе исследования стало понятно, что студенты, работающие по специальности, имеют более высокий уровень профориентации и самоопределения. Младшие курсы не профориентированы, а третьекурсники не определились с окончательным направлением профессиональной деятельности. Можно установить, что работу по профориентации необходимо проводить на всех этапах обучения в ВУЗе.

Цель исследования: выявить динамику выбора студентами направления «физическая культура» будущей профессии в зависимости от курса обучения.

Методы и организация исследования. В данном исследовании приняли участие 30 студентов бакалавриата направления «физическая культура» Уральского Федерального университета 1, 2 и 3 курса обучения. Был составлен и применён опросник «Исследование профессиональной ориентированности студентов бакалавров направления физическая культура» для выявления динамики выбора студентами будущей профессии и определение их профессиональной ориентированности и самоопределения в зависимости от курса обучения. В опроснике имелись вопросы с выбором ответа.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, профессия, физическая культура, спорт.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Семёнова Г.И., Быкова В.В. Сравнение профессиональной ориентации и самоопределения студентов младших и старших курсов направления «Физическая культура» // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №1. С.43-48. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-42-47

Статья поступила: 05.07.2021

Статья принята в печать: 26.09.2021

Статья опубликована: 09.10.2021

Информация для связи с авторами: filchever@gmail.com

COMPARISON OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND SELF-DETERMINATION OF SENIOR AND JUNIOR STUDENTS OF THE DIRECTION "PHYSICAL CULTURE"

Galina I. Semenova

Vera V. Bykova

Ural state federal university, Ekaterinburg, Russia

Abstract

The article is devoted to the study of the professional orientation of senior and junior school students in the direction of "physical culture". The questionnaire "Research of the professional orientation of bachelors of the direction of physical culture" was compiled, which included questions with multiple answers and

open-ended questions. The study involved 30 undergraduate students of the Ural Federal University with a degree in Physical Education. It was found that students with vocational education have a higher level of career guidance and self-determination. There is no vocational guidance in the junior courses, and the third-year students by the end of the third year have not decided on the final direction of their professional activity. As a result, it can be established that vocational guidance work should be carried out at all stages of study at the university.

Keywords: vocational guidance, professional activity, profession, physical culture, sports.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Semyonova G.I., Bykova V.V. Comparison of professional orientation and self-determination of senior and junior students of the direction "Physical culture" //Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-42-47

Введение. Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей не только педагогов и психологов, но и философов, методистов, представителей различных направлений науки и искусства [1]. Профессиональная ориентация - это оказание содействия в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом потребностей общества, а также формирование конкретных

профессиональных интересов. Также профессиональная ориентация

определяется, как комплексная

многоаспектная социальная проблема. Сущность профессиональной ориентации понимается, как ознакомление с требованиями к профессии, выработку профессиональных интересов, правильного представления об общественном значении соответствующей профессии, и о работе в этой области, формирование у каждого студента веры в свои профессиональные способности [2]. Обучение в вузе - это в первую очередь подготовка к будущей профессиональной деятельности. В настоящее время наблюдается недостаточная профессиональная

ориентированность не только среди школьников, но и среди студентов вузов. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах, то есть у учащихся нет актуализированной информации о потребностях общества в определенных кадрах. Соответственно, возникают противоречия между склонностями, способностями и требованиями; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемых

профессией. Из-за данных противоречий возникает нехватка квалифицированных кадров на местах [3].

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация, как индивидуально ориентированная помощь в

профессиональном самоопределении. Сущность профессионального

самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [4].

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития. Под профессиональным самоопределением понимается:

— единичный факт выбора;

— деятельность человека, принимающего то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда;

поиск

личностных

смыслов

выбираемой трудовой деятельности.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения и самореализации человека в других важных сферах жизни [1].

Цель исследования. Целью нашего исследования явилось - выявить динамику выбора студентами направления «физическая культура» будущей профессии в зависимости от курса обучения.

Методика и организация

исследования. В данном исследовании

в

приняли участие 30 студентов бакалавриата направления «физическая культура» Уральского Федерального университета 1, 2 и 3 курса обучения. Был составлен и применён опросник «Исследование профессиональной

ориентированности студентов бакалавров направления физическая культура» для выявления динамики выбора студентами будущей профессии и определение их профессиональной ориентированности и самоопределения в зависимости от курса обучения. В опроснике имелись вопросы с выбором ответа.

Опросник содержал следующие вопросы: «Имеете ли Вы среднее профессиональное образование?», «Почему поступили на данное направление?», «Работаете ли Вы на данный момент, если да, то кем?» и т.д. Основным в данном опроснике был вопрос: «Кем планируете работать после окончания университета?». Вопрос содержал следующие варианты ответов: учитель физической культуры, тренер по виду спорта, фитнес-инструктор, специалист по адаптивной физической культуре, специалист по ЛФК, методист по организации спортивной/физкультурной работе, управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта, массажист, «не определились», а также имелась графа, где можно было написать

Студенты, которые отметили, что уже работают по специальности на первом, втором и третьем курсе обучения в среднем

свой вариант. Также для исследования важно было оценить связь мотивации поступления в вуз и количество выбранных профессий, поэтому важным был и такой вопрос «Почему поступили на данное направление?», который содержал следующие варианты ответов: нравится данное направление, хочется развиваться в этой сфере, просто получить высшее образование, хватило баллов ЕГЭ только на это направление, планировал(-а) на другое направление.

Результаты исследования и их обсуждение. В опроснике предлагалось восемь профессий, которые связанны с направлением физической культуры и спорта, где можно было выбрать более одного варианта ответа. В результате анализа ответов было выявлено, что 42% студентов третьего курса выбрали более 4 профессий, только один студент первого курса выбрал 3 профессии, оставшиеся -одну или две. Студенты отметившие, что имеют среднее профессиональное образование в сфере «физическая культура» (4% опрошенных), выбрали два варианта будущих профессий. На рисунке 1 отображено соотношение выбора будущей профессии студентов 1, 2 и 3 курса.

выбирали две профессии, причем это были смежные между собой профессии (тренер по виду спорта - управленческая

100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

1 курс

2 курс

3 курс

I учитель ФК

I тренер по виду спорта

I фитнес-иснтруктор

I специалист по АФК

I специалист по ЛФК

I методист по организации ФК и С работе

I управленческая деятельность в ФК и С

I массажист не определились

Рисунок 1 - Соотношение выбора профессии студентами первого, второго и третьего курса Figure 1 - The ratio of the choice of profession by students of the first, second and third year

деятельность в сфере ФК и С, специалист по АФК - специалист по ЛФК, специалист по ЛФК - массажист и т.д.) что говорит о профессиональном самоопределении работающих студентов. Из рисунка видно, что студенты 1, 2 и 3 курса преимущественно выбрали вариант «тренер по виду спорта», что обусловлено данным направлением подготовки в вузе. Следующим в приоритете опрошенные студенты выбрали вариант «фитнес-инструктор», что, возможно, связано с нарастающей популярностью данного направления в сфере физической культуры. Первокурсники и третьекурсники не выбрали вариант будущей профессии «специалист по адаптивной физической культуре». На первом курсе по учебной программе не идут дисциплины, связанные с данным направлением

профессиональной деятельности, к тому же специальность предполагает обзорное изучение дисциплин.

Только студенты 3 курса выбрали вариант «методист по организации спортивной/физкультурной деятельности», студенты 1 и 2 курса не выбрали данный вариант ответа, возможно, это связанно с тем, что старшие курсы уже прошли дисциплины, связанные с теорией и

Из рисунка 2 видно, что студенты третьего курса, которые выбрали вариант «хватило баллов на ЕГЭ только на это направление, планировал(-а) на другое» в среднем выбрали больше направлений будущих профессий. Также с выбором варианта «просто получить высшее образование (независимо от

методикой физической культуры и теорией спортивной подготовки. Вариант «управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта» третьекурсники выбирали чаще, нежели вариант «учитель физической культуры», чем студенты 1 и 2 курса. Глядя на рисунок, становится понятно, что студенты старшего курса выбирают больше направлений будущей профессии, нежели младшие курсы, но можно заметить динамику выбора большего количества профессий в зависимости от курса обучения студентов. Также стоит подчеркнуть, что 65 % первокурсников отметили, что ещё не определились с выбором будущей профессии, а у второкурсников уже отсутствует выбор варианта «не определились».

Для оценки самоопределения студентов в выборе профессии был произведён анализ связи выбора количества профессий и мотивации поступления на направление «физическая культура». На рисунке 2 изображено соотношение выбора профессии и мотивации поступления на направление «физическая культура».

направления)» в среднем выбирали три варианта будущей профессии. Глядя на рисунок, становится понятно, что у опрошенных первокурсников и у второкурсников независимо от мотивации поступления был произведён выбор в среднем двух профессий.

Рисунок 2 - Соотношение выбора профессии и мотивации поступления у студентов первого, второго и третьего курса

Figure 2 - The ratio of the choice of profession and the motivation for entering the students of the first, second and third year

Исходя из графика, можно сделать вывод, что опрошенные второкурсники заинтересованы в обучении на данной специальности, т.к. все выбрали вариант «нравится данное направление, хочется развиваться в этой сфере». Можно сделать вывод, что со старшими курсами необходимо проводить работу по самоопределению, а с младшими курсами работу по профориентации.

Выводы. В ходе исследования стало понятно - студенты старших курсов выбирают больше направлений будущей профессии, чем первый курс. Большая часть опрошенных первокурсников отметили, что не определились с будущей профессией, что говорит о том, что студенты мало ориентированы в направлении профессиональной

деятельности в сфере физической культуры. Студенты, которые отметили, что уже работают по специальности на первом, втором и третьем курсе обучения в среднем выбирали две профессии, смежные между собой (тренер по виду

© Галина Ивановна Семёнова, 2021 © Вера Валерьевна Быкова, 2021

спорта - управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта, специалист по АФК - специалист по ЛФК, специалист по ЛФК - массажист и д.т.) что говорит о профессиональном самоопределении работающих

студентов. Очевидно, что с переходом на новый курс, они будут более информированы о направлениях профессиональной деятельности, но по результатам опросника видно, что многие опрошенные третьекурсники, узнавшие больше о будущих профессиях, также выбрали много направлений. Это говорит о том, что 42% исследуемых не определились к концу третьего курса с окончательным направлением

профессиональной деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что со студентами первого курса необходимо проводить работу по профориентации, а со старшими курсами - работу по профессиональному самоопределению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арендачук, И.В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределения и профессиональная ориентация учащихся» : учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / И.В. Арендачук. - Саратов : Изд-во Наука, 2013. - 51 с.

2. Блума, Д.П. Педагогическая направленность учебного процесса в университете в подготовке учителей / Д.П. Блума: дис. канд. пед. наук: Рига, 1981. - 313 с.

3. Новые форматы профориентационной работы и продвижения рабочих профессий: сборник методических материалов / под ред. М.А. Галаниной, Н.В. Бочановой, О.Ю. Чайкиной. - Тюмень: Маяк, 2018. - 113 с.

4. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

REFERENCES:

1. Theoretical foundations of the discipline "Self-determination and professional orientation of students": a textbook for students of pedagogical and psychological specialties / Arendachuk I.V. // Saratov: Nauka Publishing House, 2013. - 51 p.

2. Pedagogical orientation of the educational process at the university in teacher training / Bloom D.P.: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: Riga, 1981. - 313 p.

3. New formats of career guidance and promotion of working professions: a collection of methodological materials / ed. Galanina M.A., Bochanova N.V., Chaikina O.Y. // Tyumen: Mayak, 2018. - 113 p.

4. Self-determination and professional orientation of students: a textbook for students. institutions of higher education. prof. education / Pryazhnikov N.S., Rumyantsev L.S. // Moscow: Publishing Center "Academy", 2013. - 208 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Семенова Галина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент. Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики ФГБАОУ ВО «Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия. Ответственный за переписку автор

Быкова Вера Валерьевна.

Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики ФГБАОУ ВО «Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия.

Semenova Galina Ivanovna,

Cand. Sci., associate professor. Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy of the Ural Federal University named after B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author responsible for the correspondence

Bykova Vera Valerievna, graduate. Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy, Ekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.