УДК 33:620
СРАВНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ РАЗЛИЧНОГО АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ
Тихонова Т.В., студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Береговая И.Б., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail:[email protected]
Аннотация. Статья посвящена сравнению потребительских свойств синтетических моющих средств для стирки различного агрегатного состояния. Актуальность исследования обусловлена тем, что потребители синтетических моющих средств не в полной мере осведомлены о свойствах средств различного агрегатного состояния. Цель работы заключается в сравнении потребительских свойств гелеобразных и порошкообразных средств для стирки. При проведении исследования были применены методы описания, сравнения, табличного построения, систематизации. В результате сравнения выявлено, что гелеобраз-ное агрегатное средство при прочих равных условиях обладает такими преимуществами, как большая экологичность, отсутствие аллергической реакции на пыль, большая комфортность в использовании.
Ключевые слова: синтетические моющие средства, потребительские свойства, товароведное исследование, гелеобразное агрегатное состояние, порошкообразное агрегатное состояние.
COMPARISON OF CONSUMER PROPERTIES OF VARIOUS AGGREGATE CONDITIONS
OF SYNTHETIC DETERGENTS
Tikhonova T.V., student, training direction 38.03.02 Management, Orenburg State University, Orenburg e-mail: tanyatikhaya @yandex.ru
Scientific adviser: Beregovaya I.B., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of marketing and commercial affairs, Orenburg State University, Orenburg e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the comparison of consumer properties of various aggregative state of synthetic detergents for washing. The relevance ofthe study is due to the fact that consumers ofsynthetic detergents are not fully aware of the properties of the means of various aggregative state. The purpose of the work is to compare consumer properties of gel and powder detergents. During the study, methods of description, comparison, tabular construction, systematization were applied. As a result of the comparison, it was revealed that the gel with other things being equal, has such advantages as greater environmental friendliness, the absence of an allergic reaction to dust, and greater comfort in use.
Keywords: synthetic detergents, commodity research, consumer properties, gel-like aggregate state, powder aggregate state.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции, синтетические моющие средства (СМС) относятся к моющим средствам, которые входят в группу товаров бытовой химии. Большая часть СМС приходится на средства для стирки, кондиционеры для белья и различные вспомогательные средства (отбеливатели, пятновыводители, смягчители воды и т. д.).
По агрегатному состоянию СМС для стирки подразделяются на твердые, порошкообразные, жидкие, пастообразные. В ассортименте СМС наибольшая доля приходится на порошкообразные моющие средства. Они занимают более 80 % от общего объема производства. Относительно новыми
СМС являются жидкие моющие средства с повышенной вязкостью - гели. Гелеобразные средства обладают рядом преимуществ: более простое дозирование, быстрое растворение в воде, отсутствие пыли. Однако из-за недостаточной осведомленности большинство потребителей до сих пор отдает свое предпочтение стиральным порошкам. Устранить проблему неосведомленности можно путем формирования уникального торгового предложения, осознание и формирование которого, по мнению [2], является важной, глубокой и серьезной работой, дающий колоссальный эффект. Это обстоятельство определяет актуальность рассматриваемого в работе вопроса.
В целях выявления того, какое агрегатное состояние СМС для стирки наилучшим образом удовлетворяет потребителей, было проведено товароведное исследование. Для исследования были отобраны два синтетических моющих средства для стирки бренда «Persil»: гель для стирки «Persil Power Gel» и стиральный порошок «Persil Color».
Производитель одинаково описывает стиральный порошок «Persil Color» и гель «Persil Power Gel», как уникальную комбинацию активных ингредиентов обеспечивающих безупречный результат стирки, которая обладает следующими преимуществами [4]:
- воздействует непосредственно на пятно, удаляя даже сложные пятна;
- обеспечивает сияющую чистоту одежде, не давая белью сереть даже после нескольких стирок;
- придает белью приятную длительную свежесть от «Vernel»;
- не только эффективно отстирывает, но и бережно относится к ткани.
Гель «Persil Power Gel» предназначен для машинной и ручной стирки цветных синтетических и хлопковых тканей. Состав средства включает 5-15% анионных поверхностно активных веществ (ПАВ), 5% неионогенных ПАВ, фосфонаты, мыло, оптический отбеливатель, энзимы, консервант, отдушка (в т. ч. бутилфенилметилпропиональ, гексилциннамаль,
Оба объекта исследования отражают всю информацию на упаковке, которая определена в нормативной документации.
Для выявления степени удовлетворенности по-
цитронеллол, бензилсалицилат). Порошок «Persil Color» предназначен для ручной и машинной стирки, для цветных, белых и светлых тканей из синтетических и хлопчатобумажных волокон. В состав входят 5-15% анионных ПАВ, 5% неионогенных ПАВ, поликарбоксилаты, фосфонаты, мыло, энзимы, отдушка. Следует отметить, что попадая в водоемы со сточными водами, ПАВ ухудшают кислородный обмен между водой и воздухом. При попадании в организм человека ПАВ нарушают белковый, углеводный и жировой обмен, влияют на активность ряда важнейших ферментов. При этом наибольший вред наносят анионные ПАВ, поскольку они обладают наибольшей поверхностной активностью [1].
Стоимость средства «Persil Color» за 3 килограмма составляет 549 рублей, стоимость «Persil Power Gel» за 1,46 литра составляет также 549 рублей. По заявлению производителя 3 килограмма порошка достаточно для 20 стирок, также как и 1,46 литра геля.
Товар, посредством своего внешнего оформления, «ведет диалог» с потребителем [3]. Немаловажное значение в данном «разговоре» играет маркировка. В рамках исследования был проведен анализ соответствия маркировки требованиям ГОСТ 32479-2013 «Средства для стирки. Общие технические условия». Результаты анализа представлены в таблице 1.
требителей СМС каждым из исследуемых стиральных средств, проанализируем гель и порошок по потребительским свойствам. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 1 - Установление соответствия маркировки требованиям ГОСТ 32479-2013 Средства для стирки. Общие технические условия
Критерий Соответствие ГОСТ
Гель для стирки Persil Power Gel Стиральный порошок Persil Color
Наименование средства, включая торговое наименование + +
Назначение средства, включая способ стирки, типы тканей и стиральных машин + +
Способ применения + +
Состав средства + +
Обозначение нормативных документов и/или технической документации на средство (кроме импортной продукции) + +
Наименование изготовителя, наименование импортера или уполномоченного изготовителем лица и его местонахождение + +
Предупредительные надписи в виде текста или символов, или пиктограмм + +
Номинальное количество продукции в потребительской упаковке (масса или объем) + +
Условия хранения + +
Способ утилизации, если средство не может быть утилизировано как бытовой отход + +
Срок годности + +
В соответствии с мнением эксперта, каждому по степени важности, в соответствии с которой свойству по пятибалльной шкале выставлены оцен- группе присвоен коэффициент весомости. ки, после чего группы свойств были распределены
Таблица 2 - Сравнение потребительских свойств гелеобразного и порошкообразного синтетического моющего средства
Гель для стирки «Persil Power Gel» Стиральный порошок «Persil Color» S §
Потребительские свойства Характеристика Оценка Характеристика Оценка Ei о ■&1 о ■©1 а m й о га «
1. Функциональные 4 4 0,26
1.1. Моющая способность 4,5 4
1.2. Пенообразую-щая способность Слабая пенообразующая способность в теплой воде, прозрачная вода 3,5 Умеренная пенообразующая способность, мутная вода 4
2. Эргономические 5 3,7 0,22
2.1. Удобство пользования
2.1.1. Удобство дозирования Мерный стаканчик внутри колпачка позволяет остаткам средства стекать в бутыль, имеется отметка 5 Отсутствует стаканчик 1
2.1.2. Агрегатное состояние гель 5 порошок 4
2.1.3. Объем упаковки 1,46 л (20 стирок) 5 3 кг (20 стирок) 5
2.1.4. Информация для потребителей Рассмотрена в таблице 2 Рассмотрена в таблице 2
2.2. Растворимость средства Время растворения - 2 секунды 5 Время растворения - 16 секунд 3,5
2.3. Безопасность - 5 - 5
3. Эстетические 4,7 3,8 0,17
3.1. Внешний вид Прозрачный гель зеленого цвета 5 Порошок кремового цвета с красными и синими гранулами 5
3.2. Отдушка Характерный запах 4 Резкий запах 3
3.3. Дизайн упаковки Бутыль белого цвета, с красным горлышком, прозрачным колпачком. Имеет литую ручку и этикетку 5 Пластиковый мнущийся пакет с располагающейся на нем информацией, имеет ручку 3,5
4. Надежность 5 5 0,19
4.1. Срок хранения 3 года с даты изготовления 5 3 года с даты изготовления 5
5. Социальные 4 4 0,16
5.1. Цена 549 рублей или 376 руб/л (без учета акций и скидок) 4 549 рублей или 183 руб/кг (без учета акций и скидок) 4
1
Далее, основываясь на данных из таблицы 2, необходимо определить средний взвешенный арифметический комплексный показатель, который наиболее часто используется при оценке конкурентоспособности [5], качества, потребительских свойств и рассчитывается по формуле 1.
<?=!>; 9и (1)
где
х. - коэффициент весомости г-го показателя;
gi - значение оценки /-го показателя.
Комплексный показатель геля «Persil Power Gel» равен 4,529 баллам. Комплексный показатель для порошка «Persil Color» - 4,09 баллам.
При определении степени потребительской удовлетворенности были получении следующие результаты: средство «Persil Power Gel» удовлетво-
ряет потребителей на 91%, средство «Persil Color» -на 80%. Основными недостатками порошка для стирки «Persil Color» являются большее время растворения средства, низкая оценка эргономических свойств, пылеобразующая способность, которая может привести к появлению аллергической реакции у потребителя.
Таким образом, в результате исследования синтетических моющих средств для стирки одного бренда в различных агрегатных состояниях, можно сделать вывод, что гелеобразное средство для стир-
ки «Persil Power Gel» удовлетворяет покупателей по потребительским свойствам наилучшим образом, нежели порошкообразное средство «Persil Color». Для популяризации гелеообразного агрегатного состояния синтетических моющих средств для стирки необходимо при разработке рекламных обращений формулировать уникальное торгового предложение, отмечающее, прежде всего, такие достоинства как большую экологичность, отсутствие аллергической реакции на пыль, большую комфортность в использовании.
Литература
1. Гордеева Т. С., Павленко Н. К., Нуштаева А. С. Сравнительный анализ состава некоторых натуральных и синтетических косметических моющих средств // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2018. - № 1 (14). - С. 89-96.
2. Дмитриев И. А. Уникальное торговое предложение // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - № 12. - Т. 2. - С. 861-863.
3. Мельникова Т. Ф., Кащенко Е. Г., Береговая И. Б., Кузембаева Ж. Т., Миллер А. М. Влияние цвета на поведение потребителей // Взаимодействие реального и финансового секторов в трансформационной экономике: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2016. -С.150-153.
4. Persil. Официальный сайт [Электронный ресурс] / Persil, 2019. - Режим доступа: https://www.persil. ru/ru/ (дата обращения: 30.05.2019).
5. Beregovaya I. B. On the Problem of Weight Coefficients of Competitiveness Characteristics of Enterprises in Various Sectors / International Journal of Advanced Studies. - St. Louis, Missouri 63118, USA. - Vol. 3. -№. 1. - 2013. - pp. 14-22.