Научная статья на тему 'Сравнение подходов к краудфандингу в России и США'

Сравнение подходов к краудфандингу в России и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1838
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / CROWDFUNDING / CROWDFUNDING PLATFORM / INVESTMENT / KICKSTARTER / INDIEGOGO / BOOMSTARTER / PLANETA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухановский Юрий Анатольевич, Миронова Елизавета Михайловна

В статье анализируются крупнейшие краудфандинговые площадки в России (Boomstarter, Planeta.ru) и США (Kickstarter, Indiegogo), которые используют формат вознаграждений, проводится их сравнительный анализ. Описывается история создания каждой платформы, перечень владельцев и инвесторов, размер комиссии за участие, политика сбора средств. На основе вышеперечисленных пунктов проводится выявление отличительных национальных характеристик, присущих краудфандингу в каждой стране, которые определяют дальнейшее развитие рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARISON OF APPROACHES TO CROWDFUNDING IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

Crowdfunding is a relatively new type of financial model which allows to attract funding from the interested crowd. The article analyzes the most popular and major reward based crowdfunding platforms in Russia (Boomstarter, Planeta.ru) and USA (Kickstarter, Indiegogo). For the analysis were taken several characteristics: platform’s history of creation, owner’s and investor’s list, participation charges, type of taking funds. Based on these characteristics national distinctive features were identified.

Текст научной работы на тему «Сравнение подходов к краудфандингу в России и США»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К КРАУДФАНДИНГУ В РОССИИ И США Сухановский Ю.А.1, Миронова Е.М.2 Еmail: Sukhanovsky664@scientifictext. ru

'Сухановский Юрий Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра индустрии гостеприимства, туризма и спорта; 2Миронова Елизавета Михайловна - студент, факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются крупнейшие краудфандинговые площадки в России (Boomstarter, Planeta.ru) и США (Kickstarter, Indiegogo), которые используют формат вознаграждений, проводится их сравнительный анализ. Описывается история создания каждой платформы, перечень владельцев и инвесторов, размер комиссии за участие, политика сбора средств. На основе вышеперечисленных пунктов проводится выявление отличительных национальных характеристик, присущих краудфандингу в каждой стране, которые определяют дальнейшее развитие рынка.

Ключевые слова: краудфандинг, краудфандинговая платформа, народное финансирование, инвестиции, альтернативное финансирование.

A COMPARISON OF APPROACHES TO CROWDFUNDING IN RUSSIA

AND THE UNITED STATES Sukhanovsky Yu-А.1, Mironova E.M.2

'Sukhanovsky Yury Anatolyevich - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF HOSPITALITY, TOURISM AND SPORTS; 2Mironova Elizaveta Mikhailovna — Student, FACULTY OF HOTEL, RESTAURANT, TOURISM AND SPORTS INDUSTRY, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: crowdfunding is a relatively new type of financial model which allows to attract funding from the interested crowd. The article analyzes the most popular and major reward - based crowdfunding platforms in Russia (Boomstarter, Planeta.ru) and USA (Kickstarter, Indiegogo). For the analysis were taken several characteristics: platform's history of creation, owner's and investor's list, participation charges, type of taking funds. Based on these characteristics national distinctive features were identified.

Keywords: crowdfunding, crowdfunding platform, investment, Kickstarter, Indiegogo, Boomstarter, Planeta.

УДК 334, 336

На данный момент во всем мире активно развивается краудфандинг - народное финансирование, которое порой позволяет собирать внушительные суммы денег на проекты различной направленности.

Краудфандинг внутри каждой страны имеет свои черты, которые сформировались под воздействием различных факторов, среди которых:

• Особенности развития экономики страны;

• Уровень развития финансовых рынков;

• Законодательство в сфере инвестирования, микрофинансирования;

• Менталитет граждан.

Совокупность вышеперечисленных факторов оказывает влияние на масштаб развития краудфандинговых технологий, направленность проектов, входные условия для создателей проектов. Как итог - внутри каждой страны формируется краудфандинг, который обладает своими особенностями.

Предлагается рассмотреть и сравнить краудфандинг в России и США, взяв за основу наиболее крупные и популярные краудфандинговые платформы, выявить общие и отличительные черты.

Отправной точкой современного краудфандинга в США принято считать поочередный запуск двух краудфандинговых платформ: Indiegogo и Kickstarter. В 2008 году свою деятельность начала Indiegogo, основателями которой были Даная Рингельман, Слава Рубин и Эрик Шелл. Пьеса, которую продюсировала Даная Рингельман, не получила должного финансирования, что послужило толчком для создания платформы.

На начальном этапе в Indiegogo инвестировала Boldstart Ventures. С каждым годом количество инвесторов и сумма инвестиций увеличивалась: в 2011 году платформа получила 1,5 миллиона долл., в 2012 году - 15 млн долл, в начале 2014 года - 40 млн.долл. В 2014 году в IndieGoGo также вложила средства группа инвесторов, среди которых был Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group, Макс Левчин, один из создателей PayPal и другие инвесторы высокого уровня.

Kickstarter также развивался за счет сторонних инвестиций. В 2010 году в одну из крупнейших краудфандинговых платформ инвестировал 10 млн долл. крупный американский венчурный фонд, а также такие бизнес - ангелы как Джек Дорси (создатель Твиттера), Зак Клейн, Катерина Фейк.

Создать проект на любой из платформ может совершеннолетний гражданин, являющий резидентом одной из доступных стран, входящих в список сервиса. Создатель проекта обязательно должен иметь счет в банке и кредитную или дебетовую банковскую карту. Проект должен соответствовать требованиям сервиса (проект должен быть открытым и честным, направленным на создание чего-либо полезного для общества, должен иметь конечную цель и др.).

Политика краудфандинговых сервисов относительно сбора средств несколько разнится. Indiegogo предоставляет возможность выбора: если любая собранная сумма поможет создателю проекта достичь его цели, при этом выполнив все обязательства перед спонсорами, то он в праве выбрать данный тип участия. Однако также на платформе доступен классический формат: «все или ничего». Kickstarter же позволяет получить создателям проекта собранные средства только в случае 100% достижения обозначенной цели.

Комиссия за участие у двух крупнейших американских краудфандинговых платформ составляет 5% от собранной суммы средств, также порядка 3-5% взимается платежной системой.

На сегодняшний день данные платформы являются крупнейшими не только в США, но и в мире. За 10 лет существования им удалось собрать более 5 млрд долларов в сумме и запустить более миллиона проектов.

В 2012 году краудфандинг в США получил новый виток развития. Президентом Бараком Обамой был принят JOBS act (the Jumpstart Our Business Startups Act), который позволил компаниям привлекать начальные инвестиции по упрощенной системе, используя краудфандинговые платформы. Теперь у каждого посетителя краудфандинговой платформы появилась возможность получить не только вознаграждение или выбранный продукт, но и стать владельцем акции понравившегося стартапа.

Принятие данного закона также определяет особенности краудфандинга и краудинвестинга в США. Стартапам интересно и перспективно предлагать свои идеи на крауд-платформах, среднестатистическим посетителям, в свою очередь, интересно вкладываться в инновационные, высокотехнологичные проекты, становясь при этом владельцами акций. Краудфандинг в США - это не просто благотворительность, это полноценный источник финансирования для многих развивающихся компаний и не только.

В России краудфандинг начал развиваться несколько позже. В 2012 году были запущены платформы Planeta и Boomstarter, которые и по сей день являются крупнейшими в стране.

По аналогии с американскими сервисами, российская Planeta была призвана решить финансовые проблемы музыкантов по части их творчества. Boomstarter, в свою очередь, создавался скорее, как подобие американского Kickstarter.

Обе российские платформы получили средства на развитие от частных инвесторов. Однако личности инвесторов и суммы инвестиций остались неизвестны.

Входные условия платформ несколько разнятся. Если на платформе Planeta создать проект может гражданин любой страны старше 18 лет, имеющий действующий счёт в банке или индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, то на Boomstarter гражданин другой страны может собирать деньги только

под поручительством гражданина РФ [3]. Однако совсем недавно запустился Boomstarter Network, который позволяет запустить проект практически из любой страны.

На российских платформах достаточно лояльные условия по получению средств в случае не достижения заявленной цели. На Planeta создатель проекта вправе получить собранную сумму средств, если она превысила 50% от заявленной цели. При этом комиссия платформы будет варьироваться от 10 до 15% в зависимости от процента достижения заявленной цели. Boomstarter предлагает два варианта сбора средств: создатель проекта может ограничить время сбора, при этом забрать любую сумму вне зависимости от заявленной цели, либо напротив собирать средства неограниченное время, пока не будет достигнуто 100% суммы. Комиссия со стороны платформы не взимается, однако запуск проекта платный, от 5000 рублей. На обеих платформах создателю проекта также придется оплатить комиссию платежной системы - 3,5%.

За время существования Planeta собрала свыше 1 млрд руб. и запустила более 5 тыс. успешных проектов [2]. Каждому третьему проекту удалось собрать необходимую сумму. Boomstarter собрал более 375 млн руб. и запустил более 1860 успешных проектов.

Безусловно, показатели российских краудфандинговых платформ не сопоставимы с аналогичными показателями западных ресурсов, однако наблюдается положительная динамика. Согласно данным, предоставленным Planeta.ru, объем краудфандинговых сборов в России с каждым годом возрастает более чем на 200% [8]. Также увеличивается средняя сумма, которую каждый пользователь тратит на поддержку одного проекта. Если в 2012-2013 годы она составляла порядка 500-750 руб., то на данный момент возросла до 1,5 тыс. руб.

Россияне предпочитают финансирование общественно-значимых, благотворительных и творческих проектов, проявляя меньший интерес к бизнес-проектам. Это связано с тем, что краудфандинг в России находится на начальном этапе развития и воспринимается скорее как благотворительность, нежели реальный источник финансирования бизнес-проектов.

Стоит отметить, что из-за недостаточной популярности сервисов, российским краудфандинговым платформам очень непросто получить прибыль даже за счет высоких комиссий. Большинство проектов, пришедших на платформу, не ставят перед собой масштабные финансовые цели, что также не позволяет отечественным сервисам заработать.

Российский краудфандинг только начинает свое становление и на данный момент специализируется скорее на творческих и социальных проектах, нежели на инновационных стартапах. Небольшие обороты пока не позволяют площадкам снижать комиссии, а альтернативные варианты получения прибыли только начинают применяться. Отечественному краудфиндингу требуется время, чтобы выйти на новый уровень развития, также как и потенциальным спонсорам.

Краудфандинг в США - это развитая сеть платформ различной направленности и характера, на которые приходят с бизнес - идеями различного масштаба. У бизнесменов есть возможность получить крупную сумму средств на запуск проекта, у спонсоров - стать обладателем эксклюзивного товара, услуги или даже приобрести акции. Американские платформы также в плюсе, что позволяет им снижать комиссии для участников, тем самым стимулируя привлечение новых проектов. Более того, платформы повышают предпринимательскую активность, применение и внедрение инноваций, новых бизнес - моделей, что оказывает положительное влияние на экономический рост страны в целом, увеличение ВВП.

Список литературы / References

1. Долженко Р.А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». [Электронный ресурс], 2016. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/nekotoryevoprosyotsenkieffektivnostikraudfandinganaotechestven noy-kraudfandingovoy-platforme-planeta (дата обращения: 11.03.2019).

2. Краудфандинговая платфома Planeta.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planeta.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).

3. Краудфандинговая платформа Boomstarter.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).

4. Краудфандинговая платформа Kickstarter.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/ (дата обращения: 12.03.2019).

5. Краудфандинговая платформа Indiegogo.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.indiegogo.com/ (дата обращения: 15.03.2019).

6. DMR (business statistic). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expandedramblings.com/ (дата обращения: 17.03.2019).

7. Финансово - экономический журнал Forbes. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/ (дата обращения: 17.03.2019).

8. Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 18.03.2019).

9. The World's largest startup platform Startup.co.uk. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.startups.co/ (дата обращения: 18.03.2019).

10. American weekly magazine Inc.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inc.com/ (дата обращения: 18.03.2019).

АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЕНЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ (CRM-СИСТЕМЫ) Бабаев М.Х.1, Пирогов В.Ю.2 Email: [email protected]

'Бабаев Мердан Халбаевич - студент; 2Пирогов Владислав Юрьевич - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра программирования и автоматизации бизнес-процессов, факультет информатики, математики и физики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск

Аннотация: в данной статье автором производится небольшой разбор и анализ CRM-систем. Типы CRM-систем. Операционные CRM-системы, Аналитический CRM-системы, Коллаборационные CRM-системы, Комбинированные CRM-системы и в чём их отличие. Какие наиболее распространены в наше время. А также производится анализ самых популярных программных комплексов CRM-систем нашего времени. Анализ производится Битрикс24, A^oCRM, Мегаплан, Pipedrive, Highrise, SAP CRM, Bmp 'online sales, ELMA BPM, 1C:CRM, CRM - системы, Анализ CRM - систем, Типы CRM - систем, Программные комплексы CRM, CRM. Ключевые слова: анализ CRM-системы.

ANALYSIS OF SOFTWARE COMPLEXES MANAGING RELATIONSHIPS WITH CUSTOMERS (CRM-SYSTEMS) Babayev M.Kh.1, Pirogov V.Yu.2

'Babayev Merdan Khalbaevich - Student; 2Pirogov Vladislav Yurevich - Candidate ofPhysical and Mathematical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PROGRAMMING AND AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES, FACULTY OF INFORMATICS, MATHEMATICS AND PHYSICS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SHADRINSK

Abstract: in this article, the author made a small analysis and analysis of CRM-systems. Types of CRM-systems. Operational CRM-systems, Analytical CRM-systems, Collaboration CRM-systems, Combined CRM - systems and what is their difference. What are the most common in our time. And also to analyze the most popular software systems CRM-systems of our time. Analysis produced Bitrix24, AMoCRM, Megaplan, Pipedrive, Highrise, SAP CRM, Bmp 'online sales, ELMA BPM, 'C: CRM.

CRM - systems, Analysis of CRM - systems, Types of CRM-systems, CRM software systems, CRM. Keywords: CRM-system analysis.

УДК 004.6.004.7

Анализ CRM систем.

CRM-системы — это программы, которые служат для управления отношениями клиента и фирмы (компании) [7]. Эти программы помогают вести различные учеты сделок и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.