Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА'

СРАВНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / персонал / японская модель менеджмента / американская модель менеджмента / мотивация персонала / особенности мотивации / motivation / personnel / Japanese management model / American management model / personnel motivation / motivation features

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.В. Ким, Е.В. Сумина

В данной статье рассматривается различие мотивации персонала в японской и американской модели менеджмента. Рассматривается понятие мотивации, а также ее влияние в условиях разных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF STAFF MOTIVATION IN JAPANESE AND AMERICAN MANAGEMENT MODELS

This article discusses the difference between staff motivation in the Japanese and American management models. The concept of motivation is considered, as well as its influence in the conditions of different cultures.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 339.97(075)

СРАВНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Ю.В.Ким

Научный руководитель - Е.В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yuliyakim321@gmail.com

В данной статье рассматривается различие мотивации персонала в японской и американской модели менеджмента. Рассматривается понятие мотивации, а также ее влияние в условиях разных культур.

Ключевые слова: мотивация, персонал, японская модель менеджмента, американская модель менеджмента, мотивация персонала, особенности мотивации.

COMPARISON OF STAFF MOTIVATION IN JAPANESE AND AMERICAN MANAGEMENT MODELS

Y.V. Kim Scientific supervisor - E.V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yuliyakim321@gmail.com

This article discusses the difference between staff motivation in the Japanese and American management models. The concept of motivation is considered, as well as its influence in the conditions of different cultures.

Key words: motivation, personnel, Japanese management model, American management model, personnel motivation, motivation features.

В современном менеджменте вопрос мотивации сотрудников становится первостепенным. Руководителям, желающим добиться высокой производительности труда за счет эффективной деятельности своих подчиненных, следует задуматься о наличии методов стимулирования своих сотрудников. Поэтому главная цель современного менеджмента - это достижение условий, при которых работники обладают наивысшим потенциалом.

Мотивация персонала - это энтузиазм, уровень энергии, целеустремленность и творческий потенциал, который сотрудник ежедневно привносит в организацию.

Мотивация - это поведение, которое следует направить в нужное русло, чтобы достичь желаемых целей и результатов [1].

С середины 60-х годов XX века в экономику вошло понятие японского чуда - тех молниеносных перемен, которые произошли в японской экономике за сравнительно небольшой период времени. Общепринятым фактом является утверждение, что именно прорыв в области менеджмента организаций послужили основой для «японского экономического чуда» [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Общеизвестно, что персонал японских компаний отличается одним очень ярким качеством - преданность сотрудников своей фирме, своему делу. Порой, это граничит с самопожертвованием, с пренебрежением к собственным интересам.

Обладая сильной групповой ориентацией, японцы очень заинтересованы в том, чтобы чувствовать себя частью группы. Чем больше структурировать работу как командные проекты и вознаграждать участников команд за их достижения, тем лучше. Также, вещи или мероприятия, которые способствуют групповому единству, такие как общественные мероприятия, встречи команды и даже обычные групповые футболки, могут быть очень эффективными для создания мотивации у японского персонала.

Помимо того, что японцы являются частью группы, для них важно чувствовать, что эта самая группа, к которой они принадлежат и в которой работают, является престижной и успешной. Любые усилия по повышению авторитета компании в японском обществе окупятся повышением мотивации. Для японцев очень важно, узнают ли друзья и члены семьи имя своего работодателя, этот фактор является одним из рычагов мотивации для японца [2].

Далее стоит отметить, что японцы придают большое значение стабильности в своей работе. Это отличает их от многих американских специалистов, для которых возможность высокой оплаты труда является хорошей мотивацией к работе даже в порой самых нестабильных ситуациях. Если японский сотрудник уверен, что компания,в которой он работает, привержена японскому рынку в долгосрочной перспективе и предоставляет постоянные возможности трудоустройства для своего персонала, то мотивациюяпонской команды обеспечена. Но это не означает, что, например материальная мотивация не является приоритетом для японцев или полностью непригодна при работе с персоналом в японской модели менеджмента.

Хотелось бы отметить, что японцы привыкли работать с менеджерами, которые очень практичны и очень вовлечены в работу своих подчиненных. Поэтому они часто находят стиль делегирования, используемый неяпонскими менеджерами, отчуждающим и одиноким. Они чувствуют, что вся работа свалена на их плечи, и их игнорируют. С этой проблемой можно бороться, проводя больше времени один на один с каждым сотрудником, чтобы узнать об их проблемах и пресечь в зародыше любые источники неудовлетворенности. Японцы ценят инвестиции в время. Это также отличный рычаг мотивации каждого сотрудника по отдельности [3].

Касательно внутренней конкуренции японского персонала можно сказать, что своеобразие японской деловой этики состоит в том, что главной целью конкуренции в Японии принято считать не свою победу и поражение соперника, а взаимоприемлемый компромисс. То есть если на Западе борьба идет за то, кому достанется пирог, то на Востоке спорят о том, как его достойно поделить, чтобы каждому досталась достойная удовлетворяющая доля пирога. То есть, внутренняя конкуренция среди японских сотрудников является не банальным перетягиванием одела на себя, а возможностью договориться и умении кооперироваться, для того, чтобы получить свою выгоду среди сильнейших.

Рассматривая американскую модель менеджмента, можно сразу выделить, что для американского сотрудника оплата труда это ключ к его мотивации, это объясняется определенными социальными и культурными установками нации, т.е. ориентации на достижение личный успех и высокий уровень экономического благосостояния каждого человека [4]. Это уже говорит нам о том, что мотивация персонала в японской и американской модели менеджмента существенно отличается.

В отличии от японского коллективизма, в американском менеджменте четко прослеживается индивидуализация мотивации труда работника. Наибольшую популярность приобрели «оценка заслуг» и «плата за исполнение». «Оценка заслуг» исходит из того, что работники, имеющие одинаковую квалификацию и занимающие одну должность, благодаря

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международно го бизнеса ...»

своим природным способностям, стажу, целевым установкам, мотивам и стремлениям, могут добиться различных результатов в работе. Эти различия должны найти отражение в заработной плате, что достигается с помощью дифференциации окладов в рамках разряда (или должности). «Плата за исполнение» основана на использовании любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в их деятельности (система гибкой оплаты труда, система переменной оплаты и др.) [4].

В американской модели менеджмента компания вовсе не гарантирует сотруднику стабильности и долгого терпения к ошибкам со стороны сотрудника. Можно сказать, что место за работником «не закреплено», как в японских организациях. Однако, если бы этот фактор демотивировал японца, то американца он вполне закаляет к более усердной работе.

Для американского сотрудника важен карьерный рост, особенно в денежном выражении, признание как личности, как успешного и незаменимого сотрудника, это сильно мотивирует человека к действию и продуктивной работе. В то время как японцы не сильно приветствуют выделение на фоне остальных участников коллектива [5].

Несмотря на некоторые общие черты между моделями непосредственно самого менеджмента США и Японии, тем не менее модель мотивации американского народа отличается от японского в силу культуры, традиций, менталитета и набора ценностей. Американцы более самостоятельны и инициативны их принцип «Каждый сам за себя» является оппозиционным для модели японского менеджмента, где все мотивированы работой в командах. Японцам требуется стабильность занятости, их главный источник мотивации - это чувство причастности к общему делу. В то время как у американцев это выражается в денежном эквиваленте.

Библиографические ссылки

1. Employee motivation: Definition, types, importance, and ways to improve it. - Текст :электронный // QuestionPro : [сайт]. - URL: https://www.questionpro.com/blog/employee-motivation/ (датаобращения: 01.04.2022).

2. Японская концепция мотивации - Текст : электронный // Энциклопедия менеджмента:URL:https://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/yaponskaya-koncepciya motivacii.html (дата обращения: 01.04.2022).

3. MOTIVATION OF EMPLOYEES IN JAPAN - Текст :электронный // JSTOR :URL: https://www.jstor.org/stable/43217357 (дата обращения: 02.04.2022).

4. Американская модель мотивации персонала - Текст : электронный // BStudy.net : URL: https://bstudy.net/989972/ekonomika/amerikanskaya_model_motivatsii_personala (дата обращения: 02.04.2022).

5. Motivation and Worker Productivity: A Comparative Analysis - Текст :электронный // IBSU: URL:https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.819.6754&rep=rep1&type =pdf (дата обращения: 04.04.2022).

© Ким Ю.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.