Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ПОДХОДОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ'

СРАВНЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ПОДХОДОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликты / христианский подход / эгоцентрицизм / деформация общения / проблемы информационных технологий / медиация / конфликтология / медиативная философия жизни / миротворчество / теплота / эмпатия / уважение / любовь агапе / сравнительный подход

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Острогляд Алина Витальевна

Сопоставляется христианский миротворческий подход с медиативным мировоззрением. Христианский подход к разрешению конфликтов включает в себя медиативное мировоззрение, однако, он значительно шире и позволяет мирно разрешать конфликты, для которых нет миротворческих инструментов в секулярном мире. Необхо-димо адаптировать его под российский менталитет и сделать максимально доступным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ПОДХОДОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

УДК 27-4:316.485.6

Острогляд Алина Витальевна (Санкт-Петербург)

СРАВНЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ПОДХОДОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Аннотация: Сопоставляется христианский миротворческий подход с медиативным мировоззрением. Христианский подход к разрешению конфликтов включает в себя медиативное мировоззрение, однако, он значительно шире и позволяет мирно разрешать конфликты, для которых нет миротворческих инструментов в секулярном мире. Необходимо адаптировать его под российский менталитет и сделать максимально доступным.

Ключевые слова: конфликты, христианский подход, эго-центрицизм, деформация общения, проблемы информационных технологий, медиация, конфликтология, медиативная философия жизни, миротворчество, теплота, эмпатия, уважение, любовь агапе, сравнительный подход.

«Мир может наступить в этом мире только тогда, когда каждый из нас — именно, каждая личность — воспримет всерьез весть о мире, которую провозгласил и явил жизнью Иисус: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15:12). Как мы можем прийти к тому, чтобы любить друг друга? Как мы можем приблизиться к тому, чтобы поверить, что нас самих любят?»

Жан Ванье

«Жить мирно посреди насилия»

«Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. И нет такой школы и такого воспитания, которые могли бы сделать людей великодушными и благородными без упражнения в прощении»

Свт. Николай Сербский

Актуальность: деформация общения и угрозы человечеству в современном мире. Что происходит сегодня с общением и мышлением? «Сегодняшние события глобально ставят вопрос: быть или не быть человечеству как цивилизации? (Шамликашвили. 2017. С. 12)».Человечество уже не в состоянии обуздать результаты и последствия своего стремления к прогрессу, что угрожает уже физическому существованию человека как такового, в том числе неудержимо двигаясь к замещению его искусственным интеллектом. «Мир становится нечеловекомерным»? по выражению фантаста Станислава Лема.

Люди, стремящиеся стать сверхчеловеками, киборгами и обрести бессмертие с помощью высоких технологий, трансформируют свои тела с помощью внедрения разных устройств. Применяя технологии расчеловечивания, целенаправленно меняют наше восприятие и мышление расширяя грани возможного, порабощают сознание и мышление, загоняя людей, а точнее, как сейчас принято выражаться, «человеческий ресурс», человеческий капитал «в цифру», где личные данные — самый ходовой товар. Общение, являющееся залогом развития личности, телефоны превратили в эрзац.

Тотальная зависимость от электронных устройств сужает наше сознание, трансформирует мышление. И большей частью наше общение теперь является просто коммуникацией, т. е. односторонней передачей сообщений. Переход от «мы» к «я-позиции», эгоцентризму, нарциссизму, атомизации бук-

вально сводит с ума. Но общение не равно коммуникации! Настоящее живое качественное общение обучает мыслить, развивает рефлексию, расширяет кругозор, вдохновляет к творческому подходу к жизни, объединяет людей — это и есть воспитание. Общение — это процессы самопознания через взаимопознание. Психологам хорошо известно, что групповые формы работы наиболее эффективны для саморазвития. Цели технологий — порабощение ума и воли, а ведь дар свободы — практически единственное, что отличает человека от животных.

Как предрекал Николай Бердяев: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казались раньше. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе: как избежать их окончательного осуществления, как вернуться к менее "совершенному" и более свободному обществу?» (Бердяев. 1924. с. 121). Нам придется выбирать между свободой и безопасностью, свободой и комфортом. Но необходимо помнить: «Те, кто готов пожертвовать насущной свободой ради кратковременной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности» (Бенджамин Франклин. 1755).

30 лет в условиях морального бездорожья, отсутствия идеологии привели к стремительной духовной деградации — налицо очевидный регресс, мы теряем полутона, обертоны в общении, общение становится все более упрощенным, нарастает бездуховность. Одним из следствий происходящего является повышенная агрессия и нетерпимость в обществе. Как следствие — рост конфликтности и неумение людей управлять конфликтами и собой. Одно из исчезающих понятий сегодня — воспитанный человек. Россия находится в первой десятке стран мира в мире по уровню агрессии. Семейное насилие, детская и подростковая жестокость у нас в числе из самых высоких в мире. Очень часто конфликты заходят в тупик, т. к. конфликтная среда заражает, атрофируется способность к мышлению. А без способности к мышлению невозможно развитие совести. Согласно В. Франклу,

«совесть — это "орган смысла"» (цит. по: Шамликашвили. 2017. С. 13), а для православного человека — это голос Божий в нас. Умение самостоятельно мыслить — отличительная особенность человека. Оно напрямую связано с умением различать добро и зло, побеждать в борьбе добра и зла. Это условие выживания в идущей сейчас информационной войне.

Медиация: границы и возможности. Среди множества методик работы с конфликтами в ситуациях, когда общение зашло в тупик и люди самостоятельно не могут договориться между собой, помогает медиация. Это одна из наиболее перспективных техник современной конфликтологии — едва ли не единственная, позволяющая разрешать конфликты. Хотя истоки ее древние — изначально именно церковь была посредником в конфликтах, медиатором.

Медиация — искусство примирять. Это специальным образом организованные переговоры с участием третьего нейтрального лица — медиатора. Ее главная особенность — позиция сотрудничества в переговорах, когда каждая из сторон находит оптимально для себя решение, это не компромисс, а максимальное удовлетворение потребностей каждой из сторон, что и является залогом добровольного исполнения принятых соглашений. Медиатор помогает сторонам создавать условия для нахождения решения, которое на 100 % устраивало бы каждую из сторон. Медиация применяется в самых разных сферах: от детских садов до вузов, в семейных спорах и бизнесе. Ключевой момент медиации — выявление истинных интересов сторон. В отличие от заявленных позиций, интересы далеко не всегда осознаются. Помощь медиатора в выявлении и осознании своего интереса каждой из сторон и дает возможность удовлетворить обе стороны.

Однако для применения процедуры семейной медиации есть ряд ограничений, главными из которых являются: нежелание одной из сторон сотрудничать, неравноправие,

либо правовые ограничения в дееспособности одной из сторон, любые ситуации семейного насилия, острая стадия конфликта. Существует множество направлений и стилей медиации. Из них необходимо отметить провокативную медиацию Эда Ватцке — единственную в своем роде, когда медиатор не начинает работу без выраженного конструктивного настроя обеих сторон, для его достижения использует язык притч и образов (Ватцке. 2009). Этот авторский стиль медиации наиболее близок к христианскому подходу разрешения конфликтов.

Возможности медиативного подхода. В случае, когда медиацию применить невозможно, вступает в силу медиативный подход. Медиативный подход опирается на медиативное мировоззрение, на медиативную философию жизни. Это авторский термин профессора Цесаны Шамликашвили. Главная особенность этого подхода — стремление к пониманию. «Получить информацию — мало, ее еще нужно правильно понять. Но в первую очередь должно быть искреннее, совершенно рациональное желание, стремление понять» (Шамликашвили. 2017. С. 16).Тем самым производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Медиативный подход создает предпосылки и условия для изменений, в основе которых лежит позитивное осознанное взаимодействие. Ц. Шамликашвили предлагает его как способ мышления, способный трансформировать мир вокруг человека, как навык, позволяющий развивать общество в дискурсе равноправного диалога. Ограничений в применении такого подхода нет. Можно назвать медиативный подход квинтэссенцией современной секулярной конфликтологической мысли.

Модель миротворчества в христианском подходе к разрешению семейных конфликтов. Существует немало проверенных методик, разработанных различными христианскими деноминациями: католиками, мормонами,

евангельскими христианами баптистами и т. д. Всех их объединяют главные составляющие черты: необходимость высокой степени осознанности своих действий, согласованных с библейскими принципами; непреклонные усилия в возрастании в жертвенной любви; самопознание и познание своего ближнего; трезвение, честность, жизнь в реальности, без масок; признание своего вклада в конфликт; контроль чувств, мыслей и желаний, чувство собственного достоинства; метанойя; служение ближнему, принятие, фокусировка на светлых его качествах; обращение за помощью к Богу и людям и любовь как ведущий мотив (Острогляд. 2019. С. 153).

Вышеназванный ряд черт укладывается в два главных принципа из образовательной программы по выработке системных навыков общения священника и христианского психолога доктора Гэри Свитена, «воплощенных в двух греческих словах, которые часто используются в Новом Завете»: 1. «телейос» («целостность», «совершенство», «зрелость», «полнота» и т. д.) — означает возрастание на пути к внутренней целостности и христианской зрелости; 2. «параклесис» («приближение») — означает стремление стать ближе к другому человеку, чтобы утешать, вдохновлять, увещевать и наставлять его» (Свитэн. 2018. С. 18). То есть цель методики — помощь в возрастании в телейосе и в становлении подлинным параклитом.

Модель помощи «телейос» предполагает уравновешивание психологических методов, зарекомендовавшие себя во всем мире, теологическим подходом. Вся модель «телейос» основана на положениях, разработанных доктором Фрэнком Лейком, английским психиатром, богословом и Христианином с большой буквы: Забота + Конфронтация = Рост + Страдания. Забота без конфронтации ни в малейшей степени не будет способствовать росту. При этом «болезни роста — событие нормальное. Более того, плохо, когда этих болезней нет» (Свитэн. 2018. С. 117-118). Важной особенностью этой модели помощи является равноправие участников

процесса — они именуются «помогающий» и «ищущий помощи», могут меняться ролями и совместно преодолевают препятствия, закрывающие путь к целостности.

Теплота, эмпатия и уважение — «три кита» методики исцеления, поэтому автор рекомендует прежде всего научиться демонстрировать окружающим дружелюбие и теплоту и потратить больше времени на то, чтобы научиться слушать и любить, поскольку располагает данными, что не менее чем в 80 % случаев именно отсутствие взаимопонимания и неумение проявлять сердечность и заботу являются корнем семейных конфликтов.

Меннонитской братской церковью (анабаптистами) разработана модель христианского миротворчества. Миротворчество — центр миссии меннонитов. Поэтому уже с 70-х годов прошлого века миротворцы-меннониты создавали программы посредничества по примирению, открывают по всему миру центры, в которых создают инструменты для разрешения конфликтов и миротворчества.

Собственно христианское миротворчество, по учению меннонитов, начинается обычно с того, что «хотя бы одна из сторон конфликта принимает решение быть конструктивной, несмотря на то, что другая сторона ведет себя неконструктивно» (Клаассен. 1996. С. 183). Таким образом, это односторонний путь жертвенной любви-агапе, означающий обязательство быть конструктивным, способность ценить других и заботиться о них. Такая любовь одновременно уже и содержит в себе прощение и покрывает собою неспособность других пойти двусторонним путем. Миротворчество в широком смысле — это двусторонний путь прощения, который включает в себя взаимное признание несправедливости, восстановление равенства и ясность будущих намерений.

Представляется возможным сопоставить христианский миротворческий подход с медиативным мировоззрением (Шамликашвили. 2017. С. 18-20):

Медиативное мировоззрение Христианский подход к разрешению семейных конфликтов

— Безусловное уважительное отношение к окружающему миру, окружающим вообще и своему актуальному визави, в частности, в данный конкретный момент времени. Уважительная заинтересованность и пытливость (не путать с любопытством). Принятие своего визави, ситуации, ее интерпретации, принятие собственной уязвимости, слабости помогают нам быть самими собой и находить наиболее приемлемые решения, удовлетворяющие нашим потребностям и интересам. — Стремление к безоценоч-ности. Это очень сложно, но достижимо в рамках структурированной процедуры. — Учиться выражать и демонстрировать окружающим дружелюбие: теплоту, эмпатию и уважение. — Позиция «помогающий» и «ищущий помощи» — могут меняться ролями и совместно преодолевают препятствия, закрывающие путь к целостности. — Принятие, фокусировка на светлых качествах ближнего. Заповедь о не осуждении ближнего, памятование о словах Спасителя «прежде вынуть бревно из своего глаза». — «Иметь бездерзновен-ность», самоукорение, уклоняться худой беседы. — Восприятие человека как образа Божия, отделение греха от человека (люби грешника, но ненавидь грех).

— Постоянная работа над собой, внутренний диалог и саморефлексия приводят к процессу самоузнавания, самоосознания, самопознания, что способствует постоянному развитию и расширению пространства внутренней свободы личности, осознанности в действиях, принятии решений, эмпатии. — Возрастание на пути к внутренней целостности и христианской зрелости («телейос»): самопознание и познание своего ближнего, осознавать и сбрасывать свои оковы; метанойя — работа над переменой ума и поведения. — Необходимость высокой степени осознанности своих

— Ответственное поведение и ответственное отношение к миру — деятельная (ответственная) ответственность. действий, согласованных с библейскими принципами. — Служение ближнему (ближайшему, кто нуждается в помощи).

— Создание безопасного «пространства диалога», в котором возможно сотрудничество оппонентов, прояснение ситуации. Делая выбор, принимая решение, совершая действие, необходимо максимально осознанно и осмысленно ответить себе на вопросы: — какой результат (или какой исход ситуации является для меня желательным)? — какое развитие событий (или какой исход, результат) я бы считал нежелательным или неприемлемым? — Стремление стать ближе к другому человеку, чтобы утешать, вдохновлять, увещевать и наставлять его («параклит»). — Непреклонные усилия в возрастании в жертвенной любви. — По заповеди Спасителя поступать с ближним так, как хочешь, чтобы относились к тебе. — Спешить прощать «до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22), быть в намерении прощать простить всем грехи и оскорбления, чтобы и Бог простил нам бесчисленные грехи и оскорбления наши.

— Осознанное отношение к любому своему действию, отслеживание своих реакций каждое мгновение, опора на знания о влиянии эмоционального мозга на наше поведение, умение контролировать свое поведение, не позволяя негативным эмоциям деструктивно влиять на развитие событий и отношения с теми, с кем мы находимся во взаимодействии, — Осознавать себя как Образ Божий и не позволять попирать его. — Контроль чувств, мыслей и желаний, чувство собственного достоинства — постоянное повышение осознанности в стремлении достичь целостности. — Никогда не забывать, что главное в жизни — это отношения. — Уметь проявлять «жесткую

чтобы это взаимодействие по качеству своему становилось общением — все это является основой осознаваемой деятельной ответственности. любовь» в случае необходимости: Забота + Конфронтация = Рост + Страдания. — Стяжание мирного духа для спасения окружающих.

— Развитый эмоциональный интеллект, межкультурная компетентность, основанная на осознании невозможности всеобъемлющей межкультурной грамотности и необходимости проявления чувствительности к различиям, принятия их, социальная и конфликтная компетентность. — Признание своего вклада в конфликт; — трезвение, честность, жизнь в реальности, без масок; — развивать позитивное мышление; — строить границы личности; — освобождаться от бремени прошлого и идти вперед; — избавляться от страха.

— Способность сомневаться, ставить вопросы, прежде всего себе, своим допущениям, интерпретациям, чуткость, сопереживание, сострадание, неравнодушие — это качества, которые развивает в человеке медиативный подход. — Человеку стать ближе к себе, начать осознавать свои истинные потребности, отделяя их от социально привнесенных навязанных, позволяет вернуть связь со своим внутренним ресурсом, содержащим огромный потенциал, на который личность может опираться в сложных ситуациях. — Сохранение индивидуальности, чувства собственного — Обращение за помощью к Богу и людям. — Принятое решение быть конструктивным, несмотря на то, что другая сторона ведет себя неконструктивно. — Взыскующая любовь к Богу и осознанная любовь-агапэ к ближнему как ведущий мотив жизни (относиться к себе и к другому человеку как к образу Божию, любить бескорыстно, с уважением, пониманием, состраданием, но без потакания слабостям и грехам — это жертвенная любовь, обязательство в отношении другого человека, забота о нем). — Нерасторжимость брака как образа Божия, школы единения, возрастания

в любви и добродетелях — отсюда непреклонные усилия в возрастании любви к Богу и к ближнему; приоритет отношений с супругом перед всеми остальными, кроме отношений с Богом, стоящим во главе супружества. Главное умение в браке — прощать и покрывать любовью слабости своего ближнего.

Очевидно, что при большой доле совпадения в медиативном подходе, помимо обращения за помощью к Богу и богословия брака, отсутствует еще одна сугубо христианская составляющая, являющаяся определяющей в теме миротворчества: любовь-агапе как обязательство быть конструктивным даже тогда, когда другая сторона ведет себя неконструктивно.

Любовь-агапе — тот элемент, которого не хватает для решения конфликта, когда существуют ограничения в возможности использования процедуры медиации и тот, который не включает в себя медиативный подход. То есть все, что превышает принцип равенства и справедливости, что выше человеческих законов, невозможно без помощи Божией.

Учитывая, что медиация — единственный из всех существующих методов разрешения, а не урегулирования конфликтов, приходится признать, по словам Святейшего патриарха Алексия II, что «выше закона может быть только любовь, выше права — лишь милость, и выше справедливости — лишь прощение».

Выводы.

1. Христианский подход к разрешению конфликтов включает в себя медиативное мировоззрение, однако, он значи-

достоинства личности и сохранения баланса между частными, индивидуальными и публичными интересами.

тельно шире и позволяет мирно разрешать конфликты, для которых нет миротворческих инструментов в секулярном мире: когда одна из сторон не настроена сотрудничать.

2. Существует хорошо структурированный христианский подход к разрешению конфликтов со своим понятийным аппаратом, со своей методологией и конкретными методиками, охватывающими разные уровни конфликта. Необходимо адаптировать их под российский менталитет и сделать максимально доступными.

3. Для сохранения человеческого начала перед вызовами расчеловечивания и во исполнение заповеди Господней каждому христианину необходимо развивать миротворческое мышление. Необходимо вернуть Церкви роль медиатора и обучать семинаристов, священников и консультантов в храмах и прихожан методикам миротворчества.

4. Имеет смысл осваивать секулярные и христианские методы постепенно на разных стадиях воцерковления: для новоначальных — это обучение медиации как базовому навыку, по мере воцерковления помогать формировать верующим медиативное мировоззрение, следующая ступень — христианский подход, и далее — аскетический.

Литература

Бердяев Н. Новое средневековье. Берлин, 1924.

Ватцке Эд. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения...»: истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации / Пер. с нем. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. 144 с.

Клаассен Р. Модель миротворчества (Сокращенный вариант статьи «Модель миротворчества: Библейская перспектива») // Миротворчество и христианское разрешение конфликтов. Сборник / Сост. О. Бевз, Д. Раймер. СПб: Библия для всех, 2007. С. 182-186.

Острогляд А. В. Христианский подход к разрешению семейных конфликтов» // Технологии работы с семьей: христианский подход. Коллективная монография / Под ред. В. Хулапа, И. В. Астэр. СПб.: ЦРКиСО, 2019. С. 110-155.

Свитен Г. Азы коммуникации: христианский подход / Пер. с англ. М.: Триада, 2018. 288 с.

Франклин Б. Официальное письмо от Ассамблеи Пенсильвании губернатору Томасу Уортону, 11 ноября 1755 г. // Бенджамин Франклин. Материал из Викицитатника. Интернет-ресурс : Ьйрэ ://ги:мк1дио1е.ог§;/ш1к1//Бенджамин_Франклин.

Шамликашвили Ц. Медиативный подход и его возможности в развитии человеческого капитала и совершенствовании общественных отношений // Вестник Федерального института медиации. 2017. № 3. С. 10-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.