Научная статья на тему 'Сравнение мамонтовой мегафауны на территории России и Мексики. Пуэбла vs Якутия (Проект МИШ 2022)'

Сравнение мамонтовой мегафауны на территории России и Мексики. Пуэбла vs Якутия (Проект МИШ 2022) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспресс-проекты / Международная исследовательская школа / Якутия / палеонтология / express-projects / International Research School / Yakutia / paleontology

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Андреа Дали Гомес Ороско, Колесов Станислав Дмитриевич

Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был ориентирован на ребят, увлеченных палеонтологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Андреа Дали Гомес Ороско, Колесов Станислав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of Mammoth Megafauna in Russia and Mexico. Puebla VS Yakutia (IRS Project 2022)

A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was aimed at the young people engrossed in paleontology.

Текст научной работы на тему «Сравнение мамонтовой мегафауны на территории России и Мексики. Пуэбла vs Якутия (Проект МИШ 2022)»

Международная исследовательская школа

Андреа

Дали Гомес Ороско,

координатор Ассоциации изучения плейстоцена штата Пуэбла, г. Пуэбла (Мексика)

e-mail: dali5@hotmail.com

Колесов

Станислав Дмитриевич,

палеонтолог, научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук РС(Я), г. Якутск (Россия) e-mail:

kolesov.stanislav@mail.ru

Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

Сравнение мамонтовой мегафауны на территории России и Мексики. Пуэбла vs Якутия (Проект МИШ 2022)

Comparison of Mammoth Megafauna in Russia and Mexico. Puebla VS Yakutia (IRS Project 2022)

Аннотация. Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был ориентирован на ребят, увлеченных палеонтологией.

Ключевые слова: экспресс-проекты, Международная исследовательская школа, Якутия, палеонтология

Abstract. A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was aimed at the young people engrossed in paleontology. Keywords: express-projects, International Research School, Yakutia, paleontology

Участники: Камила Альманса Рейес (Мехико, Мексика), Елисей Рудюк (г. Москва, Россия), Антонина Зубарева (Республика Бурятия, Россия), Иван Семенов (г. Москва, Россия), Екатерина Белянинова (г. Москва,, Россия), Дарья Ступина (г. Москва, Россия), Анастасия Кузнецова (г. Москва, Россия) Саргылана Неморицына (Якутия, Россия), Раиса Павлова (Якутия, Россия)

О проекте

Цикличные похолодания в течение плейстоцена создали уникальные ландшафты по всей северной половине земного шара. В этих ландшафтах обитали достаточно крупные животные. Самыми известными из них были мамонты, которые включали в себя несколько видов, приспособленных к

Сравнение мамонтовой мегафауны на территории России и Мексики. Пуэбла vs Якутия

Андреа Дали Гомес Ороско, Колесов Станислав Дмитриевич

определенным ландшафтам. В честь этих животных была названа фауна — мамонтовая. Она включала в себя всех животных, обитавших в одно время с этими млекопитающими: бизоны, носороги, олени, лошади, львы, тигры, и прочие. Некоторые из них дожили до наших времен.

На территории Якутии в позднем плейстоцене обитал шерстистый мамонт (Mammuthus primigeшш), однако данный мамонт имел огромный ареал: от Европы до Камчатки, Аляски и Северной Америки. Одновременно с шерстистым мамонтом обитал другой вид — колумбийский мамонт (Mammuthus columbi). Он населял южную часть Северной Америки и Мексику. Данные животные обитали в различных условиях. Холодолюбивый шерстистый мамонт предпочитал степные, тундростепные ландшафты, теплолюбивый колумбийский мамонт населял открытые саванные и луговые ландшафты. Следует отметить, что несмотря на вышеизложенное, ареалы их иногда перекрывались и животные скрещивались (что показывает их близкое родство), скорее всего это происходило в стрессовые для животных периоды, ледниковые периоды для шерстистого мамонта и тектонические периоды для колумбийского мамонта.

Проект «Сравнение мамонтовых мегафаун Мексики и Якутии» является по-своему уникальным. На данный момент известно очень мало научных работ по данной тематике, и как таковое, сравнение данных фаун вообще не проводилось. Скорее всего это обусловлено тем, что позднеплейстоценовая палеонтология в Мексике появилась лишь в 1950-х годах.

Основная цель нашего проекта — выявить, чем мамонтовые фауны Якутии и Мексики отличались, чем были схожи и почему. Для достижения цели были проведены лекции с использованием презентаций и видеоматериалов. Лекции охватывали такие темы как «Плейстоцен», «Физико-географические характеристики Мексики и Якутии», «Мамонтовая фауна», «Спутники мамонтов», «Анатомические особенности млекопитающих», «Типы остатков». Кроме лекций было проведено три выезда:

1) Ледник Булуус. Эта экскурсия на один из интереснейших природных объектов центральной Якутии имела для нашего проекта практическое значение. Участники проекта узнали, как образуются большие наледи и как они выглядят.

2) Хранилище остатков ископаемых животных мамонтовой фауны отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия). Здесь участники проекта увидели настоящие костные и замороженные остатки древних животных, научились снимать морфометрические параметры с различных костей и составлять научные описания, изучили особенности строения зубов различных травоядных животных. Данная экскурсия позволила закрепить

Andrea

Dali Gomes Orosko,

Coordinator of the Association of the Pleistocene Studies of the State of

Puebla, Puebla, Mexico

Stanislav

Kolesov,

Paleontologist, Research Associate at the Study of Mammoth Fauna Department of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia

Международная исследовательская школа

Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

знания об анатомии животных и получить практические навыки научной работы.

3) Карьер завода «Якутцемент». Здесь участники нашего проекта приобщились к таким областям науки, как стратиграфия и геология, которые тесно связаны с палеонтологией, поскольку их данные являются неотъемлемой частью палеонтологических исследований. Данная экскурсия помогла составить полную картину условий обитания мамонтовой фауны.

Участники составили четко структурированную презентацию и на основе сравнения останков в Пуэбле и Якутии, а также анализа климатических зон в этих регионах, пришли к выводу, что основными факторами, влияющими на физиологию, размер и возраст животного, являются климатические условия и рацион питания, а также, что форма зубов зависит от твердости и структуры пищи. Ш

Личные впечатления

Станислав Колесов, тьютор: «Я уже во второй раз в этой замечательной школе. Несомненно, МИШ это большой опыт, новые знакомства, новые впечатления и эмоции. Очень приятно было вновь увидеть знакомые лица! Гибридный формат в новинку для меня, оценил все достоинства и сложности этой формы обучения. Немаловажный фактор — английский язык, и действительно мне удалось значительно поднять уровень владения данным языком. Благодаря этому мне удалось обменяться опытом с сотьютором Андреа Дали, что дало расширение знаний в области палеонтологии. Несмотря на сложности и проблемы, коих было немало, участникам удалось завершить проект, самостоятельно прийти к необходимым выводам и достичь намеченной цели, за что я их благодарю: они — молодцы!».

Андреа Дали Гомес Ороско, тьютор: «Всегда интересно узнавать о других культурах и вдвойне интересно это делать в мультикультурной группе. Несмотря на разницу в языке, культуре и часовых поясах, участники проекта достигли цели. Они работали очень увлеченно и остались довольны результатами. Теперь, когда МИШ 2022 завершена, я много думаю о том, что я могла бы сделать еще, чтобы студенты могли узнать немного больше о Мексике и ее мегафауне... Я надеюсь, что эти новые идеи я смогу применить на следующей МИШ! В завершение я хочу поблагодарить своего сотьютора Станислава за то, что он показал нам замороженных львов. Это был особенный момент для меня!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.