Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫХЛОПНОГО ГАЗА, ПРОШЕДШЕГО ОЧИСТКУ СИСТЕМОЙ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ'

СРАВНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫХЛОПНОГО ГАЗА, ПРОШЕДШЕГО ОЧИСТКУ СИСТЕМОЙ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ВЫХЛОПНОЙ ГАЗ / ВЫБРОСЫ ДВИГАТЕЛЕЙ / ОКСИД АЗОТА / ТОКСИЧНОСТЬ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бегунков Тимофей Николаевич

Проблема и цель. Целью исследования, является проверка эффективности системы очистки выхлопных газов, представленной в данной статье. Нормирование токсичности выхлопных газов является главным стимулом к подобным исследованиям. Доля сельскохозяйственной техники с дизельными двигателями внутреннего сгорания очень велика, и основной причиной загрязнений производственных помещений является работа мобильных энергетических средств внутри закрытых помещений. Для сельскохозяйственных предприятий вопрос экологичности стоит очень остро. Всё это мотивирует проведение подобных исследований. Методология. Образец системы выглядит перспективно для дальнейшей модернизации и повышения эффективных показателей по очистке выхлопного газа дизельного двигателя внутреннего сгорания от токсичных компонентов, таких как оксиды азота, оксид углерода. Объектом исследования является устройство для снижения токсичности выхлопных газов с терморегулируемым каталитически активным элементом. Методика исследования комбинированная, подготовлена самостоятельно на основе метода NEDC (New European Driving Cycle, новый европейский цикл движения). Выбросы NOx и CO измеряли с помощью газоанализатора Delta 65-S. Основными элементами экспериментальной установки являются дизельный двигатель и асинхронный тормозной механизм для моделирования реальных условий движения. Представленная система очистки выхлопных газов позволяет добиться серьёзного снижения доли NOx в период от запуска холодного двигателя до выхода катализатора на рабочую температуру. Результаты. Снижения доли NOx удалось добиться в первом временном диапазоне эксперимента: в период от запуска двигателя до выхода выхлопной системы на рабочую температуру (первые 5-8 минут после запуска двигателя). С предварительно нагретым каталитически активным элементом доля содержания NOx снизилось на 23 % по сравнению с работой системы без предварительного нагрева катализатора. Работа системы при стационарных режимах показала снижение доли CO и NOx на 5-8 %, что также является эффективным. Заключение. Работа, приведенная в статье, может предоставить полезные конструктивные решения для дальнейших исследований рассматриваемой системы очистки выхлопных газов дизельных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бегунков Тимофей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF ENVIRONMENTAL CHARACTERISTICS OF EXHAUST GAS TREATED WITH A TOXICITY REDUCTION SYSTEM

The problem and the goal. The purpose of the study is to test the effectiveness of the exhaust gas purification system presented in this article. Rationing the toxicity of exhaust gases is the main incentive for such studies. The share of agricultural machinery with diesel internal combustion engines is very large, and the main cause of pollution of industrial premises is the operation of mobile energy facilities inside enclosed spaces. For agricultural enterprises, the issue of environmental friendliness is very acute. All this motivates such research. Methodology. The sample of the system looks promising for further modernization and improvement of effective indicators for cleaning the exhaust gas of a diesel internal combustion engine from toxic components such as nitrogen oxides, carbon monoxide. The object of the study is a device for reducing the toxicity of exhaust gases with a temperature-controlled catalytically active element. The research methodology is combined, prepared independently on the basis of the NEDC method (New European Driving Cycle, new European driving Cycle). NOx and CO emissions were measured using a Delta 65-S gas analyzer. The main elements of the experimental setup are a diesel engine and an asynchronous braking mechanism to simulate real driving conditions. The presented exhaust gas purification system makes it possible to achieve a serious reduction in the proportion of NOx in the period from the start of a cold engine to the release of the catalyst to the operating temperature. Results. The decrease in the share of NOx was 23%.The operation of the system in stationary modes showed a decrease in the proportion of CO and NOx by 5-8%. Which is also an effective unit. Conclusion. The work presented in this article may provide useful design considerations for further research of the presented diesel exhaust gas purification system.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫХЛОПНОГО ГАЗА, ПРОШЕДШЕГО ОЧИСТКУ СИСТЕМОЙ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник РГАТУ, 2021, т. 13, №4, с. 122-129 Vestnik RGATU, 2021, Vol.13, №4, рр. 122-129

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 621.43.068.4

DOI: 10.36508/RSATU.2021.99.48.015

Сравнение экологических характеристик выхлопного газа, прошедшего очистку

системой снижения токсичности

Тимофей Николаевич Бегунков1

1 Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, г. Рязань, Россия

4begunkov@gmail.com Аннотация.

Проблема и цель. Целью исследования, является проверка эффективности системы очистки выхлопных газов, представленной в данной статье. Нормирование токсичности выхлопных газов является главным стимулом к подобным исследованиям. Доля сельскохозяйственной техники с дизельными двигателями внутреннего сгорания очень велика, и основной причиной загрязнений производственных помещений является работа мобильных энергетических средств внутри закрытых помещений. Для сельскохозяйственных предприятий вопрос экологичности стоит очень остро. Всё это мотивирует проведение подобных исследований.

Методология. Образец системы выглядит перспективно для дальнейшей модернизации и повышения эффективных показателей по очистке выхлопного газа дизельного двигателя внутреннего сгорания от токсичных компонентов, таких как оксиды азота, оксид углерода. Объектом исследования является устройство для снижения токсичности выхлопных газов с терморегулируемым каталитически активным элементом. Методика исследования комбинированная, подготовлена самостоятельно на основе метода NEDC (New European Driving Cycle, новый европейский цикл движения). Выбросы NOx и CO измеряли с помощью газоанализатора Delta 65-S. Основными элементами экспериментальной установки являются дизельный двигатель и асинхронный тормозной механизм для моделирования реальных условий движения. Представленная система очистки выхлопных газов позволяет добиться серьёзного снижения доли NOx в период от запуска холодного двигателя до выхода катализатора на рабочую температуру.

Результаты. Снижения доли NOx удалось добиться в первом временном диапазоне эксперимента: в период от запуска двигателя до выхода выхлопной системы на рабочую температуру (первые 5-8 минут после запуска двигателя). С предварительно нагретым каталитически активным элементом доля содержания NOx снизилось на 23 % по сравнению с работой системы без предварительного нагрева катализатора. Работа системы при стационарных режимах показала снижение доли CO и NOx на 5-8 %, что также является эффективным. Заключение. Работа, приведенная в статье, может предоставить полезные конструктивные решения для дальнейших исследований рассматриваемой системы очистки выхлопных газов дизельных двигателей.

Ключевые слова: дизельные двигатели внутреннего сгорания, выхлопной газ, выбросы двигателей, оксид азота, токсичность выхлопных газов двигателей, экологические стандарты Для цитирования: Бегунков Т. Н. Сравнение экологических характеристик выхлопного газа, прошедшего очистку системой снижения токсичности // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева 2021. Т13, №4. С. 122-129 https://doi. org/10.36508/RSATU.2021.99.48.015

© Бегунков Т. Н., 2021 г

Technical sciences

Original article

Comparison of environmental characteristics of exhaust gas treated with a toxicity reduction system Timofey N. Begunkov1,

1 Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev, Ryazan, Russia

itbegunkov@gmail.com

Abstract.

The problem and the goal. The purpose of the study is to test the effectiveness of the exhaust gas purification system presented in this article. Rationing the toxicity of exhaust gases is the main incentive for such studies. The share of agricultural machinery with diesel internal combustion engines is very large, and the main cause of pollution of industrial premises is the operation of mobile energy facilities inside enclosed spaces. For agricultural enterprises, the issue of environmental friendliness is very acute. All this motivates such research. Methodology. The sample of the system looks promising for further modernization and improvement of effective indicators for cleaning the exhaust gas of a diesel internal combustion engine from toxic components such as nitrogen oxides, carbon monoxide. The object of the study is a device for reducing the toxicity of exhaust gases with a temperature-controlled catalytically active element. The research methodology is combined, prepared independently on the basis of the NEDC method (New European Driving Cycle, new European driving Cycle). NOx and CO emissions were measured using a Delta 65-S gas analyzer. The main elements of the experimental setup are a diesel engine and an asynchronous braking mechanism to simulate real driving conditions. The presented exhaust gas purification system makes it possible to achieve a serious reduction in the proportion of NOx in the period from the start of a cold engine to the release of the catalyst to the operating temperature.

Results. The decrease in the share of NOx was 23%.The operation of the system in stationary modes showed a decrease in the proportion of CO and NOx by 5-8%. Which is also an effective unit. Conclusion. The work presented in this article may provide useful design considerations for further research of the presented diesel exhaust gas purification system.

Key words: diesel internal combustion engines, exhaust gas, engine emissions, nitrogen oxide, engine exhaust toxicity, environmental standards

For citation: Begunkov T. N. Comparison of environmental characteristics of exhaust gas treated with a toxicity reduction system. Herald of Ryazan State Agrotechnological University Named after P.A. Kostychev. 2021; 13(4): 122-129.(in Russ.). https://doi.org/10.36508/RSATU.2021.99.48.015

Введение

За последние два десятилетия эффективные и экологически чистые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) стали основным требованием общественности. Чтобы удовлетворить эти требования, во всем мире проводится множество исследований. Многие исследователи уже сосредоточились на передовых технологиях модернизации двигателей для повышения их эффективности; тем не менее, текущие стандарты выбросов подталкивают к проведению некоторых фундаментальных исследований для уменьшения образования токсичных веществ внутри камеры сгорания и к разработке усовершенствованных систем доочистки для сокращения выбросов из выхлопной трубы. В статье рассматривается повышение производительности и сокращение выбросов за счет использования технологий последующей обработки выхлопных газов [1,3,16,17].

ДВС находят широкое применение во многих секторах экономики. Однако выбросы двигателей вызывают серьезную озабоченность, поскольку они вносят значительный вклад в глобальное загрязнение воздуха. Ухудшение качества воздуха отрицательно сказывается на людях и природе. Выбросы двигателя включают монооксид углеро-

да (CO), несгоревшие углеводороды (HC), оксиды азота (NOx) и твердых частиц (ТЧ). В глобальном масштабе эти выбросы строго регулируются различными органами.

Серьезные проблемы, связанные с выбросами двигателя, можно решить с помощью эффективных и современных устройств последующей обработки выхлопных газов. Использование устройств доочистки выхлопных газов - один из эффективных способов сокращения выбросов двигателя для соблюдения строгих норм выбросов. Эти устройства предполагают сложные химические реакции. В данной статье основное внимание уделяется сокращению NOx, поскольку NOx является одним из самых опасных токсичных компонентов выхлопных газов ДВС. Существующие системы, используемые в выхлопных системах ДВС - это азотные ловушки (LNT) и катализаторы селективного каталитического восстановления (SCR). У каждого устройства последующей обработки есть свои преимущества и недостатки. За последние десятилетия были разработаны различные интегрированные системы доработки выхлопных газов для устранения недостатков и повышения эффективности контроля выбросов [3,4,13,15].

Нормирование токсичности выхлопных газов

является главным стимулом к созданию автомобилей с требуемыми экологическими показателями. В нашей стране нормирование токсичности ОГ началось в 1970 г. с утверждением специального ГОСТ 16533-70. В настоящее время существуют стандарты, разработанные в США, Европе и Японии, представляющие собой регионы с наиболее жестким нормированием выбросов. Эти стандарты постоянно совершенствуются, а нормы становятся все более жесткими. Сформировалась четкая тенденция приближения европейских стандартов к стандартам США. Российские стандарты уже сейчас во многом идентичны Правилам №83.03 ЕЭК ООН, предусматривающим пять типов испытаний [3,17,18].

С 2015 года в Европе введен экологический стандарт Евро-6. По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010 года экологическому стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.

В соответствии с Техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» экологический класс Евро-5 был введён с 1 января 2016 года. В Европе ожидается принятие Евро-7 в 2025 году [4,6,11,12,14].

Строгие меры, предпринимаемые руководителями множества государств, приводят к большому интересу по усовершенствованию двигателей внутреннего сгорания. Эти усовершенствования касаются конструктивной схемы двигателей, рабочего процесса, использования комбинированных топлив, и, главное, систем последующей очистки выхлопных газов.

Объекты и методы исследования

В данном исследовании стоит задача проверки эффективности работы системы для снижения токсичности выхлопных газов. Выхлопной газ, как продукт эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, является опасным сопутствующим явлением для окружающей среды, человека, сельскохозяйственных животных и растений. Устройство и способ описаны патентом, а его принципиальная схема представлена на рисунке 1 [2].

Рис. 1 - Схема устройства для очистки выхлопных газов (Diagram of the exhaust gas cleaning device)

На рисунке 1 введены следующие обозначения: 1 - камера устройства; 2 - каталитически активный элемент; 3 - канал для подачи воздуха; 4 - компрессор; 5 - терморегулятор.

Устройство может производить очистку выхлопных газов от множества компонентов, но в данном исследовании нас интересует снижение доли оксидов азота (NOx) и окиси углерода (СО) в выхлопном газе. Методика исследования комбинированная, подготовлена самостоятельно на основе метода NEDC (New European Driving Cycle, новый европейский цикл движения) Новый европейский цикл движения (NEDC) - это цикл движения, последний раз обновленный в 1997 году, предназначенный для оценки уровня выбросов автомобильных двигателей и экономии топлива автомобилей Он также упоминается как цикл MVEG (Группа по выбросам автотранспортных средств). Его адаптация и составляет суть метода, который применяется в данном исследовании [6,8,11].

Выбросы NOx и CO измерялись как перед устройством, так и после прохождения системы последующей обработки. Испытания проводились с полностью автономной работой терморегулятора (отключенного) и с нагревом каталитически активного элемента при различных комбинациях частот вращения двигателя и эффективного крутящего момента (соответствующего различным скоростям транспортного средства) в устойчивых условиях, выбранных из NEDC. Также были проведены испытания, охватывающие процесс нагрева двигателя в течение всего NEDC, чтобы сравнить, какой из вариантов нагревания каталитически активного элемента будет эффективнее в сокращении выбросов от выхлопных газов.

l'ciptéaBO

Е.Ы Ч ННЛГМНВ

■ентчосгн

pli" и

Дизельный двигатель

h

щuniправый

14рЧ-> i

IDU

ъ

M

HI4LfHir.il.

чгч№|У1|ъры

■ичсраг*.! piciun 10П IH01

Рис. 2 - Схема экспериментальной установки (Scheme of the experimental installation)

Двигатель в экспериментальной установке не имеет всех современных систем очистки выхлопных газов, как и большинство двигателей, исполь-

зуемых на мобильных энергетических средствах в агропромышленном комплексе РФ. Актуальность работы обоснована этим фактом. В особенности это актуально для мелких крестьянско-фер-мерских угодий, где материальное положение не всегда позволяет закупать современные мобильные энергетические средства. Схема экспериментальной установки представлена на рисунке 2 [3,7,9,10]. Выбросы NOx и CO измеряли с помощью газоанализатора Delta 65-S. Газообразные выбросы также отбирались перед системой последующей обработки и после.

Экспериментальная часть В этом исследовании использовался двигатель

ЕВРО 3 ЯМЗ-238 - это ^образный восьмицилиндровый двигатель с турбонаддувом, модернизированный с системой рециркуляции отработавших газов (EGR). Этими двигателями и их модификациями оснащаются множество автомобилей и тракторов; двигатель не имеет всех современных систем, снижающих токсичность. Топливо для исследований было приобретено на одной из автомобильных заправочных станций. Дизельное топливо полностью соответствует требованиям межгосударственного стандарта МКС 75.160.20. Требования к топливам приведены в таблице 1.

Наименование показателя Значение для марки Метод испытания

Л Е З А

1. Цетановое число, не менее 45 По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1-4]

2. Фракционный состав:

50% перегоняется при температуре, °С, не выше 95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 360 280 360 255 360 По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177-99 (метод А)

3. Кинематическая вязкость при 20° С, мм/с (сСт) 3,0-6,0 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33, стандартам [5], [6]

4. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин для дизелей общего назначения 62 40 62 40 40 30 35 30 По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356

5. Массовая доля серы, мг/кг, не более 2000 500 По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13] По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13]

6. Массовая доля меркап-тановой серы, %, не более 0,01 По ГОСТ 17323

7. Массовая доля сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323

8. Испытание на медной пластинке Выдерживает. Класс 1 По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329

9. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307

Таблица 1 - Требования к дизельным топливам

Продолжение таблицы 1

10. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 По ГОСТ 5985

11. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 По ГОСТ 2070

12. Зольность, %, не более 0,01 По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15]

13.Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932

14. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 По стандарту [16]

15. Содержание воды, мг/кг, не более 200 По стандарту [17]

16. Плотность при 15° С, кг/м , не более 863,4 863,4 843,4 833,5 По стандартам [18]-[22

17. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше Минус 5 Минус 15 Минус 25 Минус 35 Минус 45 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116

Стационарные режимы были выбраны из NEDC. В таблице 2 показаны скорость и крутящий момент, связанные с каждым стационарным состоянием, а также другие параметры, такие как расход топлива и воздуха. Крутящий момент и скорость (которые довольно точно контролируются тормозом) и расход всасываемого воздуха поддерживались независимо от используемого EGR. Только в случае 90 км/ч невозможно было поддерживать постоянный расход всасываемого воздуха из-за увеличения расхода топлива. Все

выбросы, показанные в этом разделе, были измерены после системы очистки выхлопных газов, а также до системы очистки, поскольку цель состояла в том, чтобы выяснить внутреннюю эффективность устройства независимо от эффективности системы EGR. В первой стадии эксперимента оценивалась эффективность при двух режимах работы устройства. В первом режиме каталитически активный элемент нагревался заранее перед запуском двигателя, в другом случае он прогревался выхлопными газами уже после запуска двигателя.

Таблица 2 - Параметры исследования

станци-онарная скорость(км/ч) частота вращения (мин-1) крутящий момент(Н*м) мощность (кВт) расход топлива (г/с) расход воздуха г/с) поток EGR(г/с)

5 1103 4,7 1 0,204 14,6 6,92

32 2072 6,5 1,4 0,253 17,24 6,413

50 1392 20,6 3 0,266 10,84 4,406

70 1515 38,1 6 0,439 13,5 3,882

90 1859 74,7 14,5 1,072 22,92 4,661

Первая стадия эксперимента заключалась в проверке токсичности выхлопного газа в процессе от холодного запуска до выхода на рабочую температуру системы очистки. Пуск холодного двигателя осуществлялся с предварительно разогретым до рабочей температуры каталитически активным элементом, и без предварительного прогрева. Температура нагревания составляла 350° С. Эта

фаза эксперимента позволила получить интересные данные о токсичности выхлопных газов при запуске двигателя, когда система очистки еще не вышла на рабочую температуру. В этот период работы двигателя его токсичность выше, чем при работе в режиме номинальной мощности. Данные были собраны, обработаны и представлены в графике на рисунке 3.

Рис. 3 - Сравнение выбросов NOx при двух режимах работы терморегулятора системы (Comparison of NOx emissions in two operating modes of the system thermostat)

Далее расхождения в выбросах NOx при двух режимах работы терморегулятора были незначительны, как и ожидалось. После выхода каталитически активного элемента на рабочую температуру не было разницы в показателях NOx при предварительно нагретом или предварительно не нагретом катализаторе. Смысл имеет лишь исследование с более высокими температурами, на которые не может выйти стандартная выхлопная система, но в этом случае есть проблема выбора катализатора и его термостойкости. Материалы

катализатора часто имеют ограниченную теплостойкость и не смогут работать при достаточно высоких температурах.

Вторая стадия исследования заключалась в сравнении выбросов до системы очистки и после, чтобы оценить её эффективность. Эксперимент проводился по такой же методике. Показания снимались в ручном режиме и после обрабатывались.

Полученные данные оформлены в график и представлены на рисунках 4 и 5.

0,9

0,8

s 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t 0,5

o tj 0,5

л (J 0,4

о

LJ 0,3

-I 0,2

0,1

0

32

50

СКОРОСТЬ, км/ч

70

SO

-СО до системы очистки

-СО после системы очистки

Рис. 4 - Выбросы CO до и после системы очистки (CO emissions before and after the cleaning system)

0,6 0,5

s

- 3,4

si о

- 0,3

_o о '± 0,2

ш

3,1 0

32 50

СКОРОСТЬ, КМ/Ч

70

ВО

- NOh до системы очистки

- NOx п осл е си сте мы оч истки

Рис. 5 - Выбросы NOx до и после системы очистки (NOx emissions before and after the cleaning system)

Результаты представлены для оценки динамики снижения выбросов токсичных компонентов с выхлопными газами дизельного двигателя.

Заключение и выводы

Снижение доли NOx удалось добиться в первом временном диапазоне эксперимента: в период от запуска двигателя до выхода выхлопной системы на рабочую температуру (первые 5-8 минут после запуска двигателя). С предварительно нагретым каталитически активным элементом доля содержания NOx снизилось на 23 % по сравнению с работой системы без предварительного нагрева катализатора. Работа системы при стационарных режимах показала снижение доли CO и NOx на 5-8 %, что также является эффективным.

Работа, представленная в этой статье, может содержать полезные конструктивные соображения для дальнейших исследований представленной системы очистки выхлопных газов дизельных двигателей.

Список источников

1. Технология катализаторов: учебное пособие / В.А. Таранушич, А.П. Савостьянов, С.И. Сулима, Н.Д. Земляков, В.Г. Бакун, Г.Б. Нарочный, В.Б. Ильин, В.В.Пономарев; Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. -96 с.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25489935

2. Патент № 2159344 Российская Федерация, МПК F02B 75/10; Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания:№ Заявки: 99113298/06 : заявл. 21.06.1999 : опубл.: 20.11.2000 Бюл. № 32 / Машкинов Л.Б. ; Заявитель : Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения РАН. URL: https://www1.fips.ru/ iiss/document.xhtml?faces-redirect=true&id=70faa14 2b1d193a613687ce6b52dbb1c

3. Снижение токсичности выхлопных газов дизельных двигателей за счет применения филь-тра-нейтрализатора/Поливаев О.И., Божко А.В.. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус" - Москва, 2018 140 с. - ISBN: 978-5-4365-2540-2 : URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36534414

4. Повышение эксплуатационной надежности и экологической безопасности автомобильно-готранспорта / Д. В. Стенин, А. В. Кудреватых, Д. В. Цыганков [и др.]. - Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2018. - 216 с. - ISBN 9785906969842. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35307281

5. Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие / А.И. Хорош, И. А. Хорош ; А. И. Хорош, И. А. Хорош. - 2-е изд., испр.. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань,2012. - 702 с. - ISBN 9785811412785. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19647623

6. Анализ систем удаления оксидов азота (NOx) из отработавших газов дизельных двигателей/ Бегунков Т. Н. // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П. А.Костычева. - 2021. - № 2. - С. 73-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46531986

7. ЛешаковИ.А.,КравченкоИ.Н.,ЕрофеевМ.Н. Математическая модель расчета основных параметров каталитических нейтрализаторов //Совре-

менные наукоемкие технологии. - 2013. - № 5. - С. 76-80. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19031340

8. Устройство для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания/ Тришкин И. Б., Олейник Д. О. // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П. А.Костычева. - 2009. - № 1 . - С. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12845237

9. Анализ методов, обеспечивающих выполнение экологических требований транспортными дизелями / Дунин А.Ю., Шатров М.Г., Голубков Л.Н., Иванов И.Е., Трофименко Ю.В. // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2017. № 3 (50). С. 62-69. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29896424

10. Novel Internal Combustion Engine Technologies for Performance Improvement and Emission Reduction/Akhilendra Pratap Singh, Avinash Kumar Agarwal/ Pte Ltd. 2021 https://doi. org/10.1007/978-981-16-1582-5

11. Thermodynamics and Energy Conversion/ Henning Struchtrup/ Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2014 DOI:10.1007/978-3-662-43715-5

12. Gumus, M. Application of phase change materials to pre-heating of evaporator and pressure regulator of a gaseous sequential injection system / M. Gumus, A. Ugurlu // Applied Energy. - 2011. -Vol. 88, iss. 12. - P. 4803-4810. DOI: 10.1016 / j.apenergy.2011.06.053

13. Gritsenko, A. Theoretical Underpinning of Diagnosing the Cylinder Group During Motoring /A. Gritsenko, S. Kukov, K. Glemba // 2nd International Conference on Industrial Engineering (ICIE). -2016. - Vol. 150. - P. 1182-1187. DOI: 10.1016/j. proeng.2016.07.233

14. Zamboni, G. Effects of a dual-loop exhaust gas recirculation system and variable nozzle turbine control on the operating parameters of an automotive diesel engine / G. Zamboni, S. Moggia, M. Capobianco // Energies. - 2017. - Vol. 10, iss. 1. DOI: 10.3390/ en1001004713

15. Stein, R.A. An overview of the effects of ethanol-gasoline blends on SI engine performance, fuel efficiency, and emissions / R.A. Stein, J.E. Anderson, T.J. Wallington // SAE International Journal of Engines. - 2013. - Vol. 6, iss. 1. - P. 470-487. DOI: 10.4271/2013-01-1635

16. Nanthagopal K., Subbarao R., Elango T., et al. Hydrogen enriched compressed natural gas (HCNG]: а futuristic fuel for internal combustion engines. Therm. Sci., 2011, vol. 11, no. 4, pp. 1145-1154. DOI: 10.2298/TSCI100730044N

17. Shaikin A.P., Galiev I.R. Relationship of flame propagation speed for methane- hydrogen fuel of the internal combustion engine with parameters of ion current and hydrogen concentration. Russ. Aeronaut., 2016, vol. 59, no. 2, pp. 249-253. DOI: 10.3103/ S106879981602015X

18. Park J., Cha H., Song S. A numerical study of a methane-fueled gas engine generator with addition of hydrogen using cycle simulation and DOE method. Int. J. Hydrogen Energy, 2011, vol. 36, no. 8, pp. 5153-5162. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2011.01.019

References

1.Tekhnologiya katalizatorov: uchebnoe posobie / V.A. Taranushich, A.P. Savost'yanov, S.I. Sulima, N.D. Zemlyakov, V.G. Bakun, G.B. Narochnyj, V.B. Win, V.V.Ponomarev; YUzh.- Ros. gos. tekhn. un-t (NPI). -Novocherkassk: YURGTU (NPI), 2012. - 96 s.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25489935

2. Patent № 2159344 Rossijskaya Federaciya, MPK F02B 75/10; Cposob ochistki vyhlopnyh gazov dvigatelya vnutrennego sgoraniya:№ Zayavki: 99113298/06 : zayavl. 21.06.1999 : opubl.: 20.11.2000 Byul. № 32 /Mashkinov L.B.; Zayavitel': Institut strukturnoj makrokinetiki i problem materialovedeniya RAN. URL: https://www1.flps.ruiiiss/document.xhtml?faces-redirect=true&id=70faa142b1d193a613687ce6b52dbb1c

3. Snizhenie toksichnosti vyhlopnyh gazov dizel'nyh dvigatelej za schet primeneniya fil'tra-nejtralizatora/ PolivaevO.I., BozhkoA.V.. Izdatel'stvo: Obshchestvosogranichennojotvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "KnoRus"

- Moskva, 2018 140 s. - ISBN: 978-5-4365-2540-2 : URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36534414

4. Povyshenie ekspluatacionnoj nadezhnosti i ekologicheskoj bezopasnosti avtomobil'nogotransporta / D. V. Stenin, A. V. Kudrevatyh, D. V. Cygankov [i dr.]. - Kemerovo : Kuzbasskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet imeni T.F. Gorbacheva, 2018. - 216 s. - ISBN 9785906969842.URL:https://elibrary.ru/item. asp?id=35307281

5. Horosh, A. I. Dizel'nye dvigateli transportnyh i tekhnologicheskih mashin : uchebnoe posobie / A.I. Horosh, I. A. Horosh ; A. I. Horosh, I. A. Horosh. - 2-e izd., ispr.. - Sankt-Peterburg [i dr.]: Lan',2012. - 702 s. - ISBN 9785811412785. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19647623

6. Analiz sistem udaleniya oksidov azota (NOx) iz otrabotavshih gazov dizel'nyh dvigatelej/ Begunkov T. N. // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta imeni P. A.Kostycheva. -2021. - № 2. - S. 73-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46531986

7. Leshakov I.A., Kravchenko I.N., Erofeev M.N. Matematicheskaya model' rascheta osnovnyh parametrov kataliticheskih nejtralizatorov//Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2013. - № 5. - S. 76-80. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=19031340

8. Ustrojstvo dlya ochistki otrabotavshih gazov dvigatelej vnutrennego sgoraniya/ Trishkin I. B., Olejnik D. O. // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta imeni P. A.Kostycheva.

- 2009. - № 1. - S. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12845237

9. Analiz metodov, obespechivayushchih vypolnenie ekologicheskih trebovanij transportnymi dizelyami / DuninA.YU., SHatrovM.G., GolubkovL.N., IvanovI.E., Trofimenko YU.V.//VestnikMoskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (MADI). 2017. № 3 (50). S. 62-69. URL: https:// www.elibrary. ru/item.asp?id=29896424

10. Novel Internal Combustion Engine Technologies for Performance Improvement and Emission Reduction/Akhilendra Pratap Singh, Avinash Kumar Agarwal/ Pte Ltd. 2021 https://doi.org/10.1007/978-981-16-1582-5

11. Thermodynamics and Energy Conversion/ Henning Struchtrup/ Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2014 D0I:10.1007/978-3-662-43715-5

12. Gumus, M. Application of phase change materials to pre-heating of evaporator and pressure regulator of a gaseous sequential injection system / M. Gumus, A. Ugurlu //Applied Energy. - 2011. -Vol. 88, iss. 12. - P. 4803-4810. DOI: 10.1016/ j.apenergy.2011.06.053

13. Gritsenko, A. Theoretical Underpinning of Diagnosing the Cylinder Group During Motoring /A. Gritsenko, S. Kukov, K. Glemba // 2nd International Conference on Industrial Engineering (ICIE). -2016. - Vol. 150. - P. 1182-1187. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.07.233

14. Zamboni, G. Effects of a dual-loop exhaust gas recirculation system and variable nozzle turbine control on the operating parameters of an automotive diesel engine / G. Zamboni, S. Moggia, M. Capobianco //Energies. - 2017. - Vol. 10, iss. 1. DOI: 10.3390/en1001004713

15. Stein, R.A. An overview of the effects of ethanol-gasoline blends on SI engine performance, fuel efficiency, and emissions / R.A. Stein, J.E. Anderson, T.J. Wallington // SAE International Journal of Engines.

- 2013. - Vol. 6, iss. 1. - P. 470-487. DOI: 10.4271/2013-01-1635

16. Nanthagopal K., Subbarao R., Elango T., et al. Hydrogen enriched compressed natural gas (HCNG]: a futuristic fuel for internal combustion engines. Therm. Sci., 2011, vol. 11, no. 4, pp. 1145-1154. DOI: 10.2298/ TSCI100730044N

17. Shaikin A.P., Galiev I.R. Relationship of flame propagation speed for methane- hydrogen fuel of the internal combustion engine with parameters of ion current and hydrogen concentration. Russ. Aeronaut., 2016, vol. 59, no. 2, pp. 249-253. DOI: 10.3103/S106879981602015X

18. Park J., Cha H., Song S. A numerical study of a methane-fueled gas engine generator with addition of hydrogen using cycle simulation and DOE method. Int. J. Hydrogen Energy, 2011, vol. 36, no. 8, pp. 51535162. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2011.01.019

Статья поступила в редакцию 26.11.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 26.11.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 10.12. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.