Научная статья на тему 'Сравнение эффективности ансамблей интеллектуальных технологий при принятии решений в играх'

Сравнение эффективности ансамблей интеллектуальных технологий при принятии решений в играх Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ЗАДАЧИ / ENSEMBLE / INFORMATION INTELLIGENT TECHNOLOGIES / GAMES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гордиенко М.В.

Проведено исследование эффективности ансамблей информационных интеллектуальных технологий при решении игровых задач в программной системе RapidMiner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE INTELLIGENT TECHNOLOGY ENSEMBLES EFFECTIVENESS IN GAMES DECISION-MAKING

In this paper, the effectiveness of information intelligent technology ensembles in games decision making has investigated with the RapidMiner system.

Текст научной работы на тему «Сравнение эффективности ансамблей интеллектуальных технологий при принятии решений в играх»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

УДК 519.6

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНСАМБЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В ИГРАХ

М. В. Гордиенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Manamah24@yandex.ru

Проведено исследование эффективности ансамблей информационных интеллектуальных технологий при решении игровых задач в программной системе RapidMiner.

Ключевые слова: ансамбль, информационные интеллектуальные технологии, игровые задачи.

COMPARISON OF THE INTELLIGENT TECHNOLOGY ENSEMBLES EFFECTIVENESS IN GAMES DECISION-MAKING

M. V. Gordienko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Manamah24@yandex.ru

In this paper, the effectiveness of information intelligent technology ensembles in games decision making has investigated with the RapidMiner system.

Keywords: ensemble, information intelligent technologies, games.

Данное исследование было выполнено с помощью программной системы RapidMiner [1]. Для решения игровых задач были выбраны следующие алгоритмы классификации: k-NN (метод ближайших соседей), Decision tree (дерево принятия решений), Neural Net (искусственная нейронная сеть), Naïve Bayes (Наивный байессовский классификатор), W-SMO (метод опорных векторов). Были использованы 2 базы данных: «крестики-нолики», с количеством экземпляров -958, атрибутов - 9, классов - 2; «4 в ряд», с количеством экземпляров - 67557, атрибутов - 42, классов - 3 [2]. Усреднение производилось по 50 запускам алгоритмов, сравнение оценок эффективности каждого алгоритма классификации осуществлялось с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты вычислений (процент правильных ответов и значения t-критерия Стьюдента) представлены ниже в таблицах.

Таблица 1

Результаты вычисления алгоритмов

k-NN Decision tree Neural Net Naive Bayes W-SMO

67,45 66,26 97,53 70,42 98,36

Результаты t-Test Таблица 2

k-NN Decision tree Neural Net Naive Bayes W-SMO

k-NN 0,000 0,003 0,000 0,000 0,000

Decision tree 0,000 0,000 0,000 0,000

Neural Net 0,000 0,000 0,000

Naive Bayes 0,000 0,000

W-SMO 0,000

Секция «Математические методы моделирования, управления и анализа данных»

Результаты вычислений ансамблей алгоритмов

Таблица 3

Из 3-х лучших Из 3-х худших Из 5-ти Из 2-х лучших и 2-х худших

98,34 57,51 75,01 72,93

Результаты вычисления алгоритмов

Таблица 4

k-NN Decision tree Neural Net Naive Bayes W-SMO

22,36 53,49 99,99 66,69 100

Результаты t-Test Таблица 5

k-NN Decision tree Neural Net Naive Bayes W-SMO

k-NN 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

Decision tree 0,000 0,000 0,000 0,000

Neural Net 0,000 0,000 0,000

Naive Bayes 0,000 0,000

W-SMO 0,000

Результаты вычислений ансамблей алгоритмов

Таблица 6

Из 3-х лучших Из 3-х худших Из всех Из 2-х лучших и 2-х худших

98,34 57,51 75,01 72,93

В результате анализа табл. 1, 2 и 3 можно утверждать, что наибольшей эффективностью при решении задачи обладают методы Neural Net и SMO. Все виды ансамблей показывают меньшую эффективность, в сравнении с «лучшим» методом. Ансамбль из 3-х худших также показывает меньшую эффективность, чем «худший» метод. При объединении всех методов ощутимо падает точность, как и в случае объединения 2-х «лучших» и 2-х «худших»

В результате анализа табл. 4, 5 и 6 можно утверждать, что наилучшей эффективностью при решении задачи обладают методы Neural Net и SMO. Все виды ансамблей показывают меньшую эффективность, в сравнении с «лучшим» методом. Ансамбль из 3-х худших также показывает меньшую эффективность, чем «худший» метод. При объединении всех методов ощутимо падает точность, как и в случае объединения 2-х «лучших» и 2-х «худших».

Библиографические ссылки

1. Rapid Miner [Электронный ресурс]. URL: https://rapidminer.com/ (дата обращения: 30.11.2016).

2. Machine Learning Repository [Электронный ресурс]. URL: http://archive.ics.uci.edu/ml/ datasets/ (дата обращения: 15.02.2017).

© Гордиенко М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.