Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / БИЗНЕС / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСЫ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянов А.Е.

В данной статье анализируются методы антикризисного управления в Российской Федерации и за рубежом, в частности. Использование методов антикризисного управления, а также работа по предотвращению кризисов, является частью социальной ответственности бизнеса и государства. Антикризисная тактическая программа разрабатывается и реализуется во время кризиса или при его первых признаках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF CRISIS MANAGEMENT IN RUSSIA AND ABROAD

This article analyzes the methods of crisis management in the Russian Federation and abroad in particular. The use of anti-crisis management methods, as well as work to prevent crises, is part of the social responsibility of business and the state. An anti-crisis tactical program is developed and implemented during a crisis or at its first signs.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК:658.5

Ульянов А.Е. студент

научный руководитель: Сярдова О.М., Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

СРАВНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА

РУБЕЖОМ

Аннотация: В данной статье анализируются методы антикризисного управления в Российской Федерации и за рубежом, в частности. Использование методов антикризисного управления, а также работа по предотвращению кризисов, является частью социальной ответственности бизнеса и государства. Антикризисная тактическая программа разрабатывается и реализуется во время кризиса или при его первых признаках.

Ключевые слова: методы управления, бизнес, антикризисное управление, организация, финансы, антикризисная программа.

Ulyanov A. E. student

supervisor: Syardova O. M., Ph. D. in Economics

Togliatti state University Russia, Togliatti

COMPARISON OF CRISIS MANAGEMENT IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract: this article analyzes the methods of crisis management in the Russian Federation and abroad in particular. The use of anti-crisis management methods, as well as work to prevent crises, is part of the social responsibility of business and the state. An anti-crisis tactical program is developed and implemented during a crisis or at its first signs.

Keywords: management methods, business, anti-crisis management, organization, Finance, anti-crisis program.

Несмотря на значительный практический и исследовательский опыт использования антикризисных коммуникаций, российских исследований в этой сфере практически не существует. Антикризисные коммуникации должны быть направлены на своевременное предотвращение негативного восприятия компании общественностью, которое влияет на снижение рейтингов популярности и ухудшение имиджа. Кроме того, некоторые из

кризисов могут привести к экологическим или техногенным катастрофам, социальным потрясениям или человеческим жертвам.

Любой уважающий себя топ-менеджер должен создать антикризисную программу, которая предотвратит возможные проблемы на этапе разработки стратегии. Важный и финансовый аспект целесообразности антикризисной программы: "реабилитация" кризиса оценивается в $50-100 тыс. в неделю (в зависимости от ситуации), при наличии антикризисной программы (алгоритма действий) менеджмент может сознательно и без паники минимизировать последствия кризиса для имиджа компании [1]. Подтверждение этому мнению и представители других отечественных компаний с иностранными инвестициями - "Кока-Кола", "Интер Бренд Компани", "Бритиш Американ Тобакко", «Коркунов», «Глория Джинс», «Сады придонья».

Однако владельцы российских компаний по-прежнему хотят решать бизнес-задачи самостоятельно. В условиях экономического кризиса они просто повышают требования к топ-менеджерам и соответствующим маркетинговым отделам или берут под контроль их власть. Отказываясь от услуг так называемых антикризисных менеджеров и специалистов по коммуникациям, компании пытаются сэкономить на антикризисном РК Однако такой подход далеко не всегда оправдан. Помимо того, что привлеченные специалисты обладают опытом и конкретными знаниями, они несут полную ответственность за выполнение поставленных задач. Этого не может сделать руководитель компании, решающий операционные вопросы. Они обладают свежим взглядом и могут применять новые подходы. В этом случае, зачастую для получения таких услуг, компании даже не нужно выводить из обращения какие-либо средства -сэкономленные или даже заработанные по результатам проделанной работы деньги многократно и быстро окупаются такой поддержкой [2].

Представители российского бизнеса не спешат обращаться за помощью к кризисному менеджеру по психологическим причинам: им очень сложно поверить в то, что компания, которую они создали, поставили на ноги и преуспели, близка к банкротству. Такие собственники неадекватно оценивают свои управленческие способности. Поэтому специалистов по антикризисному управлению привлекают даже тогда, когда компания находится в глубоком кризисе и вывести ее из этого состояния практически невозможно [3].

Антикризисная тактическая программа разрабатывается и реализуется во время кризиса или при его первых признаках. Такой подход можно считать недальновидным, поскольку в случае кризиса нет времени на анализ ситуации, принятие решений и разработку стратегии. Следовательно, существует высокая вероятность ошибок при разработке тактики антикризисной кампании, так как нет детального анализа и стратегии [4].

Антикризисные программы никогда не должны останавливаться, и их основой должна стать антикризисная программа как стратегический документ. Эта программа должна быть направлена не только на преодоление кризиса, но и на его предотвращение и грамотное посткризисное реагирование (стратегическое антикризисное управление).

Самое главное — это скорость реакции менеджмента компании на кризисную ситуацию. Чем более полной будет информация, тем более открытыми будут отношения компании со СМИ, тем эффективнее она будет реагировать на сложную ситуацию. Еще одним условием успеха антикризисных программ является разработанная заранее коммуникационная стратегия [5]. То есть решение проблемы не должно быть временной задачей отдела по связям с общественностью — это должна быть постоянная работа этого отдела. Только тогда компания будет готова, когда действительно настанут трудные времена. Такой подход доказал свою эффективность. Лучший пример - коммуникационная политика международной компании Philips. Столкнувшись с проблемой снижения прибыли, невозможностью получения банковских кредитов и необходимостью реструктуризации бизнеса и сокращения штата, руководство компании поставило перед собой цель не допустить паники в любом представительстве Philips. Была разработана программа, в которой была публично раскрыта информация о текущем состоянии компании, а топ-менеджмент был призван серьезно и спокойно отнестись к этой ситуации. При этом менеджеры учитывали необходимость как внешних коммуникаций (СМИ, партнеры, клиенты), так и внутренних (менеджмент и персонал), что также является чрезвычайно важным условием для правильно выстроенной антикризисной PR-стратегии.

В США антикризисное государственное управление проявляется в совершенствовании трудового законодательства, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, развитии региональных структурных программ и т.д. Например, в пункте 310 главы 3 Хартии США. 58 Свод законов США гласит, что эффективные государственные меры должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы и структурной безработицы в конкретных регионах и среди конкретных групп трудящихся; должное внимание должно уделяться повышению роли экспорта и повышению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения. В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их реализация рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или преодоление кризиса для отдельных предприятий и даже целых отраслей. Целью такой приватизации является поиск новых, усовершенствованных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Например, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, осторожность в Германии и сильный прагматизм в Италии. В Чешской Республике приватизация имела главной целью сокращение доли государства в собственности и доведение доли государственной собственности до 10-15%.

Антикризисное управление является необходимостью для любой компании и требует активных действий со стороны участников кризисной ситуации. Антикризисные коммуникации являются одним из направлений антикризисного управления, которому в условиях кризиса придается наибольшее значение. На сегодняшний день сформировались два основных направления. Это "тактическое антикризисное управление" и "стратегическое антикризисное управление".

Основными этапами антикризисной программы должны стать: анализ возможного комплекса проблем, подготовка плана, подбор команды, обеспечение средствами связи, обучение и деловые игры.

Характеризуется состояние современного антикризисного управления в российских компаниях, которое в целом достаточно примитивно и ситуативно. Стратегическое антикризисное управление происходит только в крупных компаниях, чаще с иностранными инвестициями.

Использованные источники:

1. Антикризисное управление: теория и практика: Учебник / Под ред. Ряховской А.Н, Кован С.Е. - М.: КноРус, 2016. - 320 с.

2. Антонов, Г.Д. Антикризисное управление организацией: Учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, В Трифонов. - М.: Инфра-М, 2018. -352 с.

3. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник / Ю.А. Арутюнов. - М.: Юнити, 2017. - 352 с.

4. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник. / Ю.А. Арутюнов. - М.: Юнити, 2016. - 416 с.

5. Васин, С.М. Антикризисное управление: Учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. - М.: Риор, 2018. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.