Научная статья на тему 'СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ '

СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голосовая радиосвязь / аварийно-восстановительные работы / повышение надежности связи / voice radio communication / emergency recovery works / increase reliability of communication

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — А.Г. Лапушняну, В.Э. Тороп

Повышение надежности и качества радиосвязи, сокращение капиталовложений и снижение эксплуатационных расходов является одной из приоритетных задач ОАО «РЖД». Возможность решения этих задач при использовании средств спутниковой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATELLITE COMMUNICATIONS SYSTEMS FOR TRAIN SAFETY

Improving the reliability and quality of radio communication, reducing investment costs and reducing operating costs is one of the priorities of Russian Railways JSC. The ability to meet these challenges through satellite communications.

Текст научной работы на тему «СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ »

УДК 629.783

СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

А. Г. Лапушняну Научный руководитель - В. Э. Тороп

Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного

университета путей сообщения» Российская федерация, 660028, Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89 E-mail: Lesha20ks@mail.ru

Повышение надежности и качества радиосвязи, сокращение капиталовложений и снижение эксплуатационных расходов является одной из приоритетных задач ОАО «РЖД». Возможность решения этих задач при использовании средств спутниковой связи.

Ключевые слова: голосовая радиосвязь, аварийно-восстановительные работы, повышение надежности связи.

SATELLITE COMMUNICATIONS SYSTEMS FOR TRAIN SAFETY

A.G. Lapushnyanu Scientific supervisor - V. E. Torop

Krasnoyarsk Institute of Railway transport - branch of Irkutsk State University of Railway Engineering 89, st. Lado Ketskhoveli, Krasnoyarsk, 660028, Russian Federation E-mail: Lesha20ks@mail.ru

Improving the reliability and quality of radio communication, reducing investment costs and reducing operating costs is one of the priorities of Russian Railways JSC. The ability to meet these challenges through satellite communications.

Keywords: voice radio communication, emergency recovery works, increase reliability of communication.

В условиях растущей технической оснащённости железнодорожного транспорта внедрение радиосвязи с подвижными объектами стало насущной необходимостью. Многолетний опыт применения радиосвязи на транспорте позволил значительно повысить производительность труда и безопасность проведения работ, эффективность использования локомотивного и вагонного парков [1].

Перспективность использования подвижной спутниковой связи на железнодорожном транспорте определяется ее следующими достоинствами:

- возможность обеспечения связи непосредственно из подвижного объекта (вагон, локомотив и др.) на стоянке и в движении;

- практически неограниченная дальность связи;

- независимость качества и стоимости каналов от расстояния между абонентами;

- возможность работы в режиме многостанционного доступа;

- высокое качество связи в специфических для железных дорог условиях;

- простота подключения потребителей к каналу связи.

Вследствие того, что в настоящее время отсутствуют отечественные системы подвижной спутниковой связи гражданского назначения на сети железных дорог, ОАО «РЖД» используются зарубежные системы спутниковой связи Globalstar и Inmarsat.

Секция «Молодежь, наука, творчество (направления СПО)»

Существующая в настоящее время организация связи с местом работ на основе перегонной связи и коммутируемых соединительных линий не в полной мере отвечает современным требованиям по качеству и функциональным возможностям.

Решения этих задач может быть обеспечено использованием комплексов мобильной связи на основе интегрированного применения средств цифровой радиосвязи и систем подвижной спутниковой связи [4].

В большинстве случаев после выгрузки технических средств на месте аварийно-восстановительных работ восстановительный поезд возвращается на одну из близлежащих станций. Исходя из этого, при построении системы связи и передачи видеоинформации с использованием спутниковой связи и беспроводного доступа должны применяться переносные комплекты оборудования, размещаемые на восстановительных поездах либо на подвижных пунктах управления. В обоих вариантах обеспечивается оперативное развертывание оборудования связи вблизи места работ, обеспечивающее взаимодействие с центрами управления аварийно-восстановительными работами [2].

Технология применения спутниковой связи Inmarsat BGAN для связи с местом аварийно-восстановительных работ отрабатывалась специалистами ОАО «НИИАС» при участии компании ЗАО «Аэрокосмические технологии» на основе Дорожного подвижного пункта управления (ДППУ) Свердловской железной дороги, подвижного пункта управления и переносных комплектов связи для оснащения восстановительных поездов Куйбышевской железной дороги. Для обеспечения взаимодействия центра управления работами с местом проведения аварийно-восстановительных работ на ДППУ устанавливалась станция спутниковой связи Inmarsat BGAN Hughes 9250. Для обеспечения голосовой связи к станции Hughes 9250 была подключена базовая станция DECT. Передача видеоинформации от цифровой видеокамеры на месте работ на ноутбук, подключенный к станции спутниковой связи, осуществлялась с использованием радиосредств передачи аудио/видеосигнала диапазона 2,4 ГГц. В Дорожный центр управления (ДЦУП) железной дороги была установлена станция спутниковой связи Thrane&Thrane EXPLORER 700, к которой был подключены персональный компьютер и телефонный аппарат [3].

Для организации связи с местом работ были разработаны также опытные образцы мобильных комплексов связи для подвижного пункта управления на базе автомобиля УАЗ и переносные комплекты спутниковой связи для оснащения восстановительных поездов.

Испытания мобильных комплексов связи проводились на опытном полигоне Куйбышевской железной дороги. С этой целью в ДЦУП была установлена станция спутниковой связи Thrane&Thrane EXPLORER 700, к которой были подключены видеотелефон Aethra MAIA XC и персональный компьютер [5].

Подвижный пункт управления на базе автомобиля УАЗ «Патриот» был оснащен аппаратурой спутниковой связи и навигации (АССН) с использованием станции спутниковой связи Thrane&Thrane EXPLORER 727, оборудованием беспроводной передачи видеосигнала, цифровой видеокамерой, средствами радиодоступа стандарта DECT, видеотелефоном Aethra MAIA XC, а также радиостанциями Motorola, обеспечивающими работу в УКВ-диапазоне технологической радиосвязи ОАО «РЖД».

Применение мобильных комплексов связи с использованием станций спутниковой связи Inmarsat BGAN позволило обеспечить:

- организацию голосовой радиосвязи руководителей и исполнителей внутри фронта работ;

- обмен данными и передачу видео и аудио информации с мест проведения работ;

- демонстрацию событий в режиме реального времени непосредственно с места проведения работ в Центрах управления;

- организацию видеоконференцсвязи с места работ.

На персональный компьютер в ДЦУП обеспечивалась возможность передачи по спутниковому каналу данных о местоположении подвижного пункта управления на основе сигналов спутниковых навигационных систем GPS/ГЛОНАСС.

В настоящее время в интересах ОАО «РЖД» эксплуатируются системы подвижной спутниковой связи Globalstar и Inmarsat, которые показывают техническую возможность использования абонентских терминалов этих систем в интересах подвижных объектов различного базирования.

На железной дороге также применяется сеть поездной радиосвязи с применением оборудования системы спутниковой связи Globalstar, которая при отсутствии устойчивой действующей поездной радиосвязи позволила повысить безопасность железнодорожных перевозок и улучшить оперативность технологической связи диспетчерских служб.

Библиографические ссылки

1. Болдин, В.А. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС / Под ред. В. Н. Харисова, А. И. Перова, В. А. Болдина. - М.: ИПРЖР, 1998,- 400 с.

2. Власов, В.М. Классификация теоретических подходов к сбору и обработке информации, поступающей в транспортно-телематическую систему диспетчерского управления перевозками:сборник научных трудов / В.М. Власов, М.Ю. Ожерельев, Д.Б. Ефименко. - М.: МАДИ, 2010 - 412 с.

3. Турин С. Е. Спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС/GPS на железнодорожном транспорте: учеб.пособие в 2 ч. / С. Е. Гурин; Моск. гос. унив-т путей сообщения. - М.: 2004. - 125 е.: ил.

4. Карташевский В.Г. Сети подвижной связи / В.Г. Карташевский, С.Н. Семёнов, Т.В. Фирстова / - М.: Эко-Трендз, 2001 - 299 с.

5. Матвеев С.И. Высокоточные цифровые модели пути и спутниковая навигация железнодорожного транспорта: монография/ С.И. Матвеев, В.А. Коугия. - М.: Маршрут, 2005 - 290 с.

© Лапушняну А. Г., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.