Кирилл Дмитриевич Ананько
аспирант
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы Республика Беларусь, 230023, Гродно, ул. Октябрьская, д. 5
E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0003-8217-6674
«Спрытгурмисты и гайсаки»: скаутское движение в белорусских гимназиях межвоенной Польши*
DOI: 10.31168/2782-473X.2024.3.06
Аннотация: В статье описывается деятельность скаутов в белорусских гимназиях, существовавших на западнобелорусских землях в составе Польши в межвоенный период. Эти учреждения, где обучение велось на белорусском языке, стали центрами национально-культурного развития белорусов в условиях политики полонизации. В Польше также создавались скаутские отряды — «харцеры». Чтобы подчеркнуть свое отличие от харцеров, белорусские скауты придумывали собственные названия для своих дружин — «спрытгурмисты» и «гайсаки». По мнению автора, первый скаутский отряд возник при Гродненской белорусской гимназии, а не в Несвижской, как было принято считать в историографии. Свою деятельность белорусские скауты продолжили в Виленской, Радошковичской и Клецкой гимназиях. Точно неизвестно, существовали ли такие отряды или дружины в Новогрудской белорусской гимназии. В белорусское скаутское движение включались не только юноши, но и девушки. Автор приходит к выводу, что оно повлияло на популяризацию белорусской национальной идеи в молодежной среде, противодействовало языковой и культурной асимиляции местного населения, способствовало воспитанию духовных и нравственных ценностей, развитию физических способностей участников.
Ключевые слова: скауты, скаутское движение, белорусские гимназии, Западная Беларусь, межвоенный период
Скаутское движение появилось в Англии благодаря лорду Р. Ба-ден-Пауэллу. В августе 1907 г. на острове Браунси в южной части Великобритании впервые был организован палаточный лагерь для 22 юношей, пребывание в котором было рассчитано на восемь дней.
* Исследование выполнено в рамках проекта БРФФИ Г24МП-012 «Белорусские гимназии в межвоенный период: общественно-политический и культурный аспекты».
Скауты ежедневно изучали основы выживания и поведения в чрезвычайных ситуациях, а также первой медицинской помощи. Обучение проводилось в игровой форме; большое внимание уделялось физической культуре, а также гражданскому и патриотическому воспитанию. В начале 1908 г. Р. Баден-Пауэлл на основе своего практического опыта подготовил книгу «Scouting for boys» («Скаутинг для мальчиков»). В переводе с английского scout буквально означает «разведчик», поэтому в русском варианте книга получила название «Юный разведчик». Основой для российского скаутского движения послужили созданные при частях русской армии так называемые «потешные» полки, в которых школьники обучались военному строю и гимнастике. Первый скаутский отряд в Российской империи появился 30 апреля 1909 г. в Павловске, около Царского Села. Возглавил его штабс-капитан О. И. Пантюхов. В декабре 1910 г. Р. Баден-Пауэлл посетил Санкт-Петербург, где встретился с «юными разведчиками» России. На белорусских землях, в Гомеле, уже в 1915 г. действовало несколько отрядов русских, польских и еврейских скаутов. Приблизительно в это же время в Могилеве была организована скаутская дружина. Однако с приходом большевиков к власти скаутское движение подверглось радикальной реорганизации. В 1919 г. на II Съезде Российского коммунистического союза молодежи деятельность скаутов была запрещена, однако методы скаутизма впоследствии использовались при организации пионерского и комсомольского движения2.
В результате польско-советской войны 1919-1921 гг. и подписания Рижского мирного договора в марте 1921 г. этнические белорусские земли были разделены на две части — восточную, вошедшую в состав Советского Союза на правах отдельной республики, и западную, которая была включена в состав Польши. Инкорпорация западнобелорус-ских земель в состав польского государства обусловила необходимость консолидации белорусских национальных сил и противодействия политике полонизации. Одним из главных элементов подготовки национальных кадров стали белорусские гимназии, известные в белорусской исторической науке как кузницы национальных кадров.
Это были средние образовательные учреждения, где обучение велось на белорусском языке, а учащиеся воспитывались в национальном духе. Полноценно на территории Западной Беларуси работали
2 Лозка А. Беларуси скаутынг. Мшск, 1997. С. 8-15.
гимназии в Вильно, Новогрудке, Клецке и Радошковичах. Также подобные учреждения открывались в Гродно, Городке и Несвиже, однако они были закрыты польскими властями в начале 1920-х гг.
Существенным элементом воспитательной работы в стенах этих учреждений стала организация скаутского движения. В польских учебных заведениях уже существовали свои скаутские дружины — харцеры, созданные по образцу английских бойскаутов. Главными задачами гимназического скаутства организаторы считали объединение белорусской молодежи и ее нравственное, патриотическое и физическое воспитание.
Деятельность скаутов в белорусских гимназиях освещалась в исследованиях белорусских историков В. П. Серпухова, В. В. Ляхов-ского, А. Н. Вабищевича, А. Ю. Лозко, внимание которых было сосредоточено в основном на Виленской белорусской гимназии. Однако скаутское движение ею не ограничивалось. В работах А. Винницкого, Ю. А. Бачищи и А. Чемера (наст. имя А. С. Анищик) раскрываются особенности скаутского движения в Несвижской, Радошковичской и Новогрудской белорусских гимназиях. Отдельные моменты деятельности скаутов в белорусских гимназиях отражались на страницах прессы — в ученических журналах «Маладое жыццё» («Молодая жизнь») и «Рунь» («Всходы»), общественно-политическом и культурном журнале «Шлях моладзЬ» («Путь молодежи») и еженедельной западнобелорусской газете «Беларуская крынща» («Белорусский источник»).
Первый скаутский отряд на территории Западной Беларуси появился в 1920 г. в г. Гродно усилиями учителя Гродненской белорусской гимназии В. Курбского и офицера Белорусской военной комиссии Е. Шурпы. Гродненские скауты действовали при Гродненском кружке белорусской молодежи. Однако в начале 1921 г. под давлением польских властей отряд прекратил свое существование3. Первая же собственная гимназическая дружина скаутов была создана только в 1921 г. учителями И. Шнаркевичем и Г. Малойлой при Несвижской белорусской гимназии, в которую входили не только ученики данного учреждения, но и дети из близлежащих деревень Несвижского повета. Одним из руководителей был учащийся гимназии, будущий
3 У.Ш. Кароткая псторыя, зьмест 1 заданьш скауцтва // Маладое жыцьцё. 1922. № 3. С. 9-11.
белорусский поэт С. Новик-Пяюн4. Несвижские скауты проводили различные культурные мероприятия (концерты, спектакли и т. д.), используя для этого театральную сцену в городской ратуше. Известно, что на этой сцене скауты декламировали стихотворение «Не за-гаснуць зорю у небе» («Не погаснут звезды в небе») Я. Купалы. Дружина просуществовала до закрытия Несвижской белорусской гимназии в 1924 г., после чего учреждение было перенесено в Клецк5.
В Виленской белорусской гимназии скаутский отряд был создан по инициативе педагогов и известных политических и общественных деятелей А. Луцкевича, А. Смолича, Ф. Алехновича, М. Горец-кого6. Однако ключевую роль в организации скаутов сыграл учитель математики и физики С. Рак-Михайловский. Именно он в октябре 1922 г. начал подготовку к созданию скаутского отряда при гимназии в Вильно в целях нравственного и патриотического воспитания детей. В основу устава были положены переведенные С. Рак-Михайловским десять законов морального кодекса, которым должен соответствовать каждый скаут: «1) говорит правду и держит свое слово; 2) предан семье, народу, Отечеству и власти, честно исполняет свои обязанности; 3) всегда охотно помогает ближним; 4) друг всех людей доброй воли и брат каждого скаута; 5) чуткий, предупредительный и ведет себя по-рыцарски; 6) любит природу и защищает ее и ценные человеческие произведения; 7) слушается родителей, скаутских старшин и командиров; 8) всегда веселый, ласковый; 9) бережливый, имеет средства на "черный день"; 10) чист в мыслях, словах, поступках»7. Планировалось создать белорусскую организацию по образцу английских и американских бойскаутов, при этом менее военнизи-рованную, чем польские харцеры. Небольшие скаутские отряды существовали на базе русских гимназий на западнобелорусской территории, однако их было крайне мало. В результате при поддержке общественного деятеля Б. Туронка 10 декабря 1922 г. при Вилен-ской белорусской гимназии была организована первая белорусская
4 Лозка А. Беларуси скаутынг. С. 20.
5 Втщт А. Беларуси скаутынг // Зашсы Беларускага 1нстытута Навуи 1 Ма-стацтва. 2017. Т. 39. С. 14.
6 Серпухау У. П. Дзейнасць вучнёусих гурткоу Вшенскай беларускай пмназп // Весшк Беларускага Дзяржаунага Ушверсиэта. Сер. 3. Псторыя. Ф1ласоф1я. Паха-лопя. Пашталопя. Сацыялопя. Эканомша. Права. 2007. № 2. С. 32.
7 У. Ш. Кароткая псторыя, зьмест 1 заданьш скауцтва. С. 9-10.
дружина скаутов из четырех разновозрастных отрядов, объединившая в общей сложности около 100 человек8, которую впоследствии возглавил ученик 8-го класса А. Прохоров. Практически сразу учитель В. Зенькович пожертвовал 100 тыс. польских марок на поддержку инициативы9. Белорусский художник и педагог Я. Дроздо-вич, который примерно в это время хотел создать скаутскую дружину на Дисенщине (сегодня — Глубокский район Витебской области), предложил собственное название белорусских скаутов — «спрыт-гурмкты» (дословно переводится как «ловкая община»)10.
Виленские скауты, как и их предшественники в других учебных заведениях, вели культурно-просветительскую работу, занимались благотворительностью в пользу малоимущих учеников, организовывали концерты и спектакли, участвовали в спортивных состязаниях, хотели издать собственный журнал. Ученик Б. Каверда, принадлежавший к первой дружине, в 1923 г. в ученическом журнале «Рунь» описывал созданную гимназическими скаутами футбольную команду. Для нее был куплен соответствующий инвентарь. Однако футбольная активность в Виленской гимназии оказалась не слишком удачной: «...организация оказалась слабой и быстро развалилась. Футболом сейчас пользуется кучка учеников, которые захватили его в свои руки»11.
В 1923 г. виленские скауты, несмотря на большой энтузиазм, столкнулись с проблемой финансирования, которого не хватало на приобретение необходимых вещей и обеспечение формой12. К тому же в этом году польские власти запретили белорусский скаутинг, что заставило его на несколько лет организовать нелегальную деятельность в стенах гимназий.
После запрета скауты пытались продолжить свою деятельность. Они проводили экскурсии под руководством учителя географии И. Кончевского и издавали ученические журналы «Усход» («Восток»), «Зорка» («Звезда»), «Рунь», которые еще некоторое время были легальными. Одновременно учащиеся старших классов
8 Втщт А. Беларуси скаутынг. С. 15.
9 Хрошка // Маладое жыцьцё. 1923. № 1. С. 21.
10 Кавэрда Б. Крыху аб скауцтве // Рунь. 1923. № 3. С. 12.
11 Там же. С. 10.
12 Ляхоуст У. В. Маладзёвы рух пашж дзвюмя войнам! (1921-1939 гг.) // Спад-чына. 2012. № 161. С. 75.
пропагандировали скаутское движение в своих деревнях во время каникул13. После 1925 г. активизировалось белорусское национальное движение. В частности, планировалось организовать молодежное крыло партии Беларуская сялянска-работнщкая грамада (Белорусская крестьянско-рабочая громада, БКРГ), которая объединяла бы подростков до 18 лет и имела похожую на скаутскую структуру14. Однако реализовать задуманное не удалось из-за противодействия польских властей.
Во второй половине 1920-х гг. активную работу на западнобе-лорусских землях вела миссия американских методистов. В 1926 г. в женском общежитии при Виленской белорусской гимназии была образована скаутская община девушек «Сёстры вогшшча» («Сестры костра») при поддержке миссионерок С. Браун и Броун. Американские методистки стремились воспитать подрастающее поколение в протестантском духе, также они обращали внимание на физическое воспитание и организацию белорусских культурно-просветительских мероприятий15. Известно, что 27 марта 1928 г. в «Сёстры вогшшча» вступили 20 гимназисток, а офицерами женских скаутов стали американки С. Браун и Рамбо. Кроме гимназии в Вильно, методисты организовали в феврале 1928 г. скаутскую общину для девушек в Радошковичской белорусской гимназии и курировали некоторые общежития. Так, они финансово поддерживали два общежития при Клецкой белорусской гимназии на 48 учеников16. Девичья скаутская община «Сёстры вогшшча» просуществовала до 1929 г. В результате мирового экономического кризиса американские протестанты свернули свою деятельность в Вильно, прекратив поддержку белорусских скаутов.
С 1928 г. основным направлением развития скаутского движения стало физическое воспитание. Белорусский военный и общественный деятель В. Козловский (псевд. Козловщик) собрал вокруг себя
13 Вабiшчэвiч А. М. Беларусия пмназп у культурна-асветнщюм 1 грамад-ска-пал1тычным жыцц Заходняй Беларуа (1920-1930-я гг.) // Б1а1оги8к1е Zeszyty Historyczne. 2002. № 18. С. 85.
14 Втщю, А. Беларуси скаутынг. С. 16.
15 Ляхоук У.В. Маладзёвы рух памж дзвюмя войнам (1921-1939 гг.). С. 76.
16 Бачышча Ю. Дзейнасць царквы мэтадыстау на шве беларускага адраджэньня у 20-30-я гг. ХХ ст. // Евангельская Царква Беларуск псторыя 1 сучаснасць: зборшк матэрыялау М1жнароднай навукова-практычнай канферэнцьн. Мшск: Пазиыу-цэнтр, 2014. С. 194-195.
Женский скаутский отряд «Сёстры вогншча», действовавший в Виленской белорусской гимназии с 1926 по 1929 г. Эмиграционные коллекции Белорусского института науки и искусств
группу юношей и девушек из Виленской белорусской гимназии. Им же было подготовлено исследование «О физическом воспитании белорусов», в котором подчеркивалась значимость скаутинга и использование при работе с ним спортивных и народных игр17. Далее был подготовлен устав и гимн, придуманы правила и структура, разработаны символика и униформа. Новая скаутская гимназическая организация получила название «Гайсак», от белорусского слова гойсаць, что примерно означало рыскать, носиться, играть, соревноваться. Такое же название получила вновь образованная ученическая футбольная команда. В 1929 г. В. Козловский подал заявку в Варшаву на официальную регистрацию белорусской молодежной организации «Гайсак». Однако польские власти в регистрации отказали, посчитав ее деятельность нецелесообразной. Футбольная команда недолгое время участвовала в городских матчах, но затем также прекратила существование18.
17 Лозка А. Беларуси скаутынг. С. 24.
18 Ляхоуст У.В. Маладзёвы рух пам1ж дзвюмя войнам! (1921-1939 гг.). С. 76.
Хорошего уровня в физическом воспитании достигли учащиеся Новогрудской белорусской гимназии. Несмотря на отсутствие большинства спортивных принадлежностей, гимназисты активно проявляли себя в легкой атлетике, волейболе, боксе, лыжном спорте и шахматах. Очень хорошо развивался ученический футбол. Известно, что футбольная команда гимназии победила команду новогрудской городской полиции с преимществом в три забитых мяча. В 1927 г. в состав футбольной команды гимназии в Новогрудке входили А. Руляк, М. Даманский, Б. Кит, С. Муха, Э. Ясюк, А. Вербицкий, Е. Гоцка, А. Сам-кович, В. Бахар19. К сожалению, точно неизвестно, существовала ли отдельная скаутская организация в новогрудской белорусской гимназии.
Общественно-политические процессы на рубеже 1920-1930-х гг. привели к закрытию белорусских гимназий в Радошковичах, Клецке и Новогрудке. Основной причиной этому послужило распространение леворадикальных идей и деятельность Камутстычнага Саю-за Моладзi Заходняй Беларуа (Коммунистический союз молодежи Западной Беларуси, КСМЗБ), в который гимназисты активно вступали. Стремительно втягиваясь в политическую деятельность, ученики стали организовывать подпольные ячейки КСМЗБ, проводить школьные акции протеста, антиправительственные демонстрации и помогать белорусским политическим заключенным. Такая деятельность негативно повлияла на отношение со стороны польских властей20. Учащиеся-комсомольцы крайне отрицательно относились к скаутам, считали, что последние были лояльными к правительству. Поэтому скауты в конце 1920-х — начале 1930-х гг. были не очень популярными в гимназической среде.
В 1932 г. Виленская гимназия стала белорусским филиалом польской государственной гимназии имени Ю. Словацкого, что привело к приостановке деятельности скаутов. Новая попытка организации виленских скаутов фиксируется в начале 1935 г., когда гимназисты-белорусы Вильно пытались создать автономную юношескую белорусскую дружину при «Виленской хоругви польских харцеров» (Виленский отдел польских скаутов)21. В переговорах со стороны
19 Чэмер А. Наваградская беларуская пмназ1я. Вшьнюс. 1997. С. 42-43.
20 Вабiшчэвiч А. М. Беларусия пмназп у культурна-асветнщюм 1 грамадска-пал1тычным жыцц Заходняй Беларуа (1920-1930-я гг.). С. 86-88.
21 Хрошка. З беларускага жыцьця. Скауты у Беларускай Пмназп у Ыльш // Шлях моладзь 1935. № 2. С. 15.
Группа скаутов Виленской белорусской гимназии, 1936 г. Фото из чехословацкого журнала «БкаыЬ»
белорусов выступали братья Паули. Польская сторона настаивала на признании белорусскими скаутами устава и главных принципов польских харцеров. В результате при активном участии старшеклассников Ч. Найдюка, А. Брезовского, Барановской, Громовой и других учащихся было образовано две дружины — юношей имени Ф. Богу-шевича под руководством учителя Н. Анцукевича и девушек имени св. Ефросинии Полоцкой под руководством А. Соколовой-Лекант — с несколькими подразделениями22. Были разработаны собственная символика и униформа, велась подготовка к изданию газеты «Бела-русю скаут» («Белорусский скаут»). Виленские скауты носили зеленую форму с погонами на рубашке и аксельбантами, на шею вместо платка надевали небольшой галстук, головным убором была или пилотка, или серая фуражка с треугольником и металлическим знач-ком23. В сентябре 1935 г. гимназические дружины приняли участие
22 Вгнгцкг А. Беларуси скаутынг. С. 17-18.
23 Лозка А. Беларуси скаутынг. С. 24.
Скауты Виленской белорусской гимназии и их руководитель Н. Анцукевич, 1936-1937 гг. Центр исследований старопечатных изданий и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси
в международном Всеславянском слете скаутов в местечке Спала в Лодзинском воеводстве24.
В середине 1930-х гг. виленские скауты планировали образовать массовую белорусскую скаутскую организацию, которая бы охватила значительную часть западнобелорусской молодежи. Однако финансовое положение, организационные ресурсы и неблагоприятное отношение польской администрации к белорусам не давали возможности осуществить этот проект. В 1936 г. в Вильно был создан Кружок друзей белорусских скаутов. Возглавил эту организацию учитель католического Закона Божьего в Виленской гимназии ксендз С. Гляковский, а наиболее известными членами этого кружка были уже упомянутые В. Козловский, Ч. Найдюк, В. Манкевич, К. Крюк и Т. Верниковский. При кружке проводились экскурсии,
24 Серпухау У. П. Дзейнасць вучнёусюх гурткоу Вшенскай беларускай пмназп. С. 32.
культурно-просветительские мероприятия, специальные занятия по выживанию и физическому воспитанию. В гимназическом общежитии также проводились развлекательные мероприятия для уча-щихся25. Благодаря С. Гляковскому издавался детский журнал «Пра-лесю» («Пролески»), в одном из номеров которого опубликованы правила белорусского скаута: не пить алкогольных напитков, не курить, помогать слабым, ценить природу, быть вежливым и не употреблять нецензурных выражений26. 14 февраля 1937 г. председателем кружка был вновь избран С. Гляковский27. Однако после 1937 г. сведения о деятельности белорусских скаутов в гимназиях теряются.
Несмотря на противодействие польских властей, а также организационные и финансовые трудности, организаторы белорусского скаутского движения внесли свой вклад в распространение национальной идеи в северо-восточных воеводствах межвоенной Польши. Они стремились к объединению молодежи, ее нравственному и патриотическому воспитанию. Большое внимание уделялось и физическому развитию учащихся. Участники белорусского скаутского движения активно занимались спортом, принимали участие в городских соревнованиях. Организации скаутов существовали в основном за счет энтузиазма учащихся и педагогов. Однако без внешней поддержки, особенно финансовой, скаутские организации постепенно угасали.
Источники
Маладое жыцьцё. 1922-1923.
Рунь. 1923.
Шлях моладз1 1935.
Беларуская крынща. 1936-1937.
Литература
Бачышча Ю. Дзейнасць царквы мэтадыстау на шве беларускага адра-джэньня у 20-30-я гг. ХХ ст. // Евангельская Царква Беларуси псторыя 1
25 З беларускага жыцьця. Вечарына у беларусих скаутау // Беларуская крынща. 1936. № 20. С. 3.
26 Лозка А. Беларуси скаутынг. С. 24.
27 З беларускага жыцьця. Сярод беларускае вучнёускае моладз1 // Беларуская крынща. 1937. № 1. С. 3.
сучаснасць: зборшк матэрыялау Мiжнароднай навукова-практычнай канфе-рэнцьи. Míhck: Пазмыу-цэнтр, 2014. С. 186-205.
Ваб1шчэв1ч А.М. Беларусюя пмназй у культурна-асветнщюм i грамад-ска-палiтычным жыццi Заходняй Беларуа (1920-1930-я гг.) // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2002. № 18. С. 78-90.
Втщк1 А. Беларуси скаутынг // Запiсы Беларускага 1нстытута Навукi i Мастацтва. 2017. Т. 39. С. 14-20.
Лозка А. Беларусю скаутынг. Мшск: Полымя, 1997. 188 с.
Ляхоуск У.В. Маладзёвы рух памiж дзвюмя войнамi (1921-1939 гг.) // Спадчына. 2012. № 161. С. 3-115.
Серпухау У. П. Дзейнасць вучнёусюх гурткоу Вшенскай беларускай гiмназü // Весшк Беларускага Дзяржаунага Унiверсiтэта. Сер. 3. Псторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялопя. Эканомiка. Права. 2007. № 2. С. 28-34.
Чэмер А. Наваградская беларуская гiмназiя. Вшьнюс: UAB Saverenas, 1997. 133 с.
References
Bachyshcha Yu. Dzeinasts' tsarkvy metadystaü na nive belaruskaha adra-dzhèn nia ü 20-30-ia hh. XX st. In: Evanhel skaia Tsarkva Belarusi: historyia i su-chasnasts : zbornik materyialaü Mizhnarodna navukova-praktychnai kanferèntsyi. Minsk, Pazityü-tsentr, 2014, pp. 186-205. (In Bel.)
Chemer A. Navahradskaia belaruskaia himnaziya. Vil'nius, UAB Saverenas, 1997, 133 p.
Liakhoüski U. V. Maladziovy rukh pamizh dzviumia vo nami (1921-1939 hh.). Spadchyna, 2012, no. 161, pp. 3-115. (In Bel.)
Lozka A. Belaruski skaütynh. Minsk, Polymia, 1997, 188 p. (In Bel.)
Serpukhaü U. P. Dzeinasts' vuchnioüskikh hurtkoü Vilenskai belaruskai him-nazii. Vesnik Belaruskaha Dziarzhaünaha Universiteta. Ser. 3. Historyia. Filasofiia. Psikhalohiia. Palitalohiia. Satsyialohiia. Ekanomika. Prava, 2007, no. 2, pp. 2834. (In Bel.)
Vabishchèvich A. M. Belaruskiia himnazii ü kul'turna-asvetnitskim i hramad-ska-palitychnym zhytstsi Zakhodnia Belarusi (1920-1930-ia hh.). Bialoruskie Zeszyty Historyczne, 2002, no. 18, pp. 78-90. (In Bel.)
Vinitski A. Belaruski skaütynh. Zapisy Belaruskaha Instytuta Navuki i Ma-statstva, 2017, vol. 39, pp. 14-20. (In Bel.)
BocToqHoc^aBHHCKHe Hcc^eflOBaHHH. 2024. Ban. 3. C. 115-127.
127
Kirill D. Ananko
Postgraduate student Yanka Kupala State University of Grodno Republic of Belarus, 230023, Grodno, Oktyabr'skaya ul., build. 5
E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0003-8217-6674
The "Sprytgurmists and Haisaks": the Scout Movement in Belarusian Gymnasiums of Interwar Poland
DOI: 10.31168/2782-473X.2024.3.06
Abstract: The article reveals the activities of scouts in Belarusian gymnasiums that existed in the Eastern part of Poland during the interwar period. These institutions, where education was conducted in the Belarusian language, became centers of national and cultural development for Belarusians under the difficult conditions of the Polonization policy The Polish state already had its own scouts — harzers. In order to distinguish themselves from the harzers, they invented self-names, such as sprytgurmists, and haisaks. The author points out that the first scout troop appeared at the Grodno Belarusian gymnasium, not in Nesvizh, as it was considered in the historiography Belarusian scouts developed their activities in the Vilna, Radoshkovichi and Kletsk gymnasiums. Unfortunately, it is not known for certain whether such detachments or squads existed in the Novogrudok Belarusian gymnasium. Not only boys, but also girls were involved in the Belarusian scout movement. The author concludes that the movement has influenced the popularisation of the Belarusian national idea among young people, which counteracted the linguistic and cultural assimilation of the local population, facilitated the education of spiritual and moral values, and the development of physical abilities.
Keywords: scouts, scout movement, Belarusian gymnasiums, Western Belarus, interwar period