Научная статья на тему 'СПРОС РОССИЯН НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА'

СПРОС РОССИЯН НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-SA
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Здоровье мегаполиса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / СПРОС НА ЛЕЧЕНИЕ / СТРАНЫ ЗАПРОСА / ЛИДЕРЫ РОСТА / ЦЕНОВЫЕ СЕГМЕНТЫ / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Г.Д.

Медицинский туризм - динамично формирующаяся отрасль мировой экономики, которая на данном этапе показывает стабильный рост. С недавних пор на данном рынке стали лидировать развивающиеся страны, что является положительной тенденцией. Российские клиники также внедрились в медицинский туризм, но полному освоению рынка медицинского туризма помешала пандемия COVID-19. В этой связи отечественным клиникам было бы продуктивно освоить опыт зарубежных стран, чтобы внедрить их опыт в своей практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Г.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND FOR FOREIGN COUNTRIES BY RUSSIANS IN THE SPHERE OF MEDICAL TOURISM

Medical tourism is a dynamically emerging branch of the world economy, which at this stage shows stable growth. Recently, developing countries have taken the lead in this market, which is a positive trend. Russian clinics have also taken root in medical tourism, but the COVID-19 pandemic prevented the full development of the medical tourism market. In this regard, it would be productive for domestic clinics to learn from the experience of foreign countries in order to implement their experience in their practice.

Текст научной работы на тему «СПРОС РОССИЯН НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА»

Спрос россиян на зарубежные страны в сфере медицинского туризма

Г. Д. Петрова

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Россия, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9

Аннотация

Медицинский туризм - динамично формирующаяся отрасль мировой экономики, которая на данном этапе показывает стабильный рост. С недавних пор на данном рынке стали лидировать развивающиеся страны, что является положительной тенденцией. Российские клиники также внедрились в медицинский туризм, но полному освоению рынка медицинского туризма помешала пандемия СОУГО-19. В этой связи отечественным клиникам было бы продуктивно освоить опыт зарубежных стран, чтобы внедрить их опыт в своей практике.

Ключевые слова: медицинский туризм, спрос на лечение, страны запроса, лидеры роста, ценовые сегменты, визовый режим, транспортная доступность

Для цитирования: Петрова, Г. Д. Спрос россиян на зарубежные страны в сфере медицинского туризма // Здоровье мегаполиса. - 2022. - Т. 3. - № 4. - С. 66-74 ^:10.47619/2713-26Г7^т.2022.у.314; 66-74

© Автор сохраняет за собой авторские права на эту статью.

© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

Demand for foreign countries by Russians in the sphere of medical tourism

G.D. Petrova

State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department", 9, Sharikopodshipnikovskaya st., 115088, Moscow, Russian Federation

Abstract

Medical tourism is a dynamically emerging branch of the world economy, which at this stage shows stable growth. Recently, developing countries have taken the lead in this market, which is a positive trend. Russian clinics have also taken root in medical tourism, but the COVID-19 pandemic prevented the full development of the medical tourism market. In this regard, it would be productive for domestic clinics to learn from the experience of foreign countries in order to implement their experience in their practice.

Keywords: medical tourism, demand for treatment, countries of request, growth leaders, price segments, visa regime, transport accessibility

For citation: Petrova GD, Demand for foreign countries by Russians in the sphere of medical tourism. City Healthcare. 2022;3(4): 66-74 doi:10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i4; 66-74

© Author retains the copyright of this article.

© This article is published under the terms of the Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день экспорт медицинских услуг (медицинский туризм) - это важная отрасль мировой экономики, которая показывает стабильный рост, перспективна и интересна для изучения [1]. К тому же лидерами в этом направлении в последнее время стали многие развивающиеся страны. В России данное направление, хотя и является молодым в структуре отечественной отраслевой экономики, уже закреплено на законодательном уровне [2, 3]. Для отечественных клиник, которые вступили в сферу медицинского туризма сравнительно недавно, было бы продуктивно освоить опыт зарубежных стран в этой области для внедрения в свою практику. Попыткой систематизировать и адаптировать подобный международный опыт можно считать труды отечественных ученых, представивших методические рекомендации по организации и освоению практических инструментов развития медицинского туризма в организациях [4].

Цель исследования

Изучить спрос россиян Центрального федерального округа на лечение в других странах, предложить стратегию развития в сфере медицинского туризма на опыте зарубежных стран.

Методы исследования

В исследовании использованы анализ и синтез, системный подход, сравнительный анализ и синтез, сравнительный анализ статистики поисковых запросов в системе веб-аналитики корпорации Яндекс «Wordstat.Yandex» по принципу «лечение в [наименование страны]» за периоды с марта 2020 г. по февраль 2021 г. и с марта 2021 г. по февраль 2022 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно данным компании Euromonitor International, лидера среди независимых компаний в области международных стратегических исследований потребительских рынков, сфера медицинского туризма сильно выросла. Одним из триггеров развития медицинского туризма принято считать кризис отношений по линии «врач - пациент» [5], когда все высоко зарегламентированные в своей медицинской практике врачи не уделяют должного внимания пациентам. И напротив - создание и развитие личного бренда врача мотивирует пациентов

отправиться за медицинской помощью в другую страну [6]. Аналитики уверены, что даже снятие имеющихся ограничений и системных проблем рынка медицинского туризма не повлияет на потребительский тренд активного использования цифровых каналов коммуникации [7]. Вместе с тем, на их взгляд, основное внимание пациенты обратят на то, как компании заботятся о безопасности не только своих клиентов, но и сотрудников и окружающей среды. Такой позиции придерживаются 70% опрошенных компаний и экспертов - профессионалов потребительского рынка.

Современные подходы коммерческих организаций к диверсификации деятельности на рынке медицинского туризма создали пеструю картину медицинских дестинаций (стран-доноров для приема иностранных медицинских туристов), куда могут отправиться пациенты за получением плановой медицинской помощи [8]. Вторит данному тренду и высокая маржинальность деятельности коммерческих организаций -специализированных агентств по организации медицинского туризма [9]. Российские пациенты посредством сети Интернет ищут возможности получения плановой медицинской помощи в широком перечне стран.

Проведенный анализ статистики поисковых запросов в системе веб-аналитики корпорации Яндекс «Wordstat.Yandex» по принципу «лечение в [наименование страны]» за периоды с марта 2020 г. по февраль 2021 г. и с марта 2021 г. по февраль 2022 г. позволяет дать сравнительную характеристику потенциального спроса на лечебные и оздоровительные программы за рубежом для жителей регионов Центрального федерального округа (табл. 1) [10].

Таблица 1 - Спрос на лечение по странам в 2020-2021 гг.1 (кол-во запросов). Table 1 - Demand for treatment by country in 2020-2021 (number of requests)

Страны Виза* Цена** Путь*** RU**** Специализац. ***** 2020 г. 2021 г. ИТОГ

Австрия виза $$$ >> лечение 1432 1073 2505

Армения безвиз. $ >> RU лечение 1308 3823 5131

Беларусь безвиз. $ > RU лечение/оздор. 82983 184 127 267 110

Венгрия виза $$ >> оздоровление 4110 11 011 15 121

Германия виза $$$ >> RU лечение 48804 41 377 90 181

Грузия безвиз. $ >> RU лечение 2527 8841 11 368

Израиль безвиз. $$$ >> RU лечение/оздор. 125298 158 782 284 080

Индия виза $$ >>> лечение/оздор. 5555 5572 11 127

Иран виза $$ >> лечение 231 201 432

Испания виза $$$ >>> лечение 1858 1743 3601

Италия виза $$$ >> лечение 4846 3662 8508

Казахстан безвиз. $ >> RU лечение 2015 4680 6695

Катар безвиз. $$ >>> лечение 1340 1501 2841

Кипр виза $$ >> лечение 18570 16 146 34 716

Китай виза $$ >>> лечение/оздор. 639 665 1304

Латвия виза $$ > лечение 689 1088 1777

Литва виза $$ > лечение 548 718 1266

ОАЭ безвиз. $$$ >>> лечение 361 585 946

Польша виза $$ >> лечение 993 1171 2164

Сингапур виза $$$ >>> лечение 309 371 680

Словения виза $$ >> оздоровление 1517 4358 5875

США виза $$$ >>> лечение 11993 10 005 21 998

Таиланд безвиз. $$ >>> лечение 469 418 887

Турция безвиз. $$$ >> RU лечение/оздор. 8109 8974 17 083

Узбекистан безвиз. $ >> лечение 1370 3960 5330

Украина безвиз. $ > RU лечение/оздор. 9341 14 772 24 113

Хорватия виза $$ >> лечение 369 699 1068

Черногория безвиз. $$ >> лечение 3815 4528 8343

Чехия виза $$ >> RU оздоровление 826 1146 1972

Швейцария виза $$$ >> лечение 2278 3778 6056

Ю. Корея безвиз. $$$ >>> RU лечение 3599 3760 7359

Япония виза $$$ >>> лечение 2331 2672 5003

1 (Личный расчет автора)

* виза - визовый режим, безвиз. - безвизовый режим.

** $ - низкий, $$ - средний, $$$ - высокий ценовой сегмент.

*** > - до 1000 км, >> - от 1000 км до 3000 км, >>> - от 3000 км расстояние транспортной доступности. **** - страны с широкой языковой поддержкой пациентов в медицинских организациях.

***** Специализац. - основная специализация страны на рынке медицинского туризма: лечение или оздоровление.

Российские граждане выбирают в целях медицинского туризма как развитые страны, так и страны с более низким уровнем ВВП. Для них не имеют значение визовый или безвизовый режим, высокая ценовая политика или низкая, равно как и транспортная доступность. Основной спрос россиян по данным 2020/2021 гг. был направлен на лечение, нежели на лечебно-оздоровительные услуги. Данные таблицы показывают, что на развитые страны с безвизовым режимом (Израиль, Катар, ОАЭ, Турция, Ю. Корея) вырос спрос на лечение в 2021 г. по сравнению с 2020 г., а в страны с визовым режимом (Австрия, Германия, Испания,

Рисунок 1 - Доля стран в запросах. Figure 1 - Share of countries in queries

Грузия

1,3%

Венгрия

1,8%

Турция

2,0%

США

2,6%

Украина

2,8%

Китай

4,1%

Германия

10,6%

Лидерами роста по запросам лечения за рубежом в процентном соотношении в 2021 г. по отношению к 2020 г. стали: Грузия, чей рост превысил 2,5 раза;

Италия, США, кроме Швейцарии и Японии) отмечается снижение спроса. Очевидно, что развитые страны привлекают пациентов высоким качеством медицинских услуг, а развивающиеся страны - относительно доступной стоимостью медицинского обслуживания.

Доля стран в запросах в процентном соотношении (рис. 1) показывает, что львиная доля из развитых стран перепадает на Израиль (33, 2%), Германию (10,5%), Китай (4,1%), а из стран с доступной ценовой политикой - на Беларусь (31,2%), Украину (2,8%), Венгрию (1,8%).

Армения, Узбекистан, Словения - увеличили рост почти в 2 раза; Венгрия увеличила рост в более 1,5 раза и Казахстан с Беларусью - более 100% (табл. 2).

Грузия +250%

Армения +192%

Узбекистан +189°%

Словения +187°%

Венгрия +168°%

Казахстан +132°%

Беларусь +122%

Таблица 2 - Лидеры роста (рост >100% 2021 г. к 2020 г.). Table 2 - Growth leaders (growth >100% 2021 vs. 2020)

Показатели роста в этих странах высокие, тем COVID-19), а уже в постковидный период он вырос более на фоне пандемии COVID-19. до 506 207 чел., что выше почти на 44%.

Объем запросов (рис. 2) за 2020 год составляет 350 433 чел. (учитывая время изоляции по

Рисунок 2 - Объем запросов по периодам: 2020-2021 гг. Figure 2 - Request volume by period: 2020-2021

600 000 -

400 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200 000

350 433

506 207

2020

2021

0

Рост запросов в 2021 г. по отношению к 2020 г. составляет 44%. Общее число за 2020-2021 гг. составляет 856 640 запросов.

Доля по ценовому сегменту стран составляет: $ = 319 747; $$ = 88 893; $$$ = 448 000. Показатели

запросов с разным ценовым сегментом (рис. 3) указывают на то, что граждане готовы заплатить за качественное лечение высокую цену, она составляет примерно 63% (высокий и средний ценовой сегмент).

Рисунок 3 - Ценовые сегменты. Figure 3 - Price segments

Низкий сегмент Г у Высокий сегмент

37,3% Г ^^Г i

i 52,3%

Средний сегмент

10,4%

Высокая доля запросов в страны с высоким и средним ценовым сегментом медицинского туризма касается скорее платежеспособной аудитории. С учетом высокого уровня оснащенности медицинских организаций в Центральном федеральном округе РФ (далее -ЦФО), скорее всего, пациенты с достатком выше среднего остаются недовольны сервисной составляющей и условиями пребывания в больницах и клиниках. Что касается интереса к странам с низким ценовым сегментом, то 83%

составляют запросы по Республике Беларусь. Это говорит о том, что интернет-пользователи реагируют в большей степени на страну, которая на протяжении последних 10 лет активно занимается развитием въездного медицинского туризма и широко информирует об успехах своей медицины.

Анализируя визовый режим (рис. 4), необходимо отметить, что по безвизовому режиму пациенты перемещаются чаще (641 286 обращений), чем в визовые страны (215 354 обращений).

Рисунок 4 - Визовый/безвизовый режим. Figure 4 - Visa/visa-free regime

Безвизовый режим

74,9%

Визовый режим

25,1%

Существенно превалируют, в 75%, запросы медицинских туристов в те страны, въезд в которые не обременен необходимостью прохождения формальностей по получению визы. Во-первых, в период пандемии многие консульские учреждения зарубежных стран, расположенные в России, не работали. Вторая причина - ограничения в количестве выдаваемых виз. Очевидно, что визовый фактор занимает приоритетное место при выборе страны для лечения - это необходимо учитывать при формировании национальной программы продвижения возможностей

отечественного здравоохранения за рубеж, выбирая те страны, граждане которых могут въезжать в Россию без визы.

Рассматривая транспортную доступность (рис. 5), необходимо отметить, что первое место по объему запросов занимают страны средней доступности, расположенные от 1000 км до 3000 км от ЦФО (506 628 обращений), второе место у близкорасположенных стран, до 1000 км от ЦФО (294 266 обращений), и на третьем месте удаленные страны, от 3000 км от ЦФО (55 746 обращений).

Рисунок 5 - Транспортная доступность. Figure 5 - Transport accessibility

Близкое расстояние

34,4%

А

Большое расстояние

6,5%

Среднее расстояние

59,1%

Вопреки ожиданиям, что основной интерес у потенциальных медицинских туристов из Российской Федерации будет связан с ближайшими странами, имеющими прямое сообщение и высокую транспортную доступность, результаты показали следующее: более 65% запросов связано со странами, находящимися на среднем (от 1000 км

до 3000 км) или большом (от 3000 км и выше) удалении. При этом среди запросов по странам, находящимся вблизи - до 1000 км, запросы по лечению в Республике Беларусь составляют 90%. Данный факт убеждает нас в том, что уровень осведомленности об уровне здравоохранения в других странах оказывает более сильное влияние

на принятие решения по стране лечения, чем удобство логистики.

Анализ на предмет ориентации на русскоязычные страны (рис. 6) показывает, что фактор владения русским языком в дестинации превалирует

в системе других факторов, мотивирующих российских медицинских туристов выбирать ту или иную страну для лечения за рубежом (русскоязычные - 715 092, не русскоязычные -141 548).

Рисунок 6 - Интерес к русскоязычным странам. Figure 6 - Interest in Russian-speaking countries

Не русскоязычные

16,5°%

Русскоязычные

83,5%

В данном случае под русскоязычными странами понимаются те страны, где в большинстве медицинских организаций, работающих с иностранными пациентами, есть штатный русскоязычный координатор/переводчик.

Заключение

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- в период пандемии жители регионов ЦФО произвели свыше 850 000 запросов по лечению в разных странах мира в поисковой системе Яндекс;

- интерес аудитории коснулся значительного числа стран, более 30;

- факторы, связанные с удобством транспортной логистики и поиском доступной с финансовой точки зрения медицинской помощи, не были приоритетными в выборе, так как большинство стран, по которым делались запросы, находятся на среднем или большом удалении от Центрального федерального округа, а также относятся к категории средних и премиальных ценовых сегментов;

- факторами выбора страны лечения, которым был отдан приоритет жителями ЦФО, оказались: отсутствие визовых ограничений и русскоязычная поддержка в стране лечения.

Также можно отметить, что коммерческая система здравоохранения регионов Центрального федерального округа в период пандемии не в полной мере удовлетворяла требования потребителей в сегменте выше среднего и премиальном, что

является сигналом к формированию новых сервисных продуктов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding: the authors received no financial support for the research.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest.

Литература

1. Кириллов А. Н., Мальцев А. В., Балашова М. В. Международная практика организации медицинского туризма // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 6. - С. 133-137.

2. Указ президента РФ от 7 мая 2018 г. п. 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/ (дата обращения: 06.11.2022).

3. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». https://minzdrav.gov.ru/ru. (дата обращения: 06.11.2022).

4. Драпкина О. М., Шепель Р. Н., Беззубенко О. И., Гаркавенко В. А., Глотов С. С., Михеева М. В., Резина А. Г., Тронева В. Е., Урванцева И. А., Чернышёв Е. В.. и др. Экспорт медицинских услуг: организация и инструменты развития

в медицинской организации / Методические рекомендации НМИЦ ТПМ Минздрава России. Москва, 2022. - С. 23-27.

5. Петрова Г. Д., Елагина Л. А. Формирование доверия в системе взаимоотношений «врач -пациент» // В сборнике: Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. Сборник научных трудов. Москва, 2020. - С. 99-100.

6. Глотов С. С., Беззубенко О. И., Чернышев Е. В. Роль врача в системе мотивации медицинского туриста // Вестник национальной академии туризма, 2021. - № 4 (80). - С. 31-33.

7. Глотов С. С., Чернышев Е. В. Экспорт медицинских услуг в контексте современных вызовов миграционной политики РФ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2022. - № 8. - С. 97-99.

8. Игнатова Е. В. Диверсификация как приоритетная стратегия развития рынка медицинского туризма в посткризисный период // Вестник Национальной академии туризма. 2020. -№ 3 (55). - С. 28-29.

9. Бороненкова С. А., Танаева С. А. Стратегический финансовый анализ компаний в сфере выездного медицинского туризма //Учет. Анализ. Аудит. 2020. - Т. 7. - № 1. - С. 34-41.

10. Система веб-аналитики корпорации Яндекс «Yandex Wordstat». https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 06.11.2022).

References

1. Kirillov A.N., Maltsev A.V., Balashova M.V. International practice of organizing medical tourism // Fundamental research. - 2018. - No. 6. - P. 133-137.

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018, item 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (with amendments and additions). https://base.garant.ru/ (date of access: 06.11.2022);

3. Federal project "Development of export of medical services". https://minzdrav.gov.ru/ru. (date of access: 06.11.2022);

4. Drapkina O.M., Shepel R.N., Bezzubenko O.I., Garkavenko V.A., Glotov S.S., Mikheeva M.V., Rezina A.G., Troneva V.E., Urvantseva I. A., Chernyshev E.V. Export of medical services: organization and development tools in some medical organization / Methodological recommendations of the NMIC TPM of the Ministry of Health of Russia. Moscow, 2022. - P. 23-27.

5. Petrova GD., Elagina LA. Formation of trust in the system of relationships "doctor-patient" // In the collection: Proceedings of the Research Institute of Health Organization and Medical Management. Collection of scientific papers. Moscow, 2020. P. 99-100.

6. Glotov SS., Bezzubenko OI., Chernyshev EV. The role of a doctor in the system of motivation of a medical tourist // Bulletin of the National Academy of Tourism, 2021. - No. 4 (80). - P. 31-33.

7. Glotov SS., Chernyshev EV., Export of medical services in the context of modern challenges of the migration policy of the Russian Federation // Competitiveness in the global world: economics, science, technology, 2022. - No. 8. - P. 97-99.

8. Ignatova EV. Diversification as a priority strategy for the development of the medical tourism market in the post-crisis period // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2020. No. 3 (55). - PP. 28-29.

9. Boronenkova SA., Tanaeva SA. Strategic financial analysis of companies in the field of outbound medical tourism //Accounting. Analysis. Audit. 2020. - V. 7. -No. 1. - P. 34-41.

10. Web analytics system of Yandex Corporation -"Yandex Wordstat". https://wordstat.yandex.ru/ (date of access: 06.11.2022).

Информация об авторах

Петрова Галина Дмитриевна - ведущий научный сотрудник отдела организации здравоохранения, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», https://orcid.org/0000-0001-9919-2548

Information about authors

Galina D. Petrova - Leading Researcher, Department of Health Organization, Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Healthcare Department, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-9919-2548

Для корреспонденции:

Петрова Галина Дмитриевна

Correspondence to:

Galina D. Petrova

PetrovaGD@zdrav.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.