ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2018. № 6
Е. А. Шульгина, и. о. заведующего лабораторией правовой информатики и кибернетики юридического факультета МГУ* е. а. ястребова, младший научный сотрудник лаборатории политологии юридического факультета МГУ**
справочные правовые системы как источник информации о новостях законодательства
В статье исследована роль справочных правовых систем в систематизации изменений законодательства на протяжении последних десятилетий. Рассмотрены различные возможности работы с новостями законодательства в современных справочных правовых системах. Сделаны выводы об основных направлениях систематизации изменений законодательства для использования в правоприменительной практике и стратегическом планировании модернизации законодательства.
Ключевые слова: справочные правовые системы, систематизация изменений законодательства, цифровые технологии.
The role of legal reference systems in the legislation changes systematization in recent decades is studied. Various possibilities of working with legislation news in the modern legal reference systems are considered. Conclusions are made about main directions of systematization of legislation changes for use in law enforcement practice and strategic planning of legislation modernization.
Keywords: reference legal systems, legislation changes systematization, digital technologies.
В настоящее время цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Согласно Указу Президента РФ одной из национальных целей развития Российской Федерации является «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» 1 . Информационные технологии предоставляют инструменты для работы специалистов в любой отрасли, в том числе, в юриспруденции. Одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
является «создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок» (подп. «б», п. 11 Указа), и в сфере права эта задача уже воплощается в жизнь. В России существуют отечественные программные продукты, широко используемые специалистами в области юриспруденции, экономики, финансов, и предоставляющие всеобъемлющую информацию о законодательстве Российской Федерации — справочные правовые системы (далее — СПС) «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» предусматривает создание условий «для развития крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий»2. Это в полной мере относится к российским компаниям — разработчикам СПС, которые в течение нескольких десятилетий предоставляют удобный сервис для работы с правовой информацией.
Причиной создания негосударственных СПС в конце 80-х — начале 90-х гг. послужило реформирование законодательства России в эти годы. Активный законотворческий процесс порождал необходимость своевременного получения гражданами и организациями информации о принятии новых нормативных правовых актов (далее — НПА) и об изменениях законодательства.
Ситуация с официальными источниками правовой информации требовала неотложных мер по модернизации и систематизации законодательства, поскольку в то время только «тексты законов, актов Президента и Правительства РФ печатались в общедоступных изданиях — официальных источниках опубликования»3, но «тексты ведомственных актов, актов органов власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, других официальных документов публиковались в изданиях, выходивших небольшим тиражом, либо вообще не публиковались»4. Кроме того, «работа с текстами нормативных правовых актов, размещенными в печатных изданиях, требовала больших затрат времени и сил; получить актуальный текст НПА можно было только собрав все источники, в которых был размещен текст самого нормативного акта и изменяющих его документов»5.
2 Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
3 Шульгина Е. А., Ястребова Е. А. Изучение изменений законодательства с применением справочных правовых систем // Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом: Сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск, 2015. С. 62-66.
4 Там же.
5 Там же.
До начала 90-х гг. получить актуальную правовую информацию, новости об изменениях законодательства в электронном виде из официальных источников в России было невозможно. В то же время, развитие информационных технологий в мире уже позволяло создавать базы данных с полными текстами документов, и передавать данные по сети Интернет. В 1973 г. была создана полнотекстовая база данных Lexis, содержавшая законодательство США, в 1991 г. появилась Всемирная паутина (World Wide Web), а в 1992 г. был создан первый Web-браузер.
В большинстве экономически развитых стран правовые базы данных были созданы частными компаниями. Например, самые крупные справочные правовые системы LexisNexis и Westlaw, содержащие законодательство США и многих других стран, являются негосударственными. По тому же пути пошло развитие справочных правовых систем в России начала 90-х гг. «Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - ЮСИС, в 1990 г. - ГАРАНТ, в 1991 г. - Кодекс, в 1992 г. — КонсультантПлюс»6. За 1991—1992 гг. было продано 3—4 тыс. экземпляров справочных правовых систем, а в 1995—1996 гг. — около 100 тыс.
Государством была осознана необходимость систематизации законодательства и его изменений с использованием справочных правовых систем. С 15 мая 1992 г. была введена государственная регистрация НПА в Минюсте РФ. Научным центром правовой информации при Минюсте РФ в начале 90-х гг. была создана база данных «Эталон», содержавшая нормативные акты высших органов власти, министерств и ведомств, и предназначенная для использования в системе Минюста РФ.
В 1992 г. Распоряжением Президента РФ7 в ведение ФАПСИ был передан научно-технический центр (далее — НТЦ) «Система», одной из функций которого позднее стало распространение официальных текстов нормативных правовых актов «в машиночитаемом виде»8. В настоящее время НТЦ «Система» подчинен ФСО РФ и распространяет официальные тексты НПА «в электронном виде»9, эту функцию также осуществляют органы государственной охраны. Кроме того, ФАПСИ была создана информационно-правовая система (далее — ИПС) «Банк правовых актов», которую в 2003 г. заменила новая ИПС
6 Новиков Д. Б. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: учеб. для вузов. М., 2009. С. 115.
7 Распоряжение Президента РФ от 24.09.1992 г. № 536-рп «О мерах по созданию системы правовой информатизации» // САПП РФ. 1992. № 13. Ст. 1057.
8 Указ Президента РФ от 05.04.1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» (ред. от 05.04.1994) // Там же. 1994. № 15. Ст. 1173.
9 Там же (ред. от 01.04.2015).
«Законодательство России». Но тексты НПА, содержащиеся в вышеперечисленных системах, не носили статус официальных текстов.
Следует отметить, что создание правовых баз данных «Эталон» и «Законодательство России» не решило проблему доступа к правовой информации широкого круга граждан и организаций: эти системы использовалась в основном в государственных органах и подведомственных им научных организациях, содержали только акты органов власти, в них был реализован минимальный набор сервисных функций. Распространение правовой информации негосударственными компаниями не было четко урегулировано законодательством, а государственные электронные ресурсы правовой информации не были общедоступными.
В целях правового обеспечения реформ, осуществляемых в то время, в Российской Федерации был принят ряд нормативных актов. Основным документом, положившим начало созданию государственной системы правовой информации, стала принятая в 1993 г. Концепция правовой информатизации России 10. Она констатировала текущее положение дел в сфере распространения правовой информации: «Проблема в том, что государство не только не предоставляет гражданам возможность получать информацию о действующем законодательстве, но и само не располагает достаточно эффективными системами правовой информации»11.
Принятие Концепции «повлекло за собой ряд значительных изменений в политике государства относительно обеспечения граждан доступом к информации»12, полагают С. П. Гришаев и О. С. Амосова.
Главной целью Концепции была активизация деятельности по созданию государственных правовых информационных систем и «решение глобальной задачи — формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности»13. Концепция учитывала текущее развитие справочных правовых систем в России и определяла узел системы правовой информации как «субъект права, имеющий лицензию и распространяющий или обеспечивающий доступ к сертифицированной правовой информации»14. Так было положено начало правовому регулированию
10 Указ Президента РФ от 28.06.1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» // Там же. 1993. № 27. Ст. 2521.
11 Там же.
12 Гришаев С. П. Справочные правовые системы как объекты гражданских прав // Гришаев С.П., Амосова О. С. Специально для системы ГАРАНТ. 2014. Гл. 1. § 1: Доступ из ИПО ГАРАНТ: Интернет-версия от 02.11.2018.
13 Указ Президента РФ от 28.06.1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» // САПП РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
14 Там же.
деятельности частных компаний по разработке справочных правовых систем и распространению ими правовой информации. Функции центрального узла системы правовой информации были возложены на НТЦ «Система».
Новая Конституция РФ, принятая в 1993 г., фактически провозгласила «свободу доступа к информации»15, закрепив право граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» 1 6 (п. 4 ст. 29 Конституции). В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции «нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»17.
В последующие годы (1994-1996) в целях систематизации законодательства был принят ряд документов, устанавливающих порядок вступления в силу и опубликования нормативных правовых актов: Указ Президента РФ от 05.04.1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов»; Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В течение двух десятков лет СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и др. обеспечивали доступ к правовой информации все более широкому кругу пользователей, в то время как государственные системы до 2011 г. не претерпели существенных изменений. В изданном в 2009 г. компанией «Консультант Плюс» учебнике приводятся сведения о том, что «согласно некоторым оценкам, более 99% пользователей СПС работают с СПС негосударственных компаний»18.
Преимущественное использование этих систем было связано с актуальностью, полнотой и системностью размещенной в них информации. Можно выделить пять основных достижений, обеспечивших успешное развитие негосударственных СПС в России.
Во-первых, на основе договоров о сотрудничестве с федеральными государственными органами были созданы и регулярно обновлялись банки данных по федеральному законодательству.
15 Белевская Ю. А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12. С. 15-17.
16 Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
17 Там же.
18 Новиков Д. Б. Указ. соч. С. 115.
Во-вторых, были созданы региональные информационные центры (РИЦ), которые не только распространяли СПС в регионах России, но и создавали и регулярно обновляли банки данных по региональному законодательству на основе договоров о сотрудничестве с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Например, силами РИЦ компании «Консультант Плюс» уже в середине 2000-х гг. были созданы региональные выпуски законодательства всех субъектов РФ.
В-третьих, СПС частных компаний наполнялись не только официальной правовой информацией, но и огромным количеством документов судебной практики, справочной информацией, авторскими материалами и т. д.
В-четвертых, разработчики негосударственных СПС уделяли большое внимание систематизации изменений законодательства. Специалистами компаний создавались и размещались в системе все редакции документа; создавались обзоры изменений отдельных документов и законодательства в целом, структурированные по отраслям права; составлялись регулярно обновляемые экспертные материалы — энциклопедии и путеводители — по наиболее востребованным темам, содержащие ссылки на новые документы судебной практики, разъяснения, комментарии и т. п.
В-пятых, был организован сервис для пользователей, включавший в себя не только сервисные возможности справочной правовой системы, но и быструю доставку обновлений.
На сегодняшний день государство использует различные способы распространения правовой информации, в том числе с использованием современных информационных технологий и в первую очередь с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет. До 2011 г. НТЦ «Система» был единственным источником официальных текстов нормативных актов в электронном виде. Указом Президента РФ от 17.11.2011 г. № 1505 введен в действие источник официального опубликования НПА в электронном виде — «Официальный интернет-портал правовой информации» 1 9. Тексты нормативных актов размещаются на этом портале в виде файлов формата PDF. Там же располагается информационно-правовая система «Законодательство России», в которой можно найти не только первоначальные тексты документов, но и редакции с изменениями. Тексты нормативных актов и иных официальных документов, принятых различными государственными органами, можно найти не только на
19 Указ Президента РФ от 17.11.2011 г. № 1505 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. 2011. № 47. Ст. 6621.
«Официальном интернет-портале правовой информации», но и на официальных сайтах этих органов.
В связи с кардинальными изменениями экономического строя в России за последние десятилетия возникла потребность в формировании нового правового пространства, и это отразилось на количестве принимаемых государственными органами нормативных правовых актов. В таблице с данными, полученными из системы «Гарант», указано количество федеральных и федеральных конституционных законов в соответствии с годами их принятия (табл. 1).
Таблица 1
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
ФЗ и ФКЗ 191 226 218 291 341 332 394 450 431
2012 2013 2014 2015 2016 2017
334 451 558 478 525 512
На нижеприведенном графике можно увидеть, как происходил рост количества принимаемых законов, ту же тенденцию демонстрирует линия тренда (рис. 1).
Рис. 1. Рост количества законов с 2003 по 2017 г.
Аналогично возрастало и количество подзаконных актов, принятых Правительством РФ с 2003 по 2017 г. (табл. 2, рис. 2).
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Акты Правительства 1307 1301 1673 1434 1636 1688 1762 1828 2049
2012 2013 2014 2015 2016 2017
2688 2579 4312 7443 8226 7712
Рис. 2. Акты Правительства РФ (2003-2017 гг.)
Примерами часто меняющихся документов могут служить Налоговый кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. По данным, полученным из системы «Гарант», на конец октября 2018 г. Налоговой кодекс РФ имеет 289 редакций за прошедшие 226 месяцев со дня вступления его в силу. Следовательно, средняя частота его изменений 1,3 в месяц. КОАП РФ за 196 месяцев своего действия имеет 386 редакций. В итоге средняя «продолжительность жизни» редакции КОАП — 2 недели. Действительно, отследить столь частые изменения законодательства без специального функционала, предлагаемого негосударственными СПС, сейчас затруднительно.
За последние годы произошли положительные изменения в предоставлении правовой информации государством. Если ранее актуальные редакции кодексов и других федеральных законов были представлены только в негосударственных системах, то сейчас они доступны в
ИПС «Законодательство России». Тем не менее в ней представлены не все утратившие силу редакции Налогового кодекса РФ20. Не готовы редакции за 2015, 2016, 2017 гг. и, в отличие от коммерческих СПС, отсутствуют еще не вступившие в силу (будущие) редакции. В результате отсутствия у юридических лиц и предпринимателей сведений о будущих изменениях могут возникнуть сложности при планировании ими коммерческой деятельности.
Несмотря на то, что государством на данный момент организован доступ к документам законодательства и в печатном, и в электронном виде, лидерами в отрасли распространения правовой информации и сегодня остаются частные компании — «Консультант Плюс» и «Гарант». Именно работа с новостями законодательства и систематизация изменений законодательства в данных справочных правовых системах являются их важнейшими функциями в формировании единого правового информационного пространства России. Негосударственные СПС обладают некоторыми описанными ниже особенностями, которые отличают их от государственных информационных правовых систем, и позволяют оставаться востребованными на рынке правовой информации.
Ранее нами отмечалось, что «возможности для работы с изменениями законодательства в СПС можно разделить на две категории:
1) инструменты, позволяющие отследить изменения конкретного документа — редакции документа, обзоры последних изменений документа, примечания в тексте документа, справка к документу; возможность поставить документ на контроль;
2) инструменты для работы с новостями законодательства — мониторинг новых и измененных документов, аналитические обзоры изменений законодательства, тематические подборки»21.
В настоящее время негосударственные СПС предоставляют все редакции документа: утратившие силу; актуальные и будущие. Изменения в документе удобно изучать с помощью сравнения любых двух редакций документа с наглядным цветовым отражением этих изменений. При разрешении правовых вопросов часто возникает потребность в получении редакции документа, действующей на заданную дату, и системы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» позволяют быстро получить искомую редакцию документа.
В системе «Гарант» представлены инструменты, позволяющие построить список документов с учетом тематического раздела; ха-
20 Официальный интернет-портал Правовой информации: http://pravo.gov.ru/ ргохуДр^^еагсйта=&Ьрав=сда0000&т1екеагЛ=%СВ%Е0%ЕБ%ЕЕ%Е3%ЕЕ%Е2% ЕБ%Е9+%ЕЛ%ЕЕ%Е4%Е5%ЕЛ%ЕШоЛ= -1 (дата обращения: 25.10.18 г.).
21 Шульгина Е. А., Ястребова Е. А. Указ. соч. С. 62-66.
рактера изменений документа; органа, принявшего документ, и др. Пользователь может сделать подборку документов в зависимости от своих профессиональных интересов и тем самым уменьшить объем изучаемой информации. Этот инструментарий обеспечивает техническую базу для глубокой аналитической работы с изменениями законодательства.
Возможность работы в системе «Гарант» с аннотациями документов экономит время, необходимое для изучения изменений законодательства. В аннотациях изложена суть нового документа или изменений, которые вносятся в уже действующий документ. Сервис системы позволяет оформить подписку, учитывающую профессиональные интересы пользователя, в этом случае аннотации документов будут приходить на указанную электронную почту.
Систематизация изменений законодательства в системе «Гарант» представлена также в виде подборок аннотаций к новым наиболее важным документам, сгруппированным по тематикам. Юристами компании подготавливаются аналитические обзоры тех изменений законодательства, которые затрагивают большой круг лиц; создаются сравнительные обзоры изменений отдельных документов. Количество подобных материалов в СПС все время увеличивается.
Негосударственные СПС также играют большую роль в развитии единообразия в правоприменительной деятельности. Например, в системе «Гарант» постоянно пополняется блок «Энциклопедия судебной практики», содержащий правовые позиции Конституционного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в виде тезисов. Они организованы постатейно к законам, на которые чаще всего ссылаются суды.
В СПС «Консультант Плюс» работа с текстом федерального закона, например, начинается с момента внесения законопроекта в Государственную думу и постоянно продолжается, пока он не утратит силу. Утратившие силу документы продолжают храниться в базе данных. Перед внесением в систему каждый документ тщательно анализируется. Специалистами компании осуществляется не только техническая, но и юридическая обработка нормативного акта, которая включает в себя подготовку новых редакций, написание справки к документу, примечаний к документу в целом и к его отдельным частям, выявление связей документа с ранее принятыми документами, классификацию документа по тематике и по ключевым словам и др.
С момента своего создания компания «Консультант Плюс» (ранее — НПО ВМИ) занималась систематизацией правовых актов не только в рамках справочной правовой системы. В частности, компания принимала участие в разработке официального «Клас-
сификатора правовых актов»22, на котором основан тематический классификатор правовой информации в системе «Консультант Плюс». Работа с тематическим классификатором в СПС позволяла не только найти документы, но и ознакомиться с новостями законодательства по определенной теме, поскольку список документов по тематике можно затем отсортировать по дате принятия или по дате последнего изменения. Владение инструментарием справочной правовой системы дает пользователю массу возможностей, но в системе «Консультант Плюс» на данный момент есть и огромное количество готовых решений, которые облегчают работу с правовой информацией.
Применение норм права на практике требует комплексного подхода, включающего в себя тщательное изучение всех нормативных актов, регулирующих конкретные правоотношения, документов судебной практики, комментариев законодательства, мнений госорганов и экспертов по данному вопросу. Очень важно получить актуальную информацию, которая не позволит допустить ошибку, и работа с СПС «Консультант Плюс» предоставляет для этого большое количество возможностей.
В системе отображаются все изменения, произошедшие с нормативным правовым актом, как текстуальные, так и не текстуальные. Если применение НПА в целом имеет какие-то особенности, то информация об этом содержится в Справке к документу и в информационной строке, которая располагается перед текстом документа. Примечания юристов компании вставляются перед фрагментами документа, применение которых имеет особенности, и содержат ссылки на документы, которые повлияли на применение этих фрагментов. Документы разделов «Законодательство» и «Проекты правовых актов» можно поставить на контроль. Система будет сообщать о произошедших в них изменениях во время следующих сеансов работы.
В СПС «Консультант Плюс» содержатся списки всех редакций официальных документов, есть возможность быстрого поиска редакции, которая действовала на указанную дату. По ссылке из любой редакции документа можно перейти в синхронную редакцию другого документа. Любые две редакции можно сравнить, отличия в текстах обеих редакций будут выделены на экране другим цветом.
Обзоры последних изменений создаются для основных нормативных актов, в них показаны отличия каждой редакции от предыдущей редакции. «В обзоре представлены не только уже произошедшие
22 Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.
изменения, но и изменения, которые произойдут в будущем (если они приняты)»23.
Наличие в системе списка всех редакций НПА и обзора его последних изменений дает возможность рассматривать СПС «Консультант Плюс» как средство систематизации изменений каждого конкретного нормативного правового акта. Систематизация изменений законодательства в целом представлена в системе «Консультант плюс» в виде аналитических обзоров двух видов: мониторинг новых документов и аналитические обзоры правовой информации. Раздел «Новости. Мониторинг документов» состоит из еженедельных обзоров новых документов законодательства, перечня документов, измененных за неделю, и новостей законодательства для специалистов различных профилей: юристов, бухгалтеров, специалистов по кадрам, и др.
Новости для специалистов содержат краткое описание сути нововведений со ссылками на исходный документ, сведениями о дате его принятия или вступления в силу и т. д. В них отражены не только изменения законодательства, но и новости законопроектной деятельности, судебной практики, другие правовые новости, дающие возможность специалисту быть в курсе принятых или готовящихся изменений. Новостную ленту на стартовой странице системы также можно настроить в соответствии с предпочтениями специалиста, работающего со справочной правовой системой.
Полный список новых правовых актов, принятых за неделю (рубрика «Новое в законодательстве») структурирован по отраслям права и представляет собой краткий обзор изменений законодательства. К каждому новому нормативному акту в этом списке экспертами компании составлена аннотация, первое предложение выделено жирным шрифтом и кратко характеризует суть документа, есть гиперссылка на полный текст документа. Это готовое решение дает возможность любому специалисту, использующему СПС «Консультант Плюс», всегда быть в курсе новостей интересующей его отрасли законодательства. Списки измененных за последние четыре недели документов, введенных в информационные банки по федеральному законодательству, позволяет ознакомиться с изменениями кодексов, документов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, высшими судами, федеральными органами исполнительной власти, и других документов. Списки измененных актов регионального законодательства также включены в систему.
23 См.: Камынин В. Л. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих занятия по обучению работе со справочной правовой системой КонсультантПлюс (направление юриспруденция). М., 2018.
Аналитические обзоры правовой информации информируют о наиболее важных изменениях гражданского и налогового законодательства, изменений в системе закупок, содержат анонс журналов издательства «Главная книга». Авторские обзоры по актуальным темам от экспертов компании «Консультант Плюс» включают в себя аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, обзоры новой судебной практики, новых проектов законов и других документов.
Системы «Гарант», «Консультант Плюс» имеют коммерческие и общедоступные версии. В коммерческих версиях систем сервис для работы с изменениями законодательства представлен наиболее полно, они, как правило, содержат большее количество документов. Общедоступные варианты систем размещены на сайтах компаний-разработчиков. С полными комплектами этих систем, например, можно работать во многих публичных библиотеках.
По результатам рассмотрения развития СПС в России можно сделать вывод, что именно негосударственные СПС на протяжении многих лет не только предоставляли удобный сервис для работы с новостями законодательства, но также систематизировали и анализировали изменения законодательства. В современных справочных правовых системах эта работа представлена следующими основными направлениями:
1. Систематизация изменений конкретного нормативного правового акта в виде списка редакций и обзоров изменений.
2. Систематизация изменений законодательства в целом путем создания хронологического каталога новых нормативных актов, структурированного по отраслям законодательства (мониторинг законодательства).
3. Систематизация изменений законодательства по группам пользователей правовой информации (юристы, бухгалтеры, специалисты по закупкам и т. д.).
4. Экспертный анализ основных изменений законодательства (принятых и планируемых).
5. Анализ новых судебных решений.
Материалы, подготовленные опытными юристами компаний «Консультант Плюс» и «Гарант», содержат анализ изменений законодательства и помогают пользователям правильно интерпретировать новые нормы права для применения их на практике. В последнее время в справочных правовых системах наблюдается общая тенденция создания аналитических обзоров изменений не только нормативных актов, но и новостей судебной практики, законотворческой деятельности. Размещается информация о наиболее значимых новых
научных трудах по различным отраслям права, новых комментариях законодательства. Аналитические обзоры новых законопроектов дают возможность практикующим юристам и другим специалистам планировать свою профессиональную деятельность с учетом возможных изменений законодательства.
Анализ влияния изменений законодательства на правоприменительную практику играет большую роль в стратегическом планировании новаций законодательства. Систематизация изменений законодательства в справочных правовых системах дает возможность использовать их «при подготовке законодательных актов, контроле соответствия новых законодательных актов Конституции и уже принятым законам и т. п.»24, как это было предусмотрено Концепцией правовой информатизации России. Современные СПС «Консультант Плюс» и «Гарант» обладают широким набором инструментов для работы с изменениями законодательства и помогают решить множество задач, в том числе, обеспечивают «повышение оперативности, степени обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни»25.
Список литературы
1. Белевская Ю. А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
2. Гришаев С. П. Справочные правовые системы как объекты гражданских прав. Специально для системы ГАРАНТ. 2014. Гл. 1. § 1: Доступ из ИПО ГАРАНТ: Интернет-версия от 02.11.2018 г.
3. Камынин В. Л. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих занятия по обучению работе со справочной правовой системой Кон-сультантПлюс (направление юриспруденция). М., 2018.
4. Новиков Д. Б. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: учеб. для вузов. М., 2009.
5. Шульгина Е. А., Ястребова Е. А. Изучение изменений законодательства с применением справочных правовых систем // Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом: Сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск, 2015.
24 Указ Президента РФ от 28.06.1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» // САПП РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
25 Там же.