Научная статья на тему 'СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
556
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Елена, Дикая Алла

Рассмотрены причины и принципы перехода библиотек на удаленную работу с читателями в эпоху развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE AND BIBLIOGRAPHIC SERVICES IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

The article considers the reasons and principles of the libraries transition to remote work with readers in the information technologies era development.

Текст научной работы на тему «СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ИНФОЛИНИЯ

Справочно-библиографическое обслуживание в виртуальной среде

Елена Бондаренко,

зав. научно-библиографическим отделом Центральной научной библиотеки НАН Беларуси

Алла Дикая,

ведущий библиограф научно-библиографического отдела Центральной научной библиотеки НАН Беларуси

Распространение Интернета и внедрение новых информационных технологий во все сферы жизни расширяют возможности коммуникации и обмена информацией. Данная тенденция коснулась и библиотек, внеся коррективы в традиционные формы работы с литературными источниками. Хранилища накопленных человечеством знаний активно используют современные IT-технологии, приобщаясь к дистанционному обслуживанию своих читателей. Не стала исключением и научная библиотека Национальной академии наук Беларуси - страны, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и перспективами внедрения самых современных разработок.

Сотрудники Центральной научной библиотеки НАН Беларуси не отстают от глобальных трендов: предоставление информации пользователям не прерывается ни на день с 2008 г., когда справочно-библиографическое обслуживание (СБО) было введено здесь в практику.

КАК РАБОТАЕТ УДАЛЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА?

Информационная онлайн-система библиотечного обслуживания направлена на удовлетворение потребностей пользователей в поиске необходимых сведений на разнообразную тематику. Удаленная услуга такого рода сочетает в себе возможности человека (библиотекаря) и машины (компьютеров и современных цифровых технологий). Опыт работы сотрудников с читательскими запросами, знание фондов библиотеки, «библиографическая догадка» эффективно взаимодействуют с логическими законами целенаправленного поиска. Не случайно за работу с виртуальными справочными службами отвечают

наиболее опытные сотрудники. Как правило, большая часть запрашиваемой информации находится за пределами фонда конкретной библиотеки. Чтобы успешно лавировать в информационном мировом океане, мало уметь работать с традиционными каталогами офлайн.

Для того чтобы обратиться в виртуальную справочную службу, не обязательно быть записанным в библиотеку - достаточно регистрации в системе на страничке виртуальной справочной службы. Единственное ограничение: от каждого посетителя принимается не более одного запроса в день. Можно задать вопрос из любой области знаний, получить информацию о наличии в библиотечных фондах того или иного издания, обратиться за помощью в составлении библиографического описания документа, уточнить подробности научного факта или исторического события.

Содержание всех обращений систематизируется, проходя своеобразную сортировку по типу и тематике. В соответствии с принятой в библиотечном деле типологией, каждому вопросу присваивается статус. Он может быть фактографическим, уточняющим, тематическим, адресным либо консультационным. В течение 1-2 дней, в зависимости от сложности запрашиваемой информации, сотрудники научно-библиографического отдела дадут компетентный ответ. Исключения касаются коммерческой или не подлежащей разглашению информации, а также запросов с некорректными формулировками. Однако даже в этом случае пользователь получит обратную связь. Правда, это будет не ответ на его вопрос, а персональное уведомление, объясняющее причину отсутствия ответа.

Имеется возможность искать сведения и самостоятельно. Для этого нужно просто пройти по ссылке в архив ранее заданных вопросов. Ответы на них доступны всем желающим. Виртуальное общение, не затрагивающее личные данные, ведется в публичном пространстве сайта, поскольку научная информация, интересующая одного пользователя, может быть полезна и другим. Разумеется, это создает дополнительное удобство для людей по обе сто-

82 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №9 (211) / Сентябрь 2020 /

http://innosfera.by

роны монитора, экономя время читателей, а также занятых в СВО библиотекарей.

Качество и оперативность нахождения ответов на вопросы достигается за счет профессионального умения библиографов использовать для поиска спра-вочно-поисковый и справочно-библиографический аппарат. К нему относятся как традиционные алфавитный и систематический, так и электронный каталоги фонда ЦНБ НАН Беларуси, насчитывающие около 4 млн единиц хранения. Поиск информации ведется по государственным библиографическим пособиям, отраслевым и тематическим библиографическим указателям, универсальным и узкоспециальным энциклопедиям, биографическим, языковым и терминологическим словарям и справочникам, статистическим сборникам, реферативным журналам ВИНИТИ, ИНИОН, иностранным «Chemical Abstract», «Mathematical Reviews», «Physics Abstract»; правовым источникам «КонсультантПлюс», «Юсиас», «Гарант»; библиографическим, фактографическим, полнотекстовым базам данных; подписным интернет-ресурсам Scorpus, Web of Science, научной электронной библиотеке eLibrary.ru и др., а также ресурсам свободного доступа и базам данных собственной генерации.

КТО, ОТКУДА, ЗАЧЕМ: ПОРТРЕТ ВИРТУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

География запросов, поступающих через сайт ЦНБ, достаточно широка. К ее виртуальным инфо-услугам обращаются преимущественно жители Беларуси, но также и граждане России, Украины, Польши, Литвы, Израиля, США, Армении, Азербайджана, Турции, Венгрии и Казахстана.

Всего за 12 лет удаленного справочного обслуживания 733 пользователя задали библиографам 1292 научных вопроса. Анализ их тематики выявил значительное преобладание специалистов гуманитарных и общественных наук, особенно в области юриспруденции, истории, экономики, филологии, литературоведения, естественных наук.

Абсолютное большинство (648 человек) интересовалось узкоспециальными сферами, сделав, соответственно, тематические запросы. Второе место по количеству (243) занимают обращения уточняющего характера. Кроме того, было выполнено 153 адресные справки и даны 123 консультации. Еще 87 пользователей доверили специалистам поиск фактографической информации. 38 человек не смогли найти на сайте то, что искали, но лишь потому, что их обращения не соответствовали правилам подачи заявок на услуги.

Социальный портрет виртуального клиента библиографов отражает не только потребность разных слоев общества в точной информации, но в какой-то мере - степень владения современными технологиями ее получения. Среди пользователей виртуальной справочной службы Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа выделяется активность студентов (337 вопросов), работников различных государственных учреждений (142) и сотрудников Национальной академии наук (90). Достаточно часто (в 82 случаях) в поисках информации обращались работники других библиотек. 18 пользователей оказались учащимися школ и других средних учебных заведений. Социальная принадлежность еще 63 человек была отнесена к категории «прочие».

ПЕРСПЕКТИВЫ

УДАЛЕННЫХ ИНФОСЕРВИСОВ

Услуги сетевых библиографов весьма востребованы в современном мире. Эти подготовленные специалисты владеют методикой не только поиска информации, но и ее анализа и отбора. В настоящее время тысячи библиотек ввели в действие ту или иную форму виртуального справочно-информаци-онного обслуживания. Все они имеют свою целевую аудиторию и особенности, поскольку в мире не существует единой модели виртуального СБО. Тем не менее его удобство уже успели оценить сотни тысяч пользователей в разных странах.

Современные онлайн-службы - дополнительная опция к обычным услугам традиционных библиотек, которая соответствует вызовам времени. Их популярность в Беларуси и во всем мире будет только увеличиваться: даже в век Гугла и Яндекса ни одна машина не сможет заменить человека, специалиста, профессионально ориентирующегося в океане разносторонней информации. Однако именно по той же причине никуда не исчезнут и библиотеки в офлайне, привычные для каждого читателя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александров В.А. Виртуальное СБО // Мир библиографии. 2008. №3. С. 1.

2. Жабко Е.Д. Формирование ресурсной базы онлайнового справочно-библио-графического обслуживания // Науч. и техн. б-ки. 2000. №8. С. 20-30.

3. Матяшева С.С. Преимущества виртуальных справочных служб библиотек // Библиотековедение. 2013. №6. С. 36-40.

4. Ахремчик Р.В. Информационные ресурсы, технологии и услуги ЦНБ НАН Беларуси в обеспечении научных исследований / Р.В. Ахремчик, Т.В. Пинчук // Информационное обеспечение науки: новые технологии. Сб. науч. работ / Б-ка по естеств. наукам РАН; ред. Н.Е. Каленов. - М., 2011.

http://innosfera.by

/ №9 (211) / Сентябрь 2020 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.