Научная статья на тему 'СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИСЛАМЕ: ЕЕ СУТЬ И ВАЖНОСТЬ'

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИСЛАМЕ: ЕЕ СУТЬ И ВАЖНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
960
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ИСЛАМ / КОРАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипова Э.М.

В статье рассматриваются основы справедливости. Особый акцент делается на понимании справедливости в исламе, как одной из ценностных оснований в человеческой жизни, его значение и представление в Коране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИСЛАМЕ: ЕЕ СУТЬ И ВАЖНОСТЬ»

УДК 993

Шарипова Э.М.,

Магистрант

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» Кафедра всеобщей истории и культурного наследия «Педагогическое образование», «Религия и духовная безопасность в истории общества и государства»

Уфа, Россия

Научный руководитель: Шаисламов А. Р.

к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия, ответственный Института исторического и правового образования по содействию в трудоустройстве выпускников

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИСЛАМЕ: ЕЕ СУТЬ И ВАЖНОСТЬ Аннотация

В статье рассматриваются основы справедливости. Особый акцент делается на понимании справедливости в исламе, как одной из ценностных оснований в человеческой жизни, его значение и представление в Коране.

Ключевые слова

справедливость, ислам, Коран.

Справедливость считается общечеловеческой ценностью, с которой пришел ислам. Он сделал её одной из жизненных опор личности, семьи, общества и политики.

Справедливость - это основа человеческой жизни, кардинальный принцип существования и функционирования человеческого общества. Она распространяется на все аспекты жизни и позволяет человеку жить в мире и гармонии с другими людьми.

Разные культуры имеют разные представления о справедливости, так как культура обычно связана с историей, мифологией или религией. На понятие справедливости влияет система этических ценностей, характерная для данной культуры.

Во все времена идея справедливости была одним из основных факторов общественного согласия, и понимание справедливости связывалось с поддержанием существующего строя и порядка. В социальной практике это выражалось в мерах наказания за нарушение установленных норм, и этика справедливости определялась необходимостью восстановить нарушенный баланс (наказать преступника, компенсировать нанесённый пострадавшему урон и другие виды), и реализация чувства справедливости связывалась с государством как институтом легитимной власти.

Однако далеко не всегда в понятие справедливости вкладывался позитивный смысл. Как индивидуальная добродетель справедливость обычно связывается с пользованием правами и выполнением обязательств. Люди ценят это качество и требуют справедливости к себе. Когда же речь заходит о выполнении ими своих обязательств перед другими, они зачастую начинают трактовать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в их пользу. Пристрастность свойственна человеческой природе, и для разрешения многих конфликтов и разногласий (имущественных, территориальных, идейных и прочих) необходимы строгие критерии справедливости. Во всём мире представления о справедливости развивались и изменялись параллельно с развитием общественного сознания.

Примечательно, что ислам отводит справедливости исключительно важное место, так как она

способствует социальному порядку, который позволяет людям развивать свои человеческие качества, жить в мире и гармонии, делать этот мир лучше.

Ислам — несомненно, религия справедливого отношения ко всем рабам Всевышнего. В понимании ислама справедливость - это отведение всему должного места, а также равенство в отношении ко всем.

Справедливость (ар. ['адль] — «справедливость», «порядочность» ) — понятие о должном

порядке взаимодействия между членами общества, соответствующем определённым представлениям о сущности человека, его правах и обязанностях. Именно справедливость создает определенное состояние равновесия в распределении определенных прав и обязанностей. Коран, представляющее собой Священное Писание, посвящённое установлению принципов веры и справедливости, требованию от любого мусульманина в их исполнении, и объявлении ее правом всех людей согласно исламскому закону. Закон Корана действителен во все времена: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов...»

Вершить справедливость - доверие, возложенное Богом на человека, и, как и ко всему доверенному, человек должен с ответственностью отнестись к этому. Так, Всевышний говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей.»

В аяте говорится о справедливости сразу же после призыва исполнить свой долг и возвратить доверенное. Из этого следует, что справедливость есть одна из важнейших доверенностей.

Каждого верующего Всевышний призывает к справедливости. Это качество, как часть веры в Бога, должен стараться взрастить в себе любой мусульманин. В Коране говорится: ".Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности ..."

Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, учил: «Будьте богобоязненны и будьте справедливы ко своим детям»

Господь повелевает верующим: «.Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника.». В исламе идея справедливости приобретает ярко выраженную ценностную ориентацию и опирается на авторитет Откровения. Идеалы справедливости провозглашены Аллахом и не являются предметом общественного обсуждения. Тем не менее каждая из этих ценностей поддаётся рациональному объяснению, чтобы люди разделяли их, не вступая в конфликт со своими знаниями. Доверие, которое сам Всевышний возложил на человека - это вершить справедливость. Справедливым нужно быть ко всем, кто тебя окружает: к женам, к детям, к родителям. Ислам не поддерживает принцип абсолютного равенства людей независимо от их пола, физических и интеллектуальных способностей. Люди по природе своей отличаются друг от друга и телесно, и душевно. Они имеют неравную силу и неодинаковое здоровье, получают разное воспитание и образование. Различия между их характерами и вкусами, наклонностями и предпочтениями, способностями и возможностями настолько велики и разнообразны, что всех их не сосчитать. Поэтому ислам не наделяет абсолютно всех людей одинаковыми правами: несовершеннолетние дети и слабоумные не имеют права распоряжаться собственным имуществом. С другой стороны, шариат не возлагает на всех людей одинаковые повинности: старики, больные, женщины и дети не обязаны нести воинскую службу. Ислам рассматривает справедливость в контексте взаимоотношений индивида с Аллахом, окружающим миром и самим собой. Человек имеет права и обязанности, соразмеренные с его возможностями и соответствующие Божественной мудрости: Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Также идеи справедливости в исламе не ограничиваются определенной расой, религией, цветом кожи, убеждений. Мусульманин должен быть справедлив как к другу, так и противнику: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным.»

В другом аяте говорится: «.пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте

справедливы, ибо это ближе к богобоязненности ...». Об отношении к немусульманам в Коране сказано: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». Ученые Корана заключили, что это правило действительно по отношению к людям всех национальностей, религий, фактически, ко всему человечеству. Согласно Корану, справедливость является обязанностью. Поэтому Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, было велено: «.Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно.»

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах.». Более того, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, был послан судить между людьми: «.Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо.». Ислам запрещает любые проявления несправедливости. Арабское слово зульм — «несправедливость» образовано от глагола, означающего «помещать что-либо не на своё место», «вырыть яму не в нужном месте». Поэтому мусульмане понимают под несправедливостью любое уклонение от пути, указанного Аллахом. Худшей формой несправедливости в исламе считается ширк — приобщение сотоварищей к Аллаху, поклонение кому-либо, кроме Него: Многобожие — великая несправедливость. В исламе действуют и меры наказания в целях соблюдения нравственных ценностей. Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми. Но тем не менее в Коране Мудрость Божественного назидания выражается рекомендацией о том, что лучше простить.

Коран, священная Книга Ислама, считает справедливость высшим достоинством. Это одно из ценнейших качеств, по важности занимающее место рядом с верой в Единство Бога (таухид) и признанием

Мухаммада Его пророком ¿й^. Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Аллах повелевает блюсти

справедливость.»

В другом аяте: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно.»

Таким образом, можно заключить, что справедливость - это обязанность каждого мусульманина, а несправедливость является запрещенной. Центральную роль справедливости в коранической системе ценностей можно увидеть в следующем аяте:

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости.»

Фраза «Наших посланников» означает, что правосудие было целью всякого откровения и Священных Писаний, посланных человечеству. Аят также показывает, что справедливость должна быть измерена и осуществлена по стандартам и руководящим принципам, установленным откровением. Подход Ислама к правосудию является всесторонним и всеобъемлющим. Считается, что любой путь, ведущий к справедливости, пребывает в гармонии с Исламским Законом. Бог требует справедливости. Он не предписал определенного маршрута, каких-то установленных способов, но и не объявил недействительными конкретные пути, ведущие к справедливости, но определил общие руководящие принципы ее достижения. Поэтому дозволены все средства, методы, пути, ведущие к справедливости и не нарушающие законов Ислама.

Таким образом справедливость в исламе не зависит от любви или ненависти. Никто не выделяется из-за своего происхождения, высокого положения, богатства - будь то мусульманин или немусульманин. Напротив, правом справедливости наслаждаются все жители Земли, как мусульмане, так и немусульмане, несмотря на любовь или вражду между ними.

Такова справедливость - небесное мерило в обществе ислама.

Список использованной литературы: Источники

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиева Э.Р. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 688 с

Литература

2. Хамза Мустафа Ниязи. Источники Корана. М.: Изд-во "Сантлада", 1993. - 80 с.

3. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., Космополис, 1994. - 224 с.

Справочная литература

4. А.А. Али-заде, Адль // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. (рус.; CC BY 3.0) - 400 с.

5. А.С. Боголюбов, 'Адл // Ислам: энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — С. 13—14. (рус.) . -315 с.

6. Тафсир ат-Табари: аль-мусамма Джами 'аль-баян фи та'вил аль-Коран. Новое издание, опубликованное в 12 томах издательством Dar al-Kutub al-'Ilmiyah, Beirut, 1997.

Дополнительная литература 7 . Коран о нравственности мусульманина: хрестоматия / Авторы-составители: Р.Х.Калимуллин, Р.Н.Нуриаслямов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. -140 с.

8..Муртазин М.Ф. Принцип справедливости // Исламоведение: Пособие для преподавателя. — 2-е изд., испр. — М.: МИУ, 2008. (рус.; сотр.) -240 с. Электронные ресурсы

9.Алимчулов М. Философия справедливости или Социальная защита населения в Исламе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/41278 (дата обращения: 17.03.17)

10.Аль-Халавани А. Ислам и социальная справедливость [Электронный ресурс] // Ислам для всех: сайт. -URL: http://islam.com.ua/smisl-islama/17556-islam-i-sotsialnaya-spravedlivost-chast-1 (дата обращения: 15.03.17)

11.Кулиев Э. Муртазин М. Исламоведение [Электронный ресурс]// Электронный минбар: сайт. - URL: http://e-minbar.com/islamovedenie (дата обращения: 17.03.17)

12.Редакция сайта. E-mail: feedback@quranacademy.org. Библиографическая ссылка: Справедливость [Электронный ресурс] // QuranAcademy.org: Академия Корана. 2020 rURL: http://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/adl Дата первой публикации: 27 июля 2020 г.

13. Мухаммад Камали «Свобода, равенство и справедливость в Исламе». Справедливость как нравственное достоинство и основная задача Ислама. Справедливость, к которой призывает Всевышний в Коране. Статьи- Поклонение: обряды и этикет. Духовные ценности и этикет. Авторство: IslamReligion.com Опубликовано 11 Aug 2008 г. Последние изменения 12 Sep 2012 г.

© Шарипова Э.М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.