Научная статья на тему 'Справедливость как принцип Гражданского судопроизводства'

Справедливость как принцип Гражданского судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SECULAR GOVERNMENT / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / LEGAL NORMS / ОБЫЧАЙ / CUSTOM / СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРОЦЕСС / FAIR PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Сергей Юрьевич, Калиновская Дарья Сергеевна

Анализируется понятие «справедливость» в православной вере в сопоставлении его с обыденным пониманием российского общества и западноевропейским понятием «справедливость». Справедливость рассматривается на уровне обычаев, церковных заповедей и законов. Делается вывод о том, что библейские заповеди находят свое закрепление в позитивном праве в виде обычаев. Позитивное регулирование должно учитывать двойственность справедливости, заключающейся в необходимости правового регулирования не только должного поведения, но и ответного действия (встречного интереса). ПредлагаетсязаконодательнозакрепитьпринципсправедливостивКонституцииРоссийскойФедерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE AS A PRINCIPLE OF CIVIL PROCEEDINGS

Examines the concept of “justice” in the Orthodox faith in comparison with the ordinary understanding of Russian society and the Western European concept of “justice”. The fairness is considered at the level of customs, religious precepts and laws. Concludes that the biblical commandments are enshrined in positive law in the form of customs. Positive regulation must take into account the duality of justice, which consists in the necessity of legal regulation not only proper behavior, but also the response (a counter). It is proposed to legislate the principle of fairness in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Справедливость как принцип Гражданского судопроизводства»

УДК 347.9

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Некрасов Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия,

г. Иркутск e-mail: vip.nekrasov1963@mail.ru

Калиновская Дарья Сергеевна

студентка 3-го курса факультета подготовки специалистов для судебной системы Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия,

г. Иркутск e-mail: dariauf@yandex.ru

JUSTICE AS A PRINCIPLE OF CIVIL PROCEEDINGS

Sergey Nekrasov

Candidate of Legal Sciences Associate Professor of Civil Procedure Law the East-Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk

Daria Kalinovskay

2nd year Student of the Faculty of Training for the Judiciary the East-Siberian Branch

of the Russian State University of Justice, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Анализируется понятие «справедливость» в православной вере в сопоставлении его с обыденным пониманием российского общества и западноевропейским понятием «справедливость». Справедливость рассматривается на уровне обычаев, церковных заповедей и законов. Делается вывод о том, что библейские заповеди находят свое закрепление в позитивном праве в виде обычаев. Позитивное регулирование должно учитывать двойственность справедливости, заключающейся в необходимости правового регулирования не только должного поведения, но и ответного действия (встречного интереса). Предлагается законодательно закрепить принцип справедливости в Конституции Российской Федерации.

ABSTRACT

Examines the concept of "justice" in the Orthodox faith in comparison with the ordinary understanding of Russian society and the Western European concept of "justice". The fairness is considered at the level of customs, religious precepts and laws. Concludes that the biblical commandments are enshrined in positive law in the form of customs. Positive regulation must take into account the duality of justice, which consists in the necessity of legal regulation not only proper behavior, but also the response (a counter). It is proposed to legislate the principle of fairness in the Constitution of the Russian Federation.

Ключевые слова: справедливость; религия; светское государство; правовые нормы; обычай; справедливый процесс.

Keywords: justice; religion; secular government; legal norms; custom; fair process.

В настоящее время религия, а вместе с ней обусловленные ею права в подавляющем большинстве современных государств не занимают больше доминирующего положения. Наиболее ярко в современном российском обществе проявляется обостренное чувство

справедливости, которое связано с религиозными и культурными корнями россиян [1].

Патриарх Кирилл в интервью телеканалу «Россия-1» назвал справедливость главным российским лозунгом. Справедливость, по его мнению, является важнейшим понятием для россиян, с помощью которого они измеряют

Глагол Ъ 2(12)/2016

ПРАВОСУДИЯ

качество человеческой жизни: «Когда-то, обращаясь к международному сообществу, я сказал, что у каждой великой страны есть некий лозунг, с которым она могла бы обратиться к миру, а иногда и обращается к миру. Ну, например, лозунг Америки — демократия. И во имя этой демократии мы знаем, что происходит во всем мире. А какой бы мог быть лозунг России? Только один — мир и справедливость. Потому что для нашего человека справедливость — это невероятно важное измерение качества человеческой жизни» [4].

Конституция Российской Федерации [6] не содержит понятия справедливости. Слово «справедливость» содержится в ее преамбуле «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» [2; 7]. Акцент на слове «вера» не означает, что Российская Федерация — теократия. Конституция Российской Федерации в ст. 14 закрепляет светский принцип построения и функционирования государства в Российской Федерации. Светское государство в типологии государств по принципу соотношения государственной власти и религиозной идеологии отличается от теократического государства, в котором религиозный лидер находится во главе государства, возглавляет органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства. Происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозных организаций, которые обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

В государственной судебной системе Российской Федерации отсутствуют какие-либо особые духовные (религиозные) суды. Нормы религиозных законов не являются источниками права в российском государстве.

Правовая система не может существовать без элементов (элемента), а элемент не может существовать без системы.

Интегративное правопонимание, по мнению В. В. Ершова, ограничивается интеграцией только принципов и норм права, содержащихся в единой и многоуровневой системе форм как международного, так и национального права, реализуемых в России [5, с. 5—12].

Учитывая, что принцип справедливости находит свое отражение в целом ряде международно-правовых документов, которые согласно ст. 15 Конституции Российской Феде-

рации являются частью нашей правовой системы, принцип справедливости следует закрепить законодательно в Конституции Российской Федерации. Такое закрепление должно создать каркас и форму правового регулирования о должном — понятие справедливости, которое впоследствии должно найти отражение в отраслевом законодательстве Российской Федерации.

Светское государство, суд и человек могут быть несправедливыми, в отличие от них Бог справедлив всегда. Десять библейских заповедей для христианской религии являются каноническими и отличаются от светского понимания справедливости [13, с. 650] отсутствием ответного действия по отношению к объекту. В библейских заповедях отражено понятие о должном, но ничего не говорится о результате, например: права и обязанности; деяние и воздаяние; труд и вознаграждение; преступление и наказание; заслуги людей и их общественное признание. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. В этом и проявляется двойственность отношений в русской культуре к справедливости. Справедливость требует правильного знания и соответствующего ему действия.

Справедливость и право, таким образом, разделяются, и для российского общества, в большинстве случаев, обозначают не одно и то же. Божественный мир управляет человечеством и познается путем установления истины, которая в русской культуре обозначалась понятиями «правды» и «обычая». Через христианский обычай формируется и светское (позитивное) право, в том числе право защищать справедливость.

Вышеуказанное реализуется, например, в современном гражданском праве. Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3] при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Справедливость проявляется в оценке действий сторон как добросовестных или недобросовестных под угрозой отказа в защите права.

Обычай в силу ст. 5 ГК РФ теперь может быть применен как широко применяемое пра-

вило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнения тех или иных обязательств. На эти положения закона отреагировал Верховный Суд Российской Федерации, приняв постановление Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 1, 2) [8].

Вопрос о справедливости встает не только когда есть возможность распределения благ и обязанностей, но и при рассмотрении и разрешении дел в судах, где любое действие, инициирующие или ответное, подлежит оценке с точки зрения справедливости. Эта оценка осуществляется из критериев справедливого или несправедливого и является определяющей.

Определяя понятие естественной справедливости, Джон Ролз, исходя из «демократического» подхода, указал, что «законы — это директивы, адресованные рациональным индивидам для направления их деятельности, суды должны быть озабочены тем, чтобы применять и претворять в жизнь эти правила подходящим образом. Нужно предпринять сознательное усилие, чтобы определить, имело ли место нарушение, и применить подходящее наказание. Так, правовая система должна предусматривать проведение регулярных судебных процессов и слушаний, она должна содержать правила доказательства, гарантирующие рациональные процедуры расследования. Хотя в этих процедурах существуют вариации, правление закона требует надлежащего процесса, т. е. разумно разработанного процесса установления истины методами, согласующимися с другими целями правовой системы, установления того, имело ли место нарушение и при каких условиях. Например, судьи должны быть независимы и беспристрастны, и никто не может быть судьей в своем собственном деле. Судебные процессы должны быть честными и открытыми и не принимать в расчет требования публики, предписания естественной справедливости должны обеспечить беспристрастное и правильное исполнение правового порядка» [11, с. 213-214].

Либеральный подход к справедливости предлагает определиться, что важнее, стабильность (определенность) судебных решений и правил поведения или справедливость. Выигрывает стабильность [9, с. 49-64].

В нашем понимании справедливость - это понятие о должном, выраженное в признании и уважении прав и достоинств каждого, равенство естественных и позитивных прав, главенство права в государстве, совокупность органов, в том числе и судебных, обязанных защищать справедливость в соответствии с позитивным правом.

Этот каркас справедливости, применительно к процессу в судах, должен быть выражен в принципе справедливости. Например, разработчики Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [7, с. 19-20] считают необходимым наряду с законностью сформулировать принцип справедливости, к соблюдению которого при судебном разбирательстве настойчиво призывают Конституционный Суд Российской Федерации [10] и Европейский суд по правам человека [14, с. 532-533].

Принцип справедливости в случае его нормативного закрепления в гражданском процессе должен содержать нормы права, дающие возможность суду оценивать жизненные обстоятельства, процессуальное поведение сторон, применять процессуальные презумпции, действуя беспристрастно, честно и открыто. Гражданский процесс с момента его возникновения (римское право) исходит из того, что истец должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается, суд имеет дело с теми доказательствами, которые перед ним, установление фактов и знание судом законов может оспариваться в вышестоящем суде. Практика судебного рассмотрения споров выработала требования к организации и деятельности суда как к справедливым действиям, установленным законодателем.

Слово «справедливый» означает «беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо» [12], таким образом, беспристрастность входит в определение справедливости и выражается в формуле «мы ничего не получаем от судебного решения». Справедливость в процессе также связана с установлением истины при честном, открытом, без давления со стороны на суд процессе, правила которого закреплены в позитивном праве. Це-

Глаголъ

ПРАВОСУДИЯ

2(12)/2016

лью вышеуказанного процесса является вынесение справедливого решения.

Вывод: православная религия определяет справедливость как предоставленную богом возможность для людей устроить свою общественную жизнь, исходя из их свободного волеизъявления. Библейские заповеди находят свое закрепление в светском (позитивном) праве в виде обычаев.

Позитивное регулирование должно учитывать двойственность справедливости, заключающуюся в необходимости правового регулирования не только должного поведения (действия, бездействия), но и ответного действия (встречного интереса) личности, коллектива, корпорации и т. д.

Позитивное (материальное) право, регулируя, например, добросовестные действия, предусматривает в случае недобросовестности отказ в защите права. Процессуальное право, устанавливая принцип справедливости, например беспристрастности судьи, в случае его нарушения должно предусматривать отмену ошибочного (незаконного) судебного акта. При соблюдении такого баланса возможно достижение справедливого процесса и справедливого судебного решения, что решает задачу доверия к суду.

Список литературы

1. Александр Архангельский о справедливости и законе [Электронный ресурс] // Православие и мир. — URL: http://www.pravmir.ru/ (дата обращения 26.12.2015).

2. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2015. — 272 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от

13.07.2015) // Собр. законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.

4. Гундяев В. М. (Патриарх Кирилл) Справедливость - главный принцип политики [Электронный ресурс] // Виперсон. — URL: http://viperson.ru/ (дата обращения 26.12.2015).

5. Ершов В. В. Теоритические и практические проблемы применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Рос. правосудие. - 2016. - № 2 (118). - С. 5-12.

6. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 25 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

7. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации / вступит. сл. П. В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2015. - 224 с.

8. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 // Бюл. ВС РФ. - 2015. - № 8.

9. Оробинский В. В. Английское договорное право: просто о сложном / В. В. Оробинский. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 346 с.

10. По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального Конституционного Закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 6-П // Собр. законодательства РФ. - 2015. - № 15. - Ст. 2301.

11. Ролз Джон. Теория справедливости : пер. с англ. / Д. Ролз ; науч. ред. и предисл. В. В. Цели-щева. - 2-е изд. - М. : Изд-во ЛКИ, 2010. - 536 с.

12. Словарь. Проверка слов. Справочно-инфор-мационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс] // Грамота.ру. - URL: http://www. gramota.ru/ (дата обращения 26.12.2015).

13. Советская философская энциклопедия / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

14. Ярков В. В. Юридические факты в цивили-стическом процессе / В. В. Ярков. - М. : Инфотропик Медиа, 2012. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.