3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный A.B. Здания повышенной
этажности. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 3. - М.: Пожнаука 2006. -237 с.
УДК 614.842
М.М. Золотухин, A.B. Кузовлев
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ РУКАВНЫХ ЛИНИИ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ
В статье описывается способы рукавных линий в условиях интенсивного городского движения.
Ключевые слова: начальник тыла, рукавные линии, рукавные линии, способы защиты.
М.М. Zolotukhin, А. V. Kuzovlev
WAYS ТО PROTECT HOSE LINES FROM DAMAGE.
The article describes the methods of sleeve lines in conditions of intensive urban traffic. Keywords: head of rear, sleeve lines, sleeve lines, methods of protection.
В крупных городах с интенсивным движением транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы) вопрос защиты рукавных линий от повреждений на пожарах является особо важным в работе тыла.
Рассмотрим некоторые способы защиты рукавных линий от повреждений. При двустороннем расположении пожарных гидрантов на проезжей части дороги пожарные автомобили следует устанавливать на гидранты, расположенные на стороне горящего объекта, тем самым не будет перекрываться трамвайное движение. Рукавные линии на проезжей части необходимо защищать рукавными мостками.
Следует принимать меры по перекрытию движения транспорта на улицах и участках пожара (особенно при отсутствии трамвайных путей), направляя городской транспорт в объезд по прилегающим улицам, переулкам. Для этой цели начальнику тыла необходимо наладить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, полиции, воинских подразделений, выставляя постовых и регулировщиков для указания путей объезда и рассредоточения транспортного потока.
При отсутствии возможности направить транспортный поток в объезд, остановить на длительное время движение автотранспорта и трамваев рекомендуется организовать подвоз воды автоцистернами несмотря на то, что водоисточники расположены вблизи места пожара. В этом случае необходимо более четко организовать движение пожарных автоцистерн, подвозящих воду, и работу пунктов наполнения и расхода. Для этой цели начальник тыла назначает помощников (желательно из числа начальствующего состава) для организации работы пункта наполнения у водоисточников, пункта расхода на месте пожара и по пути движения автоцистерн.
Особо необходимо остановиться на пересечении трамвайных путей рукавными линиями при прокладке их от водоисточников к месту пожара:
- прокладка рукавных линий под рельсами трамвайных путей между шпалами. Для этой цели устраиваются под рельсами трамвайных путей специальные желоба
необходимого сечения, расположенные на определенном расстоянии друг от друга (желательно против пожарных гидрантов), или оставляются под рельсами проемы (не бетонировать, не асфальтировать);
- прокладка рукавных линий над контактными проводами трамвайных (троллейбусных) путей с применением автолестниц и коленчатых подъемников. В этом случае автолестницы (коленчатые подъемники) располагают по обе стороны от трамвайных (троллейбусных) линий, выдвигают на высоту с таким расчетом, чтобы рукавные линии, провисая под тяжестью наполненных водой рукавов, не касались контактных проводов. Воду в рукавные линии подают только после полностью собранной насосно-рукавной системы. Если есть возможность, на верхние колена автолестниц (коленчатых подъемников) уложить трапы для предотвращения провисания рукавных линий. Этот прием требует соблюдения мер безопасности и должен быть возглавлен лично начальником тыла;
- прокладка рукавных линий поверх трамвайных путей с периодическим пропуском трамваев через некоторые промежутки времени. Для этого прокладывают одну (несколько) рукавную линию от автонасоса до трамвайных путей, устанавливают разветвление. По другую сторону путей устанавливают разветвление, от которого прокладывают рукавную линию к месту пожара. Затем по обе стороны от рукавной линии останавливают движение трамваев, одним рукавом соединяют оба разветвления, открывают их задвижки и в течение 10—15 мин подают воду, после чего закрывают задвижки разветвлений, прекращая подачу воды, отсоединяют рукав от одного разветвления (предварительно снизив напорв линии и открыв свободные патрубки разветвления для частичного слива воды из линии), убирают его с путей, восстанавливают движение трамваев в обе стороны на 5—10 мин. В этом случае должна быть четко организована работа на разветвлениях; по обе стороны от рукавных линий выставляют постовых или сотрудников ГИБДД, ствольщиков предупреждают о периодическом прекращении подачи воды, на каждое разветвление назначают пожарного и ответственных (помощников начальника тыла) для руководства работой личного состава у разветвлений по обе стороны путей; прокладка рукавной петли. На расстоянии 150—250 м прокладывают две рукавные линии — одна действующая, другая предназначена для пропуска трамваев в «петлю». Пропустив в петлю трамваи, производят переключение рукавных линий. Этот способ дает возможность сократить до минимума время прекращения работы стволов, но будет увеличено количество задействованных рукавов. В то же время движение трамваев практически не прекращается;
- при прокладке рукавных линий по проезжей части дороги особое внимание необходимо уделять защите их рукавными мостками, которые вывозят в достаточном количестве на рукавных автомобилях и автомобилях пожарной службы тыла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
2. Повзик Я. С. Пожарная тактика. - М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004.
3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Думилин А.И. Жилые и общественные здания и сооружения. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 1. - М.: Пожнаука 2006.
4. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный A.B. Промышленные здания и сооружения. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 2. - М.: Пожнаука 2006.