2006. - T.2. - S. 79-80.
Материал поступил в редакцию 5.09.2016 © Коротких Ю. С., 2016
УДК 665.7
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ ОТ ОСТАТОЧНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Карелина Анна Сергеевна, магистрант, Виноградов Олег Владимирович, канд. техн. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, РФ.
Аннотация: В статье рассмотрены способы очистки резервуаров для хранения, транспортировки и заправки нефтепродуктов, методы очистки гидравлических систем автомобиля и смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, выявлены их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: нефтепродукты; системы очистки нефтепродуктов; система смазки; резервуары для хранения нефтепродуктов; гидравлическая система; технические моющие средства.
METHODS OF OIL PRODUCTS PROTECTION FROM THE RESIDUAL IMPURITIES
Karelina Anna Sergeyevna, the undergraduate, Vinogradov Oleg Vladimirovich candidate of technical sciences, the associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev
State Agrarian University», Moscow, Russia.
Summary: in the article the methods for the cleaning tanks for storage, transportation and fueling oil products, methods of cleaning hydraulic systems of the car and lubrication system of the internal combustion engine were considered, their strengths and shortcomings were revealed.
Keywords: oil products; systems of purification of oil products; lubricating system; reservoirs for storage of oil products; hydraulic system; technical detergents.
В процессе транспортирования, хране- При поступлении на нефтесклады новые
ния и заправки нефтепродуктов загряз- партии нефтепродуктов загрязняются
нения под действием гравитационных и этими остаточными загрязнениями.
центробежных сил осаждаются и нака- Часть загрязнений удаляется из ре-
пливаются на внутренних поверхностях зервуаров, цистерн, фильтров и агрега-
средств транспортирования, хранения и тов и технических средств нефтескладов
заправки, в трубопроводах и арматуре. в процессе слива отстоя. Эту операцию
следует выполнять для резервуаров ежедневно, для подвижных емкостей и цистерн - через 200...300 часов работы. Из корпусов фильтров тонкой очистки сливают после очистки не менее 5.10 тонн топлива. Но все же при сливе отстоя некоторая часть загрязнений не удаляется и постепенно накапливается в технических средствах [1].
Для защиты нефтепродуктов от остаточных загрязнений предусмотрены зачистка и мойка внутренних полостей технических средств, включая стационарные средства хранения, перекачки и заправки и подвижные средства транспортирования и заправки. Эти операции проводят при технических обслуживаниях № 1 (ТО-1) и № 2 (ТО-2) [2].
Таблица 1
Периодичность обслуживания
ТО-1 ТО-2
для стационарных и подвижных средств заправки и транспортирования 1 раз в 3 месяца 1 раз в 6 месяцев
для средств хранения 1 раз в 6 месяцев 1 раз в год
Средства хранения, заправки и транспортирования зачищают и промывают ручным способом или с помощью моечной машины, применяя водные растворы синтетических моющих средств [3, с. 56].
При ручном способе из резервуара (цистерны) полностью сливают нефтепродукт. Затем туда заливают воду, с которой удаляются остатки всплывшего нефтепродукта. Резервуар (цистерну) пропаривают или дважды промывают, заливают водой и выдерживают заполненный резервуар в течение 4 часов.
При наличии горячей воды резервуар промывают под давлением 0,2.0,3 МПа, при наличии пара - пропаривают в течение 2.3 ч под давлением 0,1.0,5 МПа, а
затем промывают холодной водой.
После полного удаления воды специальная бригада из трех человек в защитной одежде и противогазах зачищает резервуар (цистерну). Работают в светлое время суток при температуре в резервуаре не выше 40 °С. Зачистку выполняют при помощи пластмассовых скребков и щеток. После промывки и зачистки стенки вытирают хлопчатобумажной ветошью.
Зачистку и промывку резервуаров (цистерн) моечной машиной проводят в два этапа после полного слива нефтепродукта. Операции первого этапа выполняют вне территории нефтесклада на пожаробезопасном расстоянии. В емкость моечной машины заливают воду, засыпают
Таблица 2
Синтетические моющие средства
Лабомид Тип машин Температура рабочего раствора, °С Концентрация рабочего раствора, г/дм3
Марка М для машин погружного/ струйного типа 50.90 15.50
Марка 101 для машин струйного типа 50.90 10.15
Марка 203 для машин погружного типа 50.100 20.40
синтетическое моющее средство (табл. 2) и с помощью подогревательного устройства (форсунки) раствор разогревают до 80...90 °С [4, 5].
При очистке резервуаров от загрязнений применяют соответствующие синтетические средства [6, 7]:
1. Щелочные моющие средства типа МЛ (МЛ-72, МЛ-52, МЛ-51).
2. Щелочные моющие средства типа «Лабомид» (Лабомид М, Лабомид 101, Лабомид 203).
3. Щелочное моющее средство МС-15М.
Техническое моющее средство «Лабомид» хорошо растворяется в воде и обладает отличными моющими свойствами.
Второй этап включает в себя следующие операции. На резервуар вместо крышки горловины устанавливают крышку с гидромонитором и патрубком для удаления промывочного состава и загрязнений. Гидромонитор и патрубок с помощью шлангов соединяют с насосными установками моечной машины. Установки включают поочередно: вначале нагнетательную, через 0,5.1 мин отсасывающую. Температура моющего раствора не должна быть ниже 50 °С. Струи раствора разрушают и смывают отложения с внутренней поверхности резервуара. Отсасывающий насос подает загрязненный раствор в фильтр-отстойник, из которого очищенный раствор стекает в емкость машины и нагнетательным насосом подается в резервуар.
Мойка резервуара продолжается 15.20 мин в зависимости от степени его загрязненности. После окончания процесса остатки раствора сливают через во-догрязеспускные пробки или отсасывают ручным насосом при помощи шланга со специальным наконечником. После про-
мывки внутреннюю поверхность резервуара вытирают насухо чистой хлопчатобумажной ветошью.
Фильтрационные элементы топливо- и маслораздаточных колонок, прие-мо-раздаточных агрегатов и подвижных средств заправки и транспортирования промывают при проведении ТО-1. Насосы топливо- и маслораздаточных колонок промывают при ТО-1, подвижных средств заправки и транспортирования - при ТО-2. Во всех случаях используют керосин или бензин. Можно применять водные растворы синтетических моющих средств, после чего необходимо протереть деталь хлопчатобумажной ветошью и тщательно высушить.
В топливных системах загрязнения накапливаются в основном в баках и корпусах фильтров грубой и тонкой очистки, где и происходит загрязнение вновь заправляемого топлива. Для предотвращения этого явления сливают отстой и промывают баки и корпуса фильтров. В соответствии с инструкциями по эксплуатации машин из корпусов отстой сливают при ТО-1, к этому моменту там накапливается до 200.300 мл водогрязевой эмульсии. Из баков отстой удаляют при сезонном обслуживании.
Более эффективно сливать отстой ежедневно перед началом работы. В этом случае повышается ресурс работы фильтров и долговечность работы плунжерных насосов высокого давления и форсунок. Корпуса фильтров промывают при смене или промывке фильтрационных элементов. Промывка баков связана с трудоемкой операцией снятия бака и поэтому в руководствах по техническому обслуживанию многих машин отсутствует. Поэтому для промывки топливных баков целесообразно использовать специальную установку
[2, с. 35].
В смазочных системах двигателей внутреннего сгорания осаждение и накопление загрязнений происходит практически во всех ее частях. Наибольшее количество загрязнений откладывается в картере, трубопроводах, центробежных ловушках коленчатых валов, корпусах фильтров и центрифуг, радиаторах и на деталях клапанного, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Для предотвращения загрязнения масел остаточными загрязнениями из системы сливают отработанное масло. Фильтрационные элементы и корпуса фильтров грубой очистки, роторы и корпуса центробежных очистителей, корпуса фильтров тонкой очистки после удаления фильтрационных элементов промывают. Очистители моют бензином, дизельным топливом или водными растворами син-
тетических моющих средств, а затем сушат. Далее промывают всю систему. Для этого в картер двигателя заливают моющее масло ВНИИНП-ФД (ТУ 38 10155575) и в течение 5.. .10 мин дают двигателю поработать при минимальной частоте вращения коленчатого вала. После остановки двигателя моющее масло сливают [8, 9].
В качестве промывочной жидкости можно использовать также маловязкие масла, смеси моторного масла с дизельным топливом и дизельное топливо. В первом случае способ промывки имеет невысокую эффективность. Во втором и третьем случае эффективность промывки повышается, однако возникает опасность усиления износа трущихся деталей двигателя вследствие выноса к ним из картера абразивных частиц.
Этого недостатка лишен способ про-
Рис. 1. Аппарат для промывки смазочных систем
1 - бак с промывочной жидкостью; 2 - дифференциальный манометр; 3 - фильтр ФГТ-15; 4 - насосный агрегат; 5 - трехходовой кран; 6 - фильтр грубой очистки; 7 и 8 - приемный и напорный рукава; 9 - двигатель.
-^
-
О К1
тшттмишяншшшшшшшш
Рис. 2. Аппарат для промывки гидравлических систем
1 - электродвигатель; 2 - насос НШ-32; 3 и 8 - фильтры грубой и тонкой очистки; 4 - бак; 5 - дифференциальный манометр; 6 - гидравлическая система; 7 - соединительные шланги; К1..,К5 - краны.
мывки масляных систем с применением аппарата, состоящего из центробеж-но-вихревого насоса, сетчатого фильтра грубой и тканевого фильтра тонкой очистки, бака вместимостью 0,045 м3, приемного и напорного рукавов с набором сменных штуцеров для подключения к сливным пробкам картеров двигателей, масляным радиаторам и фильтрам грубой очистки (рис. 1).
В крышку клапанного механизма вваривают специальные штуцеры. Промывочную жидкость прокачивают поочередно через фильтр грубой очистки, масляный радиатор и клапанные коробки. В результате ее интенсивной циркуляции при неработающем двигателе вымываются отложения, которые затем задерживаются в фильтрах грубой и тонкой очист-
ки. Для промывки трубопроводов аппарат выключают. В картере остается чистая промывочная жидкость, на которой двигателю дают поработать несколько минут при минимальной частоте вращения коленчатого вала.
В качестве промывочных можно использовать жидкости следующего состава:
• уайт-спирит (40 %), моторное масло зимнее (50 %), ацетон или дихлорэтан (10 %);
• уайт-спирит (50 %), моторное масло летнее (40 %), ацетон или дихлорэтан (10 %);
• дизельное топливо.
Наличие в аппарате эффективных фильтров обеспечивает хорошую очистку и многократное применение промы-
вочной жидкости. При таком способе исключается вынос абразивных частиц из картера, масляного радиатора и фильтров к трущимся деталям двигателя. Пробы масла из смазочной системы, промытой без применения аппарата, содержат 0,034 % загрязнений с размерами частиц до 25 мкм, а из промытой с применением аппарата 0,011 % загрязнений с размерами частиц до 20 мкм [2].
В гидравлических системах автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин с целью предотвращения загрязнения рабочих жидкостей остаточными загрязнениями рекомендуется после слива отработанной рабочей жидкости промывать фильтрационные элементы, роторы и корпуса очистителей бензином или дизельным топливом, а затем всю систему рабочей жидкостью. Этот способ, предлагаемый заводами-изготовителями, прост, но недостаточно эффективен.
Лучшие результаты дает промывка гидравлических систем дизельным топливом или керосином с применением
специального аппарата (рис. 2). Из гидравлической системы механизма подъема автомобиля-самосвала ЗИЛ-4546 при помощи этого аппарата за 10.12 минут дизельным топливом вымывается 6.10 грамм, керосином - 15.27 грамм загрязнений. Рабочая жидкость, залитая в систему без промывки, имеет загрязненность 0,056 % с размером частиц более 30 мкм; из промытой методом, рекомендуемым заводом-изготовителем 0,042 % с размерами частиц более 30 мкм; из промытой дизельным топливом с помощью аппарата 0,003 % с размерами частиц не более 20 мкм [2].
Предложенные способы очистки резервуаров для транспортирования, хранения и заправки нефтепродуктов, систем смазки ДВС и гидравлических систем тя-гово-транспортных средств способствуют обеспечению необходимой чистоты топливно-смазочных материалов, соответственно, повышению ресурса сельскохозяйственной и другой техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уразгалеев Т. К., Пуляев Н. Н., Приваленко А. Н., Коротких Ю. С. Основы ресурсосбережения при эксплуатации полевых нефтебаз и нефтескладов. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2015. - 174 с.
2. Уразгалеев Т. К., Рыбаков К. В., Карпекина Т. П. Обеспечение качества нефтепродуктов на нефтебазах и нефтескладах. - Уральск, ОАО «ИПК «Дастан». - 2003. -154 с.
3. Харитоненко А. Л., Сергиенко Ю. В., Зачиняев Я. В., Титова Т. С. Анализ методов очистки и промывки поверхностей от углеводородных загрязнений с применением технических моющих средств при транспортировке, переработке и хранении нефтепродуктов // Экология и промышленность России. - 2012. - № 9. - С. 56-58.
4. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. - М.: ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 116 с.
5. Пат. 122595 Российская Федерация, МПК В08В9/08. Установка для очистки внутренней поверхности резервуара для хранения и перевозки нефтепродуктов [Текст] / Богданов В. С., Попов В. Н., Дидманидзе О. Н.; заявитель и патентообладатель В. С.
Богданов. - № 2012126410; заявл. 17.09.2012, Бюл. № 34. - 4 с.
6. Богданов В. С., Попов В. Н., Дидманидзе О. Н. Оборудование для очистки резервуаров и топливно-смазочных материалов // Международный технико-экономический журнал. - 2012. - № 2. - С. 105-113.
7. Данилочкин Д. С. Сравнение моющих средств для очистки стальных вертикальных резервуаров от донных отложений [Электронный ресурс] // Проблемы геологии и освоения недр: труды XIX Международного симпозиума имени академика М. А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 70-летнему юбилею Победы советского народа над фашистской Германией, Томск, 6-10 апреля 2015 г. - Режим доступа : http://www.lib.tpu.rU/fulltext/c/2015/C11/V2/291.pdf.
8. Официальный сайт завода технических масел «Энергонефтересурс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.masla-enr.ru.
9. Егоров А. В., Новиков Ю. М., Зуюова Е. В., Вахрушев В. В., Вшивцев П. И. Оценка работоспособности моторных масел // АПК России. - 2014. - Том 68. - С. 31-34.
REFERENCES
1. Urazgaleev T. K., Pulyaev N. N., Privalenko A. N., Korotkikh Yu. S. Osnovy resursosberezheniya pri ekspluatatsii polevykh neftebaz i nefteskladov. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2015. - 174 s.
2. Urazgaleev T. K., Rybakov K. V., Karpekina T. P. Obespechenie kachestva nefteproduktov na neftebazakh i nefteskladakh. - Ural'sk, OAO «IPK «Dastan». - 2003. -154 s.
3. Kharitonenko A. L., Sergienko Yu. V., Zachinyaev Ya. V., Titova T. S. Analiz metodov ochistki i promyvki poverkhnostey ot uglevodorodnykh zagryazneniy s primeneniem tekhnicheskikh moyushchikh sredstv pri transportirovke, pererabotke i khranenii nefteproduktov // Ekologiya i promyshlennost' Rossii. - 2012. - № 9. - S. 56-58.
4. Bogdanov V. S., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Tekhnologii i sredstva obespecheniya kachestva toplivno-smazochnykh materialov v APK. - M.: OOO «UMTs «Triada», 2016. -116 s.
5. Pat. 122595 Rossiyskaya Federatsiya, MPK V08V9/08. Ustanovka dlya ochistki vnutrenney poverkhnosti rezervuara dlya khraneniya i perevozki nefteproduktov [Tekst] / Bogdanov V. S., Popov V. N., Didmanidze O. N.; zayavitel' i patentoobladatel' V. S. Bogdanov - № 2012126410; zayavl. 17.09.2012, Byul. № 34. - 4 s.
6. Bogdanov V. S., Popov V.N., Didmanidze O. N. Oborudovanie dlya ochistki rezervuarov i toplivno-smazochnykh materialov // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2012. - № 2. - S. 105-113.
7. Danilochkin D. S. Sravnenie moyushchikh sredstv dlya ochistki stal'nykh vertikal'nykh rezervuarov ot donnykh otlozheniy [Elektronnyy resurs] // Problemy geologii i osvoeniya nedr: trudy XIX Mezhdunarodnogo simpoziuma imeni akademika M. A. Usova studentov i molodykh uchenykh, posvyashchennogo 70-letnemu yubileyu Pobedy sovetskogo naroda nad fashistskoy Germaniey, Tomsk, 6-10 aprelya 2015 g. - Rezhim dostupa : http://www.
Hb.tpu.rufuntext/c/2015/Cn/V2/291.pdf.
8. Ofitsial'nyy sayt zavoda tekhnicheskikh masel «Energonefteresurs» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.masla-enr.ru.
9. Egorov A. V., Novikov Yu. M., Zuyuova E. V., Vakhrushev V. V., Vshivtsev P. I. Otsenka rabotosposobnosti motornykh masel // APK Rossii. - 2014. - Tom 68. - S. 31-34.
Материал поступил в редакцию 05.09.2016 © Карелина А. С., Виноградов О. В., 2016
УДК 62-97/-98
ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ РАСЧЕТА ПРОГРЕССИРУЮЩИХ ТОПЛИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Захарова Виктория Витальевна, магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, РФ.
Аннотация: В статье проводится оценка методической погрешности расчета прогрессирующих топливных издержек машинно-тракторных агрегатов, рассмотрены вопросы неисправностей и отказов дизельных двигателей.
Ключевые слова: прогрессирующие топливные издержки; дизельный двигатель; бензиновый двигатель; комплексная диагностика; МТА; ТСМ.
ASSESSMENT OF THE METHODICAL UNCERTAINTY OF CALCULATION OF THE PROGRESSING FUEL OUTLAYS OF THE MOTOR-AND-TRACTOR DIESEL ENGINES IN MAINTENANCE ON THE RESULTS OF COMPREHENSIVE DIAGNOSTICS
Zakharova Viktoriya Vital'yevna, the undergraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev
State Agrarian University», Moscow, Russia.
Summary: in the article the assessment of the methodical uncertainty of calculation of the progressing fuel outlays of the machine-tractor aggregates is made, the issues of malfunctions and failures of diesel engines are considered..
Keywords: the progressing fuel expenses; diesel engine; gasoline engine; complex preliminary treatment, MTA; fuel and lubricants.