СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Петров Д.А.1, Воробьев В.С.2, Клепиковский А.А.3
!Петров Даниил Андреевич - курсант, 2Воробъев Вячеслав Сергеевич - курсант, 2 факультета ФВУНЦ ВВС «ВВА», Челябинск, Россия.
3Клепиковский Алексей Александрович - преподаватель, кафедра тактики и общевоенных дисциплин,
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.
Гагарина, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о защите аэродромов в условиях угрозы применения БПЛА. Выделены основные направления, на какие стоит обратить внимание при охране аэродромов и их объектов. Одним из таких направлений является человеческий фактор, ведь, безусловно, грамотно подготовленный персонал, знающий свои обязанности и работу — залог обеспечения безопасности аэродрома и сохранения жизней людей. Конечно, также требуется и техника, оборудование и оружие для выполнения задач, по сохранению безопасности, но само решение на его использование принимает человек. В выводе будет рассматриваться важность комплексного и всестороннего подхода к обеспечению безопасности аэродрома.
Ключевые слова: Беспилотные летальные аппараты, безопасность аэродрома, защита от БПЛА, методы защиты аэродрома.
УДК 355/359
Введение:
Аэродромы являются ключевыми объектами для обеспечения безопасного воздушного пространства и выполнения авиационных операций. Однако на фоне последних событий, наблюдается увеличение угрозы со стороны беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые могут быть использованы для осуществления нападения на аэродромы, другие для разведки территории аэродрома, с последующим совершением террористического акта. В связи с этим возникает необходимость в разработке и применении способов защиты аэродромов от потенциальных угроз применения БПЛА.
Невозможно защитить такую территорию и такой важный объект простыми, односложными методами. В связи с этим требуется разработка и применение целого комплекса мероприятий. Основными направлениями являются:
Применение средств радиоэлектронной борьбы
Это, в свою очередь, включает в себя использование радиолокационных систем обнаружения и измерения параметров БПЛА. То есть использования радиолокационных средств различного диапазона волн.
Кроме того, большую эффективность показал обнаружитель радиосигналов «Филин-С». Который обнаруживает каналы управления БПЛА и обеспечивает звуковое и (или) световое оповещение личного состава о возникновении угрозы атаками БПЛА противника [2].
Основные характеристики и возможности:
- Диапазон рабочих частот — 700-6000 МГц;
- Время обнаружения — до 30 секунд;
- Автоматическая идентификация типа БПЛА по протоколу управления;
- Масса — 0,5 кг [1].
После обнаружения отметки от БПЛА, а также канала его управления, идет непосредственное применение средств РЭБ. Радиоэлектронное воздействие на каналы управления БПЛА и их бортовые приемники сигналов спутниковых радионавигационных систем узкодиапазонными или широкодиапазонными средствами постановки помех различной мощности. Благодаря чему БПЛА теряют управление и падают или переходят под управление войскам Радиоэлектронной борьбы.
Применение средств вооруженной охраны
Это включает в себя использование зенитных ракетных комплексов, автоматических пушек и других типов оружия, способных поражать воздушные цели, включая БПЛА.
Такие системы, в большинстве своем, установлены на аэродромах государственной авиации, а также на аэродромах смешанного базирования. К примеру зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного и морского базирования «Панцирь-С1» Он оснащен ракетами среднего радиуса действия и автоматическими пушками, способными поражать цели на дальности до 20 км.
А также использование комплекса «Барьер РИ Купол-С» - это комплекс радиотехнических средств, предназначенных для обнаружения и подавления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на дальности до 20 км. Он способен работать как самостоятельно, так и в составе единой системы зенитно-ракетного комплекса. Система обеспечивает защиты от дронов в радиусе 500-700 м (каналы радиоуправления) и в радиусе 800-900 м (каналы навигации). Исходя из этого следует размещать несколько таких систем для покрытия наиболее уязвимых участков объекта. Стоимость одного комплекса порядка 4 миллионов рублей [3].
Кроме того, охрана аэродрома может использовать средства оптического и инфракрасного обнаружения, способные выявлять наличие и движение БПЛА на значительном расстоянии.
Прежде всего Приборы ночного видения (ПНВ), различные тепловизоры. У них есть свои достоинства и недостатки. Приборы ночного видения, как правило, более доступны по цене, можно использовать в совокупности с биноклями и камерами, но и есть ряд недостатков, к примеру, они подвержены туману, неэффективны в полной темноте и опасны, при работе во время, когда солнце еще не полностью зашло за горизонт.
Тепловизоры, в свою очередь, не зависят от окружающего освещения, меньше повержены атмосферному влиянию, но при этом имеют более высокую стоимость, а также некоторые дроны и БПЛА излучают минимальное количество тепла, что затрудняет их обнаружение [4].
Физическая защита объектов
Из-за развития БПЛА, а также в совокупности с опытом СВО все большее внимание уделяется физической и материальной защите объектов.
Устанавливаются сетки сверху объектов для защиты от дронов-камикадзе. Больше начинают использовать маскировку, защищаясь от разведки с помощью БПЛА. Устанавливают воздушные суда дальше друг от друга, также активно используются укрытия бетонного типа и ангары.
Немаловажным фактором является установка ограждений в виде заборов с колючей проволокой для предотвращения проникновения диверсионных групп на аэродромы.
Постоянно происходит патрулирование территории аэропортов, для пресечения незаконного проникновения.
Человеческий фактор
Крайним в списке по порядку, но не по значению являются Люди. Именно они являются основной преградой и главной защитой от БПЛА.
Вся техника лишь помогает людям обнаружить и уничтожить опасность. Требуется устанавливать в районе аэродрома пункты визуального наблюдения (ПВН), специальные патрули на машинах, вокруг охраняемой зоны. Устанавливаются круглосуточные дежурства на военных аэродромах, а в гражданской авиации посты оператора дежурной смены. На этих постах есть множество мониторов, которые выводят видеоинформацию с камер внешнего видеонаблюдения, датчиков движения. Персонал использует как обычное оружие, так и специальное сверхвысокочастотное ружье типа «Ступор». А также в ночное время суток используются трассирующие снаряды для подсвета БПЛА.
Конечно, для слаженной работы персонала, при действиях по защите аэродрома требуется грамотное обучение его, регулярная тренировка, материальное обеспечение техническими средствами, оружием и боеприпасами.
Подводя итоги, следует отметить, что рассматривая вопрос о защите аэродромов от нападения БПЛА, мы выяснили, что это является комплексным и объемным мероприятием. Некоторые мероприятия только начали появляться и развиваться, а другие существовали давно, но учитывая
современные реалии начали развиваться намного активнее. А в основе всей защиты находится человек. Его умение правильно оценивать ситуацию, принимать взвешенные решения и быстро действовать для обеспечения безопасности аэродрома.
Список литературы
1. Портативный обнаружитель сигналов БПЛА «Филин-С» 2024г. [Электронный ресурс] URL: https://antidronetech.ru/catalog/individualnyy_obnaruzhitel_radiosignalov_bp la_filin/
2. Беспилотные воздушные суда как угроза объектам критической и социальной инфраструктуры. 2024г. [Электронный ресурс] URL: https://2037604.fs1.hubspotusercontent-
eu1.net/hubfs/2037604/Digital/SS/SS_ADAPT/TBF_140224_Perimeter_Serg eev.pdf
3. Система подавления «Барьер РИ КУПОЛ-С» 2024г. [Электронный ресурс] URL:
https://detsys.ru/catalog/zashchita_ot_dronov/takticheskiy_komplekt_podavle niya_barer_kupol_s/
4. Как обнаружить дрон и БПЛА ночью? 11 различных методов для использования в 2023 году. 2023г. [Электронный ресурс] URL: https: //www.propelrc. com/ru/как-обнаружить-дрон-ночью/#Using_Night_Vision_and_Thermal_Imaging