Научная статья на тему 'Способы взаимодействия с читательской аудиторией в специализированной периодике (на примере журнала "Искусство и художественная промышленность", 1898-1901 гг. )'

Способы взаимодействия с читательской аудиторией в специализированной периодике (на примере журнала "Искусство и художественная промышленность", 1898-1901 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЕРИОДИКА / ЖУРНАЛ ПО ИСКУССТВУ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЧИТАТЕЛЯМИ / SOCIETY FOR THE ENCOURAGEMENT OF ARTS / SPECIALIZED PERIODICALS / ART MAGAZINE / FORMS OF INTERACTION WITH READERS. PO POVODU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щерова М.С.

Рассматриваются способы общения редакции специализированного журнала «Искусство и художественная промышленность», выпускаемого Обществом поощрения художеств, с читательской аудиторией. Издание было предназначено не только для профессиональных художников, искусствоведов, но и для массового читателя. В работе использовались метод комплексного анализа, а также исторический подход. Проведенный анализ форм взаимодействия печатного органа с обществом, в частности, таких, как организация конкурсов среди читателей журнала, показал, что эти способы общения с аудиторией могут быть эффективно использованы современными искусствоведческими изданиями в целях повышения рейтинга профессиональных художников, формирования живописных и графических навыков любителей из среды читателей журнала, а также расширения влияния журнала на широкую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INTERACTION WITH THE READERSHIP IN SPECIALIZED PERIODICALS (A CASE STUDY OF THE MAGAZINE "ART AND ART INDUSTRY", 1898-1901)

The article considers some methods of interaction the editorial office of the specialized magazine «Art and Art Industry» issued by the Society for the Encouragement of Arts with it readers. This magazine was intended not only for professional artists and art critics, but also for the public at large. In this paper, we used the method of complex analysis and the historical approach. It follows from our analysis that such forms of interaction with society as organizing readers' competitions can be used by modern art editions to increase the rating of professional artists, the develop pictorial and graphic skills of amateurs from among the readers of the magazine, and to expand its influence on the wide audience.

Текст научной работы на тему «Способы взаимодействия с читательской аудиторией в специализированной периодике (на примере журнала "Искусство и художественная промышленность", 1898-1901 гг. )»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 223-226

УДК 070

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПЕРИОДИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ», 1898-1901 гг.)

© 2018 г. М.С. Щерова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

mmnn07@mail.ru

Поступила в редакцию 16.05.2017

Рассматриваются способы общения редакции специализированного журнала «Искусство и художественная промышленность», выпускаемого Обществом поощрения художеств, с читательской аудиторией. Издание было предназначено не только для профессиональных художников, искусствоведов, но и для массового читателя. В работе использовались метод комплексного анализа, а также исторический подход. Проведенный анализ форм взаимодействия печатного органа с обществом, в частности, таких, как организация конкурсов среди читателей журнала, показал, что эти способы общения с аудиторией могут быть эффективно использованы современными искусствоведческими изданиями в целях повышения рейтинга профессиональных художников, формирования живописных и графических навыков любителей из среды читателей журнала, а также расширения влияния журнала на широкую аудиторию.

Ключевые слова: Общество поощрения художеств, специализированная периодика, журнал по искусству, формы взаимодействия с читателями.

В последнее время особую актуальность приобретает изучение теорией и историей журналистики такого сегмента периодической печати, как специализированные периодические издания, так как включение их в сферу научных исследований дает возможность дополнить наши представления о системе средств массовой информации России, сложившейся к концу XIX века. Однако далеко не все виды специализированной печати привлекали внимание ученых. Так, на периферии научных исследований оказались издания по искусству: это журналы и газеты, посвященные театру, музыке, кино, изобразительному искусству. Среди последних работ можно назвать диссертации В.В. Борзенко, объектом которой стала театральная журналистика [1], Д.А. Васильева, посвященная журналам о кино [2], монографию А.Г. Верещагиной, в которой дана искусствоведческая характеристика изоизданий [3]. Однако историко-журналистский аспект в названных работах не стал предметом специального анализа, что и определяет новизну предпринятого нами исследования, обусловленную также введением в научный оборот ранее не изученного материала, опубликованного на страницах журнала «Искусство и художественная

промышленность».

«Искусство и художественная промышленность» относится к группе искусствоведческих изданий, среди которых

можно назвать «Художественную газету», «Русский художественный листок»,

«Художественный журнал» и другие. Анализируемый нами журнал выходил на рубеже Х1Х-ХХ веков под эгидой Императорского общества поощрения художеств и был предназначен

преимущественно людям, интересующимся вопросами искусства. Это могли быть как члены Академии художеств, художники, скульпторы, теоретики искусства, так и те, кто только начинал знакомство с искусством, работая на «любительском» уровне.

Организуя свой печатный орган, Общество поощрения художеств ставило перед собой цель, имевшую благотворительный характер: помочь художникам, не имеющим финансовых средств для развития творческого потенциала. Реализация этой цели, по замыслу устроителей журнала, должна была способствовать совершенствованию искусства в целом. Для достижения поставленной цели следовало решить несколько задач, в числе которых создание при Обществе рисовальной школы, регулярное проведение выставок, выпуск периодических изданий и книг (например, «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», «Портреты знаменитых россиян», «Сцены из русского народного быта» и т.д.).

Журнал «Искусство и художественная промышленность» публиковал статьи по теории

и истории искусства, а также являлся площадкой для освещения деятельности Общества поощрения художеств. Редакция издания ставила перед собой задачу «распространения в массах публики возможно точных и верных понятий и знаний по художественной части как прежнего, так и нынешнего времени; знакомство ее с новыми идеями и принципами в той же области; <...> развитие в обществе идеи о народности художеств и промышленности» [4, с. 5]. При этом материал подавался не в строго научной форме, так как редакция прежде всего заботилась об общедоступности издания как по внутреннему содержанию, так и по цене.

Одним из наиболее эффективных приемов контакта редакции и читателя, реализованных в рассматриваемом журнале, следует считать проведение конкурсов, которые наряду с наиболее распространенной в

дореволюционной журналистике формой общения с читателями (независимо от типа издания) эпистолярием весьма широко практиковались в «Искусстве и художественной промышленности».

Так как журнал был посвящен различным вопросам живописи и художественной промышленности, то и проводимые конкурсы были ориентированы на создание тематических изображений, что, впрочем, не противоречило и реализации более обширной задачи - развитию отечественного искусства в целом. В редакционных материалах не раз подчеркивалось, что в современной живописи получила распространение тенденция подражательности, ориентации на иностранные произведения как по содержанию, так и по стилю, в то время как в родной природе и культуре можно почерпнуть новые идеи для художественных сочинений [5, 6]. Поэтому, предлагая будущим участникам конкурсные задания, редакция предполагала, что, например, в конкурсе на создание «орнаментальных сочинений национального характера из мотивов животного и растительного царства какой-либо местности России» художникам и будут найдены идеи в природе какой-либо местности России, при этом приветствовались элементы, выполненные в национальном стиле разных народов страны. Правда, художники не всегда создавали свои работы в соответствии с вышеназванными требованиями редакции. Это обстоятельство заставило сотрудников журнала временно прекратить организацию конкурсов в 1900 году [7, с. 2].

Кроме того, в числе задач конкурсов был и поиск талантливых художников, неизвестных

массовому читателю. В журнале публиковались лучшие работы, а значит, у их авторов появлялась возможность быть замеченными.

Отдельный блок конкурсных тем был связан с созданием рисунков, которые могли использоваться для совершенствования дизайна журнала. Речь идет о заданиях, посвященных разработке макета обложки издания, заглавных букв, заставок и концовок, а также составлению рисунка для свидетельств о присуждении премий. Таким образом, читатели становились причастными к созданию журнала, что, несомненно, оказывало положительное влияние и на само издание.

В подобных конкурсах важно было не только следовать определенной цели, но и иметь в виду, что отправленные рисунки будут использоваться на страницах журнала, а значит, от конкурсантов требовалось знание печатного дела и технических возможностей типографий. Так как речь идет о журнале, в котором регулярно будут публиковаться рисунки, выполненные победителями конкурса, то было важно использовать не множество красок, а одну-две, чтобы снизить расходы на печать. Все эти нюансы учитывались сотрудниками редакции при определении лучших работ. Именно многокрасочность палитры рисунков Н.А. Бенуа и Л.Т. Злотникова не позволила присудить премии их проектам, которые, по мнению редакции, весьма удачны, отвечают целям журнала, надписи гармонируют с общим изображением, поэтому художники были отмечены только почетными отзывами [8, с. 691692]. Подобные задания повышали уровень изобразительного искусства в печати, которое требовало от художника особых навыков и умений. В печатном издании художественное оформление не существует само по себе, оно подчинено текстовой составляющей,

следовательно, должен возникнуть некий синтез, сочетающий слово и изображение. Это касается всех элементов книги. Так, А.А. Сидоров отмечает, что многие обложки, выполненные мастерами объединения «Мир искусства», «можно считать скорее самодовлеющими произведениями графического искусства, чем невыделенным элементом книги, поскольку они не создают необходимого синтеза содержания и внешнего облика произведения печати» [9, с. 358].

При этом даже в лучших работах редакция всегда могла найти какие-то недочеты, о чем обязательно сообщала авторам и читателям. Так, в отчете о конкурсе по созданию обложки отмечаются следующие недостатки проектов победителей: «Орнаментация обложки и общий тон раскраски немного скучноваты, не особенно

удачно помещение изображения памятника Петра Великого в круге, делающем впечатление медали с надписью: «Ежемесячное Иллюстрированное издание и т.д.». Было бы более целесообразно помещение вместо того или аллегорической фигуры искусства, или, наконец, знака Общества Поощрения Художеств (солнечные лучи в кругу). В проекте «Запорожец» мало удачна фигура витязя, не имеющая никакого отношения к самому изданию» [8, с. 691]. Таким образом, художники могли учиться на ошибках сильнейших конкурсантов, чтобы в дальнейшем не повторять их, совершенствовать свое мастерство.

Нужно отметить, что участие в конкурсах было анонимным. Одно из требований к работе заключалось в наличии девиза проекта, который помещался на полях сочинения. Чаще всего под таким изречением скрывалась какая-либо характеристика художника («Самоучка», «Запорожец»), но встречались и такие варианты: «Поощрение столь же необходимо художнику, сколь необходима канифоль смычку виртуоза». А имя, фамилия и подробный адрес участника указывались в запечатанном конверте, который сотрудники редакции открывали только в том случае, если присланная работа была премирована. Каждый художник мог представить несколько иллюстраций, нередко двумя премиями награждался один автор. Так, в конкурсе по составлению открытых писем (открыток) первую и вторую премии присудили Ф.Г. Беренштаму. Этот художник известен тем, что стал впоследствии действительным членом Академии художеств и по совместительству главным редактором архитектурного журнала «Зодчий».

Редакция не только сообщала результаты конкурса, перечисляя имена победителей, и помещала их рисунки, но и публиковала подробные отчеты с указанием общего количества участников, основных тенденций, недостатков и рекомендаций на будущее. Обычно выделялось 3-4 премии, победители получали либо денежные суммы, либо золотые и серебряные именные медали. Некоторые отдельные работы могли быть отмечены почетными отзывами.

В конкурсах, о которых идет речь, принимали участие художники не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из провинции. Именно этот факт свидетельствует не только о развитии искусства за пределами столиц, но и о том, что журнал «Искусство и художественная промышленность» был известен во многих городах. Причем участники

из провинции иногда становились победителями конкурсов, опережая

профессиональных художников. Например, премию за победу в конкурсе по составлению обложки журнала получил П.В. Сюзев, житель села Ильинского Пензенской губернии, который по специальности был связан с биологией. В его работе отмечается верхняя заставка с изображением орла среди орнаментации на золотом фоне, производящая приятное впечатление. Шрифты достаточно ясны [8, с. 691].

О том, с каким интересом художники принимали участие в конкурсах, говорит количество присланных ими работ. Так, редакцией журнала было получено более 200 проектов для конкурса, посвященного созданию открытых писем. Но в то же время практически не было предоставлено работ с иллюстрациями, которые могут использоваться в виде концовок публикаций, а присланные проекты редакция признала неудовлетворительными.

Среди участников, получивших премии в различных конкурсах, известных художников было немного. Кроме вышеназванного Ф.Г. Беренштама можно отметить Н.А. Бенуа, почетного члена Академии художеств СССР, сына выдающегося теоретика искусства, художника А.Н. Бенуа.

Следует отметить, что такой способ взаимодействия с читательской аудиторией использовался и в других изданиях Общества. Так, после прекращения выхода в свет журнала «Искусство и художественная

промышленность» стали издаваться

«Художественные сокровища России», где в № 6, 7 и 8 за 1904 год была опубликована информация о проведении ежегодного Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение. В рамках данного мероприятия выделялось несколько номинаций: работа по гравированию и офорту, по исторической живописи, по бытовой живописи, по пейзажной живописи, по живописи на фарфоре и фаянсе, по резьбе из дерева, по лепке.

Еще одной формой общения редакции журнала с аудиторией являются письма читателей. Изначально в издании отсутствовала соответствующая рубрика, но поток писем читателей стимулировал появление (правда, только по мере необходимости) раздела «Почтовый ящик». В письмах содержалась реакция публики на отдельные материалы, мнения по разным вопросам. Если в конкурсах могли принимать участие художники-любители, то письма писали в основном

профессионалы, теоретики или практики искусства (Д.А. Пахомов, Н.Г. Цириготи). Среди основных проблем, которые поднимались авторами писем, были вопросы организации выставок, создание иллюстраций к литературно-художественным произведениям. Часто письма являлись откликами на статьи, опубликованные в журнале. Например, письмо М. Соловьева «По поводу реставрации новгородской Св. Софии» было написано под впечатлением от материала Н.К. Рериха «По пути из Варяг в Греки» и стало дополнением к названной публикации [10]. Кроме того, в отдельных случаях письма содержали важные сведения фактического характера. Так, в № 7 за 1899 год был помещен рисунок, удостоенный 1 -й премии на художественно-промышленном конкурсе по мебельному отделу. Один из читателей, увидевший это изображение, нашел в нем много общего с произведением немецкого архитектора Г. Беймера, и, усомнившись в оригинальности первого, сообщил об этом в редакцию. Выяснилось, что победитель действительно скопировал изображение и выдал его за собственное. Художник был лишен премии, а результаты конкурса пересмотрены [11, с. 694].

Таким образом, опыт дореволюционных изданий может во многих отношениях быть полезным и сегодня, в том числе и в выборе способов взаимодействия с читателями. Современные журналы по искусству («Диалог искусств», «Русское искусство»,

«Третьяковская галерея», «Искусство» и другие) могут использовать конкурсы по созданию рисунков на конкретные темы для расширения читательской аудитории. Это не только интересная, но и нестандартная форма взаимодействия, потому что редакции других журналов и газет вряд ли смогут использовать References

1. Borzenko V.V. Rossijskaya teatral'naya zhumalistika 1808-1991 gg. Istoriko-tipologicheskoe issledovanie: Dis.... kand.

filol. nauk: 10.01.10. Tol'yatti, 2008. 191 s.

2. Vasil'ev D.A. Sovremennoe sostoyanie i per-spektivy razvitiya zhurnalov o kino (na primere zhurnala «Iskusstvo kino»): Dis. ... kand. filol. nauk: 05.25.03. M., 2006. 148 s.

ее. Опыт работы с письмами читателей, использовавшийся не только в специализированной периодике, также может оказаться востребованным в данном сегменте печати как для организации и проведения конкурсов, так и для уточнения запросов аудитории.

Список литературы

1. Борзенко В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.10. Тольятти, 2008. 191 с.

2. Васильев Д.А. Современное состояние и перспективы развития журналов о кино (на примере журнала «Искусство кино»): Дис. ... канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 148 с.

3. Верещагина А.Г. Критики и искусство. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 744 с.

4. От редакции // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 1-2. С. 1-6.

5. Отзыв по присуждению премий на конкурсе за сочинение рисунков для открытых писем // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 7. С. 609-611.

6. По поводу конкурса на орнаментальные сочинения // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 8. С. 2-7.

7. Собко Н.П. От редакции // Искусство и художественная промышленность. 1900. № 1. С. 2.

8. А.П. Результаты наших конкурсов // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 8. С. 689-694.

9. Сидоров А.А. История оформления русской книги. М.-Л., 1946. 380 с.

10. Соловьев М. По поводу реставрации новгородской Св. Софии // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 11. С. 939-950.

11. Фомин А. Почтовый ящик // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 8. С. 694.

3. Vereshchagina A.G. Kritiki i iskusstvo. M.: Progress-Tradiciya, 2004. 744 s.

4. Ot redakcii // Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost'. 1898. № 1-2. S. 1-6.

5. Otzyv po prisuzhdeniyu premij na konkurse za sochinenie risunkov dlya otkrytyh pisem // Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost'. 1899. № 7. S. 609611.

METHODS OF INTERACTION WITH THE READERSHIP IN SPECIALIZED PERIODICALS (A CASE STUDY OF THE MAGAZINE «ART AND ART INDUSTRY», 1898-1901)

M.S. Shcherova

The article considers some methods of interaction the editorial office of the specialized magazine «Art and Art Industry» issued by the Society for the Encouragement of Arts with it readers. This magazine was intended not only for professional artists and art critics, but also for the public at large. In this paper, we used the method of complex analysis and the historical approach. It follows from our analysis that such forms of interaction with society as organizing readers' competitions can be used by modern art editions to increase the rating of professional artists, the develop pictorial and graphic skills of amateurs from among the readers of the magazine, and to expand its influence on the wide audience.

Keywords: Society for the Encouragement of Arts, specialized periodicals, art magazine, forms of interaction with readers.

6. Ро povodu копкигеа па огпатепЫ'пуе sochineniya // Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost'. 1899. № 8. S. 2-7.

7. Sobko N.P. Ot redakcii // Iskusstvo i 11Мо-zhestvennaya promyshlennost'. 1900. № 1. S. 2.

8. А.Р. Rezul'taty nashih konk:ursov // i hudozhestvennaya promyshlennost'. 1899. № 8. S. 689694.

9. Sidorov А.А. Istoriya oformleniya russkoj knigi. М-К, 1946. 380 s.

10. Solov'ev М. Ро povodu restavracii novgorodskoj Sv. Sofii // Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost'. 1899. № 11. S. 939-950.

11. Fomin А. Pochtovyj yashchik // Iskusstvo i hu-dozhestvennaya promyshlennost'. 1899. № 8. S. 694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.