Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ВЫСКАЗЫВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ВЕРБАЛИЗОВАННОЙ СИТУАЦИИ ОЛЬФАКТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ'

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ВЫСКАЗЫВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ВЕРБАЛИЗОВАННОЙ СИТУАЦИИ ОЛЬФАКТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ПЕРЦЕПЦИЯ / АППЕРЦЕПЦИЯ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ОЛЬФАКТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шнякина Наталья Юрьевна, Лопатина Марина Васильевна, Жилякова Светлана Анатольевна

Статья посвящена исследованию способов выражения субъективности в высказывании. Заявленная тема является актуальной, поскольку относится к сфере исследований когнитивной лингвистики в части изучения отражения перцептивного опыта средствами языка. Единицей анализа признаётся языковой фрагмент, описывающий ситуацию ольфакторного (обонятельного) восприятия. В работе описываются особенности языкового воплощения «следов» субъективности при вербализации основных компонентов перцептивной ситуации. В качестве главных предпосылок субъективности рассматриваются апперцепция и категоризация. Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в уточнении понимания субъективного и объективного начала в ситуации восприятия. Практическую ценность представляют методологические принципы проведённого анализа, результаты которого могут быть использованы в дисциплинах когнитивно-семантической направленности. На основе изучения тематически схожих высказываний немецкого языка о ситуации ольфакторного восприятия делается вывод о взаимовлиянии личностно-прагматических и когнитивных предпосылок на способы осознания описываемых в статье категориальных координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шнякина Наталья Юрьевна, Лопатина Марина Васильевна, Жилякова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF EXPRESSING SUBJECTIVITY IN A STATEMENT: ON THE EXAMPLE OF A VERBALIZED SITUATION OF OLFACTORY PERCEPTION

The article is devoted to the study of ways of expressing subjectivity in a statement. The declared topic is relevant, since it belongs to the field of research of cognitive linguistics in terms of studying the reflection of perceptual experience by means of language. The unit of analysis is a language fragment that describes the situation of olfactory (olfactory) perception. The paper describes the features of the linguistic embodiment of the “traces” of subjectivity in the verbalization of the main components of the perceptual situation. Apperception and categorization are considered as the main prerequisites of subjectivity. The theoretical significance of the study is to clarify the understanding of the subjective and objective principles in the situation of perception. Of practical value are the methodological principles of the analysis, the results of which can be used in the disciplines of cognitive-semantic orientation. Based on the study of thematically similar statements of the German language about the situation of olfactory perception, a conclusion is made about the mutual influence of personal-pragmatic and cognitive prerequisites on the ways of understanding the categorical coordinates described in the article.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ВЫСКАЗЫВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ВЕРБАЛИЗОВАННОЙ СИТУАЦИИ ОЛЬФАКТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ»

Способы выражения субъективности в высказывании: на примере вербализованной ситуации ольфакторного восприятия

Шнякина Наталья Юрьевна,

к.ф.н., доцент, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, Омский педагогический государственный университет E-mail: zeral@list.ru,

Лопатина Марина Васильевна,

к.и.н., кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, Омский педагогический государственный университет

E-mail: m.lopatina@mail.ru

Жилякова Светлана Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, Омский педагогический государственный университет E-mail: Svetlana.zh.omsk@mail.ru,

Статья посвящена исследованию способов выражения субъективности в высказывании. Заявленная тема является актуальной, поскольку относится к сфере исследований когнитивной лингвистики в части изучения отражения перцептивного опыта средствами языка. Единицей анализа признаётся языковой фрагмент, описывающий ситуацию ольфакторного (обонятельного) восприятия. В работе описываются особенности языкового воплощения «следов» субъективности при вербализации основных компонентов перцептивной ситуации. В качестве главных предпосылок субъективности рассматриваются апперцепция и категоризация. Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в уточнении понимания субъективного и объективного начала в ситуации восприятия. Практическую ценность представляют методологические принципы проведённого анализа, результаты которого могут быть использованы в дисциплинах когнитивно-семантической направленности. На основе изучения тематически схожих высказываний немецкого языка о ситуации ольфакторно-го восприятия делается вывод о взаимовлиянии личностно-прагматических и когнитивных предпосылок на способы осознания описываемых в статье категориальных координат.

Ключевые слова: когнитивный, субъективность, перцепция, апперцепция, категоризация, ольфакторное восприятие.

о с

CJ

см см

Введение

Восприятие человеком окружающей действительности представляет собой процесс когнитивной переработки сенсорных данных об объектах реальности. В результате работы различных каналов восприятия формируется перцептивный опыт человека, включающий в себя как объективные данные, так и возникшее в процессе познания субъективное отношение. Несмотря на наличие общих предпосылок восприятия, продиктованных основополагающими принципами человеческой жизнедеятельности, способы восприятия признаков реальных объектов каждым отдельным индивидом могут отличаться в зависимости от психологических и социальных факторов. Психологические предпосылки восприятия связаны с ценностной избирательностью воспринимаемой информации, имеющимся личным перцептивным опытом, склонностью к шаблонности восприятия, воображением и интерпретацией, временными или постоянными эмоциональными состояниями субъекта. К социальным предпосылкам относятся усвоенная культура, общественный и профессиональный опыт, гендерная принадлежность субъекта, его взгляды, интересы, вкусы. Названные факторы в значительной мере влияют на способы осмысления человеком окружающего мира и его категоризацию. Языковой фрагмент, являясь результатом речемыслительных процессов, в определённой степени отражает способ осознания действительности и может быть использован для изучения закономерностей категоризации и влияющих на неё факторов.

Настоящая статья посвящена выявлению «следов» субъективности в вербализованной средствами языка ситуации ольфакторной перцепции.

Отражая современный исследовательский интерес к языковой категоризации перцептивного знания, работа представляется актуальной.

Научная новизна исследования заключается в его интегративном характере, который реализуется в использовании теоретического обоснования понятия субъективности с позиций философии и психологии в языковом анализе «следов» индивидуального восприятия.

Заявленная тема предполагает последовательное рассмотрение ряда вопросов: во-первых, как понимаются субъективность и объективность в философии; во-вторых, какие предпосылки субъективного восприятия выделяются в психологии и лингвистике; в-третьих, какие формы соотношения социальных и психологических факторов с языковой категоризацией являются значимыми для ситуации ольфакторного восприятия; какие средства при этом используются.

Обзор литературы

Субъективность является значимой философской категорией, рассматриваемой в концепциях различных исторических периодов развития человеческого общества [6, 7].

В настоящей работе используется гносеологическая традиция изучения субъективности, заложенная философами Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Б. Спиноза) и развиваемая представителями немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг). Эта традиция основывается на осознании субъективности как элемента субъектно-объектных отношений в процессе познания и присутствует в ряде работ [5, 6, 14].Их основной идеей является мысль о субъекте как активном действующем лице, познавательная деятельность которого направлена на изучаемый объект. Так, например, А. Зелененко пишет, что «существуют вещи сами по себе и вещи, какими оно отображаются в нашем сознании» [6, с. 74]. Исследователь Д.И. Дубровский для обозначения отражённого в сознании человека мира вводит понятие «субъективная реальность»; отмечается, что любое отображение познаваемого объекта неизбежно содержит в себе субъективные состояния [5, с. 36-37]. Эти состояния образуют своего рода контекст, в рамках которого человек осознаёт предметы и явления окружающего мира. Кроме того, на восприятие реальности влияет система устоявшихся категорий: «поскольку всему, что сделано, как объекту мышления дается форма категорий, невозможно узнать или описать предмет таким, какой он есть, вне категориального мышления» [14, с. 88]. В философском энциклопедическом словаре также прослеживается тенденция противопоставления субъективности и объективности. Так под субъективностью понимается «зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д.»; объективность, в свою очередь, означает «способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта» [15].

Анализ философских определений позволил сформулировать следующие положения: во-первых, субъективность и объективность как философские категории осознаются в рамках субъектно-объектных отношений; во-вторых, субъект, являясь активным действующим лицом, осознаёт объект как бы через призму собственной субъективной реальности, обусловленной различными прагматическими факторами (взглядами, интересами, предпочтениями, эмоциональными состояниями); в-третьих, наряду с прагматическими условиями восприятия отражение мира в значительной мере зависит от оформившейся в сознании индивида и языкового коллектива категориальной сетки.

В психологии существует мнение о том, что восприятие всегда субъективно: осознание че-

ловеком реальности во многом зависит от содержания индивидуального сознания [11, с. 36, 12, с. 416], социального контекста, личностных эмоционально-волевых и культурных предпосылок, знаковых систем и деятельности [2, с. 63], способностей, характера, психического и физического развития, уровня воспитания. Очевидно, что названные факторы имеют различную природу: с одной стороны, они связаны с индивидуальным социальным или психологическим (эмоциональным) опытом, то есть с апперцепцией, с другой -со способом обработки новой информации, усвоение которой базируется на имеющихся знаниях о рубриках бытия, то есть с категоризацией. Апперцепция и категоризация являются основными предпосылками субъективного восприятия человеком действительности.

Под апперцепцией в психологии понимается «зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей» [9]. Различают устойчивую и временную апперцепцию: в первом случае речь идёт об обусловленности восприятия постоянными особенностями личности (социальным статусом, взглядами и мировоззрением); во втором - о спонтанно возникающих эмоциональных состояниях, влияющих на восприятие и осознание реальности[9]. Категоризация, в свою очередь, определяется как «психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.» [9].

Предшествующий опыт образует исходную точку категоризации и восприятия. Как пишет психолог Дж. Брунер, «всякий раз, когда в результате какой-то операции воспринимаемый объект относится к некоторому подмножеству, налицо акт категоризации» [4, с. 14-15]. Психологи считают, что человек категоризует действительность с помощью имеющихся в сознании когнитивных регуляторов: «схем» [2, с. 73], категорий [17, с. 37]. Благодаря этим регуляторам человек упорядочивает разнородную информацию в единую систему, что обеспечивает необходимые условия для быстрого когнитивного поиска.

Анализ работ по психологии позволил сделать обобщение о том, что апперцепция и категоризация являются основными предпосылками субъективного восприятия действительности. С одной стороны, субъект познавательного действия, обладая врождёнными и приобретёнными характеристиками, особым образом интерпретирует информацию об окружающем его мире. С другой стороны, значимость для формирования индивидуального опыта имеют когнитивные структуры (категории), выполняющие функцию систематизации знаний. Категории унифицируют опыт и обеспечивают взаимодействие людей в рамках одного языкового коллектива.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Наиболее полное в языковом плане описание субъективность получила в рамках лингвистической прагматики: экскурс в историю становления категории субъективности предлагается в статье [13], грамматическая и лексическая специфика субъективности в рамках взаимодействия говорящего и слушающего в определённых коммуникативных условиях представлена в работах [1, 8]; стилистический аспект субъективности, влияющий на выбор языковых средств, рассмотрен в работе [10].

Основными факторами субъективности считаются: наличие автора, передающего свои мысли и чувства, свобода выбора лексических и грамматических средств, стилистическая направленность, ситуативная обусловленность, реализация коммуникативных намерений, личностные предпочтения [8, с. 36], психологическое состояние, отношение к собеседнику, степень искренности или лживости [8, с. 22-23].

Лингвистическое осмысление субъективности основывается на формах осознания говорящего в контексте общего содержания высказывания. Множество аспектов описания субъективности свидетельствует о том, что данная категория является фундаментальным свойством языка: относясь как к речемыслительной сфере, так и к коммуникативно-прагматической, субъективность пронизывает все языковые уровни, являясь определяющим фактором языковой личности в целом.

Материал и методы исследования

Материалом исследования являются языковые фрагменты, описывающие ситуацию ольфактор-ного восприятия. Проанализированные контексты в количестве 3000 единиц были отобраны из корпуса немецкого языка DWDS, включающего в себя примеры из художественной литературы, немецкоязычной прессы и интернет коммуникации.

Исследование характеризуется интегратив-ным характером, предполагающим совмещение различных лингвистических методов: фреймового, контекстуального и этимологического анализа. Фреймовый анализ применяется при описании форм специализации общих категорий, образующих структуру отражённой в сознании перцептивной ситуации. Контекстуальный анализ имеет место при установлении принадлежности лексических единиц к способам объективации категориального смысла на фоне всего высказывания. Глубинные смыслы, зафиксированные в глаголах познавательного действия, выявляются посредством этимологического анализа.

5 Результаты и дискуссия

с=

~ Отражённая в сознании ситуация ольфакторной

сэ перцепции представляет собой комплексную мыс-

^ лительную структуру, состоящую из набора обоб-

^ щённых смыслов (категорий, категориальных узлов,

категориальных координат). Индивидуальные предпосылки восприятия запаха, а также актуальные условия коммуникации влияют не только на способ отражения этих смыслов средствами языка, но и на их конфигурацию в языковом фрагменте. Проведённые ранее исследования [16]показали, что наиболее часто при объективации знаний о ситуации ольфакторного восприятия вербализуются следующие категориальные компоненты: субъект, объект, познавательное действие, ольфакторный признак, инструмент, пространство, время, результат, признак признака. Варьирование способов их представленности в проанализированном материале зависит от субъективности в аспектах апперцепции и категоризации.

Наиболее ярко субъективность проявляется при анализе средств объективации категориального узла «признак признака», предполагающе-гогедонистическое, нормативное и количественное оценивание.

Максимальная степень субъективности отмечается при гедонистическом оценивании запахов по шкале «хорошо - плохо», отражающей ориентацию субъекта восприятия на приятные и неприятные ощущения. В данном случае роль ориентира играют личные предпочтения индивида, а также воспоминания и пережитые ситуации. Многообразие лексических единиц, выражающих нейтральную и эмоциональную гедонистическую оценку, является показателем релевантности данного вида субъективного отношения человека к воспринимаемым объектам и отражает градуирован-ность в оценивании и категоризации ольфактор-ного признаках нейтральным показателям гедонистической шкалы относятся адъективы gut, positiv - schlecht, schlimm; angenehm - unangenehm, глаголы lieben, mögen, schätzen - hassen, nerven:

Аффективные синонимы к нейтральным средствам выражения гедонистической оценки выражают дополнительные смыслы. Так, например, субъективные ассоциации приятного запаха соотносятся с представлениями человека о роскоши и красоте (schön, prächtig, köstlich), нереальности (wunderbar, fabelhaft, fantastisch), превосходстве (hervorragend, einzigartig). Негативная экспрессивная оценка, ассоциируется, в свою очередь, с пережитым ранее чувством отвращения (abstoßend, ekelhaft) и даже страха (schrecklich, fürchterlich, grauenhaft).

Формирование нормативной оценки субъекта происходит на основе установления факта соответствия воспринимаемого запаха запаху объекта-стереотипа или уместности запаха в определённой типичной ситуации. Данный вид оценивания в большей степени, чем предыдущий, отражает субъективность, реализованную в формах влияния закреплённых в обществе норм и представлений на восприятие. Категоризация ольфакторного признака при нормативном оценивании предполагает бинарную оппозицию соответствия или несоответствия норме. Средствами выражения характерности и типичности являются лексические еди-

ницы charakteristisch, typisch; на уместность запаха в определённой ситуации согласно представлениям субъекта указывают прилагательные richtig -falsch, atypisch, ungewöhnlich, seltsam, extrem.

Количественная оценка также является распространённым способом выражения субъективности в рамках ситуации ольфакторной перцепции. Данный вид оценивания может относиться к количеству запахов (дискретное количество) или к интенсивности (недискретное количество).

Решающей субъективной предпосылкой восприятия является индивидуальный перцептивный опыт, категоризация которого предполагает множество вариантов выражения количественных различий при реализации узуальной градуальной, ситуативно-модальной и тотально-партитивной шкал.

Наибольшее распространение имеет узуальная градуальная шкала, отражающая количественные различия обонятельных ощущений относительно общепринятой или индивидуальной нормы:

Ein Mensch kann unendlich viele Gerüche wahrnehmen. Man kann sich das wie ein Alphabet vorstellen. Den Tatort umgibt ein modriger, strenger Geruch.

Ситуативно-модальная шкала отражает субъективные представления человека о дискретном или недискретном количестве запаха в определённых условиях:

Das Wasser kriegt man mit Frotteetüchern zum größten Teil aufgesaugt, es riecht nur etwas modrig.In der Welt des Räucherwerks gibt es zu wenige Düfte, die mit den Premium-Räucherstäbchen von Shoyeido konkurrieren können.

Тотально-партитивная шкала упорядочивает знания субъекта в соответствии с оппозицией «часть-целое»:

Ein Problem der Forscher hierbei ist vor allem, dass in unterschiedlichen Kulturen nicht alle Gerüche als unangenehm wahrgenommen werden.Nur selten riecht es etwas streng.

Анализ способов выражения субъективности при описании различных видов оценок показал обусловленность категоризации результатов восприятия ольфакторного признака апперцепцией. Проанализированные оценочные шкалы и их универсальность в вербализации перцептивных данных свидетельствует о наличии в сознании общественно значимых и индивидуальных норм и стереотипов.

Следующей значимой категориальной координатой ситуации ольфакторного восприятия является «познавательное действие». Наличие в немецком языке широкого спектра специальных глаголов свидетельствует о разнообразных, в том числе индивидуально применяемых человеком стратегиях обработки ольфакторной информации. Проанализированные с помощью этимологического анализа номинации, отражая логику категоризации познавательных действий человеком, образуют три группы.

В первую группу входят глаголы, номинирующие действия, в основе которых лежат стратегии

«инспирация» (einatmen, einsaugen, aufsaugen, inhalieren) и «восприятие» (riechen, beriechen).

Совмещение этих двух стратегий представлено в глаголах schnüffeln, erschnüffeln, beschnüffeln, schnuppern, beschnuppern, erschnuppern.

Названные стратегии являются составляющими обоняния как физиологического процесса и присущи поэтому человеку как познающему субъекту в целом.

Глаголы второй группы указывают на акт восприятия, предполагающий процесс осознания поступающих сенсорных импульсов. Стратегия «приобретение» представлена в словеwahrnehmen; стратегия «поиск» - в лексических единицах spüren, verspüren, aufspüren, fühlen.

Третью группу образуют глаголы, номинирующие различные ментальные операции, с помощью которых человек обрабатывает ольфакторную информацию. Личностные предпосылки обработки данных субъектом, связанные с порогом его чувствительности и способностью к распознаванию запахов, отражаются в наличии ряда стратегий: «отделение» (merken, bemerken), «упорядочивание» (registrieren), «фиксация» (feststellen), «установление схожести с эталоном» (identifizieren, erkennen).

Наибольшая степень субъективности реализуется при указании на стратегии «выявление ценности» (bewerten, einschätzen) и «суждение, мнение» (beurteilen).

Стратегии обработки перцептивной информации имеют отчасти врождённые, отчасти приобретённые характерные черты. Субъективность ольфакторного восприятия проявляется в «остроте нюха», способности распознать запах и идентифицировать его источник или причину, а также в определении его ценности на фоне имеющегося перцептивного и культурного опыта. На категоризацию описываемых в языке познавательных действий влияют используемые человеком когнитивные стратегии.

При вербализации категории «субъект» следует учестьпозицию автора: как лица, осуществляющего познавательное действие, и как стороннего наблюдателя, обладающего собственным фондом знаний.

В первом случае субъективность реализуется путём называния единичного или множественного действующего лица с помощью личных местоимений: Ich rieche an meinen Händen und staune .Во втором случае речь идёт об описании субъекта восприятия с позиций говорящего. Языковые построения могут содержать как местоименные номинации субъекта, указывающие на распределение коммуникативных ролей в речи, так и языковые единицы, содержащие в себе информацию о значимых характеристиках субъекта восприятия (его возрасте, профессиональной деятельности и т.д.):

Er riecht den Braten.Der Veterinär beriecht das Schwein.

Названные средства вербализации субъекта, отражая знания автора сообщения о действую-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

щем лице и относясь к сфере социального опыта (к апперцепции), образуют значимый пласт субъективных описаний, нацеленных на создание реалистичных языковых построений.

Субъективность при вербализации категориальной координаты «объект» обусловлена как апперцепцией, так и категоризацией. Человек описывает переживаемые им ситуации или хранящиеся в памяти воспоминания с помощью указания на известные ему объекты-носители запахов. Наиболее часто в качестве эталонной сферы для объективации перцептивного опыта используются наименования доступных в том или ином регионе растений, традиционно употребляемых в пищу и знакомых человеку продуктов и напитков.

Следует отметить также случаи создания автором языкового сообщения своеобразных «перцептивных картин», в которых отражаются индивидуальные ассоциации человека, обусловленные социальными и культурными предпосылками его жизнедеятельности: Heimat kann man sehen und fühlen. Und man kann sie riechen. Wenn die Erinnerung will. Dann duftet es plötzlich nach frischem gebackenem Brot, gemähtem Heu oder Kaugummi, nach Omas Haus und Vaters Jacke.

Проанализированные средства вербализации категориального узла «объект» преимущественно являются результатом упорядочивания коллективного опыта, отражающего распределение известных людям объектов на классы. Для описаниясоб-ственных впечатлений и воспоминаний человек использует комбинации различных объектов, создавая типичные или личностно значимые ольфак-торные образы.

При вербализации категориального узла «оль-факторный признак» субъективность проявляется в выборе субстантивной или глагольной номинации запаха. В данном случае речь идёт о специфике грамматического оформления высказывания, продиктованной языковыми привычками говорящего и коммуникативной ситуацией.

Апперцепция реализуется при выражении субъективного отношения человека к запаху, содержащегося в семантике самой лексемы. Наряду с нейтральными номинациями riechen, der Geruch в немецком языке имеются оценочные слова с семами «приятно» (duften, der Duft, das Aroma) или «неприятно» (stinken, der Gestank).

Категориальная координата «инструмент» согласно проанализированному материалу может иметь две основные формы проявления и осознаваться как цельная система обработки запаха, так и непосредственно орган обоняния (человеческий нос). Использование в речи существительных der Geruchsinn / das Geruchsystem свидетельствует о научной или научно-популярной направленно-^ сти текста; номинация die Nase, в свою очередь, с= встречается в текстах различных функциональных ~ стилей.

сэ Субъективность при объективации категориальной координаты «инструмент» проявляется z в выборе номинации, который зависит от степени

образованности коммуникантов с одной стороны, и сферы общения, с другой. Кроме того, как видно из примеров, личное отношение субъекта речи может проявляться в развёрнутых описаниях, содержащих информацию о физических характеристиках органа обоняния (его форме, размере, чувствительности и т.д.).

При объективации знаний о категориальном узле «пространство» отмечаются категориальные и апперцептивные субъективные факторы.

Апперцепция связана с пространственной ориентацией человека: с одной стороны, ситуация в которую попадает выполняющий познавательное действие субъект, накладывает рамки на оценивание расстояния его местонахождения как близкого или далёкого; с другой стороны, значимым для описания ситуации ольфакторной перцепции является индивидуальный выбор пространственного ориентира.

Индивидуальные принципы категоризации, в свою очередь, проявляются при указании на объект-источник запаха, называемый автором с различной степенью обобщения.

Значимыми апперцептивными субъективными предпосылками при вербализации категориального узла «время» являются: момент речи, относительно которого может быть локализована ситуация ольфакторной перцепции, выбор темпорального ориентира, а также репрезентация длительности восприятия.

Субъективность ощущений, связанная с моментом речи, выражается с помощью форм глагола, а также специальных темпоральных показателей, дополняющих высказывание.

В качестве темпоральных ориентиров, как правило, выступают конвенциональные единицы измерения; субъективное видение человеком ситуации обусловливает установление в качестве ориентиров пережитых или гипотетически возможных ситуаций.

Репрезентация длительности, являясь субъективным темпоральным показателем, как правило, имеет непредельные формы вербализаци-^stundenlang, lange, kurz, ständig, immer).

Данные языковые средства представляют собой результат индивидуального оценивания и сообщают скорее о субъективном отношении к описываемой ситуации, нежели о её реальной длительности.

Последней категориальной координатой, входящей в структуру отражённой в сознании ситуации ольфакторной перцепции, является «результат». При вербализации данного узла превалируют субъективные факторы, связанные с целями, мотивами, волеизъявлениями субъекта перцептивного действия. Результат целенаправленного восприятия, как правило, выражается с помощью инфинитивных конструкций, в которых содержится указание на преследуемую субъектом восприятия цель: Wir schnuppern an Lebensmitteln, um sie zu bestimmen.

Следует отметить, что апперцепция играет главную роль при выражении результатов познания ольфакторного признака средствами языка. Проанализированные фрагменты, по сути, являющиеся описаниями психологических и физиологических реакций субъекта на воспринимаемые запахи, показали значимость субъективных ощущений для вербализации знаний о рассматриваемом перцептивном канале.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Анализ теоретической литературы и собранного массива тематически схожих контекстов, описывающих ситуацию ольфакторного восприятия, позволяет сделать следующие выводы.

Субъективность, обусловленная прагматическими (апперцептивными) и когнитивными предпосылками жизнедеятельности человека, накладывает отпечаток на способ восприятия перцептивных характеристик объектов материального мира. Исходя с собственного социального и психологического опыта в опоре на закреплённые в языковом коллективе нормы, правила и способы категоризации, человек осмысливает реальность. Усвоенная человеком категориальная сетка выполняет роль своеобразной призмы, посредством которой в процессе унификации разнообразной информации структурируется опыт. Язык, являясь поверхностной структурой, особым образом отражает познавательные и процессы и факторы, которые на них влияют.

Вербализованная средствами языка ситуация ольфакторной перцепции содержит в себе значимые для структурирования сенсорных данных категориальные узлы (субъект, объект, познавательное действие, ольфакторный признак, инструмент, пространство, время, результат, признак признака). Способ объективации каждого из них в различной степени зависит от социальных, психологических и когнитивных предпосылок.

Наибольшая субъективность характерна для оценочной стороны процесса восприятия: при выражении знаний о запахе познаваемых объектов человек в соответствии с оценочными шкалами ориентируется как на принятые в обществе стереотипы, так и на индивидуальные нормы, обусловленные собственными знаниями и ощущениями. При осознании познавательных действий, осуществляемых субъектом, важна апперцепция, проявляющаяся в «остроте нюха», способности анализировать и идентифицировать запахи. Индивидуализированные знания человека о субъекте восприятия образуют знания о его социальной роли. При описании объекта познания человек исходит из знаний об окружающем мире: с помощью известных перцептивных образов он описывает как сам запах, так и идеальные объекты, часто характеризующиеся культурной или психологической значимостью. При выражении знаний об инструменте ольфакторного восприятия человек исходит из ситуации общения, вербализуя обыден-

ные или научные представления о системе или органе обоняния. Объективация представлений о пространстве и времени предполагает

установление места субъекта в пространственно-временном континууме. Исходя из своего положения относительно пространственных и темпоральных объектов, автор речи выбирает индивидуальные ориентиры, относительно которых описывает результаты перцепции. Значимость категоризации в значительной степени проявляется при описании соответствия запаха источающему его объекту-носителю, поскольку предполагает наличие предшествующего опыта взаимодействия с различными пахучими объектами. Субъективность при описании результата восприятия основывается на индивидуальных ощущениях и относится к сфере апперцепции: запах является мощным стимулом, способным воздействовать как на психическое, так и на физическое состояние человека.

Обобщая сказанное, следует отметить, что ситуация ольфакторного восприятия содержит в себе значительную долю субъективности, что проявляется в регулярных языковых формах отражения индивидуального перцептивного опыта, обусловленного апперцепцией и категоризацией. Анализ примеров показал, что часто эти аспекты сложно отделить друг от друга, поскольку способ осознания информации зависит от индивидуальных и коллективных принципов категоризации. Представленное решение заявленной проблемы отражает отдельные аспекты рассматриваемого явления субъективности, что открывает дальнейшие перспективы исследования.

Литература

1. Балли Ш. Язык и жизнь. М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 232с.

2. Барабанщиков: 2002 - Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.

3. Барабанщиков В.А. Субъект и объект восприятия // Эпистемология и философия науки. 2006. Т.7. № 1. С. 57-72.

4. Брунер: 1977 - Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

5. Дубровский: 2004 - Дубровский Д.И. Гносеология субъективной реальности: к постановке проблемы // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 2, № 2. С. 35-56.

6. Зелененко А. Гносеологическая сущность субъективного идеализма и его роль в истории философии // Христианское чтение. 1995. № 10. С. 73-80.

7. Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 112. с.

8. Краснова Т.И. Субъективность - Модальность (материалы активной грамматики). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 189 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

9. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.

10. Лябина, Копельник, Волостных: 2009 - Ляби-на О.Г., Копельник В.И., Волостных И.А. Влияние факторов, составляющих субъективность, на выбор лексико-стилистических предпочтений в речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. № 1 (3). C. 132-133.

11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Спб.: Питер, 2005. 480 с.

12. Рубинштейн: 2003 - Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Спб. 2003. 512 с.

13. Рыжова Л.П. Субъективность как ключевое понятие французской лингвистической прагматики // Когниция, коммуникация, дискурс. 2014. № 8. С. 103-119.

14. Тетенков Н.Б. Понятие «субъективность» в философии И. Канта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. № 8. 2019. С. 87-91.

15. Философия: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

16. Шнякина: 2015 - Шнякина Н.Ю. О вербализации событийных концептов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 283-28

17. Rosch: 1978 - Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1978. P. 27-48.

WAYS OF EXPRESSING SUBJECTIVITY IN A STATEMENT: ON THE EXAMPLE OF A VERBALIZED SITUATION OF OLFACTORY PERCEPTION

Shnjakina N. Ju., Lopatina M.V., Zhiljakova S.A.

Omsk State Pedagogical University

The article is devoted to the study of ways of expressing subjectivity in a statement. The declared topic is relevant, since it belongs to the field of research of cognitive linguistics in terms of studying the reflection of perceptual experience by means of language. The unit of analysis is a language fragment that describes the situation of olfactory (olfactory) perception. The paper describes the features of the linguistic embodiment of the "traces" of subjectivity in the verbalization of the main components of the perceptual situation. Apperception and categorization are considered as the main prerequisites of subjectivity. The theoretical significance of the study is to clarify

the understanding of the subjective and objective principles in the situation of perception. Of practical value are the methodological principles of the analysis, the results of which can be used in the disciplines of cognitive-semantic orientation. Based on the study of thematically similar statements of the German language about the situation of olfactory perception, a conclusion is made about the mutual influence of personal-pragmatic and cognitive prerequisites on the ways of understanding the categorical coordinates described in the article.

Keywords: cognitive, subjectivity, perception, apperception, categorization, olfactory perception.

References

1. Bally Sh. Language and life. M.: Editorial URSS, 2003. - 232p.

2. Drummers: 2002 - Drummers V.A. Perception and event. St. Petersburg: Aleteyya, 2002. 512 p.

3. Drummers V.A. Subject and object of perception // Epistemolo-gy and Philosophy of Science. 2006. V. 7. No. 1. S. 57-72.

4. Bruner: 1977 - Bruner J. Psychology of knowledge. Beyond immediate information. M.: Progress, 1977. 413 p.

5. Dubrovsky: 2004 - Dubrovsky D.I. Epistemology of subjective reality: to the formulation of the problem // Epistemology and Philosophy of Science. 2004. V.2, No. 2. S. 35-56.

6. Zelenenko A. Epistemological essence of subjective idealism and its role in the history of philosophy // Christian reading. 1995. No. 10. S. 73-80.

7. Kolesnikov A.S., Stavtsev S.N. Forms of subjectivity in the philosophical culture of the XX century. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2000. 112. p.

8. Krasnova T.I. Subjectivity - Modality (materials of active grammar). St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University of Economics, 2002. - 189 p.

9. Brief psychological dictionary. Rostov-on-Don: PHOENIX. L.A. Karpenko, A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. 1998.

10. Lyabina, Kopelnik, Volostnykh: 2009 - Lyabina O.G., Kopel-nik V.I., Volostnykh I.A. Influence of factors constituting subjectivity on the choice of lexical and stylistic preferences in speech // Philological Sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2009. No. 1 (3). C. 132-133.

11. Petrenko V.F. Fundamentals of psychosemantics. SPb.: Piter, 2005. 480 p.

12. Rubinstein: 2003 - Rubinstein S.L. Being and consciousness. Man and the world. SPb. 2003. 512 p.

13. Ryzhova L.P. Subjectivity as a key concept of French linguistic pragmatics // Cognition, communication, discourse. 2014. No. 8. P. 103-119.

14. Tetenkov N.B. The concept of "subjectivity" in the philosophy of I. Kant // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. No. 8. 2019. S. 87-91.

15. Philosophy: Encyclopedic Dictionary. - M.: Gardariki. Edited by A.A. Ivin. 2004.

16. Shnyakina: 2015 - ShnyakinaN.Yu. On the verbalization of event concepts // Historical and socio-educational thought. 2015. V. 7. No. 5-2. pp. 283-28

17. Rosch: 1978 - Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1978. pp. 27-48.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.