Научная статья на тему 'Способы воплощения концепции личности писателя в литературном портрете «А. П. Чехов» Н. Д. Телешова'

Способы воплощения концепции личности писателя в литературном портрете «А. П. Чехов» Н. Д. Телешова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
885
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / ЖАНР / КРИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / LITERARY PORTRAIT / GENRE / CRITICISM / THE CONCEPTION OF PERSONALITY / CRITICAL METHOD / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Айкашева Ольга Анатольевна

Статья посвящена исследованию способов и особенностей воплощения личности портретируемого писателя в литературном портрете «А.П.Чехов» Н.Д. Телешова. Речь также идет о жанровом своеобразии литературного портрета в творчестве известного, но малоизученного писателя, критика, публициста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Realization of Conception of Writers Personality in the Literary Portrait «A.P. Chekhov» written by N.D. Teleshov

The article is devoted to the research of ways and features of realization of personality of portrayed writer in the literary portrait«A.P. Chekhov» written by N.D. Teleshov. It also describes the genre originality of literary portrait in the works of famous, but insufficiently studied writer, critic and publicist.

Текст научной работы на тему «Способы воплощения концепции личности писателя в литературном портрете «А. П. Чехов» Н. Д. Телешова»

от его родного дома, затем - извержение Везувия и кораблекрушение, в результате которого они оказались на маленьком необитаемом острове (совсем как у Д. Дефо в романе «Робинзон Крузо»). Риза вспомнила об этой истории и о счастливом их спасении, о том удивлении, когда в своих спасителях они узнали Женю и ее родителей.

История завершилась благополучно: отец Жени решил помочь Марко, дал ему денег, чтобы тот смог добраться до родителей. «Нас так необычайно свела с тобою судьба, - сказал он, -и я не хочу расстаться с тобой, не оказав тебе помощи... Не благодари меня, все люди - братья и должны делиться между собою всем, что имеют. Будь здоров, трудись и пусть покровительствует тебе судьба!» [2, л. 15]. В благородном поступке взрослого - не только яркий пример сочувственного отношения автора к бедным детям, вынужденным зарабатывать кусок хлеба тяжелым трудом, но и выражен протест против современной действительности. В структуре «Записок» последовательно претворяется драматизация повествования.

Основным лейтмотивом рассказов является мечта героев о счастливой жизни. Осуждение М. Чеховым эксплуатации детского труда, невыносимых условий, в которых вынуждены жить дети не только в России, но и в других странах, ставит его в один ряд с писателями-восьмидесятниками, разрабатывавшими удиви-

тельно глубокие психологические и социально значимые темы.

Таким образом, рассказы М. Чехова тематически можно объединить в единый цикл «записок», довольно простых по композиции и по языковым средствам художественной изобразительности. Тем не менее они насыщены глубоким внутренним содержанием, что, на наш взгляд, является достоинством таланта писателя. Заставляя своих героев «взрослеть», заглянуть «внутрь себя», «задуматься о смысле жизни», М. Чехов оригинально устраняет условную грань между человеческим и животным мирами. Такой прием позволил автору по-новому раскрыть нравственно-психологический подтекст, философско-этический смысл и художественную значимость рассказов-»записок», связанных между собой общностью лирического тона, придающего им характер внутреннего единства.

М. Чехов как писатель и педагог внес определенный вклад в развитие детской литературы конца Х1Х - начала ХХ в., что дает нам достаточно оснований говорить о нем как о художни-ке-реалисте и патриоте, гражданине своей страны. Важно отметить гуманизм М. Чехова, особенно ярко проявившийся в рассказах именно в тот период, когда в литературе обострился «детский вопрос», ставший, по словам критика-современника А.К. Шеллер-Михайлова, «одним из жгучих вопросов дня» [4, с. 327].

Литература

1. Сокольников М. Михаил Павлович Чехов - беллетрист // Чехов М.П. Свирель. Повести, рассказы, очерки. - М.: Московский рабочий, 1969.

2. РГАЛИ. Ф. 2540. Оп. 1. Ед. хр. 424. 62 л.

3. Машинский С. С.Т. Аксаков. - М.: Худож. лит., 1973.

4. Шеллер-Михайлов А.К. Наши дети. - СПб., 1881.

Новикова Альбина Алексеевна, профессор кафедры истории литературы и мировой культуры Уссурийского государственного педагогического института, кандидат филологических наук.

Novikova Albina Alexeevna, professor of department of history of literature and world culture, Ussuriisk State Pedagogical Institute, candidate of philological sciences.

Тел.: (4234) 381879, +79242488532; е-mail: [email protected]

УДК 82.09

О.А. Айкашева Способы воплощения концепции личности писателя в литературном портрете «А.П. Чехов» Н.Д. Телешова

Статья посвящена исследованию способов и особенностей воплощения личности портретируемого писателя в литературном портрете «А.П.Чехов» Н. Д. Телешова. Речь также идет о жанровом своеобразии литературного портрета в творчестве известного, но малоизученного писателя, критика, публициста.

Ключевые слова: литературный портрет, жанр, критика, концепция личности, критический метод, субъективность.

O.A. Aikasheva

Ways of Realization of Conception of Writer’s Personality in the Literary Portrait «A.P. Chekhov» written by N.D. Teleshov

The article is devoted to the research of ways and features of realization of personality of portrayed writer in the literary portrait«A.P. Chekhov» written by N.D. Teleshov. It also describes the genre originality of literary portrait in the works of famous, but insufficiently studied writer, critic and publicist.

Keywords: literary portrait, genre, criticism, the conception of personality, critical method, subjectivity.

В наши дни все большую ценность приобретают свидетельства современников рубежа XIX-ХХ вв. о наиболее заметных представителях русской культуры. Одну из первостепенных ролей в этом играют литературные портреты выдающихся художников слова - В.Г. Короленко, Н.Д. Телешова, Ю.И. Айхенвальда, М. Горького, К.И. Чуковского и других деятелей, которые нередко являлись как объектами портретирова-ния, так и создателями жанра портрета. Убедительным представляется утверждение исследователя Д. Касьяновой о том, что «процессы, происходившие в культуре России конца XIX -начала XX в., обусловили тот факт, что жанр литературного портрета (как и многие другие литературные формы) в этот период переживает особый расцвет. Так, в частности, сближение литературы с живописью, музыкой, другими видами искусства оказало значительное типоформирующее влияние на него» [1].

Обращение к истории литературного портрета рубежа Х1Х-ХХ вв. показывает, что он, как правило, представляет собой синтетическую форму, включающую в себя признаки таких родственных литературно-критических жанров, как очерк, эссе, мемуары. Вместе с тем, обладая свойством жанровой «пограничности», литературный портрет того времени является самостоятельным образованием. В основе его жанровой дефиниции лежит стремление критика максимально полно воссоздать образ портретируемого художника. При этом речь идет, прежде всего, о создании внутреннего мира героя портрета, психологизме его изображения. Размышляя об особенностях данного жанра, Л.П. Гроссман верно отмечает его «живой, красочный, экспрессивный критический вид, схватывающий в писательской индивидуальности самые выразительные черты творческого облика и запечатлевающий их в той тонко организованной системе, которая раскрывает нам в синтетической зарисовке весь характер оригинала» [2, с. 76]. Действительно, критик, создавая образ портретируемого, выбирает из всей массы лич-

ных впечатлений, воспоминаний и свидетельств современников только те, которые, на его взгляд, являются обусловливающими своеобразие личности изображаемого героя. Так создается специфика представления образа художника в литературном портрете.

Представляется, что образ и характер литературного портрета есть важнейшие компоненты такого многопланового понятия, как концепция личности портретируемого. Само это понятие применительно к жанрологии портрета является одним из основополагающих, поскольку именно концепция личности обусловливает, на наш взгляд, принципиальное различие всех когда-либо написанных литературных портретов и, следовательно, является доминантой жанра. Например, оценки личности А.П. Чехова его современниками являлись не только различными, но порой даже противоречащими друг другу. К.И. Чуковскому Чехов представлялся великаном «с мускулатурой гиганта» и с «жадностью нестерпимого голода» [3, с. 212]; Е.А. Соловье-ву-Андреевичу он виделся изобразителем «обреченного поколения», существующего на фоне «грозной» картины действительности [4, с. 202]; для Б.К. Зайцева Чехов был «человеком раннего развития и усиленного сгорания» [5, с. 381]. Концепция личности портретируемого, таким образом, обусловливается рядом факторов, среди которых выделяются эстетические взгляды создателя портрета, его субъективное отношение к герою портрета и критический метод портретиста.

В настоящей статье на материале литературного портрета «А.П. Чехов», созданного известным, однако малоизученным писателем, талантливым критиком и публицистом Николаем Дмитриевичем Телешовым (1867-1957), рассмотрим важнейшие составляющие концепции личности портретируемого, сформировавшиеся в русской литературной критике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Также интерес для нас представляет вопрос о способах воплощения концепции личности А.П. Чехова, определяющей своеобразие

данного литературного портрета.

Литературный портрет «А.П. Чехов» входит в «книгу воспоминаний и рассказов» Н.Д. Телешова «Записки писателя» (1943). Ее содержание составили наблюдения и впечатления писателя о литературной и общественной жизни России рубежа Х1Х-ХХ вв. Несмотря на богатство представленного в ней фактического материала, тонкость и остроту замечаний, живость и яркость языка автора, книга, к сожалению, не стала заметным явлением. Думается, что главной причиной тому явилось время - она вышла в свет в разгар Великой Отечественной войны, когда в обществе и в литературе были востребованы иные темы, герои и жанры. Однако впоследствии «Записки писателя» были переизданы и нашли отклик у читателей. Современный исследователь не может не заметить и не оценить значимости вклада Телешова в осмысление литературно-критического наследия Серебряного века. На наш взгляд, портреты современников, созданные писателем, представляют сегодня значительный интерес, особенно с точки зрения воплощенной в них оригинальной концепции личности портретируемых.

В основе трехчастной композиции книги [6] лежит тематический принцип: вначале в ней представлены очерки Телешова о собраниях кружка реалистов «Среда», затем собственно литературные портреты А.П. Чехова, М. Горького, Л. Андреева, других писателей и деятелей культуры, а также малоизвестных, но затронувших душу писателя современников (портного Белоусова, профессора Грузинского). Завершаются «Записки писателя» заметками о театральной жизни Москвы. Структура литературного портрета «А.П. Чехов» выстраивается согласно биографическому принципу: повествование начинается с воспоминания о знакомстве и общении критика с писателем, затем следует описание смерти Чехова, его перезахоронения и, наконец, дается оценка его роли в истории русской литературы.

Обращение Телешова к личности Чехова было далеко не случайным. Прежде всего, Телешов лично знал Чехова, их знакомство состоялось в 1888 г., впоследствии писатели неоднократно встречались, обменивались письмами. Кроме того, известно, что Телешов считал Чехова своим учителем в литературе. Также свою роль в написании портрета сыграло то, что для поколения Телешова Чехов был крупнейшим русским писателем, соединившим в своем творчестве два века русской литературы. С Чеховым Телешова роднили взгляды на жизнь, настоящее и буду-

щее России, писательская манера, предпочтение «малой формы». Становление творческой деятельности писателей пришлось на одно время -80-е гг. Х1Х в.

Уже первые рассказы и очерки Телешова были написаны в русле гуманистических традиций русской реалистической прозы. Начав свой путь в литературе с зарисовок с натуры, Телешов к концу Х1Х в. был уже признанным автором рассказов и очерков, имя которого часто встречалось в литературных журналах того времени. А в 1899 г. он стал организатором знаменитых те-лешовских «Сред», сыгравших в литературнообщественной жизни Москвы огромную роль. Достаточно сказать, что среди постоянных гостей «Среды» были известные писатели и художники С.Г. Скиталец, Л. Андреев, А.С. Серафимович, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Н. Златовратский, М. Горький, В.М. Васнецов, И.И. Левитан. Всех их объединяли дух демократизма, любовь к своему народу, его культуре. Можно утверждать, что основы концепции личности художника у Телешова были заложены именно под влиянием встреч и бесед со многими участниками «Сред», среди которых особое место занимал А. П. Чехов.

Так, в литературном портрете «А.П. Чехов» Телешов создает свою концепцию личности портретируемого, в основе которой лежит восприятие Чехова как идеального человека. Важнейшим способом создания оригинальной концепции личности Чехова у Телешова являются, прежде всего, положительные по своей эмоциональной окраске портретные характеристики. Это и «улыбающиеся глаза» [6, с. 77], и «ласковое внимание к писателям более молодым, чем он сам» [6, с. 81], и определение героя как «безусловно милого, очень скромного, сдержанного, даже строгого к самому себе» [6, с. 82]. В созданной автором портретной характеристике отсутствуют намеки на какие-либо недостатки чеховской личности или его творчества. Напротив, в создании облика Чехова Телешов опирается на представление об идеальном человеке: перед читателем предстает образ красивого, талантливого и вместе с тем скромного, добродушного человека. Подобную ситуацию можно объяснить, на наш взгляд, именно восприятием Телешовым Чехова как исключительно положительной во всех отношениях личности, как своего друга и наставника в творчестве, а также высокой степенью субъективности, характерной для литературного портрета как критического жанра в целом.

Следуя известному утверждению писателя о

том, что «в человеке все должно быть прекрасно», критик в своей работе особое внимание акцентировал на описании внешности и манеры поведения Чехова. Он так «рисует» портрет героя: «. высокий молодой человек с красивым лицом, с русой бородкой и ясными, немного смешливыми глазами, будто улыбающимися» [6, с. 76]. В этой достаточно объективной характеристике, содержащей перечень общеизвестных черт статического портрета Чехова, мы усматриваем также проявление субъективного видения внутреннего мира портретируемого. На это, в частности, указывают эпитеты «красивым», «ясными», «смешливыми», «улыбающимися», содержащие оценку Чехова как человека, обладающего приятной наружностью и внутренней красотой. Телешову, таким образом, было важно удостоверить соответствие внешнего и внутреннего облика портретируемого писателя для достижения сходства «воссоздаваемого образа оригиналу, живой натуре» [7, с. 12]. Ведь «именно в целостном изображении индивидуальности человека, неповторимости его “лица”, мышлении, которые проявляются как в его характере, манере поведения, языке, так и в его биографии, творческой деятельности, в разнообразных приметах индивидуального бытия, отражающих духовный мир воссоздаваемой личности, раскрывается эстетическая сущность жанра литературного портрета» [7, с. 12]. Заметим, что такое восприятие личности Чехова в портрете, созданном Телешовым, обнаруживает типологическую общность с воссозданием внутреннего облика Чехова у В.Г. Короленко, который, как и Телешов, акцентирует внимание на глазах портретируемого: они - «лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью» [8, с. 73]. Используемые в описании глаз писателя эпитеты «улыбающиеся», «смешливые» - у Телешова и «лучистые, глубокие» - у Короленко, отражают в целом положительное восприятие критиками автора «Вишневого сада». И это неслучайно: В.Г. Короленко и Н.Д. Телешов не только работали в одном и том же жанре литературного портрета, но оба принадлежали к одному - реалистическому - направлению в литературе и демократическому - в критике.

Дальнейшее размышление Телешова о Чехове также строится на воссоздании его светлого, «смеющегося» облика как идеального человека. Рисуя портрет Чехова, критик неоднократно подчеркивает простоту и непосредственное личное обаяние его натуры. Под пером Телешова Чехов предстает писателем, умеющим даже в

самых обыденных ситуациях находить сюжеты для своих будущих рассказов. Так, вспоминая о первой встрече с Чеховым, Телешов цитирует его слова о материале для творчества: «Да всё -сюжет, везде сюжет <.> надо все-таки увидать и в луне что-нибудь “своё”«[6, с. 78], и рассуждает об умении Чехова пристально вглядываться в жизнь, наблюдать. По словам Телешова, этому драматург учил молодых писателей, «с ласковым вниманием» [6, с. 81] следя за их успехами в литературе. С чувством бесконечной благодарности он вспоминает о той роли, которую Чехов сыграл в его жизни, посоветовав ему не сидеть «в четырех стенах и вытягивать из себя свои произведения», а поехать куда-нибудь далеко, «верст за тысячу, за две, за три» [6, с. 79]. Как известно, Телешов так и поступил, отправившись в путешествие по Западной Сибири, после которого опубликовал несколько сибирских рассказов. В данном случае портретист выступает в своем произведении в роли действующего лица, и поэтому мы можем говорить о присутствии в литературном портрете автобиографической темы. Таким образом, литературный портрет приобретает черты «автопортрет-ности» (термин В. С. Барахова). В отборе и характеристике черт героя портрета, в выделении наиболее важных примет в создаваемом образе ярко проявляется личность самого Телешова, его умение «вглядываться» во внутренний мир хорошо знакомого и духовно близкого ему человека.

Усилению положительного восприятия портрета Чехова способствует также изображение его в динамике. Телешов неоднократно отмечает мельчайшие изменения в поведении портретируемого писателя: мы имеем возможность наблюдать, как Чехов улыбался [6, с. 76], «хмурился» [6, с. 81], «трясся от хохота» [6, с. 81], как под влиянием тяжелой болезни «был худ, изнурен и неузнаваем», со «своими ласковыми, но уже не улыбающимися глазами» [6, с. 91]. Воссоздание критиком полнокровного облика Чехова имело целью показать его не только как великого писателя, но как обычного человека. Благодаря этому Чехов предстает в сознании читателя реальным, живым человеком - к созданию такого образа писателя и стремился Телешов.

Важное место в создании концепции личности Чехова как идеального человека и писателя принадлежит изобразительному и выразительному началам в образе портретируемого, сквозь призму которых обозначается субъективная окраска размышления. В очерке, написанном Телешовым, мы наблюдаем гармоничное сочетание этих двух важнейших аспектов жанрово-

стилевого своеобразия литературного портрета. В отличие от критика-импрессиониста, создающего концепцию личности портретируемого на основе собственной интуиции и принципов «вчувствования» в творчество, критик-демократ Телешов связывает свою концепцию с установлением степени социальной значимости личности и творчества Чехова. Поэтому не случайно на страницах портрета мы встречаемся с утверждением критика о том, что Чехов предчувствовал будущую революцию: «Поверьте, через несколько лет, и скоро, у нас не будет самодержавия, вот увидите» [6, с. 80]. Автор даже усмотрел в чеховской пьесе «Три сестры» предсказание будущих перемен: «Пришло время . готовится здоровая сильная буря, которая . уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку» [6, с. 80]. По всей видимости, Телешов стремился к изображению Чехова не только как своего учителя, единомышленника, но и как общественно значительной в социальных вопросах того времени фигуре.

Синтез изобразительного и выразительного начала в портрете Телешова, обусловливается, по нашему мнению, его художественным (реалистическим) методом. Безусловно, художественное творчество и метод Телешова не могли не оказать влияния на его критическую деятельность. Подобное совмещение художественного и критического начал в методе портретиста, генетически восходя к особенностям писательской критики, не только сообщает критическому произведению подчеркнуто оценочный характер, вообще свойственный критике, но, что особенно важно, обогащает высокой степенью субъективности. По мнению В.И. Баранова, сущность писательской критики состоит в том, что она «не всегда подкрепляется стройной системой доказательств, здесь большую роль играет акт доверия читателя к авторитету художника, его опыту, жизненной позиции, в ней иная степень и природа субъективности» [9, с. 43].

Действительно, субъективный характер писательской критики является одним из факторов, определяющих своеобразие концепции личности портретируемого. Писатель-критик, как правило, не свободен от недооценки или, напротив, переоценки каких-либо явлений, фактов, а его работы бывают не лишены отдельных исторических и литературных неточностей. Однако каждое его суждение имеет ярко выраженный субъективный характер. В случае с литературным портретом Телешова можно говорить именно о таком характере восприятия образа Чехова кри-

тиком. Справедливым представляется в связи с этим замечание В.И. Баранова: «Здесь ... сильнее выражено стремление сделать свое мнение всеобщим благодаря не столько субъективности, сколько той высокой объективности, к которой стремится критик и которая . предполагает творчески личностную субъективность как условие достижения истины» [9, с. 43]. На наш взгляд, ученый верно осмыслил типологическую общность писательской критики и художественного метода, в основе которой лежит присущая им субъективная природа. При этом портретист претендует на создание объективного облика портретируемого, однако эта объективность не может быть абсолютно объективной, т.к. образность и художественность отражают авторскую, субъективную оценку личности, оказавшейся в центре литературного портрета: «Писательское восприятие имеет целостно-непосредственный характер, оно . передает очарование первого, свежего впечатления от прочитанных, увиденных, услышанных произведений» [9, с. 43]. Именно через субъективность каждого отдельного критика и вырисовывается, по нашему мнению, уникальная, неповторимая и всегда новая концепция личности портретируемого писателя. Во многом благодаря этому, концептуальное восприятие личности Чехова в портрете Телешова обретает оригинальность и самобытность.

Важным способом воплощения объективного начала в концепции личности портретируемого у Телешова являются воспоминания о писателе. При этом критик показал в характере портретируемого как хорошо известные, привычные особенности, так и «неожиданное, оригинальное, свежее» [10, с. 47]. Подтверждение этому мы находим на тех страницах очерка, где Телешов, представляя Чехова человеком стеснительным, рассказал о том, как уже тяжелобольной писатель никогда не запрещал посетителям курить в его комнате, а, между тем, врачи, опасаясь за его легкие, настойчиво рекомендовали ему строгое соблюдение режима. Другим примером, демонстрирующим Чехова как человека слова и чести, в воспоминаниях критика стала ситуация, связанная с невыгодно заключенным для писателя договором с издателем журнала «Нива» А.Ф. Марксом. Друзья писателя адресовали Марксу письмо, в котором просили его расторгнуть контракт с Чеховым. Однако письмо, как пишет Телешов, так и осталось неотправленным, поскольку Чехов, узнав о нем, наложил запрет на его отправку, аргументируя отказ «неудобством», а также собственной глупостью, за которую, по его словам, «Маркс не ответчик» [6, с. 88].

Усилению объективного представления личности писателя служит также цитирование. В частности, стремясь придать облику Чехова большую достоверность, Телешов приводит свидетельства современников о нем («Это был обаятельный человек», - так отзывался о Чехове Л.Н. Толстой [6, с. 82]), полностью цитирует письмо, адресованное А.Ф. Марксу. Таким образом, воспоминания и цитаты не только являются элементами «сюжета» литературного портрета, но сообщают ему документальную точность, придающую концепции личности портретируемого объективный характер.

В целом восприятие личности Чехова, представленное Телешовым в очерке, созвучно по положительной эмоциональной окраске литературным портретам писателя, созданным в более раннее время критиками-современниками (в частности, В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальдом). Однако в отличие от них автор «Записок писателя» фиксировал иные аспекты личности Чехова, которые позволили ему акцентировать роль писателя в своей литературной судьбе, а также установить его историко-культурную и социальную значимость.

Все факторы и способы, обусловливающие своеобразие презентации Телешовым личности и характера Чехова, позволяют нам приблизить-

ся к концептуальному ядру критика. Центр концепции личности портретируемого писателя мы усматриваем в заключительных строках литературного портрета Телешова. Если В.Г. Короленко в финале своего очерка «О Чехове» ставил его в один ряд с такими писателями, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский (этими именами, по мнению Короленко, «почти исчерпывается ряд выдающихся русских писателей с сильно выраженным юмористическим темпераментом» [8, с. 82]), то Телешов, повторяя слова Л.Н. Толстого о том, что «Чехов - это Пушкин в прозе!» [6, с. 94], поднял автора Чехова на пьедестал рядом с А.С. Пушкиным и Л.Н. Толстым. Таким образом, наряду с известной близостью суждений Телешова и его современ-ников-критиков о творчестве Чехова, он высказал свое, оригинальное суждение, обусловленное, прежде всего, той ролью, которую Чехов сыграл в его творческой судьбе.

Итак, очевидно, что в основе концепции личности портретируемого, принадлежащей автору литературного портрета «А.П. Чехов», лежит его представление о Чехове как идеальном человеке и писателе. При этом своеобразие установки Телешова определяется синтезом субъективной оценки и объективной презентации личности и творчества портретируемого.

Литература

1. Касьянова Д. Литературные портреты писателей Серебряного века. -URL: www.relga.sfedu.ru/n44/cult44.htm

2. Гроссман Л.П. Жанры художественной критики // Искусство. - 1925. - № 2.

3. Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. - М., 1962.

4. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. - М., 2002.

5. Зайцев Б.К. Чехов // Зайцев Б.К. Далекое. - М., 1991.

6. Телешов Н.Д. Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. - М., 1956.

7. Барахов В.С. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). - Л., 1985.

8. Короленко В.Г. А.П. Чехов // Собр. соч.: в 5 т. - М., 1953. - Т. 5.

9. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. - М., 1982.

10. Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров. - Хабаровск, 2008.

Айкашева Ольга Анатольевна, аспирант кафедры русской литературы Бурятского государственного университета. Aikasheva OlgaAnatolyevna, postgraduate student, department of Russian literature, Buryat State University.

Tel: +79246570205; e-mail: [email protected]

УДК 821.161.1

Т.В. Хорошивпна Ритм как фактор циклообразования в лирических книгах М.А. Волошина

Рассмотрены проблемы ритмической организации лирических книг М.А. Волошина, специфика художественной целостности циклических структур.

Ключевые слова: художественная целостность, ритм, лирическая книга, лирический цикл, циклизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.