Научная статья на тему 'Способы вербализации в языке фольклорных произведений адыгов древнего культа дерева'

Способы вербализации в языке фольклорных произведений адыгов древнего культа дерева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ ДЕРЕВА / СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО / НАРТСКИЙ ЭПОС / ФОЛЬКЛОР / ФОРМУЛЫ / ФРАЗЫ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / CULT OF TREE / SACRED TREE / NART EPIC / FOLKLORE / FORMULAS / PHRASES / STYLISTIC FIGURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анчек Сурет Хазретовна

Рассматривается древний культ дерева у адыгов с целью выявления различных способов его вербализации в языке фольклорных произведений и показа на данной форме почитания мировоззрения адыгов на разных этапах развития. Выявляются различные языковые единицы (формулы, фразы, стилистические фигуры), используемые для репрезентации функций дерева в языке фольклорных произведений. Определяется, что разные поэтические и прозаические произведения и детский фольклор посвящены дереву, в связи с чем предметом нашего исследования стало произведение «Песнь о дереве». Делается вывод, что адыги с раннего детства прививают бережное отношение к окружающей природе через фольклорные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF VERBALIZATION OF ANCIENT CULT OF THE TREE IN THE LANGUAGE OF THE ADYGHES’ FOLKLORE

The article considers the ancient cult of a tree among the Adyghes to identify different ways of its verbalization in the language of folklore and to show the worship of the Adyghes’ worldview in different stages of development. The author identifies the various language units (formulas, phrases, and stylistic figures) used for the representation of functions of the tree in the language of folklore. It is determined that different poetic and prose works and children’s folklore are devoted to the tree, therefore the subject of the study is the work “The Song of the Tree”. It is concluded that the Adyghes from early childhood instill respect for the natural environment through folklore.

Текст научной работы на тему «Способы вербализации в языке фольклорных произведений адыгов древнего культа дерева»

Анчек Сурет Хазретовна

СПОСОБЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ В ЯЗЫКЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АДЫГОВ ДРЕВНЕГО

КУЛЬТА ДЕРЕВА

Рассматривается древний культ дерева у адыгов с целью выявления различных способов его вербализации в языке фольклорных произведений и показа на данной форме почитания мировоззрения адыгов на разных этапах развития. Выявляются различные языковые единицы (формулы, фразы, стилистические фигуры), используемые для репрезентации функций дерева в языке фольклорных произведений. Определяется, что разные поэтические и прозаические произведения и детский фольклор посвящены дереву, в связи с чем предметом нашего исследования стало произведение "Песнь о дереве". Делается вывод, что адыги с раннего детства прививают бережное отношение к окружающей природе через фольклорные произведения.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/3-3/13.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 3. C. 48-50. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

48

^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3

10.02.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 811.352.3

Рассматривается древний культ дерева у адыгов с целью выявления различных способов его вербализации в языке фольклорных произведений и показа на данной форме почитания мировоззрения адыгов на разных этапах развития. Выявляются различные языковые единицы (формулы, фразы, стилистические фигуры), используемые для репрезентации функций дерева в языке фольклорных произведений. Определяется, что разные поэтические и прозаические произведения и детский фольклор посвящены дереву, в связи с чем предметом нашего исследования стало произведение «Песнь о дереве». Делается вывод, что адыги с раннего детства прививают бережное отношение к окружающей природе через фольклорные произведения.

Ключевые слова и фразы: культ дерева; священное дерево; нартский эпос; фольклор; формулы; фразы; стилистические фигуры.

Анчек Сурет Хазретовна, к. филол. н.

Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований имени Т. М. Керашева, г. Майкоп ап^ект^@;таи. ги

СПОСОБЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ В ЯЗЫКЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АДЫГОВ ДРЕВНЕГО КУЛЬТА ДЕРЕВА

Произведения фольклора являются ярким свидетельством того, что в сознании адыгов сформировалась целая система представлений, актуализирующих функциональную значимость дерева, которое наделено человеческими и сверхчеловеческими, магическими качествами. Еще в свое время Шильтбергер, Евелия Челеби, Витсен и другие античные путешественники свидетельствовали о том, что у адыгов существовал культ священного дерева, леса. А. С. Куек отмечает, что и сегодня «этот культ практически в неизменном виде сохранился у адыгов, особенно у шапсугов Причерноморского побережья» [3, с. 165]. В связи с этим рассмотрение способов вербализации данного действия в языке фольклорных произведений является своевременным.

В нартском эпосе встречается «золотое дерево», актуализирующее представления нартов о жизни, о продолжении их рода, обеспечивающее им здоровье, молодость и красоту. М. А. Кумахов и З. Ю. Кумахова считают очевидной «соотнесенность золотого дерева нартов с универсальным мифопоэтическим древом жизни» [4, с. 47]. М. И. Мижаев относит мировое дерево к универсальным мифологемам и считает, что оно «выступает как "растительная" модель мира, в которой отражены основные элементы мироустройства, выражающие структуру мироздания, совершенство движения от хаоса к космосу, к упорядочению мира» [6, с. 67].

В произведениях нартского эпоса для репрезентации чудесных качеств дерева используются языковые формулы: шэн-сэн гъэш1эгъон хэлъыгъ [7, с. 86]. / «обладал волшебными качествами»; шэн-сэн зэмыл1эужыгъохэр хэлъыгъэх [Там же, с. 89]. / «обладал разными волшебными качествами»; къызэрык1оу щытыгъэп [Там же, с. 86]. / «было не простое». (Здесь и далее перевод автора статьи - С. А.)

Функции, выполняемые чудесным деревом, нашли свое вербальное выражение в следующих фразах: мафэ къэс зы мы1эрысэ къыпык1этыгъ [Там же]. / «каждый день давала по одному яблоку»; гъэ мэзихым... хахъоу, адырэ мэзихым. хагъоу - зы мы1эрысэ... къыпык/эущтыгъ [Там же, с. 89]. / «в течение шести месяцев... увеличивалось, в течение шести месяцев. уменьшалось».

Для создания стилистической окрашенности текстов используется прием антитезы, которая создается: 1) путем повтора слов и противопоставления антонимичных слов: изыбгъу - плъыжьыгъэ, изыбгъу -фыжьыгъэ [Там же, с. 86]. / «одна сторона - красная, одна сторона - белая»; 2) путем повтора целых синтаксических конструкций и противопоставления антонимичных слов: Шъузы мылъфэм / Фыжьэр зэрэ1офэу - /Шъхьац дэнэфэу / Пшъашъэ ащ къыфэхъу, / Шъузы мылъфэм / Плъыжьэр зэрэ1офэу / Шъэофыщхэу - / Нат шъаор къелъфы [Там же]!.. / «Бесплодная женщина / Белую сторону отведав - / С шелковистыми волосами / Девочку родит, / Бесплодная женщина / Красную сторону отведав - / Мальчика добротного - / Нартского сына родит».

Предания, посвященные дереву, начинаются с сообщения факта, что какое-то чудесное дерево было у нартов: Натыхэмэ дышъэ чъыг горэ я1агъэу къа1отэжьы [Там же]. / «Рассказывают, что у нартов была одна золотая яблоня». Сообщение данного факта уже настораживает, становится понятно, что кто-то или что-либо может причинить ему вред. В данном случае дочери Пситха-гуаше «морской богини» в облике голубки похищают яблоко, чтобы навести на свой след нартов, в которых они видят будущих мужей. Значит, дерево в эпосе выступает символом не только плодовитости, но и символом упорядочения социальной природы нартского общества.

Другое чудесное яблоко, встречающееся в эпосе, обладало: а) исцеляющими свойствами: С1ыфым игъаш1э хэк1ырэм фэдиз а мы1эрысэм къыхигъэхъожьэущтыгъ [Там же, с. 89]. / «То яблоко добавляло

10.02.00 Языкознание

49

в жизнь человека ровно столько, сколько уходило»; б) омолаживающими свойствами: Мы1эрысэм ыку фыжьэу тхъу с1ынэм фэдэр ынэгу щифэти - фыжьыбзэу, ышъо жъыутэхэу къабзэу рэхъущтыгъэ [Там же]. / «Белую сердцевину яблока взбивала как масло и намазывала им лицо - оно становилось белое-белое, кожа блестящая, чистая»; в) бодрящими свойствами: ышъуап1э ыжъоу, ащ ыпс ригъашъорэр - ыгуджьэ чэфэу, хьалэлэу, гук/ьегъуфо хэлъэу ыш1эущтыгъ [Там же]. / «из кожуры яблока варила сок - тот, которого поила (Сатанай-гуаше - С. А.) им, становился веселее, добрее, проявлял сочувствие». Мы полагаем, что здесь речь ведется: а) о лекарственных препаратах из яблок; б) об освежающих, увлажняющих кремах; в) о винных напитках, оказывающих веселящее воздействие на человека, способных снять напряжение, дать заряд бодрости и позитива. Видимо, к тому периоду адыги уже владели секретами их приготовления.

По преданию, Сатанай-гуаше владела всеми секретами и сама ими пользовалась, поэтому никогда не старела. Она помогала исцелиться только тем людям, у кого доброе сердце.

У адыгов существовало поверие, что «срубленное дерево влекло за собой уничтожение всего рода, а истребленная роща - гибель всего племени, которому она принадлежала» [3, с. 165]. Поэтому адыги очень уважительно относились к деревьям, даже защищали их от посягательств. Например, в одном из произведений нартского эпоса читаем: Нарт Ящэм ич1ыгу зы дэшко чъыг горэ итыгъ мэл мин фэдиз ыгъэжьаунэу [8, с. 13]. / «На земле нарта Аше росло одно ореховое дерево, в тени которого тысяча овец могла помещаться». Об этом чудесном дереве узнал Тлегуц-Жаче, который захотел себе забрать это дерево. Он пошел войной на Аше. Они бились три дня и три ночи. Тело Тлегуц-Жаче не могла пронзить пуля, а Яше был простой человек, поэтому от множества ранений он умер. Шестеро сыновей Аше, пожелавшие отомстить за смерть отца, тоже были убиты злым Тлегуц-Жаче. Только Ашемез, младший сын нарта Аше, смог покончить с Тлегуц-Жаче, отомстить за смерть своего отца и братьев. Так он сохранил дерево за своим родом.

А. С. Куек пишет, что даже «перед походом адыги исполняли вокруг священного дерева круговой танец, просили покровительства, затем устраивали пир. Вернувшись, они также приходили в святое место. В жертву приносили коров, баранов, вешали на дерево мечи, кольчуги, шлемы, позже - разноцветные тряпки. Приношения сопровождались просьбами к божествам об удаче перед весенними походами, благодарностью за удачные свершения, молитвами о выздоровлении больных» [3, с. 166].

Л. Я. Люлье считает, что «в языческой культовой практике адыгов важное место занимало поклонение священным деревьям, которые, по народным представлениям, приобретали сверхъестественные способности либо в силу удара молнии, либо по причине "причастности" к легендарным событиям - победы над врагами, избавления от эпидемии и т.д. Считалось, что достаточно повесить на такое дерево деталь одежды больного, чтобы тот исцелился» [5]. А. Т. Шортанов отмечает, что «такие священные деревья или рощи, окруженные благоговейным почитанием, существовали в каждой речной долине, а также у отдельных адыгских общин, а зачастую принадлежали и некоторым фамилиям» [10, с. 52].

Вслед за А. Т. Шортановым, Х. А. Хабекирова указала на то, что у адыгов наряду с почитаемыми, по формулировке первого - «добрыми», деревьями есть не почитаемые «злые». По его данным к первым относили чъыгай «дуб», которому больше всего поклонялись, бзыфы «липу», к1ай «ясень», хьамщхунт1 «боярышник», къужъай «грушу», марк1о «шелковицу». Все плодовые деревья относили к категории - «положительные». К деревьям, приносящим несчастье, причисляли зае «кизил», отаб «тополь», анай «клён», чэрэшын «черешню» [9].

Адыги с раннего детства прививали бережное отношение к окружающей природе, в частности к дереву. Поэтому разные поэтические и прозаические произведения, посвященные ему, стали неотъемлемой частью детского фольклора адыгов. Предметом нашего исследования стало произведение «Песнь о дереве», которое было сочинено лесником, который однажды услышал, как вырубают дерево. «Он отправился к месту, откуда доносились звуки, и увидел, что беспощадно вырубили самый большой дуб. Расстроенный лесник тут же на месте сочинил песню-причитание, но некоторые ученые отмечают, что данная песня была сложена известным поэтом Абазовым Камботом (1837-1900) с Черкесска» [1, с. 3].

В «Песне о дереве» достаточно простая рифма, повторы звукосочетаний, слов, целых единиц, восклицания заставляют маленьких слушателей с замиранием сердца направлять свой слух в сторону говорящего.

Анализ лексического пласта песни дает нам информацию о функциональных особенностях дерева: 1) является источником тепла и света: пхъэ гъэстын «дрова для топки», ш1омык1 «уголь», къорэгъ «хворостина», остыгъ «лампа»; 2) из него изготовляют различные предметы быта: кушъэ «люлька», пхъэнт1эк1у «стул», ш1одзап1 «крючок (дверной)», къуашъо «лодка», бэщы «палка», пкъэу «столб», лъэмыдж «мост»; 3) из него изготовляют хозяйственную утварь для еды, питья, хранения припасов: 1анэ «стол на трех ножках», къашыкъ «половник», бэлагъ «мешалка», гурхъу «деревянная ступа», ужъгъы (шъхьал лъэпкъ) «просорушка»; 4) из него изготовляют сельскохозяйственные орудия труда: куахъо «вилы», хьанцэ «деревянная лопата», кулъэгу «шина для колес подводы», тур (ку лъэпкъ) «подвода»; 5) из него изготовляют различные виды оружий: щэбзэпкъ «лук», бзыиф «стрела», бэщит1у (щэнтал зыфи1ор) «сошка», шхончдакъ «приклад ружья», 1ашэ «ружье»; 6) из него строят разного предназначения помещения: азэнэджап1 «помещение для молитвы»; 7) дерево является и средством питания (къужъай «грушовое дерево») и местом для отдыха (жьау «тень»).

Также в песне дается краткое, но конкретное пояснение о жизненной необходимости каждого предмета для человека.

В произведениях фольклора адыгов в основном встречаются дуб, яблоня и ореховое дерево. Они символизируют продолжение рода, упорядочение социальной природы нартского эпоса. Адыги и сегодня совершают ритуалы, связанные с культом дерева. Например, сажают дерево в честь родившегося ребенка: в честь сына - ореховое дерево, в честь дочери - яблоню. Ярким свидетельством этого являются строки из песни

«Хэбзэ дахэу тэ ти1эр джащ фэд» («У адыгов обычай такой»): Сабый уи1эмэ, ар боу гухахъу, /Къызыфэхъурэм

50

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3

хьаблэр фэхъохъу: /- Гъэш1э к1ыхьэу, насыпыш1оу орэхъу, / Сабый ц1ык1уми чъыг фагъэт1ыс. / <... > Хэбзэ дахэу тэ ти1эр джащ фэд. / «Если дочь родилась или сын, / Нашей славной страны гражданин, - / Ты прижми его нежно к груди, / А в саду деревцо посади... / У адыгов обычай такой!» [2, с. 99].

Итак, древний культ дерева нашел свое отражение в фольклоре адыгов. В языке фольклорных произведений для репрезентации функций дерева используются различные языковые формулы, фразы, стилистические фигуры. «Песнь о дереве» - произведение детского фольклора адыгов, являющееся ярким примером прививания бережного отношения к окружающей природе через фольклорные произведения.

Список литературы

1. Адыгэ к1элэц1ык1у 1оры1уат. Пхъэр мэхасэ / авт.-сост. Р. Б. Унарокова. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005. 12 с.

2. Жанэ К. Х. Стихи. Избранное. Майкоп: Адыг. отд. Красн. кн. изд-ва, 1969. 374 с.

3. Куек А. С. Священное дерево в мифопоэтических воззрениях адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 2 (121). С. 161-167.

4. Кумахов М. А., Кумахова З. Ю. Социальная организация в нартском эпосе // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. С. 34-47.

5. Люлье Л. Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1814 (дата обращения: 11.02.2016).

6. Мижаев М. И. Космогонические мифы адыгов // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. С. 62-79.

7. Нартхэр. Адыгэ эпос: томи 7 мэхъу. Майкоп: Адыг. отд. Красн. кн. изд-ва, 1968. Т. I. 320 с.

8. Нартхэр. Адыгэ эпос: томи 7 мэхъу. Майкоп: Адыг. отд. Красн. кн. изд-ва, 1971. Т. VI. 330 с.

9. Хаберикова Х. А. Культ дерева в традиционной культуре адыгов [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/ kult-dereva-v-traditsionnoy-kulture-adygov#ixzz4YMwuGhyL (дата обращения: 11.02.2017).

10. Шортанов А. Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. 166 с.

THE WAYS OF VERBALIZATION OF ANCIENT CULT OF THE TREE IN THE LANGUAGE OF THE ADYGHES' FOLKLORE

Anchek Suret Khazretovna, Ph. D. in Philology The Republic of Adygeia Institute for Research in the Humanities, Maykop ancheksuret@mail. ru

The article considers the ancient cult of a tree among the Adyghes to identify different ways of its verbalization in the language of folklore and to show the worship of the Adyghes' worldview in different stages of development. The author identifies the various language units (formulas, phrases, and stylistic figures) used for the representation of functions of the tree in the language of folklore. It is determined that different poetic and prose works and children's folklore are devoted to the tree, therefore the subject of the study is the work "The Song of the Tree". It is concluded that the Adyghes from early childhood instill respect for the natural environment through folklore.

Key words and phrases: cult of tree; sacred tree; Nart epic; folklore; formulas; phrases; stylistic figures.

УДК 81-112.2

Статья посвящена прагмалингвистическому подходу к диагностике личностных, психологических, социальных качеств говорящего по его речи и представляет результаты прагмалингвистического исследования особенностей речевого поведения русскоговорящих студентов при переводе английского текста. Анализируется прагмалингвистика как область междисциплинарная, в пределах которой пересекаются логико-философские, стилистические, этнографические и психолингвистические направления. Обсуждается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», профиль -перевод и переводоведение (английский язык). Отмечено, что в проведении лингвистического исследования необходимо учитывать человеческий фактор и коммуникативную компетентность человека. Доказано, что язык является средством динамического взаимодействия коммуникантов и функционирование языка тесно связано с ситуативным, социальным и психологическим контекстом его употребления.

Ключевые слова и фразы: прагмалингвистика; лингвистическое исследование; речевое действие; речевое поведение; коммуникативная компетенция; речевая стратегия; речевой сигнал.

Багдасарян Татьяна Михайловна, к. филол. н.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону tatyana.bagdasaryan. 78@mail.ru

ПРАГМАЛИНГВИСТИКА (РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ)

Лингвистическую прагматику Чарльз Сандерс Пирс и Чарльз Уильям Моррис определяли как науку, предметом которой является отношение говорящего к используемым им знакам [2, с. 3].

И. П. Сусов рассматривает прагмалингвистику как «область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий, слушающий и читающий.» [7, с. 269].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.