Научная статья на тему 'Способы управления имитационной публикационной деятельностью научно-педагогических кадров образовательных организаций города Омска'

Способы управления имитационной публикационной деятельностью научно-педагогических кадров образовательных организаций города Омска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИКАЦИЯ / PUBLICATION / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / PUBLISHED ACTIVITY / ЦИТИРОВАНИЕ / CITING / РЕФОРМА / REFORM / НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Максим Георгиевич

В статье рассматриваются результаты исследования публикационной активности научнопедагогических работников образовательных организаций по вопросам повышения эффективности управления публикационной активностью научно-педагогических работников образовательных организаций города Омска в системах научного цитирования РИНЦ, Web of Science и Scopus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов Максим Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF MANAGEMENT IMITATING PUBLICATION ACTIVITY OF THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF CITY OF OMSK

In clause results of research pudlished activity of scientific and pedagogical workers of the educational organizations concerning increase of a management efficiency public by activity of scientific and pedagogical workers of the educational organizations of city of Omsk in systems of scientific citing RISC, Web of Science and Scopus are considered

Текст научной работы на тему «Способы управления имитационной публикационной деятельностью научно-педагогических кадров образовательных организаций города Омска»

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10) УДК 378.1; 378.2 © М. Г. Родионов

М.Г. Родионов СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ ПУБЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА ОМСКА

В статье рассматриваются результаты исследования публикационной активности научно-педагогических работников образовательных организаций по вопросам повышения эффективности управления публикационной активностью научно-педагогических работников образовательных организаций города Омска в системах научного цитирования РИНЦ, Web of Science и Scopus.

Ключевые слова: публикация, публикационная активность, цитирование, реформа, научно-педагогический работник, образовательная организация.

Данной работой автор продолжает цикл публикаций, посвященных вопросам оценки изменения публикационной активности научно-педагогических работников образовательных организаций города Омска в связи с продолжающимися изменениями в сфере образования в силу вступления в силу Федерального закона «Об образовании».

В данной статье, автор сделает попытку проанализировать и предложить возможные пути решения тех проблем, которым была посвящена предыдущая работа [10, с. 90].

Прежде чем, приступить к анализу предложений, направленных на повышение эффективности оценки публикационной активности научно-педагогических работников, следует кратко напомнить основные проблемы, выявленные автором ранее.

Появившиеся вследствие реформистских преобразований в сфере профессионального образования система оценки научной, учебной и учебно-методической деятельности научно-педагогических работников путем измерения их публикационной активности, выбрана в качестве объекта исследования. Основная, поставленная автором, задача цикла публикаций - оценить и проанализировать изменение публикационной активности научно-педагогических работников в связи с упомянутыми преобразованиями и определить проблемные вопросы, с которыми сталкиваются администрации образовательных организаций и сами научно-педагогические кадры

По мнению автора формы внедрения системы публикаций в деятельность образовательных организаций и научно-педагогических работников привели к появлению ряда проблем, основные из которых, были сформулированы в предыдущей работе:

- активизация имитационной деятельности организаций и научно-педагогических работников с целью повышения (завышения) показате-

лей публикационной активности субъектов деятельности;

- поиск альтернативных способов управления публикационной активностью организаций и научно-педагогических работников;

- разработка неадекватных и несоизмеримых принципам научности систем стимулирования публикационной активности, как образовательных организаций, так и научно-педагогических работников [10, с. 91].

О способах управления имитационной деятельностью образовательных организаций и научно-педагогических работников и пойдет речь в данной работе. Две другие проблемы, сформулированные автором, будут исследованы и рассмотрены в последующих публикациях.

Следует напомнить, что в качестве базы исследования имитационной деятельности выступают образовательные организации города Омска и их научно-педагогические работники -Омский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», ФГОБУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», ФГОБУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», НОУ ВПО «Евразийский институт экономики, менеджмента и информатики».

Автор в своих заключениях не претендует на истину в последней инстанции и не ставит задачу предложить унифицированный и универсальный способ управления публикационной активностью образовательных организаций и научно-педагогических работников. Более того, автор не заинтересован в «эффективных» способах управления активной имитационной деятельностью образовательных организаций и научно-педагогических работников, напротив, автор делает попытку определить возможные направления развития публикационной активностью.

Самым очевидным и, пожалуй, самым эффективным способом управления имитационной публикационной деятельностью является отказ от использования известных систем управления базами публикаций и системами оценки публикационной активностью образовательных организаций и научно-педагогических работников (РИНЦ, Web of science и Scopus) в качестве административных ресурсов оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Поскольку, в ближайшие несколько лет, это недопустимо, поэтому данный способ управления имитационной публикационной деятельностью образовательных организаций и научно-педагогических работников бесперспективен.

Как было выявлено раннее, что при оценке публикационной активности учитываются цитирования любого типа: цитирования на свои предыдущие работы, соавторов или других авторов, а также, цитирования по списку использованных в публикации источников, то по принципу наименьшего сопротивления, чаще всего выбор ложится на самоцитирование [5, 11]. При проведении научных исследований научно-педагогические работники, используя достижения, положения и научные результаты, нашедшие отражение в своих ранних публикациях, должны опираться и ссылаться на них, не нарушая логику научных исследований. В связи с этим, на взгляд автора, становится вполне очевидным, особым образом выделить вид цитирования в качество самостоятельного показателя в анализе публикационной активности, при котором автор ссылается на свои же собственно работы, цитируя их в рамках научного исследования, например, в рамках работы над диссертацией на соискание ученой степени [12, 13, 16, 17]. Тогда, молодые ученые и соискатели, активно занимающимся научными исследованиями и подготовкой материалов для защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, обоснованно занимают свое место в обществе ученых [3, 14].

Аналогично с предыдущим видом цитирования можно рассматривать цитирования соавторов публикаций в рамках совместной работы над одним научным направлением в процессе исполнения государственной бюджетной темы или хозяйственной договорной работы, формируя коллектив авторов по различным видам научных направлений в виде отдельного приложения банка публикаций, например, в системе РИНЦ [4, 9, 15].

Отдельно стоит затронуть вопрос публикации и цитирования в сборниках научных трудов разного ранга и статуса конференций. Во-первых,

способ регистрации в системе научного цитирования сначала самого сборника, а уже после отдельно регистрации всех статей сборника, достаточно неудобен и затруднителен, не говоря уже, о дополнительном времени на регистрацию и подтверждение. Это относительно просто решается присвоением уникального кода статьи DOI, но это привилегия некоторых видов издательств, в основном, зарубежных. Также, этот вопрос снимается использованием специального приложения, которое позволяет представить публикации в удобном для обработки оператором виде, но тоже, весьма трудоемко процедурой перевода публикации в данную форму. Приемлемым видится способ регистрации публикации в сборнике научных трудов путем внесения параметров последней в предложенные формы на сайте самой системы публикаций, исключая необходимость отдельной регистрации сборника и статей в него входящих. Во-вторых, в связи с особым отношением к проведению научных конференций как обязательного требования, предъявляемого к организации научной деятельности образовательной организации, органами контроля в сфере образования, с одной стороны, и, как следствие, их огромное количество, вызванное требованием обязательности, с другой, приводит к отрицательному отношению авторов к публикационному участию авторов в работе конференций. Это, несомненно, сказывается на качестве проведения и сборниках трудов конференций. Поэтому, публикации в сборниках трудов разного рода конференций, также могут быть рассмотрены организаторами и администраторами систем публикаций и цитирования особым образом, поскольку, уже в течение года ВАК рассматривается и обсуждается необходимость подготовки перечня научных мероприятий, включая конференции, где соискатели ученых степеней обязаны отражать результаты своих научных исследования.

Анализ изменения публикационной активности научно-педагогических работников в журналах, рекомендованных всероссийской аттестационной комиссией России показал относительную стабильность количественных показателей при неизменном качестве [1, 2, 6, 7]. Существующие рекомендации, предъявляемые в качестве требований к публикациям соискателей на присвоение ученых степеней, никак особо не повлияли. Не исключено, что с течением времени и пересмотром перечня рекомендованных всероссийской аттестационной комиссией России журналов, изданий и научных конференций, в которых должны быть опубликованы и апробированы основные результаты научных иссле-

дований, скажется в виде конкурентного преимущества и позволит повысить не только качество публикаций, но и результатов научных исследований.

Таким образом, оценка публикационной активности научно-педагогических кадров образовательных организаций позволила выявить серьезные недостатки применения и использования систем научного цитирования и оценки публикационной активности [10]. Попытки найти оптимальный, соответствующий современным представлениям о компетентном научно-педагогическом работнике, подход, не остаются незамеченными [8].

Предложенные автором способы управления имитационной деятельностью образовательных организаций и научно-педагогических работников с целью повышения публикационной активности последних следует рассматривать, как попытку незначительно улучшить и упростить процедуру управления публикационной активностью образовательных организаций и научно-педагогических работников. Автор не ставит задачу принципиально изменить все еще складывающуюся систему управления публика-

ционной активностью образовательных организаций и научно-педагогических работников, напротив, предложенные способы призваны сгладить «острые» противоречия между научно-педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций.

Автор оставляет за собой право продолжить анализ изменения публикационной активности научно-педагогических работников образовательных организаций в свете продолжающихся реформ высшего образования. Последующие статьи будут посвящены научному исследованию альтернативных способов управления публикационной активностью организаций и научно-педагогических работников, и, практике разработки и использования систем стимулирования публикационной активности, как образовательных организаций, так и научно-педагогических работников. Отдельная работа будет посвящена анализу результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций в 2013 году в контексте публикационной активности научно-

педагогических работников образовательных организаций.

Библиографический список

1. Борисова, О.М. Методика разработки стратегии позиционирования крупного города / О.М. Борисова // Вестник Омского университета - 2012. - № 3 (65) -С. 329-336.

2. Вольф, С.П.. Представление о времени в картине мира декабристов // Омский научный вестник. - 2011. - №.6 (102) - С. 19 - 22.

3. Елисеева, Г.В. Особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - №.2 (6). - С. 67-72.

4. Иванова, Е.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/Е.В. Иванова, Н.Ю. Симонова, М. Г. Родионов. -Омск: Изд-во НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011. - 112 с.

5. Конорева, Т.В. Системный подход к управлению стоимостью и финансированием проекта // Крымский экономический вестник. - 2013. - № 6-1 (07). - С. 228-231.

6. Покровский, Г.Е., Метелев С.Е. Потребительский рынок: состояние и тенденции развития (на примере Омской области) // Экономика и управление. - 2007. - № 4. - С. 38-41.

7. Родионов, М.Г. Абстракционные свойства и общие закономерности систем в основе новой теории структур // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - №.2 (12) - С. 55-63.

8. Родионов, М.Г., Седельников В.М. Комплексная оценка компетенций молодых специалистов: маркетинговый подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - №.3 (13) - С. 56 -62.

9. Родионов, М.Г. Основы государственного регулирования в переходной экономике России: монография [Текст] / Н.Ю. Симонова, М.Г. Родионов, Е.В. Иванова. - Омск.: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011. -148 с.

10. Родионов, М.Г. Оценка изменения публикационной активности научно-педагогических кадров образовательных организаций города Омска в свете реформирования сегмента образовательных услуг // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - №.9 - С. 90-94.

11. Родионов, М.Г. Предпосылки построения новой теории структур на основании положений общей теории систем // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2013. - №.1 (5) - С. 16-19.

12. Родионов, М.Г. Предпосылки формирования теории структурного управления развитием хозяйствующего субъекта / М.Г. Родионов // Омский научный вестник. - 2012. - № 5. - С. 96-100.

13. Родионов, М.Г. Элементы новой теории структур в современной общей теории систем // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - №.3 (3) - С. 36-39.

14. Самарин, А.М.. История нейрокомпьютинга и его применение в бизнесе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - №.2 (6) - С. 48-54.

15. Симонова, Н.Ю. Государственно-частное партнерство как инновационный метод взаимодействия государства и частного бизнеса: монография [Текст]/Н.Ю. Симонова, С.В. Грисько, Б.Р. Шестеркин, Е.В. Исаева, М.Г. Родионов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 164 с.

16. Тарасова, Т.Н. Проблема управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - №.16 - С. 53-57.

17. Уланов, А.В. Дискуссионные проблемы изучения дискурса в современной лингвистике // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - №.3 (3) - С. 89-92.

WAYS OF MANAGEMENT IMITATING PUBLICATION ACTIVITY OF THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF CITY OF OMSK

Maxim G. Rodionov,

associate рrofessor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. In clause results of research pudlished activity of scientific and pedagogical workers of the educational organizations concerning increase of a management efficiency public by activity of scientific and pedagogical workers of the educational organizations of city of Omsk in systems of scientific citing RISC, Web of Science and Scopus are considered.

Keywords: the publication, published activity, citing, reform, the scientific and pedagogical worker, the educational organization.

Сведения об авторе:

Родионов Максим Георгиевич - кандидат экономических наук, проректор по учебной работе, доцент кафедры экономики Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: rod_max@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.05.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.