Научная статья на тему 'Способы управления дебиторской задолженностью'

Способы управления дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / B2B / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTS RECEIVABLE / REGULATION / ACCOUNTING / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозкина Антонина Юрьевна

В статье рассматривается сущность, аспекты и основные принципы формирования дебиторской задолженности. Описывается российский и зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью. Определяются преимущества и недостатки различных методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receivables management approaches

The article considers the essence, aspects and basic principles of the formation of receivables. Describes the Russian and foreign experience in managing receivables. The advantages and disadvantages of various methods of debt management are determined.

Текст научной работы на тему «Способы управления дебиторской задолженностью»

Способы управления дебиторской задолженностью Receivables management approaches

Перевозкина Антонина Юрьевна

Студент 4 курса Факультет Экономики

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Россия, Пермь e-mail: antoniaperevozkina@gmail.com

Perevozkina Antonina Yurievna

Student 4 term Faculty of Economics National Research University Higher School of Economics

Russia, Perm

e-mail: antoniaperevozkina@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается сущность, аспекты и основные принципы формирования дебиторской задолженности. Описывается российский и зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью. Определяются преимущества и недостатки различных методов управления.

Annotation.

The article considers the essence, aspects and basic principles of the formation of receivables. Describes the Russian and foreign experience in managing receivables. The advantages and disadvantages of various methods of debt management are determined.

Ключевые слова: Дебиторская задолженность, регулирование, b2b, бухгалтерский учет, управленческий учет.

Key words: Accounts receivable, regulation, b2b, accounting, management accounting.

Величина дебиторской задолженности организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, ежегодно растёт. В среднем годовое увеличение составляет 17-20 %. Общий размер дебиторской задолженности на конец 2018 года составил 46 трлн. рублей [18]. Постоянные темпы роста говорят о популярности дебиторской задолженности среди компаний, которая может быть объяснена следующими факторами: благодаря системе продаж с отсрочкой платежа, предприятие может расти быстрее - увеличивать свою долю рынка, рентабельность. Держатель дебиторской задолженности может привлекать новых партнёров и устанавливать взаимовыгодные отношения. Дебиторская задолженность становится своеобразным инструментом неценовой конкуренции, когда компании в условиях рынка предлагают более мягкие условия кредитования и отсрочки для своих покупателей, чем у их конкурентов [11].

Однако с другой стороны, большая доля дебиторской задолженности требует очень грамотного и своевременного управления. Основной задачей управления дебиторской задолженностью является увеличение степени ликвидности этого актива [21]. В идеальной ситуации менеджмент компании не должен допускать преобладания безнадёжной дебиторской задолженности в её общей сумме. Далее будут рассмотрены методы, направленные именно на минимизацию риска невозврата задолженности, но перед этим необходимо дать определение дебиторской задолженности как явлению.

Дебиторская задолженность представляет собой финансовое обязательство в пользу компании, возникающее из-за отсрочки платежа или неуплаты по расчетам за товары, работы, услуги. Существует множество классификаций дебиторской задолженности согласно срокам погашения (краткосрочная, долгосрочная), статьям бухгалтерского учета (задолженность покупателей и заказчиков, авансы выданные,

задолженность участников по вкладам в уставный капитал, задолженность дочерних компаний и прочая), возможности взыскания (надежная, сомнительная и безнадежная), по отношению контрагента (подтверждённая, не подтвержденная) и содержанию обязательств (торговая (также называют товарной операционной) и неторговая). В зарубежной научной литературе (Wilson & Summers (2002), Fabbri & Klapper (2008), Van Horen (2007)) к основным мотивам отсрочки платежа относят: наличие информации о потенциальном дебиторе, ценовую эластичность, доступность финансовых ресурсов и стоимость отсрочки платежа. Так, Schwartz (1974) выявил, что фирмы, имеющие устойчивое финансовое положение, более склонны к предоставлению торгового кредита, благодаря доступности финансовых ресурсов. А Bastos и Pindado (2012) выявили, что менее финансово устойчивые фирмы более склонны пользоваться отсрочкой платежа, так как им чаще отказывают в банковских кредитах.

Согласно Мормуль Н.Ф. и Еникеевой С.А процесс формирования дебиторской задолженности осуществляется в несколько этапов:

1. Документарный этап - формирование соглашения между контрагентами. На данном этапе возникает проблема асимметрии информации. При установлении срока оплаты с момента подписания договора, заёмщик может умышленно продлевать этапы согласования и подписания бумаг.

2. Возникновение текущей задолженности. Задолженность уже сформирована, но риск неуплаты минимален.

3. Появление проблемной задолженности. Возможны два варианта: первый - ввиду технической ошибки платёж не был вовремя переведён непреднамеренно, достаточно связаться с контрагентом и с большой вероятностью долг будет погашен. Второй - заёмщик оказался недобросовестным, риски невозврата существенно увеличиваются. При продаже дебиторской задолженности на данном этапе, необходимо оценивать рыночную стоимость с дисконтом.

4. Возникновение просроченной задолженности. Как правило, на данном этапе задолженность взыскивается через суд или продаётся коллекторам. Azam Jari на примере 77 иранских компаний, зарегистрированных на Тегеранской фондовой бирже (изучаемый период 2007 - 2011 года) установил, что компании прибегают к помощи коллекторов в случае, если дебиторская задолженность составляет четверть и больше от всех активов предприятия [4].

5. Формирование безнадежной дебиторской задолженности. Согласно действующему законодательству, если с момента возникновения дебиторской задолженности прошло 3 года, а она так и не была погашена дебитором, задолженность признания безнадёжной. На практике безнадёжная задолженность часто списывается, так как издержки на её взыскание превышают возможные выгоды.

На этапе заключения договора необходимо правильно выбрать компанию-контрагента. Для этого, во-первых, необходимо оценить финансовое состояние компании, платёжеспособность и вероятность банкротства. В научных работах именно эти критерии признаются наиболее значимыми при отборе возможных дебиторов -на основании финансовой отчетности строится рейтинг потенциальных дебиторов (Безверхова Е.А., Каманкина И.С., Мальцева А.А., Стулова О.Е.). Во-вторых, важно учитывать макро- и микроэкономические факторы, присущие тому или иному рынку, особенно при заключении сделок с иностранными компаниями. Если экономика страны-партнёра близка к кризисному состоянию или находится в состоянии рецессии, на территории происходят конфликты, в отношении страны применяются санкции, то вероятность невозврата по обязательствам увеличивается, что должно учитываться компанией при принятии решения о предоставлении данной компании отсрочки платежа. Кроме этого, внутренняя политика государства также может оказывать влияние, например, в исследовании Nilsen (2002) была выявлена следующая взаимосвязь: применение сдерживающей фискальной

политики способствует росту дебиторской задолженности, аналогично при стимулирующей политике наблюдается смещение в сторону банковских кредитов.

Компаниям необходимо прогнозировать и корректировать дебиторскую задолженность с учётом текущей ситуации в компании. Расчет величины или нормы дебиторской задолженности может осуществляться с помощью АВС и XYZ-анализа.

Один из наиболее распространенных методов анализа - это АВС-анализ. АВС-анализ является своеобразным воплощением правила Парето «20 на 80», то есть 80% суммы может числиться на 20% должников [16]. Дебиторы компании разделяются на группы в соответствии с долей в общей сумме дебиторской задолженности и ранжируются по убыванию. Таким образом, группу А формирует малое число дебиторов с большой долей задолженности, далее большее число дебиторов, но с меньшей долей долга в категории В, и наконец, в группе С много дебиторов с малыми суммами.

Чуть менее распространён XYZ-анализ - аналогичный АВС-анализу, но с учётом других факторов. Контрагенты группируются согласно показателю стабильности осуществляемых ими (дебиторами) закупок, который вычисляется как коэффициент вариации объема реализации продукции. Группу Х формируют дебиторы с наименьшим значением коэффициента вариации, например, менее 10 %, далее категория Y с большим значением коэффициента, наибольшими значениями коэффициента обладает третья группа - Z, которая характеризуется меньше стабильностью из-за большого показателя отклонения, то есть являются наиболее рискованными заёмщиками [15]. Наиболее оптимальным является совместное использование рассмотренных методов. В таком случае идеальным дебитором является контрагент из категорий А и X, который обладает высокой степенью стабильности и надёжности, а наиболее рискованным будет заключение договора с контрагентом C-Z.

Другой способ с точки зрения вычислений осуществляется с помощью контроля за четырьмя параметрами. Первый из них - это максимальный допустимый размер дебиторской задолженности. Определяется он по формуле:

ДЗк=В*Т/П,

где В - выручка за расчетный период, Т - период отсрочки платежа, П - длительность расчетного периода (в днях).

Второй параметр контроля - затраты на представление отсрочки платежа. Этот показатель особенно важен для компании-кредитора, если ей приходится привлекать внешнее финансирование для текущих расходов. Рационально предоставлять отсрочку платежа пока расходы на финансирование дебиторской задолженности меньше доходов от предоставления отсрочки. Параметр определяется по формуле:

где V - стоимость продукции с предоставленной отсрочкой, R - стоимость привлеченных средств в % в день (желаемая акционерами доходность средств), T - время отсрочки.

Третий параметр - возможный убыток компании от просроченной дебиторской задолженности, что позволяет оценить критичность просрочки платежа контрагентом:

F=f1*V+f2*R*V,

где ^ - доля просроченной задолженности в совокупном объеме продаж, V - стоимость продукции с предоставленной отсрочкой, средний период задержки оплаты, R - стоимость привлеченных средств в % в день.

Четвертый параметр - размер предельной отсрочки платежа, который может быть определен с помощью стоимости банковских кредитов, которыми кредитор покрывает свои текущие расходы, а также с помощью риска просрочки платежа клиентом:

T1=P/V*R,

где Р - чистая прибыль от реализации продукции с помощью отсрочки, V - стоимость продукции с предоставленной отсрочкой, R - стоимость привлеченных средств в % в день [17].

Представленный выше метод позволяет использовать простые алгоритмы, которые могут поддерживаться на обычных компьютерах в автоматическом режиме, что позволяет быстро и своевременно получать информацию о текущем размере дебиторской задолженности и оставшемся лимите.

Среди научных работ по данной теме широко используются методы регрессионного анализа. Например, исследователи Gallinger и Ifflander (1986) построили модель контроля дебиторской задолженностью, которая учитывает фактические и запланированные расходы компании, синтетические показатели, основанные на оборачиваемости дебиторской задолженности, а также влияние дебиторской задолженности на объем продаж [3] .

Michalski G. в своей работе отдал предпочтение портфельному способу управления дебиторской задолженностью, который традиционно используется для анализа инвестиций. Согласно данной работе, при определении эффективного уровня дебиторской задолженности и поддержании его в долгосрочной перспективе, стоимость компании должна увеличиваться [5].

Sopranzetti B. J. выявил, что для некоторых компаний, наиболее эффективным способом управления дебиторской задолженностью является её продажа во избежание риска недостатка капитала. При появлении данной проблемы рекомендуется продавать коллекторам или другим юридическим лицам право требования дебиторской задолженности с целью сохранения своего финансового состояния [8].

При отсутствии оплаты в срок формируется просроченная дебиторская задолженность. Если контрагент-дебитор не является банкротом, возможно использование методов реструктуризации для возврата долга. К ним относятся: рассрочка платежа; взаимозачет (если должник также является кредитором компании), возмещение задолженности за счет активов (важна ликвидность активов), дисконт (при вероятности возврата части долга, однако возможно оппортунистическое поведение должника с целью снижения размера задолженности) [19].

В дополнение стоит отметить способы, позволяющие на ранних этапах застраховать компанию от безнадёжных долгов. Они также могут применяться при превышении лимита дебиторской задолженности или заключении договора с новым или сомнительным контрагентом.

Банковская гарантия - дебитор приобретает банковскую гарантию, которая предоставляет кредитору возможность получить всю сумму долга от банка в случае неуплаты или банкротства дебитора. Таким образом, кредитор переносит риск невозврата на банк, а дебитор, при прохождении данной процедуры, может заключить контракт на более выгодных условиях.

Факторинг - заключается в продаже дебиторской задолженности банку или иной кредитной организации. Позволяет избежать кассового разрыва со стороны кредитора и снижает величину резервов, однако кредитор несёт дополнительные расходы - необходимо оплатить комиссионные платежи.

Цессия - кредитор продает право требования оплаты задолженности третьей стороне, как правило, с дисконтом.

Страхование - кредитор страхует предмет договора от неуплаты. В данном случае, право требования дебиторской задолженности остаётся у кредитора, что позволяет использовать её, например, в качестве залога.

Форфейтинг - в сделку включается третья сторона - банк. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка) и передаётся банку в виде векселя или аккредитива. Данная процедура чаще применяется на международных рынках.

Секьюритизация - также используется ценная бумага, обеспеченная дебиторской задолженностью.

Полученная ценная бумага является более надёжной, тем самым достигается более низкая стоимость привлечения финансов. Однако существует риск возникновения конфликта интересов сторон например, организаторы эмиссии гарантированно получают комиссионное вознаграждение по итогам эмиссии и со временем могут постепенно снижать качество актива. Инвесторы же, реагируя на снижение качества, будут снижать цену, что постепенно вытеснит с рынка облигации, обеспеченные качественными активами [14].

Дебиторская задолженность является одним из важнейших финансовых процессов в компании, от успешности и эффективности управления которым может зависеть будущее этой компании. В данной работе были изучены основные способы управления дебиторской задолженностью в зависимости от стадии формирования задолженности и её источников. Использование одновременно нескольких способов способно помочь существенно сократить величину безнадёжной дебиторской задолженности предприятий и пересмотреть текущую долговую политику.

Список используемой литературы:

1. Bastos R., Pindado J. Trade credit during a financial crisis: A panel data analysis, Journal of Business Research, 2013, Volume 66, Issue 5, 614-620

2. Fabbri D., Klapper L.F. Trade Credit Supply, Market Power and the Matching of Trade Credit Terms, SSRN Electronic Journal, 2008, no. 7

3. Gallinger G. W., Ifflander A. J. Monitoring accounts receivable using variance analysis //Financial Management, 1986, 69-76.

4. Jari A. The Determinant Factors of Auditor Switch Among Companies Listed on Tehran Stock Exchange, International Research Journal of Finance and Economics ISSN 1450-2887, 2011, Issue 80

5. Michalski G. Operational Risk in Current Assets Investment Decisions: Portfolio Management Approach in Accounts Receivable (Agro Econ-Czech: Operacni Risk v Rozhodovani o Beznych Aktivech: Management Portfolia Pohledavek) //Agricultural Economics, 2008, Issue 54, 12-19.

6. Nilsen J. Trade Credit and the Bank Lending Channel, Journal of Money, Credit and Banking, 2002, vol. 34, issue 1, 226-53

7. Schwartz R.A. An Economic Model of Trade Credit? Journal of Financial and Quantitative Analysis, 1974, vol. 9, issue 04, 643-657

8. Sopranzetti B. J. Selling accounts receivable and the underinvestment problem //The Quarterly Review of Economics and Finance, 1999, Issue 39(2), 291-301.

9. Van Horen N. Foreign banking in developing countries; origin matters, Emerging Markets Review, 2007, vol. 8, issue 2, 81-105

10. Wilson, N., Summers, B. Trade credit terms offered by small firms: survey evidence and empirical analysis, Journal of Business Finance & Accounting, 2002, vol. 29, no. 3 & 4, 317-51

11. Безверхова Е.А., Каманкина И.С., Мальцева А.А., Стулова О.Е, Учет и анализ дебиторской задолженности: учеб. пособие / Политиздат, 1985, 543.

12. Газизова Э. И. Методы работы с дебиторской задолженностью //Вестник науки и образования. -2015. - №. 2 (4).

13. Мормуль Н. Ф., Еникеева С. А. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью // ЭСГИ. 2015. №2 (6).

14. Саломатина С. Ю. Секьюритизация: терминологический аспект //Концепт, 2014, №. 8.

15. Соколова Н. А. Анализ и управление дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса //Бухгалтерский учет, 2009, №. 6, 14-18.

16. ABC и сценарный анализ дебиторской задолженности// Анализ финансового состояния предприятия URL: http://afdanalyse.ru/news/abc_i_scenarnyj_analiz_debitorskoj_zadolzhennosti/2011-09-29-174 (дата обращения: 20.06.2019)

17. Анализ дебиторской задолженности // Финансовый директор URL: http://fd.ru/articles/157201-sqf-15-m10-analiz-debitorskoy-zadoljennosti#ixzz41wWviVUz (дата обращения: 22.06.2019)

18. Динамика дебиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства)

19. Как реструктурировать просроченную дебиторскую задолженность // Финансовый директор URL: http://fd.ru/articles/157550-sqf-16-m2-kak-restrukturirovat-prosrochennuyu-debitorskuyu-zadoljennost#ixzz41wV8öcOl (дата обращения: 18.06.2019)

20. Российской Федерации//Госкомстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/dindz.htm

21. Управление дебиторской задолженностью. Ключевые моменты // Записки маркетолога URL: http://www.marketch.ru/notes_on_marketing/accounts_receivable/management_receivables/ (дата обращения: 07.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.