Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОДУКТОВ'

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
3250
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
углеводороды / газ / нефть / транспортировка углеводородов / вагон-цистерна / автоцистерна / трубопровод. / hydrocarbons / gas / oil / hydrocarbon transportation / tank car / tanker truck / pipeline.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Е. А. Степанова, Р. В. Малахов

Произведен сравнительный анализ способов перевозки углеводородов и выбор наиболее подходящего экономически и географически для Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND OIL-AND-GAS PRODUCTS TRANSPORTATION MODES

The hydrocarbon transportation modes are compared and the most suitable one for the economical and geographical conditions of Kamchatskii Krai is selected.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОДУКТОВ»

УДК 553.982+553.981:621.643+629.356

Е.А. Степанова, Р.В. Малахов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: len_sta@rambler.ru; malakhov.r.99@gmail.com

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОДУКТОВ

Произведен сравнительный анализ способов перевозки углеводородов и выбор наиболее подходящего экономически и географически для Камчатского края.

Ключевые слова: углеводороды, газ, нефть, транспортировка углеводородов, вагон-цистерна, автоцистерна, трубопровод.

E.A. Stepanova, R.V. Malakhov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: len_sta@rambler.ru; malakhov.r.99@gmail.com

OIL AND OIL-AND-GAS PRODUCTS TRANSPORTATION MODES

The hydrocarbon transportation modes are compared and the most suitable one for the economical and geographical conditions of Kamchatskii Krai is selected.

Key words: hydrocarbons, gas, oil, hydrocarbon transportation, tank car, tanker truck, pipeline.

В настоящее время для транспортировки углеводородов в основном используется железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт.

Железнодорожный транспорт - наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Перевозка жидких нефтяных грузов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах (рис. 1) грузоподъемностью 50, 60 и 120 т, выполненных из листовой стали толщиной 8-11 мм.

ft J |

Рис. 1. Цистерна для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов (модель15-1443): 1 - горловина, 2 - предохранительная арматура, 3 - внутренняя лестница, 4 - котел, 5 -ударнотяговые устройства, 6 - ходовая часть, 7 - рама, 8 - тормозное оборудование, 9 - сливной прибор, 10 - наружная лестница,

11 - устройства крепления котла к раме

Налив нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив снизу. Цистерны оборудуются смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах.

Конструктивно цистерна состоит из следующих основных частей: рамы, ходовой части, удар-нотяговых устройств, тормозного оборудования, котла, внутренней и наружной лестниц, устройств крепления котла к раме, горловины и сливного прибора, предохранительной арматуры.

Ключевые плюсы железнодорожного способа перевозки: универсальность, т. е. возможность перевозки всех видов нефти и нефтепродуктов, газа в любых объемах; равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом; возможность доставки газа и нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах.

Но также у этого способа имеется несколько крупных недостатков: к примеру, большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих железнодорожных линий; относительно высокие эксплуатационные затраты; относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными); значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях; сильная необходимость в специальных сливно-наливных пунктах и пунктах зачистки вагонов-цистерн, автоматических газонаполнительных компрессорных станций.

Водный транспорт нефти делится на речной - по внутренним водным путям (рекам, озерам) и морской - по морям и океанам (как по внутренним морям континента, так и меж континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах (рис. 2) (в том числе самоходных) и в речных танкерах - специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. Имеются танкеры класса «река - море» грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях, таких как Средиземное, Охотское. Баржи отличаются от танкеров тем, что не имеют собственных насосов.

Рис. 2. Нефтяная баржа

Танкер, в свою очередь, это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных перегородок поделен на отсеки. Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами. Имеются танкеры класса «река - море» (рис. 3) грузоподъемностью 5 000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях, таких как Средиземное, Охотское.

Нефтеналивные суда характеризуются такими показателями, как:

- водоизмещение - массой воды, вытесняемой груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы;

- дедвейт - массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного);

- грузоподъемность - массой транспортного груза;

- осадка при полной загрузке;

- скорость при полной загрузке.

Рис. 3. Нефтяной танкер

У водного способа транспортировки есть крупное достоинство: неограниченная пропускная способность водных путей, поэтому в большинстве случаев нет надобности в создании дорогостоящих линейных сооружений.

Но есть и минус: провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства.

Автотранспорт - основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т. д.). Автотранспортом можно перевозить все типы углеводородов. В нашей стране его используют для транспортировки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Для перевозки сырой нефти автотранспорт практически не используют.

Автоцистерны (рис. 4) можно классифицировать следующим образом:

1) по назначению - для темных и светлых нефтепродуктов, газов;

2) по размещению оборудования - на шасси, прицепах, полуприцепах;

3) по вместительности - малой (до 5 000 л), средней (5 000-15 000 л) и большой вместимости (более 15 000 л);

4) по возможности заправки транспортных средств (автотопливозаправщики).

Рис. 4. Автоцистерна

Перевозки нефтепродуктов и СУГ автотранспортом осуществляют в основном на расстоянии в пределах от 10 до 300 км. На больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железно-дорожным транспортом, и его используют лишь там, где отсутствуют другие виды транспорта (например, на Севере и т. д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, различные масла) перевозят в специализированных автоцистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов - в таре на бортовых машинах.

Данный способ перевозки отличается от остальных высокой оперативностью, доставкой небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью, а также высокой маневренностью и высокой проходимостью.

Но высокие затраты на эксплуатацию (в 10-20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге), сравнительно малая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн и высокая зависимость от наличия и технического состояния дорог делают этот способ транспортировки невыгодным.

Авиатранспорт для транспортировки нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют только для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.

Воздушный способ транспортировки имеет схожие с автомобильным достоинства, такие как возможность доставки малых партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью и высокой оперативностью, но при этом отсутствует необходимость в хороших автодорогах. Однако перевозка требует особых мер безопасности, поэтому этим способом доставки пользуются в случаях критической необходимости или невозможности доставить груз иным путем.

Кроме схожих достоинств, воздушный и автомобильный способы имеют общий недостаток: высокие затраты на эксплуатацию, однако у авиатранспорта довольно низкая грузоподъемность и высокая зависимость от погодных условий.

Трубопроводная транспортировка нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту трубопроводы разделяют на нефтепроводы, перекачивающие нефть, и нефтепродуктопроводы, перекачивающие бензины, дизельные топлива, керосины, мазуты.

В зависимости от вида транспортируемого продукта различают следующие типы специализированных трубопроводных систем: нефтепроводы (рис. 5), нефтепродуктопроводы, газопроводы (рис. 6) и трубопроводы для транспортирования нетрадиционных грузов.

Рис. 5. Схема магистрального нефтепровода: 1 - промысел; 2 - нефтесборный пункт; 3 - подводящие трубопроводы;

4 - головные сооружения (резервуары, насосная, электростанция и др.); 5 - узел спуска скребка;

6 - линейный колодец; 7 - переход под железной дорогой; 8 - подводный переход через реку;

9 - наземный переход через овраг (ручей); 10 - конечный распределительный пункт

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы в диаметре от 529 до 1 220 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные вагоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры. Производительность таких магистральных нефтепроводов составляет примерно от 0,7 до 80 млн т нефти в сутки.

К магистральным нефтепродуктопроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства и перевалочных нефтебаз в районы потребления - до распределительных нефтебаз, наливных станций, портов, крупных промышленных предприятий, ТЭЦ и др.

У трубопроводного способа есть множество плюсов: это наиболее низкая себестоимость перекачки, высокая производительность труда, бесперебойная поставка в течение года, прак-

тически не зависящая от климатических условий, сравнительно короткие сроки строительства, незначительные потери нефти, газа и нефтепродуктов при перекачке, возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу, возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций, компрессорных станций и прокладки параллельных участков (лупингов), небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов.

Рис. 6. Схема магистрального газопровода 1 - промысел; 2 - газосборный пункт; 3 - головная КС с очистными устройствами; 4 - отвод к ГРС;

5, 6 - переходы через железную и шоссейную дорогу; 7 - промежуточная КС; 8, 9 - переходы через реку и овраги; 10 - подземное газохранилище; 11 - станция катодной защиты;

12 - конечная ГРС

Но этот способ не идеален, необходимы крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо сразу проложить весь трубопровод) и потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов. Также свою роль играет большая металлоемкость и необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, к тому же в трубопроводах небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч).

Проведя сравнительный анализ всех вышеперечисленных способов транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов, можно сделать вывод, что для Камчатки наиболее подходящим методом является трубопроводный. К сожалению, для Камчатки характерны отсутствие железнодорожного сообщения, почти полное отсутствие судоходных рек (исключение: р. Камчатка остается единственной рекой района, которая имеет судоходное значение. Сегодня Камчатку используют в судоходных целях на 200 км от устья), недостаток дорог в хорошем состоянии, отсутствие хорошей дорожной связи со многими районами и, конечно, неэкономичность использования воздушного транспорта в целях перевозки нефти и нефтепродуктов. Все это делает трубопроводный транспорт наиболее востребованным в этом районе.

Литература

1. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела: Учебник для вузов. - Изд. второе, дополн. и исправл. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. - 544 с.

2. Беляева В.Я. Нефтегазовое строительство: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф. И.И. Мазура и проф. В.Д. Шапиро. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 744 с.

3. Вайшток С.М., Новоселов В.В., Прохоров А.Д. Трубопроводный транспорт нефти. Т. 1 -2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.