УДК 004.43
Технические науки
Прокин А. А., преподаватель факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный
университет им. H.П. Огарёва», г. Саранск Баландин И. А., студент факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. H.П. Огарёва», г. Саранск E-mail: aaprokin90@yandex. ru
СПОСОБЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Аннотация: В течение нескольких последних десятилетий сфера информационных и компьютерных технологий шагнула далеко вперёд. Программирование, само собой, - идёт бок о бок с техническим прогрессом и развивается столь же стремительно, как и остальные технологии. Вместе с программированием появилось тестирование. В данной статье были рассмотрены способы тестирования и проведен их анализ.
Ключевые слова: тестирование; черный ящик; белый ящик; тестовые данные.
Annotation: Within several last decades the sphere of information and computer technologies evolved dramatically forward. Programming, by itself, - goes side by side with technical progress and develops so promptly, as well as other technologies. Testing appeared with programming. In this article questions of testing, programmer requirements were considered.
Keywords: testing, black box, white box, test data.
Разработка программных продуктов занимает малое количество. Из-за такой спешки, программисты не учитывают важность качества своего продукта, что приводит к риску со стороны пользователя.
Тестирование - это процесс выполнения программы с намерением найти ошибки [2; 4].
Один из действующих способов проверить качество продукта - это тестирование. Актуальностью применения тестирования при разработке продукта является снижение затрат заказчика и потребителя. Эти затраты связаны с необходимостью устранить ошибки в программе, из-за которых нарушается процесс разработки. На сегодняшний день проблема качества программного продукта становится все более острой, особенно по мере расширения использования информационных технологий и роста сложности программ [3; 5].
Существует три основных метода тестирования: тестирование «белого ящика», тестирование «чёрного ящика» и тестирование «серого ящика».
Тестирование «белого ящика» строится на структуре тестируемой программы. В данном случае у программы известен механизм преобразования входных данных в выходные [1].
Тестирование «белого ящика» подразумевает тестирование логики. Оно совпадает с тестированием потока управления, используемого при тестировании «черного ящика». При тестировании логики доступна более подробная информация о логике программы, из-за доступного, открытого программного кода.
Наборы входных и выходных данных формируются исходя из наличия в программе различных циклов, условных операторов, циклов ветвления и т.п. Целью тестовых наборов данных является обеспечение покрытия максимально возможного количества программного кода. Под покрытием понимается выполнение большего количества операторов при обработке входных данных тестового набора.
Главным достоинством метода тестирования «белого ящика» является возможность оптимизации программного кода путём нахождения ошибок. Также имеется возможность применять автоматизированные наборы данных.
Рассматривая тестирование «черного ящика», человек, который тестирует программу, не знает её структуру. Ему известна только информация о входной и выходной информации. При тестировании «черного ящика» определяются
наборы тестовых данных, после чего вводятся входные данные и проверяется фактический результат на соответствие с ожидаемым. Тестирование «черного ящика» имеет свои методы: тестирование потоков данных, доменов, синтаксическое тестирование, циклическое тестирование.
Достоинства тестирования «черного ящика»: отсутствие необходимости дополнительной квалификации человека, который тестирует программу, тестирование производится от лица пользователя, тестовые наборы данных формируются сразу после составления спецификации программного продукта, выявляет ошибки в спецификации.
Рассматривая метод тестирования «серого ящика» известно частичное внутреннее устройство программы. У человека, тестирующего программу нет доступа к коду, однако есть доступ к алгоритмам работы программы. К видам метода тестирования «серого ящика» относится матричное тестирование, регрессионное и шаблонное. У данного метода есть достоинства и недостатки. Одним из главных достоинств данного метода является то, что он включает в себя плюсы тестирования «белого ящика» и тестирования «черного ящика», а именно: человек, тестирующий программу, видит программу со стороны «черного ящика», а анализирует данные с позиции тестирования «белого ящика». Изначально при данном методе человек, тестирующие программу, и разработчик работают вместо, что позволяет избежать избыточные наборы тестовых данных, но и увеличивает время для исправления выявленных ошибок, дефектов.
Одним из недостатков данного метода является отсутствие возможности протестировать все возможные тестовые наборы данных. Также присутствует ограниченность в анализе тестового покрытия, так как доступ к программному коду закрыт.
В основном тестирование выполняется пользователем или заказчиком. Такое тестирование заключается в проверке сценариев использования программы. Порядок использования программы не является ввод тестового набора, который построен в соответствии с тестированием «черного ящика». Реальный порядок использования программы является набором различных множеств тестов «черного ящика»
Универсальных методов тестирования не существует. Каждый из рассмотренных видов тестирования используется для нахождения своих классов дефектов. Из-за этого целесообразно применять оба рассмотренных видов тестирования и их комбинацию.
В работе было проведено тестирование разработанного электронного журнала факультета [6].
В тестировании обучающей программы принимала участие группа студентов из 10 человек по специальности «Техник - программист». Тестирование было проведено методом «черного ящика». Непосредственно каждый из студентов проверял свой тестовый набор данных, тем самым покрытие программы было максимальным.
Тестирование было проведено методом черного ящика. Результаты тестирования указаны в таблице 1.
№ Исходные данные Ожидаемый результат Фактический результат
1 Запуск программы Появление электронного журнала Выполнено
2 Выбор класса При выборе класса открывается соответствующи й журнал. Выполнено
3 Заполнение домашнего задания При нажатии на поле домашнее задание и вводе туда данных, данные сохранятся в форме. Выполнено
4 Заполнение оценки При нажатии на поле и вводе туда оценки, оценка сохраняется в поле Выполнено
5 Перевод оценок в баллы При нажатии на кнопку «Перевести в баллы» происходит пересчет оценок и вывод баллов Выполнено
в соответствующе е поле.
Таблица 1 - тестирование методом «черного ящика».
На основе полученных результатов сделали вывод, что электронный журнал факультета готов к использованию.
Подводя итог, необходимо отметить, что задачи по достижению цели были раскрыты и решены с помощью изучения технической литературы по проблеме исследования, анализа программных средств. Можно выделить, что необходимо проводить тестирование программных продуктов при разработке, чтобы избежать дополнительных затрат на разработку и использование программного продукта.
Библиографический список:
1. Тестирование "черного ящика". Технология функционального тестирования программного обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://fktpm.m/file/117-boris-bejzer-testirovanie-chernogo-jaschika.pdf (Дата обращения 01.04.2019).
2. Методики тестирования программных средств учебного назначения [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/25939875-Uchebnoe-posobie-n-v-sofronova.html (Дата обращения 01.04.2019).
3. Тестирование программного обеспечения. [Электронный ресурс]. URL: https://careers.epam.by/content/dam/epam/by/book_epam_by/Software_Testmg_Basi cs_2_izdanie.pdf (Дата обращения 01.04.2019).
4. Прокин А. А. Современное состояние и основные проблемы интернет-торговли в российской федерации / А. А. Прокин, В. А. Богатырская, Е. С. Сергушина, И. С. Листратов // E-Scio. - Саранск, 2018 - № 3 (18). - С. 36-41.
5. Прокин А. А. Создание и актуальные проблемы продвижения "трансрегионавтоматика ") / А. А. Прокин, В. А. Богатырская, Е. С. Сергушина, Е. В. Кренделев // E-Scio. - 2018 - № 4 (19). - С. 263-268.
6. Прокин А. А. Основы разработки эффективного веб-сайта / А. А. Прокин, В. А. Богатырская, Е. С. Сергушина, В. Ю. Клипиков // E-Scio. -
Саранск, 2018 - № 3 (18). - С. 12-17.