Научная статья на тему 'Способы создания имиджа политических деятелей (на материале еженедельника «2000»)'

Способы создания имиджа политических деятелей (на материале еженедельника «2000») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / имиджевая характеристика / известная личность / политический деятель / язык СМИ / лексические средства

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крючкова Катерина Сергіївна

Лексемы, содержащие оценочную (имиджевую) характеристику известных личностей, являются неотъемлемой частью любого современного печатного издания и представляют собой обновляемый материал, требующий постоянных исследований. Классификация подобного рода языковых единиц помогает определить не только вектор развития проблемы, но и лучше оценить политику самого издания, так как именно при помощи имиджевой характеристики создаѐтся впечатление читателей об основных свойствах и характеристиках известной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICIANS IMAGE CREATION LEXICAL MEANS (ON WEEKLY JOURNAL «2000» MATERIALS)

Modern print media make considerable impact on readers, often it occurs through created (according to edition policy) celebrated personalities image. We understand as image specially or inadvertently created idea of its carrier that is reproduced by the some leader or in mass media. Often the similar assessment is created by means of a certain lexical elements choice, a metaforization and case texts using various language game receptions. Conclusions are made based on research of the newspaper «2000» materials for 2011 year, some ways are specified by examples from other years editions.

Текст научной работы на тему «Способы создания имиджа политических деятелей (на материале еженедельника «2000»)»

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

ЛІНГВІСТИКА

УДК 811.161.1’373 Е. С. Крючкова

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА

ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА «2000»)

Лексемы, содержащие оценочную (имиджевую) характеристику известных личностей, являются неотъемлемой частью любого современного печатного издания и представляют собой обновляемый материал, требующий постоянных исследований. Классификация подобного рода языковых единиц помогает определить не только вектор развития проблемы, но и лучше оценить политику самого издания, так как именно при помощи имиджевой характеристики создаётся впечатление читателей об основных свойствах и характеристиках известной личности.

Ключевые слова: имидж, имиджевая характеристика, известная личность, политический деятель, язык СМИ, лексические средства.

Средства массовой коммуникации в современном мире все чаще становятся не только и не столько источником сообщения, то есть информации, сколько средством воздействия на сознание людей, средством манипулирования другими людьми [1, c. 1]. Роль СМИ, в том числе и печатных, особенно значима в формировании в сознании адресата определенного ценностного представления о том или ином политическом деятеле. Лишенный возможности личного восприятия, читатель воспринимает политика через описание журналистом, то есть полагается на субъективную оценку другого человека (журналиста), создающего так называемый имидж политика. Вслед за А. Б. Наумовым под имиджем политического лидера мы будем понимать специально или непреднамеренно создаваемое представление о его носителе, которое воспроизводится самим лидером или в средствах массовой информации [2, с. 11].

Целью настоящей работы является анализ лексических средств создания имиджа политика, осуществленный на материале русскоязычного еженедельника «2000» (в дальнейшем при подаче иллюстративного материала будем указывать только год, номер и раздел газеты. - Е. К.).

В задачи работы входит:

1) определение понятия «имидж»;

2) классификация способов создания имиджевой характеристики.

Актуальность работы обусловлена изменчивостью фактического материала и

необходимостью хронологического отслеживания основных тенденций в создании имиджа известных личностей.

В своем исследовании мы исходим из того, что имидж личности невозможно представить вне категории оценки. «Ориентация на оценку человека, его качеств, достоинств или недостатков, - отмечает Ю. Г. Лозовский, - предназначение имиджа, тем более когда речь идет о конкретных задачах, например, о завоевании авторитета, уважения, симпатии, привязанности, благодарности (имидж руководителя, бизнесмена, преподавателя) либо о победе на выборах (имидж политика)» [1, с. 4].

Ю. Г. Лозовский в своем исследовании рассматривает имидж как сложную, многоуровневую систему, включающую в себя всю информацию о человеке. Эта система может быть представлена в виде языковой модели, содержащей четыре

102

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

важнейшие характеристики человека: визуальную, индивидуально-личностную,

социальную, символическую [1, c. 5]. Анализ выпусков украинского русскоязычного еженедельника «2000» за 2011 г. показал, что в материалах этой газеты чаще всего встречаются индивидуально-личностные и социальные характеристики политических деятелей, в то время как внешние и символические характеристики в них фактически не представлены.

Проведенное исследование позволило выделить такие наиболее частотные способы репрезентации имиджевых характеристик в газетном тексте:

1) выбор определенных лексических элементов;

2) метафоризация;

3) обращение к языковой игре;

4) использование прецедентных текстов.

Остановимся на характеристике каждого из них более подробно.

Выбор лексических элементов. Чаще всего при оценке какой-либо личности используется эмоционально-экспрессивная лексика, но и нередки случаи вовлечения в сферу оценки нейтральной лексики, которая при взаимодействии с контекстом приобретает коннотацию, сохраняя при этом нейтральную сему. В чистом виде характеристика личности может быть дана лишь одной лексической единицей (зачастую именем прилагательным), имеющей эмоционально-экспрессивную окраску. Такие случаи (исходя из проанализированного материала) в современных печатных СМИ Украины встречаются чрезвычайно редко. Зачастую для характеристики известной личности используются словосочетания или же развёрнутые определения. Среди них можно выделить такие основные лексические единицы:

1. Лексемы, значение которых сводится полностью к выражению оценки. Подобные языковые единицы включают в себя лишь знак оценки (возможно использование собственных имён в той же функции), чаще всего негативной: «Владимир Жириновский заявил, что Тимошенко «аферистка, украинский Гайдар и Чубайс в одном коктейле»» (2011, №34, F5), «...Арсений Петрович самым беспардонным образом передрал, иначе и не скажешь, все основные параметры, нормы и положения уже существующего закона...» (2011, №34, A4), «...наш «фронтовик» чихвостит именно те действия...» (2011, №45, A6), «Юлия Владимировна ... как ни в чём не бывало заявляется в студию программы «Шустер Live»...» (2011, №49, B1), «...иначе как вызывающим, провокационным поведение Тимошенко во время судебного процесса назвать нельзя» (2011, №32, A2), «Президент страны — тиран и деспот — независимым медиа-профсоюзом, который при подобных исходных данных (повторяю — в стране правит тиран и деспот, а его властные структуры ессессно тиранят всё и вся) объявлен главным врагом независимой прессы, которой опять по указанным исходным данным просто в стране существовать не должно» (2011, №18 - 19, F6), «И относятся они, разумеется, к периоду первой «отсидки» Юлии Тимошенко в 2001 г.», «...напортачили и Тимошенко, и Ющенко» (2011, №33, А4), «А то ведь как-то нелепо звучит: «политически репрессированная Тимошенко» — подельница «коррупционера и казнокрада Лазаренко».» (2011, №44, А6), «особа, много раз обманувшая свое (и не только свое!) государство и его граждан» (2011, №26, F6) », «.с легкой руки Пискуна в премьерском кресле Украины дважды сидела особа, которой место на тюремных нарах [Ю. Тимошенко]» (2011, №44, А6), «Судя по интервью, Н. Королевская на «отлично» окончила школу Юлии Владимировны и научилась лгать без стеснения» (2011, №32, F7), «Тимошенко втравила Виктора Ющенко в политическую линию расшатывания законности» (2011, №1 - 2, А2).

2. Реализация оценочной характеристики одним из лексико-семантических вариантов многозначного слова. В некоторых случаях возникновению оценочного

103

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

эффекта способствует сдвиг значения на основе переноса общего признака с узуального наименования на окказиональное наименование: «Она [Ю. Тимошенко] спокойно продала Павла Лазаренко.... Она продала Леонида Кучму, который позволил ейраздерибанить «Громаду».... Она дважды продала Виктора Ющенко.... Она человек без принципов и моральных ограничений. Вокруг неё гибнет всё, что её окружает. Её окружение большей частью или сидит, или находится под следствием, или в бегах» (2011, №34, F5), «Юля попала в камеру» (2011, №51, A1), «...за всю свою жизнь ЮВТ содержательно не ответила ни на один журналистский вопрос» (2011, №34, F5), «...законодательный подвиг Арсения Петровича нашёл соответствующее отражение на сайте этой партии» (2011, №34, A4), «В принципе Арсений Петрович является одним из лучших знатоков популизма в украинской политике. Первым, увы, не получается» (2011, № 34,A4), «...«законодательной» попыткой «фронтовика» [Яценюка] привлечь внимание к своей персоне» (2011, №34, A4), «Юлия Владимировна по-прежнему хворает. Как не синими пятнами покроется, так ангину подхватит» (2011, №38, А8), «И лишь Сергей Тигипко, этакий политический «камикадзе», режет правду-матку», «..предыдущие ставленники Запада — Ющенко и Тимошенко — политические банкроты...» (2011, № 32, F1), «А в апреле 2006-го Ющенко посмеялся над доверчивыми избирателями» (2011, №42, В4), «Она [Ю. Тимошенко] — человек с высокой выживаемостью, очень целеустремленный и собранный» (2011, №17, F7), «Звездный час «леди Ю» — позади, она исчерпала существовавшие у нее исторические возможности» (2011, №1 - 2, А2).

3. Единицы языка, обозначающие признак, действие или явление, которое не имеет в своём предметном содержании оценки, но в сознании читателя уже приобрело положительное или отрицательное значение. В некоторых случаях появление оценки при восприятии читателем провоцируется контекстом, реже создаётся при помощи окказиональной лексики. Иногда лексемы со знаком оценки выделяются кавычками: «В принципе Арсений Петрович является одним из лучших знатоков популизма в украинской политике. Первым, увы, не получается» (2011, № 34, A4), «Сегодня Арсению Петровичу 37 годиков» (2011, № 34, A4), «...после лопнувшего пузыря в исполнении одиозного главного голодоморца...» (2011, №34, F5), «...где славословия «газовой принцессы» настолько превышают допустимые в каноническом православии пределы» (2006, №8, F2), «Особая гражданка Тимошенко» (2011, №27-28, B6), «Из уст Януковича прозвучала такая ремарка» (2011, №44, A7), «...в августе Власенко вещал о...» (2011, № 49, B1), «.предыдущие ставленники Запада — Ющенко и Тимошенко — политические банкроты.» (2011, № 32, F1), «Не удивительно, что такой «принципиальный» генпрокурор [С. Пискун], твердо стоявший «на страже закона» на выпрямленных «оранжевым» шабашем коленях» (2011, №44, А6), «.ситуацию, сложившуюся после выборов в России, и ее «освещение» на наших главных ток-шоу, в первую очередь «господами» Шустером и Киселевым.» (2011, № 50, А8).

Для усиления оценки определённого политического лидера или же лидеров журналист может на протяжении всего материала статьи повторять похожие по смыслу и оценке конструкции, которые будут направлять оценочное восприятие читателя в определённое русло (при этом могут использоваться все приведённые выше типы языковых единиц): «...экс-премьер-министр Юлия Тимошенко - тяжело больна, эксминистр внутренних дел Луценко - тяжело болен. Бывший исполняющий обязанности министра обороны Валерий Иващенко тяжело болен. <.> Я вовсе не утверждаю, что Тимошенко банальная симулянтка (а равно и Луценко с Иващенко), хотя об артистических талантах Юлии Владимировны, умении сыграть любую роль в какой угодно ситуации хорошо известно. <.> А уж если возбуждено уголовное дело, да ещё

104

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей, захворать, причём тяжело - это уже давно стало на Украине, можно сказать, классикой жанра. Пока в высоких креслах - здоровы, извините, как быки. Чуть что - едва не самые больные на свете. <...> ...часто хвори Юлии Владимировны попадали под диагноз, называемый в народе «воспаление хитрости». <...> ...якобы больной человек (а именно Юлия Тимошенко)... <...> «Правда «болела» Юлия Владимировна по другому поводу...» (2011, №49, B1).

Необходимо отметить, что во всём представленном выше языковом материале немалую роль играют собственные имена, зачастую именование политических деятелей происходит по фамилии, но в некоторых случаях используется имя с отчеством, что при обращении к молодым политикам создаёт дополнительное оценочное значение. Некоторые же фамилии (например, Тимошенко) приобретают статус компонента имиджа личности, носящей данную фамилию, и теперь воспринимаются уже не в качестве нейтральной, а эмоционально окрашенной лексемы. В некоторых случаях оценочность достигается благодаря свободной трансформации имён, фамилий и отчеств политических лидеров, а иногда и окказионализмов имеющих оценочное значение: «По словам Бондаренко, в результате разбавления... ну т.е. не водки водой, а Партии регионов Тигипкой...», «Хавьер Соланыч, например, заявил», «Но тут вмешался шведский Карла [Карл Бильдт] и на пальцах разъяснил, почем фунт демократии» (2011, №38, А8). В некоторых же случаях возникают окказиональные наименования политиков: «вышеназванный прогноз астролог сопроводила

пророчеством, что «влиятельность к «Леди Ю» вернется только через 2 года»» (2011, №52, А8), «В дальнейшем Ген Геныч [Геннадий Москаль] намерен доработать свой законопроект и предложить освободить Луценко по неликвидности» (2011, №38, А8), «И если Пискун давал этому антиконституционному действу такие высокие положительные оценки <...>, то можно было представить, как будет «блюсти закон» майданноиспеченный генпрокурор на новом-старом поприще» (2011, №44, А6), «Благодаря таким вот пискунам [отсыл к С. Пискуну] — карьеристам и конъюнктурщикам (если не сказать больше).» (2011, №44, А6).

Еще одним средством создания имиджевой оценки может стать использование местоимений, в силу определенных причин соотносящихся с тем или иным политиком. Так возникают дейктические обозначения, которые закрепляются в языке в виде шаблонов с определённой экспрессивной окраской (зачастую негативной): «Господам из ЕС и др. европейским политикам, которые считают, что Вона (Тимошенко) спасла Европу» (2011, №47, F7), «Дескать, не трогайте Тимошенко, она «наша», Вона за США?» (2011, №22, F1). Подобное именование может являться приёмом некоей языковой игры, которая способствует формированию необходимого впечатления об описываемом лидере у адресата речи.

Языковая игра. В чистом виде она представлена (на страницах еженедельника «2000») в статьях журналиста под псевдонимом Критикан Политиканов, которые полностью построены на использовании данного приёма. В других статьях он используется достаточно редко: «Да хотя бы Юлины наличные... бр-р-р... научные достижения взять», «Особенно расстарался некто Виктор Федорович Тимошенко», (2011, №52, А8), «Новый старый лузер... т.е. лидер Соцпартии Александр Мороз поведал», «Маразм... бр-р-р... Мороз не пояснил», «Так и запишем: между Маразмом и Тягнибоком... тьфу ты!.. между Морозом и Тягнибоком политических расхождений нет», «Продолжает радовать глава ЕНП... как бишь его?.. фамилия еще такая крепкоалкогольная... Мартини... Мартель... Мартенс (вспомнил!)» (2011, №38, А8), «.без такого дня ни общественность, ни органы государственной власти и местного самоуправства... бр-р-р... самоуправления не догадаются обратить внимание на

105

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

проблемы социальной справедливости», «И это в то время, когда идет борьба практически не на жесть, а на смех... т. е. не на жизнь, а на смерть », «будет создана группа манитыринга... простите, никто ничего тырить не будет... мониторинга», «Но это, сами видите, инсинуации чистой водки» (2011, № 45, A8), «..сторонники «Батьківщини», придя на избирательные участки в октябре 2012 г., увидят в бюллетене, образно говоря, вместо Тим Юл Бют Тим Жен Бют [о Ю. Тимошенко и Е. Карр (Тимошенко)]» (2011, №51, F7).

Метафора особенно активно используется в политическом дискурсе в целом, но и в создании имиджа она играет не последнюю роль. Для определения метафоры мы будем опираться на определение, приведённое А. П. Чудиновым в его монографии «Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации» [3]. Он представляет метафору как основную ментальную операцию, являющуюся способом познания, структурирования и оценки мира. Такое, достаточно общее, определение в большей мере подходит не только для характеристики метафоры с точки зрения когнитивистики, но и для определения её роли в создании имиджа. Согласно А. П. Чудинову, метафоры делятся по сферам-источникам на:

- военные метафоры: «Верховной руководительнице [Ю. Тимошенко] нужны не

способные специалисты, а преданные подданные» (2011, №32, F7), «Юлия

Владимировна - боец, это ее не сломило, и она готова к борьбе до последнего» (2011, №45, A8);

- зооморфные метафоры: «Истории Юлии-Тигрицы нет больше места в прессе» (2012, №3, A5);

- театральные метафоры (также метафоры, связанные с кинематографом): «..хотя об артистических талантах Юлии Владимировны, умении сыграть любую роль в какой угодно ситуации хорошо известно» (2011, № 49, B1), «Любое ее выступление [Ю. В. Тимошенко] в каком-нибудь западном СМИ - это просто сценарий триллера с захватывающим сюжетом», «Юлия Владимировна в очередной раз подтвердила свое реноме хорошей актрисы», «В начале интервью Тимошенко переиграла» (2011, № 22, A6).

Приведённый список можно продолжать и уточнять, так как сферы-источники и сферы-магниты в современной политической метафоре достаточно разнообразны и затрагивают все области жизни человека [3]. Таким образом, можно прийти к выводу, что отличие политической метафоры в целом от метафоры, создающей имидж человека, состоит в том, что использование последней более узконаправленно и фактически исключает использование фреймов и слотов, связанных с человеческим телом (организмом) и конкретными органами, которые частотны в политических метафорах. Также метафоры при характеристике политических деятелей не находят должного распространения на страницах еженедельника «2000».

Прецедентные тексты. При характеристике известных личностей журналисты еженедельника обращаются к наиболее расхожим прецедентным феноменам, которые можно классифицировать как языковые штампы, например: «Характеристика Юлии [Тимошенко] объективных бытописателей: «Моложе своих лет, миниатюрная и хрупкая, бунтарка с тягой к прекрасному, дамское лукавство, тяга к лидерству, детство в «хрущевке», остроумна, комсомолка, спортсменка и см. выше» (2006, № 51, C6), «— Да, да, — сказал он, — живешь так в одиночестве, не зная наслаждений» («Золотой теленок»). «Потому что я очень мало имею времени для наслаждения, очень мало. Вчера, например, я около трех часов ночи приехал домой и сегодня встал в шесть утра. Позавчера было несколько раньше» (пресс-конференция президента Виктора Януковича 21 декабря 2011 г.)» (2011, №52, А8), «Тогда же «вставший с колен» Пискун.» (2011, №44, А6), «Звездный час «леди Ю» — позади, она исчерпала

106

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ФІЛОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 6

существовавшие у нее исторические возможности» (2011, №1 - 2, А2).

Таким образом, можно прийти к выводу, что имидж как система, представляющая собой набор различных признаков личности, в современных печатных СМИ представляется в виде языковой модели, которая выражается при помощи лексических средств, изначально содержащих оценку в одном из своих значений, а также приобретших эмоционально-экспрессивное значение в контексте или под влиянием личностного восприятия реципиента. Использование языковой игры с подобной целью зачастую узконаправленно и встречается лишь в определённых материалах, которые при помощи данного приёма завуалировано выражают мнение читателей не только о попавших в опалу политических лидерах, но и о деятельности всей политической системы в целом. В создании оценочных характеристик политического деятеля применяются метафоры, относящиеся преимущественно к сфере театра или военных действий.

Список использованной литературы

1. Лозовский Ю. Г. Языковые средства создания имиджа известной личности (на материале СМИ Приморского края) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Ю. Г. Лозовский. - Владивосток, 2009. - 24 с.

2. Наумов А. Б. Структура установок восприятия и оценки политических лидеров : автореф. дисс. ... канд. психолог. наук / А. Б. Наумов. - Ярославль, 2008. - 24 с.

3. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации

[Электронный ресурс]: монография / А. П. Чудинов - Екатеринбург, 2003. - 248 с. -Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/ chudinov-03a.htm. - Название с экрана.

4. Литвинникова О.И. Функциональное поле оценочности на страницах русскоязычных газет современной Украины / О.И. Литвинникова // Функциональная лингвистика. -Симферополь, 2010. - №1, т.2 - С. 35 - 38.

Стаття надійшла до редакції 5 квітня 2011р.

К. Крючкова

ЗАСОБИ СТВОРЕННЯ ІМІДЖУ ПОЛІТИЧНИХ ДІЯЧІВ (НА МАТЕРІАЛІ ТИЖНЕВИКА «2000»)

Сучасні друковані ЗМІ суттєво впливають на своїх читачів, найчастіше це відбувається через створюваний (згідно політики видання) імідж відомих особистостей. Під іміджем ми розуміємо спеціально або випадково справлене враження про його носія, яке відтворюється самим лідером або засобами масової інформації. Найчастіше така оцінка створюється за допомогою вибору певних лексичних елементів, метафоризації, а також використання прецедентних текстів; різноманітних засобів мовної гри. Висновки зроблені на основі дослідження матеріалів газети «2000» за 2011 рік, деякі засоби уточнені прикладами з видань інших років.

K. Kriuchkova

POLITICIANS IMAGE CREATION LEXICAL MEANS (ON WEEKLY JOURNAL «2000» MATERIALS)

Modern print media make considerable impact on readers, often it occurs through created (according to edition policy) celebrated personalities image. We understand as image specially or inadvertently created idea of its carrier that is reproduced by the some leader or in mass media. Often the similar assessment is created by means of a certain lexical elements choice, a metaforization and case texts using; various language game receptions. Conclusions are made based on research of the newspaper «2000» materials for 2011 year, some ways are specified by examples from other years editions.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.