Научная статья на тему 'СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АМБИВАЛЕНТНЫХ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО'

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АМБИВАЛЕНТНЫХ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монологическое мышление / полифонический роман / характер героя / способы создания характера героя / диалогическое сознание / характеристика героя / monological thinking / polyphonic novel / character of the hero / ways of creating the character of the hero / diological consciousness / characterization of the hero

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старицына Юлия Александровна, Семенова Арина Игоревна

Статья посвящена литературоведческому анализу произведений Ф. М. Достоевского с точки зрения приемов, используемых для раскрытия амбивалентного характера героя. Целостность творчества писателя рассматривается на уровне глубинной связи персонажей. Найденные приемы раскрывают их искания, определяют энергию страдания, проистекающего из драматического конфликта внутренней и внешней заданности. Психологизм романов Ф. М. Достоевского чрезвычайно интересен для исследования и изучения, так как здесь писатель приоткрывает завесу над тайной непостижимой души человека, раскрывая его внутренний мир через поступки, мысли, окружение, веру (или ее отсутствие) и т.д., что определяет присутствие героя в духовном поле. Поступки и высказывания проявляют результат взаимодействия души и духа. Сложной диалектике движения амбивалентного характера героя, таким образом, соответствуют перемены и на уровне трагического фона повествования: появляются новые приемы создания образа, особые способы портретирования; меняется лексика, строение фразы, детализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF CREATING AMBIVALENT CHARACTERS OF HEROES IN THE POEM BY F. M. DOSTOYEVSKY

The article is devoted to the literary analysis of the works by F. M. Dostoevsky from the point of view of the techniques used to reveal the ambivalent character of the hero. The integrity of the writer's work is considered at the level of the deep connection of the characters. The considered techniques reveal their search; determine the energy of suffering arising from the dramatic conflict of internal and external assignment. The psychologism of F. M. Dostoevsky's novels is extremely interesting for research and study, since here the writer opens the veil over the mystery of the incomprehensible human soul, revealing his inner world through actions, thoughts, environment, faith (or its lack ), etc., which determines the presence of the hero in the spiritual field. Actions and statements manifest the result of the interaction of the soul and spirit. The complex dialectic of the movement of the ambivalent character of the hero, thus, corresponds to changes at the level of the tragic background of the narrative: new methods of creating an image, special ways of portraying appear.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АМБИВАЛЕНТНЫХ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО»

13. Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали...» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Ред. В.Ф. Шевченко. М. : Лабиринт, 2002. 224 с.

УДК 821.161.1

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АМБИВАЛЕНТНЫХ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Старицына Ю. А.

кандидат филологических наук, доцент Семенова А. И. студент магистратуры

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Статья посвящена литературоведческому анализу произведений Ф. М. Достоевского с точки зрения приемов, используемых для раскрытия амбивалентного характера героя. Целостность творчества писателя рассматривается на уровне глубинной связи персонажей. Найденные приемы раскрывают их искания, определяют энергию страдания, проистекающего из драматического конфликта внутренней и внешней заданности. Психологизм романов Ф. М. Достоевского чрезвычайно интересен для исследования и изучения, так как здесь писатель приоткрывает завесу над тайной непостижимой души человека, раскрывая его внутренний мир через поступки, мысли, окружение, веру (или ее отсутствие) и т. д., что определяет присутствие героя в духовном поле. Поступки и высказывания проявляют результат взаимодействия души и духа. Сложной диалектике движения амбивалентного характера героя, таким образом, соответствуют перемены и на уровне трагического фона повествования: появляются новые приемы создания образа, особые способы портретирования; меняется лексика, строение фразы, детализация.

Ключевые слова: монологическое мышление, полифонический роман, характер героя, способы создания характера героя, диалогическое сознание, характеристика героя.

WAYS OF CREATING AMBIVALENT CHARACTERS OF HEROES IN THE POEM BY F. M. DOSTOYEVSKY

Staritsyna Y. A.

Candidate of Philology, Associate Professor Semenova A. I. Master's Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch Sterlitamak, Russia

Abstract. The article is devoted to the literary analysis of the works by F. M. Dostoevsky from the point of view of the techniques used to reveal the ambivalent character of the hero. The integrity of the writer's work is considered at the level of the deep connection of the characters. The considered techniques reveal their search; determine the energy of suffering arising from the dramatic conflict of internal and external assignment. The psychologism of F. M. Dostoevsky's novels is extremely interesting for research and study, since here the writer opens the veil over the mystery of the incomprehensible human soul, revealing his inner world through actions, thoughts, environment, faith (or its lack ), etc., which determines the presence of the hero in the spiritual field. Actions and statements manifest the result of the interaction of the soul and spirit. The complex dialectic of the movement of the ambivalent character of the hero, thus, corresponds to

changes at the level of the tragic background of the narrative: new methods of creating an image, special ways of portraying appear.

Keywords: monological thinking, polyphonic novel, character of the hero, ways of creating the character of the hero, diological consciousness, characterization of the hero.

По мнению М. М. Бахтина Ф. М. Достоевский совершил в мировой культуре переворот, сравнимый с открытиями Коперника или Ньютона. Писатель создал новую модель художественной реальности. До него господствовало в литературе монологическое мышление, а Ф. М. Достоевский же стал создателем полифонического романа.

Исследователи, в частности М. М. Бахтин, отмечают, что произведения Ф. М. Достоевского отличаются от других художественных текстов именно тем, что в них автор не просто апеллирует известными литературоведению способами создания характера персонажа, а использует их для того, чтобы описать характер, создать диалогическое сознание. Герой, наделенный диалогическим сознанием, представляется самостоятельной единицей художественного произведения. Для того, чтобы его не просто описать, но сделать индивидуальностью, личностью, которая может самостоятельно мыслить и спорить и с другими персонажами, и с самим автором, Ф. М. Достоевский обращает большое внимание на внутренний мир персонажей, описывает движения души человеческой, которые могут быть непонятны самому герою.

В характеристике героя анализ и синтез взаимосвязаны. Анализ заключается в том, что характер дробится на элементы его составляющие, а синтез характеризуется рассуждением, которое начинается или заканчивается обобщающими формулировками. Характеристика, конечно, является речевой структурой, которая отличается от повествования и описания, но эта речевая структура может быть свойственна и автору, и герою, который сам о себе рассказывает. Именно так поступает князь Мышкин в романе «Идиот», например: «Я сам совершенный ребенок, то есть вполне ребенок, что я только ростом и лицом похож на взрослого, но что развитием, душой, характером и, может быть, даже умом я не взрослый, и так и останусь, хотя людьми, с большими, - и это я давно заметил, - не люблю, потому что не умею. Не умеет лицемерить, не умеет врать, не умеет. Жил не для себя, а для других» [5].

По мнению Н. Д. Тамарченко, не любой персонаж в художественном произведении обладает характером - это лицо, которое самоопределяется т. е. персонаж, наделенный характером, поступает в той или иной ситуации в соответствии со своими принципами, а не по желанию автора, также действия характера не диктуются развитием сюжета, т. е. характер влияет на развитие сюжета своими действиями, а не наоборот. Персонаж, наделенный характером, выступает не только участником того или иного события в произведении, но является участником собственной жизни, в которой он играет роль главного героя, хотя может им и не быть в основном сюжете. У персонажа-характера есть своя система ценностей, свои принципы, которые могут отличаться от картины мира других действующих лиц в произведении, поэтому поведение такого персонажа не стереотипны, а всегда имеют причину, которая кроется во внутреннем мире героя.

Реакция персонажа-характера на события также обуславливается его морально-нравственными установками, которые могут измениться, но не просто так, не по желанию автора, а закономерно и логично под воздействием различных факторов, например, после события, которое потрясло героя и тем самым способствовало переоценке ценностей персонажа-характера, поэтому в дальнейшем он будет поступать по-другому, в соответствии со своими новыми установками и взглядами. Нередко герой поступает вопреки своим убеждением, в таком случае подобная ситуация является приемом, который также раскрывает персонажа с других сторон. Немаловажная составляющая персонажа-характера - это наличие у него рефлексии, самосознания, ведь только «живая душа»

при столкновении с внешним миром откликнуться, отозваться на события, т. е. происходит внутренняя реакция, которую автор описывает. В литературоведении такой прием называется монологическая речь.

М. М. Бахтин считает Ф. М. Достоевского новатором художественной формы. В романах писателя можно выделить типологию героев, некоторое из которых имеют противоположные друг другу взгляды и убеждения, которые могут отличаться от мировоззрения самого автора. Таким образом, персонаж произведений Ф. М. Достоевского, по мнению М. М. Бахтина, «был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова» [1, с. 50]. Главным показателем этого утверждения является то, что читатель соглашается или спорит не с целым романом, а с каждым из героев по отдельности, даже сам автор может не соглашаться со своими героями, но все равно дает им возможность высказаться. Это делает актуальным рассмотрение и описание одного из средств создания человеческого характера в художественном произведении - речи персонажа.

Главной особенностью романов Ф. М. Достоевского М. М. Бахтин считает множественность равноправных голосов, это явление исследователь называет полифонией.

Авторский голос в произведениях русского писателя звучит наравне с голосами героев. Кругозор героя может быть иным и не совпадать с авторским. Слово автора перестает быть авторитетным т. к. у персонажей появляется самосознание, все сознания живут в равноправном диалоге, а автор - в поиске истины, которая отражается именно в живом диалоге. В нем могут участвовать не только герои, но и «идеи». В произведениях Ф. М. Достоевского происходит прежде всего диалог идей, именно поэтому исследователи называют романы писателя идеологическими. Идея в романах писателя живет на равных правах с героями, она становится действующим лицом так же, как, например, в произведениях Н. В. Гоголя действующим лицом становился гомерический смех.

Диалог, по мнению М. М. Бахтина - это не обмен репликами, диалогическая ситуация - это ситуация, в которой вопрос рождает не ответ, а новый вопрос, в ней происходит встреча сознаний, разных пониманий. Подобный диалог является проявлением рефлексии - способности к самопознанию, самоосознанию и взаимоосознанию. Такое диалогическое рефлексивное вопрошание себе и миру характерно для каждого персонажа в романах Ф. М. Достоевского.

Диалогическая встреча сознаний или идей - это контрапункт; контрапунктная встреча - точка пересечения разных сознаний, которые амбивалентны, а значит, проявляют единство и борьбу противоположностей. Именно эта встреча является способом раскрытия образа героев.

В литературоведении выделяет два вида речи: внутренняя речь и внешняя.

Ф. М. Достоевский в романах прописывает диалоги, дает слово своим героям не для того, чтобы выразить свою позицию или замысел произведения, и не для того, чтобы реалистичнее передать жизнь персонажей, ведь они, как все люди вынуждены разговаривать с другими действующими лицами, речь в произведениях писателя нужна не для того, чтобы показать язык, который присущ тому или иному типу, слова персонажей, по мнению М. М. Бахтина, не являются способом создания характера героя, но и не служат для выражения авторской позиции, для того, чтобы показать внутренний мир героя, то, как он мыслит, поскольку мышление и речь тесно взаимосвязаны. Герой произведения Ф. М. Достоевского высказывается не только о мире, но и о себе самом не с позиции автора произведения, а со своей собственной. Таким образом, речь персонажей в романах писателя представляет собой мыслительный процесс того или иного героя, читатель сам составляет мнение о персонаже по его речи. Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например, что же по-настоящему гнетет Раскольникова, когда он из разговора Лизаветы и мещан выделяет лишь слова «семь», «в седьмом часу», «решайтесь, Лизавета Ивановна», «порешить».

В конце концов эти слова в его воспаленном сознании превращаются в слова «порешить» (убить), «смерть». Заметим, что эти ассоциативные связи будет использовать в разговоре с Раскольниковым Порфирий Петрович: повторяя слова «казенная квартира» (тюрьма), «порешить», «обух» - психолог-криминалист, сознательно «играя словами», давит на сознание Родиона, заставляя испытывать волнение и постепенно доводя до признания. В этот момент герой получает тяжелую моральную травму, переживания нарастают и не дают покоя, и он выплескивает их. Порфирий Петрович несколько раз практически достигает цели. Эти слова, а также «кровь», «темя», создают особый психологический подтекст, так как проходят через все разговоры Раскольникова с Разумихиным, Заметовым, Порфирием Петровичем.

Портрет - это описание физических особенностей персонажа, например, в нем может быть отражен возраст или указание на тип фигуры, лица, как пишет В. Е. Хализев, «а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой» [10, с. 123], например, стиль в одежде, укладка волос или ее отсутствие, также отмечаются различные украшения, отличительные предметы одежды, которые носят только определенные слои населения, например, военная форма, медали и т. п. При описании портрета персонажа автор обращает внимания читателей на то, как герой общается при помощи невербальных способов: мимика, жестикуляция. На протяжение всего романа внешний образ персонажа остается постоянным или меняется по ходу развития сюжета, это происходит в зависимости от идейной составляющей произведения. Изменения во внешности персонажа связаны с его внутренним развитием. Автор старается подчеркнуть внутренний мир героя описанием его внешности, передать характер героя через его внешний вид. Принято считать, что портрет является выразителем авторской оценки героя, так существуют идеализирующие портреты, которые состоят не из нейтральной лексики, а из эмоционально-окрашенной, или из таких средств художественной выразительности, как сравнение, эпитет, метафора. Очень важную роль в изображении внутреннего облика героя играет описание его сознания и самосознания: он может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность т. е. рефлексировать. Художественная рефлексия помогает автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.

Настасья Филипповна Барашкова - дворянка. О внешности героини читатель узнает из уст князя Мышкина: «Удивительно хороша!» [5], «удивительное лицо!» [5], автор подтверждает это словами: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна...» [5]. У Настасьи Филипповна загадочный взгляд: «...при взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел -точно задавал загадку... » [5]. В этих глазах заключена трагическая история героини: «... девичий позор, в котором она не виновата, а просто как вознаграждение за исковерканную судьбу... » [5], «...как дешево досталась ему эта нежившая душа... » [5]. Это верно подмечает Мышкин, как знаток человеческих душ: «... я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [5]. В одной линии, изгибе, черте лица Ф. М. Достоевский раскрыл и прошлое героини, и ее внутренний мир, ведь именно этот факт ее биографии сформировал ее как личность, читатель может понять мотивацию и

поступки героини: «...она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется...» [5].

Настасья Филипповна не только красива внешне, но и обладает другими характеристиками: «...ее образование, изящная манера, остроумие...» [5], «...не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны...» [5], внешние детали, которые характеризуют героиню, как действительно неглупую женщину: «...музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка...» [5], образ жизни героини также говорит о ней многое: «Жила она больше уединенно, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало...» [5], «...хотя приняла предложенный ей комфорт, но жила очень скромно и почти ничего в эти пять лет не скопила... » [5].

Душевные качества Настасьи Филипповны автор описывает так: «...благородного сердца Настасьи Филипповны...» [5], но «...гордость «оскорбленной и фантастической женщины» доходит уже до такого исступления... » [5], «...Настасья Филипповна - женщина бескорыстная... » [5], Мышкин подмечает: «Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [5].

Достаточно сложные душевные терзания автор берется описывать сам, а не использует такие приемы, как взаимохарактеристика и самохарактеристика, т. к. писатель передает амбивалентность персонажей, раскрывает глубоко спрятанную, непознанную ею самой душевную бездну. «Особенная» красота героинь в сочетании с их духовной уникальностью становится одной из важнейших художественных деталей, художественным знаком, обнаруживающим некое архетипическое содержание: «...существо... никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты...» [5], «...какая-то душевная и сердечная бурда, - что-то вроде какого-то романического негодования бог знает на кого и за что, какого-то ненасытимого чувства презрения, совершенно выскочившего из мерки...», «...она давно уже перестала дорожить собой... » [5], «...как дешево досталась ему эта нежившая душа... » [5], «...существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно... » [5], «...тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны... » [5].

Ф. М. Достоевский называет Настасью Филипповну удивительной женщиной: «Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо... » [5], «Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер... » [5], «...он имеет теперь дело с существом совершенно из ряду вон... » [5].

Настасья Филипповна - королева и сиротка, амбивалентный персонаж.

А. П. Скафтымов пишет о героине, что она «оказывается в бесконечном кругу самооправданий и самолюбований, она считает себя опустившейся, но понимает, что она жертва...», замечает, что Настасья Филипповна не может выбраться из этого круга [7, с. 54]. Ученый называет ее заколдованной царевной, которой нужен другой герой, способный расколдовать ее и полюбить такой, какая она есть.

Исследователь О. В. Молодкина отмечает, что князь Мышкин не только обладает подлинным знанием о мире, но и умеет вовлекать в его сферу людей, не совсем утративших способность видения сущности вещей: «он может «проницать» сквозь жизненную плоть других людей в их глубинное "я"» [6, с. 88].

Таким образом, рассмотренные способы создания амбивалентных характеров героев в произведениях Ф. М. Достоевского раскрывают идейно-нравственные искания персонажей, становление человеческого характера, мировоззренческих основ личности. Кроме того, Г. М. Фридлендер, отмечая незаурядную широту литературных интересов писателя, подчеркивал, что он «обладал громадной культурно - исторической памятью, способностью строить параллели между своими персонажами и ситуациями, в которые их ставил, и литературными персонажами и фабульными перипетиями произведений как писателей и художников - современников, так и явлений литературы и искусства других, более отдалённых времен...» [9, с. 312]. Писатель представляет анализ души человека, оставляющий, тем не менее, читателю возможность самому постигать то сокровенное, что скрыто в её глубинах, истолковывать мысли и поступки героев, что, без сомнения, еще долго будет составлять интерес для исследователей. Создание амбивалентных характеров героев препятствует их идеализации, вовлекает в сложную систему значений, образующих мир романов.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Художественная литература, 1975. 504 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 445 с.

3. Беглов В. А. Актуальные вопросы теории литературы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «032900 - Рус. яз. и лит.» / М-во образования Рос. Федерации. Стерлитамак. гос. пед. ин-т, Стерлитамак. филиал Акад. наук Респ. Башкортостан. Стерлитамак : СГПИ, 2002. 247 с.

4. Гарин И. И. Многоликий Достоевский. М. : Терра, 1997. 395 с.

5. Достоевский Ф. М. Идиот: Роман / Онлайн библиотека. URL: https://ilibrary.ru/text/94/index.html (дата обращения: 22.02.2023).

6. Молодкина О. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и современный читатель: учеб.-метод. материалы для студ. 3-5-х курсов филол. факультета пед. вуза. Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. 110 с.

7. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е. И. Покусаева. М. : Художественная литература, 1972. 543 с.

8. Тамарченко Н. Д. Теория литературы. В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : ACADEMA, 2004. Т.1. 512 с. Т.2. 368 с.

9. Фриндлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. М. : Художественная литература, 1979. 423 с.

10. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2004. 405 с.

УДК 811.161

ЖАРГОНИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ БЛОГЕРОВ)

Турунцева Д. С.

студент магистратуры

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Парадигма развития русской речи демонстрирует активность некоторых процессов, в числе которых особое место занимает жаргонизация, что во многом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.