Самусь Галина Александровна
адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Способы совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств и особенности их отражения в следах преступления
В статье рассматривается понятие способа совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств, предлагается классификация способов совершения данного деяния, анализируются особенности их отражениях в следах преступления.
Ключевые слова: след, способ совершения преступления, криминалистическая характеристика, бюджетные средства, нецелевое распределение и расходование.
G.A. Samus, Adjunct of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Ways of commission of inappropriate distribution and expenditure of budgetary funds and features of their reflection in traces of crime
In the article the concept of way of commission of inappropriate distribution and an expenditure of budgetary funds are considered, the classification of ways of commission of such crimes is offered, features of their reflections in traces of crime are analyzed.
Key words: trace, way of commission of crime, criminalistic characteristic, budgetary funds, inappropriate distribution and expenditure.
Способ совершения преступления является важным элементом криминалистической характеристики [1]. Важное значение указанного элемента заключается в том, что при совершении противоправного деяния преступник оставляет следы, несущие определенную информацию, которая в зависимости от вида совершенного преступления классифицируется на гомологическую, предметную и документальную. Данная информация позволяет следователю выявить обстоятельства совершенного преступления, круг лиц, подлежащих допросу, а также запланировать методы его раскрытия [2, с. 33].
Под способом совершения нецелевого расходования бюджетных средств следует понимать действия по расходованию бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в целях исполнения бюджета по расходам, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств
и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенные в крупном размере [3, с. 47].
Необходимо отметить, что рассматриваемый нами состав преступления по своей правовой природе является бланкетным, а это порождает многообразие способов совершения преступления, перечислить и идентифицировать которые не представляется возможным ввиду их индивидуальности в каждом конкретном случае, что подтверждается проведенным анализом изучения уголовных дел.
В связи с этим полагаем, что способы совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств целесообразно объединить в следующие группы:
направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в соответствии с бюджетной классификацией, перераспределение средств сверх предусмотренных ассигнований, оплата за счет бюджетных средств расходов, финансирование которых производится за счет
131
средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, документами органов исполнительной власти, носящими нормативно-правовой характер;
направление и расходование средств на объекты, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств, определенными нормативными правовыми документами, соглашениями;
совершение финансовых операций, с помощью которых происходят: движение денежных средств в области механизма расчетов при денежном (в том числе, валютном) обращении бюджетных средств, расчеты между контрагентами, операции в области обращения платежных документов или ценных бумаг, получение бюджетных денежных средств под видом заемных ресурсов и т.д. [4, с. 150].
Учитывая многообразие способов совершения рассматриваемого преступления, автор считает, что основной задачей следователя является установление цепочки финансовых обязательств, с помощью которых происходит движение денежных средств, что позволяет, в свою очередь, определить конкретный способ укрывания денег (сокрытия преступления) и доказывания факта совершения преступления, наличия необходимых документов, которые могут быть поддельными.
Практика изучения уголовных дел показала, что наиболее распространенными способами совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств из вышеперечисленных автором групп являются:
перечисление бюджетных средств должностными лицами государственных органов по фиктивным договорам;
завышение объемов работ или услуг, производимых коммерческими структурами на бюджетные средства, по сговору или без такового между заказчиком и бюджетополучателем (подрядчиком);
получение бюджетных средств по договорам, заключенным с уполномоченными государственными или муниципальными органами и предприятиями заведомо без цели их последующего исполнения; одной из разновидностей данного способа можно счи-
тать ненадлежащее исполнение договоров, заключенных с уполномоченными государственными или муниципальными органами и предприятиями;
предоставление подложных документов, завышение объемов работ, неправильное применение расценок, внесение подложных сведений в регистры бухгалтерского учета, предоставление подложных документов о расходовании бюджетных средств;
произвольный выбор подрядных организаций для осуществления заказов без проведения открытых торгов и конкурсов;
умышленная разбивка стоимости работ на суммы, не превышающие 100 тыс. рублей, и заключение контракта с единственным поставщиком, исполнителем;
участие в конкурсах организаций, не имеющих специальных разрешений на виды деятельности, по которым предлагаются их услуги;
прямая фальсификация должностными лицами результатов конкурсов в пользу конкретных подрядчиков и др.
Рассматривать вопрос о способе совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств необходимо в совокупности с вопросом о средствах (орудиях) его совершения. В качестве средства («орудия») совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств используются документы, «фирмы-однодневки», компьютерные технологии. Данные орудия преступлений определяются самой спецификой рассматриваемого автором преступного деяния [5, с. 19-22].
При совершении нецелевого распределения и расходования бюджетных средств в качестве средства могут быть использованы как подложные, так и подлинные документы. Рассматривая подложные документы как средство совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств, необходимо учитывать их виды [6, с. 128].
По мнению автора, при расследовании нецелевого распределения и расходования бюджетных средств можно использовать классификацию подложных документов, предложенную Е.Г. Коваленко, который рассматривал подложные документы как совокупность действий, указанных в диспозиции статьи УК РФ, как способ совершения преступления; по форме и содержанию реализации преступного умысла, по выбору адресата [7, с. 14, 110].
132
При этом следует отметить, что подлог документов не предполагается в качестве способа нецелевого расходования бюджетных средств, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, при этом с точки зрения криминалистической характеристики использование подложного документа необходимо отнести к средству совершения преступления, определение которого также имеет немаловажную роль при расследовании уголовного дела.
Функциональная связь способа совершения преступления с субъектом его совершения, мотивом и целью порождает специфические следы данного вида преступлений, которые, в свою очередь, также влияют на формирование соответствующих частных криминалистических методик [8, с. 202-204].
В самом общем виде отражение преступления в окружающей среде - это те изменения, которые оно в ней вызывает. «Разумеется, - совершенно верно отмечает Р.С. Белкин, - не все составляющие процесса отражения одинаково значимы для практики борьбы с преступностью. Ведущую роль играют такие результаты этого процесса, как след и образ», т.е. процесс реконструкции действий, совершенных преступником [9, с. 69].
По фактам нецелевого распределения и расходования бюджетных средств следы совершения преступления, как правило, находят свое отражение в документах, а также могут содержаться в сознании людей. В связи с этим автор считает, что следы отображения совершения фактов нецелевого распределения и расходования бюджетных средств делятся на материальные и идеальные.
Идеальные следы могут быть получены у тех групп лиц, которые так или иначе причаст-ны к хищению бюджетных средств, их условно можно разделить на три группы.
Первую группу составляют сведения о мошеннических действиях в бюджетной сфере, связанных с хищением и расходованием бюджетных средств, содержащиеся в сознании лиц, их совершивших или совершающих. Соответственно, исходя из особенностей данного состава преступления следы первой группы могут содержаться только в сознании должностных лиц, наделенных правом распоряжаться бюджетными средствами в соответствии с целями их выделения.
Вторую группу идеальных следов образуют сведения, которые могут содержать опо-
средованное указание на факт совершения рассматриваемого вида хищения. Подобные сведения могут содержаться в сознании лиц, которые по роду своей деятельности в системе органов государственной власти и управления могут быть осведомлены о совершении мошеннических действий, связанных с расходованием бюджетных средств, но не всегда осознают, что действия лиц, о которых им стало известно, образуют состав преступления.
К третьей группе идеальных следов можно отнести сведения о расходовании бюджетных средств, содержащиеся в сознании работников коммерческих организаций, принимающих участие в «освоении» бюджетных средств посредством заключения государственных контрактов. В данном случае также не всегда может иметь место осознание факта хищения бюджетных средств.
Материальные следы фактов совершения нецелевого распределения и расходования бюджетных средств отображаются в различных бухгалтерских документах, отражающих факты хозяйственной деятельности. К таким документам можно отнести платежное поручение о перечислении бюджетных средств организации на расчетный счет контрагента по договору; государственный контракт, в соответствии с которым осуществляется перечисление бюджетных средств согласно целям их выделения (купля-продажа, поставка, аренда, оказание услуг и др.); решение комиссии по закупкам; счета, счета-фактуры и т.п.
Особо нужно выделить следы нецелевого распределения и расходования бюджетных средств, отобразившиеся в памяти компьютера, других технических устройствах, средствах и сетях коммуникаций.
Подводя итог, автор приходит к выводам, что способы совершения нецелевого расходования и распределения бюджетных средств и механизм их следообразования являются важнейшими элементами структуры криминалистической характеристики, которые, с одной стороны, позволяют идентифицировать лицо, совершившее преступление, с другой стороны, позволяют детализировать криминалистические рекомендации, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности при расследовании нецелевого распределения и расходования бюджетных средств.
133
1. Зуйков Г.Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. М, 1970.
2. Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 1999. № 1.
3. Кузнецов А. П. Специальные познания как основа взаимодействия в деятельности по борьбе с налоговыми преступлениями // Ин-форм. бюл. М., 1996. № 10.
4. Васильев А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М, 1978.
5. Журавлев С.Ю., Мытарев М.В., Тере-хин В.В., Туранов М.Ю. Особенности возбуждения уголовных дел, расследования и квалификации преступлений, связанных с посягательствами на денежные средства, выделяемые на финансирование приоритетных национальных проектов: метод. рекомендации. Н. Новгород, 2009.
6. Подволоцкий И.Н. Правовые и криминалистические аспекты понятия «документ» // «Черные дыры» в рос. законодательстве. 2003. № 2.
7. Коваленко Е.Г. Расследование преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности с использованием подлога документов: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2007.
8. Щиголев Ю.В. Виды подлога документов: уголовно-правовой аспект // Правоведение. 2000. № 2.
9. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2001.
1. Zuikov G.G. Search of criminals in signs of ways of commission of crimes. Moscow, 1970.
2. Yablokov N.P. Criminalistic characteristic of financial crimes // Bull. of Moscow university. Ser. 11: Law. 1999. № 1.
3. Kuznetsov A. P. Special knowledge as an interaction basis in activities for fight against tax crimes // Newsletter. Moscow, 1996. № 10.
4. Vasilev A.N. Problems of a technique of investigation of separate types of crimes. Moscow, 1978.
5. ZhuravlevS.Yu., MytarevM.V., Terekhin V.V., Turanov M. Yu. Features of initiation of criminal cases, investigations and qualifications of crimes, connected with illegal infringement of the money allocated for financing of priority national projects: methodical recommendations. Nizhny Novgorod, 2009.
6. Podvolotsky I.N. Legal and criminalistic aspects of the concept «document» // «Black holes» of the Russian legislation. 2003. № 2.
7. Kovalenko E.G. Investigation of the crimes committed in the sphere of economic activity with use of forgery of documents: diss. ... Master of Law. Vladivostok, 2007.
8. SchigolevYu.V. Types of forgery ofdocuments: criminal and legal aspect // Jurisprudence. 2000. № 2.
9. Belkin R.S. Criminalistics: problems of today. Moscow, 2001.
134