Научная статья на тему 'СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ'

СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
601
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
данное исследование направлено на раскрытие такого понятия / как систематизация законодательства через его виды и проблемы. Целью работы является раскрытие видов систематизации законодательства и установление возможных проблем видов систематизации. Методологию составляют формально-юридический метод и системный метод. Результаты работы: определены сопутствующие проблемы таких способов систематизации законодательства / как учет / консолидация и кодификация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вейнберг Иван Денисович

данное исследование направлено на раскрытие такого понятия, как систематизация законодательства через его виды и проблемы. Целью работы является раскрытие видов систематизации законодательства и установление возможных проблем видов систематизации. Методологию составляют формально-юридический метод и системный метод. Результаты работы: определены сопутствующие проблемы таких способов систематизации законодательства, как учет, консолидация и кодификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ»

СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ

ПРОБЛЕМЫ Вейнберг И.Д.

Вейнберг Иван Денисович — бакалавр, направление: юриспруденция, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: данное исследование направлено на раскрытие такого понятия, как систематизация законодательства через его виды и проблемы. Целью работы является раскрытие видов систематизации законодательства и установление возможных проблем видов систематизации. Методологию составляют формально-юридический метод и системный метод. Результаты работы: определены сопутствующие проблемы таких способов систематизации законодательства, как учет, консолидация и кодификация. Ключевые слова: систематизация, законодательство, учет, кодификация, инкорпорация, консолидация.

1. Введение

Систематизация законодательства - это творческий процесс компетентных органов государственной власти, направленный на улучшение структуры законодательства. Под улучшением следует понимать внутреннюю переработку, поиск и анализ норм, содержащих определенные пробелы и возможные противоречия. Следует отметить, что проведение систематизации законодательства было, есть и будет актуальной деятельностью компетентных органов государственной власти, поскольку в ином случае использование лицами нормативно правовых актов будет затруднительным. Систематизация законодательства направлена на достижение сразу нескольких важных целей. Сюда можно отнести создание единой базы, содержащей обширный перечень нормативного материала с возможностью быстрого поиска интересующего нас нормативно правового акта. Данная цель систематизации тесно связана с такими задачами систематизации законодательства, как непротиворечивость и беспробельность, направленные на устранение пробелов в законодательстве и устранение противоречий норм друг другу соответственно. Систематизация законодательства может быть осуществлена различными способами, или как еще их называют видами, в зависимости от потребности, которую мы удовлетворяем с помощью необходимого вида систематизации.

2. Материалы и методы:

К материалам работы относятся различные научные труды, включающие в себя как учебную литературу, так и научные статьи.

1. Формально-юридический метод направлен на изучение понятий необходимых для раскрытия темы данной работы;

2. Системный метод направлен на рассмотрение видов систематизации как элементов систематизации законодательства.

3. Виды систематизации и их проблемы

Первый способ систематизации законодательства - это учет. Учет можно охарактеризовать как использование реквизитов или сами нормативно правовые акты [6, с. 64]. Целью при осуществлении учета является создание определенной базы правовых актов. Данная база может содержать в себе сами правовые акты или их реквизиты. Результат учета может выражаться в различных картотеках, каталогах, информационных базах. Соответственно, если охарактеризовать государственный уровень учета, то в настоящее время наиболее ярко отражающими современное техническое состояние являются созданные справочно-правовые системы. Именно эти справочно-правовые системы учитывают в себе, те нормативно правовые акты, которые принимаются компетентными государственными органам, и с помощью определенных технических средств позволяют использовать эти акты. Соответственно, учет можно охарактеризовать как первичный и один из самых значимых способов систематизации законодательства [2, с. 24]. С помощью учета возможна фиксация принимаемых нормативно правовых актов, учет позволяет обращаться к ранее принятым актам, чтобы в надлежащие сроки вносить в них изменения, если, например, принятый новый правовой акт выше по юридической силе, чем принятые ранее. Проблемные вопросы учета связаны прежде всего со сложностями в нумерации. Например, не редки случаи издания нормативно правовых актов совместными усилиями ряда органов государственной власти. Сложность учета таких нормативно правовых актов заключается в, том, что у данного акта будет несколько номеров в зависимости от порядкового номера тех органов, которые его издали. Отсюда вытекает следующая проблема - в справочно-правовой системе появляется акт с различными номерами, но единым текстом.

Второй способ систематизации законодательства называется инкорпорация. Задачей инкорпорации является сбор нормативно правовых актов в определенную систему в зависимости от того критерия, который необходим. Критерии могут быть совершенно разными, например, сбор актов по алфавиту, или сборники могут включать в себя акты, принятые в определенный период времени. Возможен сбор актов по определенной сфере правового регулирования [4, с. 341]. Данный сбор актов принято называть тематической инкорпорацией. Результатом инкорпорации служат сборники правовых актов.

Третий способ систематизации законодательства - консолидация. Консолидация также оперирует правовыми актами, которые должны быть превращены в единый правовой акт. Консолидация, как и учет и инкорпорация не осуществляет изменение правовых норм, однако консолидация собирает имеющиеся по конкретному вопросу нормативно правовые акты и создает из них единый акт. В ходе консолидации старые правовые акты перестают существовать и появляется новый правовой акт, однако правовые нормы, содержащиеся в этом новом правовом акте, не будут отличаться от тех норм, которые были в предыдущих актах. Задачей консолидации является объединение правовых актов в единый акт. Проблемный вопрос консолидации связан с трудностью создания логически единого акта без какой-либо внутренней переработки. В ходе укрупнения актов в один единый, возможно выявление пробелов и противоречий, которые необходимо исправить, однако консолидация не допускает внутреннего изменения содержания. Кроме того, данную деятельность нельзя назвать и кодификацией, поскольку результатом кодификации является масштабный и структурно сложный акт, регулирующий ту или иную отрасль. Отсюда вытекает, что консолидация в чистом виде имеет меньше перспектив нежели другие способы систематизации.

Самый сложный способ систематизации законодательства - кодификация. Кодификация также оперирует правовыми актами, однако в результате кодификации будет создан новый уникальный правовой акт [8, с. 42]. Этот правовой акт будет называться кодекс. Только кодификация как способ систематизации перерабатывает правовые нормы и в результате консолидации и кодификации будут отменены те, нормативно правовые акты, которые были переработаны. Кодификация - это сложная деятельность, которая направлена на упорядочение существующего нормативного материала путем сложных технических и интеллектуальных действий с целью его переработки в определенной сфере [1, с. 38]. Соответственно, эта сфера правового регулирования должна представлять собой отрасль права и в результате кодификации будет создан на основе предыдущих правовых актов, но путем переработки, существующих и принятых правовых норм, юридически единый нормативно правовой акт, имеющий отраслевое значение [5, с. 247]. Кодификация обеспечивает существование отраслей права. Для осуществления кодификации необходимо, во-первых, воспользоваться результатами учета, обнаружить все те правовые акты, которые были приняты в интересующей сфере правового регулирования, во-вторых, собрать найденные правовые акты, в-третьих, определить, насколько те или иные нормы устарели, определить возможность создания новых правовых норм, определить каким образом расположить эти правовые нормы в новом создаваемом правовом акте [3, с. 346]. Задача кодекса - служить фундаментом для определенной отрасли права.

Проблемные вопросы кодификации законодательства в первую очередь связаны с неустойчивостью кодексов. Под неустойчивостью следует понимать возникновение новых нормативно правовых актов, целью которых является внесение изменений в действующий кодекс [7, с. 48]. Второй важной проблемой кодификации является необходимость сохранения единой структуры кодекса. Новые нормы нельзя указать в конце кодекса, они должны быть органично встроены в уже сложившуюся структуру. Однако возможны такие ситуации, когда нумерация уже имеющихся статей не позволяет вставить новую, в связи с чем приходится идти на определенные творческие ухищрения, результатом которых являются статьи со специфической нумерацией, что в свою очередь может лишний раз осложнить использование кодекса неподготовленным лицом.

4. Результаты

Результаты проведенной работы тесно связаны с научной значимостью, поскольку последняя направлена на использование достигнутых знаний с целью их дальнейшего исследования либо практического применения. Выявив определенные сопутствующие проблемы способов систематизации законодательства, представляется возможным их дальнейшее изучение и, как следствие, поиск и составление способов решения данных проблем.

5. Обсуждение

В обсуждении стоит предложить возможные способы решения выявленных проблем систематизации законодательства. Консолидация - необходимо дополнить данный способ систематизации законодательства возможностью внутреннего изменения содержания. Отличие консолидации от кодификации сохранится, так как кодификация - это структурно сложная деятельность, консолидация лишь объединяет несколько актов в один и устраняет возможные противоречия.

6. Заключение

Проведение систематизации необходимо для упорядочивания нормативного материала, и как следствие, улучшения законодательства. Каждый из способов систематизации законодательства направлен на удовлетворение определенной потребности. Учет позволяет систематизировать большую часть нормативного материала в единой справочно-правовой системе, консолидация избавляет законодательство от излишнего объема нормативно правовых актов, объединяя их в один единый, кодификация осуществляет одну из самых сложных задач, а именно создает структурно-единый документ, регулирующий конкретную отрасль, инкорпорация, в свою очередь, позволяет объединить акты в сборники по алфавитному, хронологическому или тематическому критерию. Каждый из этих видов систематизации необходим для улучшения законодательства, однако каждый из них порождает ряд дополнительных проблем, которые необходимо изучить и найти способ по урегулированию.

Список литературы

1. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника // Д.А. Керимов. М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. 38 с.

2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. -Государство и право, 1999. 235 с.

3. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М.: "Издательство ПРИОР", 2002. 464 с.

4. Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. 458 с.

5. ЧашинА.С. Кодификация российского законодательства. Выпуск 4/2014 / Чашин Александр Николаевич. М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. 355 с.

6. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. // А.И. Абрамов. Журнал российского права, 2003. № 7. С. 62-71.

7. Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Э.В. Талапина. Журнал российского права, 2003. № 3. С. 4754.

8. Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. // Н.Н. Литягин. Журнал российского права, 1999. № 11. С. 35-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.