Научная статья на тему 'Способы самопрезентации в социальных сетях'

Способы самопрезентации в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
954
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / САМПОПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ / ИНТЕРНЕТ / SOCIAL NETWORKS / SELF-PRESENTATION / IMAGE DESIGN / THE IMAGE OF A PERSON IN LIFE / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кабирова Анастасия Ринатовна

Рассматривается тема самопрезентации человека другим людям в социальных сетях. В ней анализируются способы, как по-разному представить людям свое естество, содержание, создать имидж первое впечатление о своей личности.В связи с чем, выделены типы людей по объекту, который они презентуют. А также проведен анализ резюмеобраза людей этих типов в жизни, чтобы лучше понимать, какие по характеру люди какой имидж себе конструируют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SELF-PRESENTATION IN SOCIAL NETWORKS

The article is devoted to the theme of a person's self-presentation to other people in social networks. It examines ways how to differently present people their nature, content, create an image the first impression of their personality. In this connection, types of people are selected according to the object they represent. And also, a brief summary of the image of people of these types in life to better understand what kind of peoplehave built their image for themselves.

Текст научной работы на тему «Способы самопрезентации в социальных сетях»

Рис. 2. Ментальные карты студентов ссузов: а — информант № 1, б — информант № 5,

в — информант № 6.

УДК 316.7

Кабирова Анастасия Ринатовна

студентка II курса кафедры культурологии исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: 159.medved22@gmail.com

СПОСОБЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Anastasia R. Kabirova

Student of the Culturology Department of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: 159.medved22@gmail.com

WAYS OF SELF-PRESENTATION IN SOCIAL NETWORKS

Аннотация. Рассматривается тема самопрезентации человека другим людям в социальных сетях. В ней анализируются способы, как по-разному представить людям свое

© Кабирова А.Р., 2018

естество, содержание, создать имидж — первое впечатление о своей личности. В связи с чем, выделены типы людей по объекту, который они презентуют. А также проведен анализ резюме образа людей этих типов в жизни, чтобы лучше понимать, какие по характеру люди какой имидж себе конструируют.

Ключевые слова: социальные сети, сампопрезентация, конструирование имиджа, образ человека в жизни, Интернет.

Abstract. The article is devoted to the theme of a person's self-presentation to other people in social networks. It examines ways how to differently present people their nature, content, create an image — the first impression of their personality. In this connection, types of people are selected according to the object they represent. And also, a brief summary of the image of people of these types in life to better understand what kind of peoplehave built their image for themselves.

Key words: social networks, self-presentation, image design, the image of a person in life, the Internet.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу способствовал грандиозному росту ценности информации и развитию технологий, направленных на ее перераспределение и движение. Вершиной новых технологий стал Интернет, в котором появились социальные сети, что способствовало большему сближению людей.

Опрос ВЦИОМ начала 2018 г. показал, что молодые люди в возрасте

18-24 лет ежедневно пользуются социальными сетями (91 %), среди

опрошенных в возрасте 25-34 лет таких 69 %, в группе старше 60 лет — только

15 % [3]. Наиболее массовый охват в нашей стране имеет социальная сеть

ВКонтакте. Дмитрий Губанов, изучающий феномен социальных сетей, выделил

несколько их функций. Среди функций социальных сетей на первом месте

оказались «самовыражение» с помощью фотографий и постов, а также

«коммуникация и социализация», то есть общение, налаживание контактов и

управление событиями [2, с. 4]. Опираясь на слова Ирвига Гофмана, можно

отметить, что социальная сеть — это пространство, где люди все активнее

начинают презентовать себя, а окружающие могут собрать информацию о нем.

Гофман выделяет два плана сбора информации. На переднем плане находится

устойчивый, обобщенный образ — это раса, возраст, социальный статус и т.д.

На втором, названном «театральным воплощением», те заявленные

особенности человека и идеализированное впечатление человека, которые он

лично о себе создает [1, с. 54-84]. Это как раз то, что Виктор Шепель называет

имидж, то есть не конкретная полная оценка, а лишь первое впечатление

[4, с. 10-14]. Каждый человек в сети конструирует свой собственный имидж, по которому остальные люди получают первоначальную информацию о нем и из-за которого завязывают с ним контакт или же нет.

Личные наблюдения показали, что имидж многих людей похож между собой. В связи с этим возник интерес найти объект этой схожести и выяснить, похожи ли эти люди между собой в жизни. Проанализированы страницы 50 девушек и 50 парней в возрасте от 17 до 25 лет, являющихся студентами разных направлений. Анализ делался по виду страницы (фото, посты, группы), после чего каждый вид описывался по отражению в жизни (характеристика, степень общения, с кем дружат). В результате была выявлена схожесть людей, которых можно объединить в 6 выделенных типов, в основе которых лежит то, на что человек делает больший акцент: юмор, тренды, работа, увлечения, интровертность, события из жизни:

1. «Юмор»: имеются личные фотографии, могут спокойно выставить себя в смешном виде. Много мемов, юмористических групп. Это веселые, открытые люди, с которыми можно пошутить и от души поболтать, особенно на темы новых шуток и тем. Открыты для общения со всеми людьми, однако чаще могут легко поддержать разговор в ответ с такими же общительными и веселыми пользователями сетей.

2. «Тренды»: имеются личные фотографии, в основном показывающие внешний вид человека, часто являющийся новомодным. Если присутствуют мемы, то в основном на самые свежие, острые события того, что для них считается крутым. Посты также отражают новые тренды общества. Эти люди избирательны в общении, они берутся дружить только с теми, кто, как и они, следуют моде. Чаще всего имеют высокую самооценку и завышенные требования к остальным, охотно общаются в больших беседах. Также они внимательны к новым течениям, умеют быстро переключаться с одного на другое.

3. «Работа»: имеются личные фотографии, даже в какой-либо рабочей обстановке, организации. Много познавательных, рекламных,

просветительских постов на стене. Поднимаются вопросы своей специальности, того, что человек может вам дать, в каких вопросах проконсультировать. Открытость и общительность в неформальной обстановке зависит от человека, в основном контактируют с людьми, с которыми можно обменяться знаниями, опытом или же кому можно помочь своей профессиональной деятельностью.

4. «Интровертность»: личных фотографий, скорее всего, нет, а если и есть, то лица на них мы не увидим. Постов может быть как мало, так и много, часто про одиночество и подобные этому. Они не желают выставлять свою личность напоказ, редко открываются людям в принципе, только близким. Общаются с малым количеством людей, трудно завязывают дружбу с кем-то новым. Делают упор на субъективные воззрения и часто способны поддерживать самые серьезные, философские темы.

5. «Увлечение»: есть личные фотографии, а также фото с разных событий — мастер-классов, секций, фото с предметами своего хобби — что создают своими силами. Активная демонстрация своих умений, увлечений. Люди активные, увлеченные чем-то. Они готовы к общению и новым связям. Любят поговорить о своих увлечениях и об увлечениях другого человека, поэтому интересный для них собеседник тот, кто похож на них.

6. «События»: имеется много личных фотографий, собственных значимых событий, путешествий. Посты на разные темы, в основном бытовые, от житейских шуток, до рецептов ужина. Люди, желающие показать свою жизнь, не стесняются этого. Хотят быть в курсе жизни окружающих и дают это же в ответ. Общительные люди, выбирают для дружбы понравившихся людей по каким-то собственным принципам.

Для выявления закономерностей была проведена статистическая выборка, в которой подсчитывалось количество людей отдельного типа в целом, количество девушек и юношей, а также количество студентов разных направлений. Подсчет статистики показал следующие результаты (таблица):

1. В целом люди в социальных сетях чаще всего демонстрируют свои навыки и увлечения и выставляют напоказ события своей жизни;

361

2. Для юношей приоритетнее показывать свою активность и свой юмор в общении (1-й тип, юмор), демонстрировать свои увлечения и навыки, искать себе подобных по интересам (5-й тип, увлечения), а меньше всего выставлять себя и свою повседневную жизнь напоказ (6-й тип, события);

3. Для девушек приоритетнее выставлять напоказ себя и свою жизнь (6-й тип, события), демонстрировать свои увлечения и навыки, искать себе подобных по интересам (5-й тип, увлечения), а в меньшей степени показывать свою активность и свой юмор в общении (1 -й тип, юмор);

4. Гуманитарии чаще выставляют напоказ свои увлечения, реже юмор. Технари чаще склоны показывать свой юмор, реже события из жизни. Студенты естественнонаучного направления чаще склонны проявлять интроверность, реже следовать трендам. Студенты социально-экономического направления больше других осведомлены о новых трендах и следуют им, реже показывают свои увлечения, бывают интровертны.

5. Попытка поделить людей по направлениям обучения для анализа была не основной задачей, это было сделано ради интереса, однако выяснилось, что направление достаточно сильно влияет на тип человека в социальных сетях, так как в основном люди выбирают свое направление, исходя из того, гуманитарий он больше или же техник. Дисциплины выбранного направления и психологический аспект мыслительного склада оставляет сильный отпечаток на человеке.

Список литературы

1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 304 с.

2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. 228 с.

3. Опрос ВЦИОМ от 12.02.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 14.03.18).

4. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. 345 с.

Самопрезентация в социальных сетях

Параметр Юмор Тренды Работа Интро-вертность Увлечение События Общее число

Общее кол-во 13 13 14 14 24 22 100

М 11 7 7 7 14 4 50

Ж 2 6 7 7 10 18 50

Гуманитарное 3 4 8 7 17 12 51

Техническое 7 4 3 4 5 3 26

Естественнонаучное 2 - 1 3 2 3 11

Социально-экономическое 1 5 2 - - 4 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.