Научная статья на тему 'Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде'

Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9478
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде»

сознание человека готовые понятия о себе», то есть Бог познаётся только из самого человека. Человек может мыслить бесконечность Божьего бытия и безусловность Божьей природы, так как они наиболее полно выражают характеристики, присущие человеческой личности: «В познании Бога как личности мы имеем полное и совершенное познание о Нём, что Он есть». H.A. Бердяев пишет по этому поводу: «Несмелое имеет много общего с Л.Фейербахом и прямо говорит, что исходная точка Фейербаха верна и что сам он идет по тому же пути, что и Фейербах, но к другому приходит. С Фейербахом роднит Несмелова одинаковое понимание сущности всякой религии и, прежде всего, религии христианской. Сущность эту Несмелов, как и Фейербах, видит в загадке о человеке. Религия есть выражение тайны человеческой природы, отображение загадочности человеческого существа».

Карепанова Л. В.

СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ЭФФЕКТИВНЫЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Профессионализм современного педагога определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, владением проектировочной и организаторской функцией в воспитании учащихся. Современный педагог должен овладеть рядом немаловажных компетенций.

Педагогическая деятельность, как известно, относится к видам деятельности, построенным по типу «человек-человек», поэтому одной из первоочередных компетенций является коммуникативная. Именно эта компетенция делает из специалиста, знающего свое дело, человека, способного передать свои знания и умения другим людям.

Данная компетенция обязывает педагога уметь инициировать взаимодействие, вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Способность оказывать грамотное воздействие на своих учеников, учитывая ситуацию и психологические особенности студентов, говорит о педагогическом мастерстве преподавателя. Созданию условий успешного контакта со студентами способствует знание способов психологического воздействия, умение определить наиболее предпочитаемые виды в каждой конкретной ситуации общения.

Психологическое воздействие - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических и невербальных (несловесных).

Преподаватель - это, в первую очередь, «мастер слова» и поэтому для него важно знать и уметь пользоваться различными видами речевого воздействия.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передачи информации и т.д.

Задача речевого воздействия - при помощи речи изменить поведение человека или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении. К основным способам речевого воздействия относятся следующие:

1. Доказывание - приведение аргументов, подтверждающих правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание - это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но оно характерно не для всех (есть данные, что строго логически мыслят 2% людей) и не всегда (во многих коммуникативных ситуациях эмоции полностью подавляют логику).

2. Убеждение - интеллектуальное воздействие на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Сознательное доказательство своих идей, мнений, поступков. Построено на

том, чтобы с помощью логики добиться согласия от человека, принимающего информацию, причем вывод человек должен сделать самостоятельно.

3. Уговаривание. Уговаривать - это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять т. зрения уговаривающего.

4. Внушение. Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления. Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и логике. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, авторитетные личности, харизматические типы могут внушить людям практически что угодно.

5. Просьба. Просить - это побуждать собеседника сделать что - либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

6. Приказ. Приказать - это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения.

7. Принуждение. Принудить - значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собеседника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах.

Все перечисленные способы речевого воздействия, кроме принуждения, являются цивилизованными и могут применяться. Однако, относительно студенческой, молодежной среды не все виды речевого воздействия являются эффективными.

Методом своеобразного исключения предлагается «убрать» из арсенала педагога такой вид речевого воздействия как приказ. Этот способ вызывает яркую негативную реакцию студентов, так как не оставляет им возможность проявить самостоятельность в принятии решения, точки зрения. Следует отметить, что этим видом речевого воздействия пользуются те педагоги, которые не смогли «достучаться» до студентов. Ведь давно известно, что, чтобы полюбить человека, надо чуть-чуть разлюбить себя, а это не каждому под силу, тем более, когда речь идет о нашей, такой «неудобной» современной молодежи.

Не очень удачным оказывается и такой способ воздействия, как уговаривание. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы. Оно основано на длительности настаивания, многократном повторе просьбы или предложения. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает. Понятно, что для высшего учебного заведения такой способ общения неуместен и неудобен.

Что касается внушения," то это тоже не совсем подходящий способ речевого воздействия. Ведь этот вид общения, по сути, подавляет противодействие, при нем авторитетность внушающего,предстает как механизм запрещения и повеления. Внушение - это преимущественно эмоционально-волевое воздействие, оно также не оставляет студентам возможности самостоятельного, разумного выбора.

Что же остается в арсенале педагога? Очевидно, что наиболее эффективными средствами речевого воздействия в студенческой среде являются доказывание, убеждение, просьба.

Воспитательные технологии должны давать каждому студенту возможность выбора индивидуальной траектории своего развития и способов самореализации, именно тогда у студентов формируется потребность проявлять себя и пробовать свои силы в различных видах деятельности. А этому способствует именно убеждение, когда педагог обращается и к интеллектуальной, и к эмоциональной составляющей характера молодого человека. Убеждение позволяет студенту делать вывод самому, опираясь на свой жизненный опыт, пусть и не очень большой. Убеждение «не загоняет в угол», оставляя человеку возможность отказаться от выводов и точки зрения другого. Убеждение ценно еще и тем, что при его использовании проверяется значимость самого педагога, ведь убеждение опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если педагог пользуется авторитетом у своих студентов, если они прислушиваются к его мнению, то убеждение становится самым эффективным средством речевого воздействия.

Конечно, не каждый преподаватель строит свои отношения со студентами, как говорится, «на личных контактах». В таких случаях самым подходящим способом речевого воздействия становится доказывание. Доказывание дает возможность лишний раз показать студенту, что к нему относятся достаточно серьезно, рассчитывают на его разум, логику. Эти способом речевого воздействия пользуются опытные педагоги на старших курсах. Иногда бывает достаточно просто высказать удивление по поводу негативного поведения студента, усомнившись в логичности его поведения, чтобы он сделал соответствующие выводы. Ведь давно известно, что «привести слона к водопою может и один человек, но заставить его пить не сможет и сотня». Нелогичные замечания, основанные на одних только запретах, всегда вызывают отрицательное отношение к ним.

И, наконец, просьба. Этот способ речевого воздействия особенно хорош, когда необходимо подчеркнуть уважительное отношение к личности молодого человека. Лучше всего это проявляется во внеучебной деятельности. Обращаясь с просьбой к студенту, мы тем самым ставим его на один уровень с собой, даем понять, что он имеет полное право отказать нам в просьбе. Этот вид речевого воздействия иногда помогает создать картину истинных взаимоотношений студентов и преподавателя. Если студент выполняет что-то не под страхом наказания, а из чувства личной симпатии к педагогу, можно с уверенностью сказать, что звание Педагога этим преподавателем заслужено.

Воспитание - это структурная часть образования, оно существует объективно, независимо от того, занимаются им или нет. Поэтому очень важно, чтобы вся воспитательная система вуза работала сообща, преследуя одинаковые цели, используя при этом наиболее эффективные способы речевого воздействия.

К основным механизмам психологического воздействия при общении относятся:

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку, группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей. Происходит на бессознательном уровне и усиливается в толпе, очереди, на публике. Чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем слабее на нее действует заражение.

Внушение - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Это преимущественно эмоциональное воздействие. Достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Может быть индивидуальным и групповым, сознательным и бессознательным. Эффект внушения зависит от возраста, физического здоровья. Решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Подражание - В отличие от заражения и внушения происходит не просто принятие внешних черт поведения другого, а еще и воспроизведение черт и образов поведения от слепого копирования до сознательного подражания. Подражание м. б конкретному человеку, а м. б. нормам поведения.

Формирование благосклонности - привлечение непроизвольного внимания путем проявления собственной незаурядности, привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания услуги.

Принуждение - угроза применения своих контролирующих возможностей, для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Это могут быть полномочия, связанные с лишением прав, благ, изменения места работы и т.д.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительного или оскорбительного суждения о личности человека, о его делах и поступках. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.