Научная статья на тему 'Способы реализации стратегии создания эмоционального настроя в поэтических текстах Бастиана Беттхера и Михаэля Лентца'

Способы реализации стратегии создания эмоционального настроя в поэтических текстах Бастиана Беттхера и Михаэля Лентца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ПОЭЗИИ / СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ / СЛЭМ-ПОЭЗИЯ / GERMAN MODERN POETRY / STRATEGY OF MAKING OF EMOTIONAL MOOD / SLAMPOETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дацко Д. А.

В статье рассматриваются способы реализации стратегии создания эмоционального настроя в современной немецкоязычной поэзии на примерах поэтических текстов Б. Беттхера и М. Лентца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы реализации стратегии создания эмоционального настроя в поэтических текстах Бастиана Беттхера и Михаэля Лентца»

Дацко Д.А. ©

Аспирант, кафедра теории языка и межкультурной коммуникации, Балтийский федеральный университет им. И.Канта (г. Калининград)

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ БАСТИАНА БЕТТХЕРА И МИХАЭЛЯ

ЛЕНТЦА

Аннотация

В статье рассматриваются способы реализации стратегии создания эмоционального настроя в современной немецкоязычной поэзии на примерах поэтических текстов Б. Беттхера и М. Лентца.

Ключевые слова: современная немецкоязычная поэзии, стратегия создания эмоционального настроя; слэм-поэзия

Keywords: German modern poetry, strategy of making of emotional mood; slam- poetry

Характерной особенностью современного литературного процесса представляется определенное вытеснение лирического поэтического дискурса дискурсом повествовательным. Подобное явление связано с изменениями, происходящими в обществе, в частности с усилением кризиса личности, наряду с которым возник и кризис поэзии. Поэзия - всегда была аутсайдером литературного рынка, поскольку очень многие, кто считает, что его эмоции, чувства, мысли уникальны, пробуют себя именно в этом жанре. Так, российский блогер Алексей Сергеев, назвал поэзию «рассадником рафинированных графоманов» [Сергеев 2007: 24].

Однако одной из положительных тенденций современного поэтического дискурса является возникновение интереса к слэм-поэзии. Немецкоязычный поэтический дискурс не является исключением в этом вопросе. Слэм- это литературное состязание поэтов, поэтический поединок, на котором все желающие в течение определенного времени могут продемонстрировать публике свои творения: как правило, это стихотворения, но нередко авторы зачитывают и короткие рассказы. Профессиональные поэты участвуют в слэм -турнирах, чтобы «испытать свои произведения в открытом соревновании с другими поэтами» [Сергеев 2007: 35]. Основные правила слэм-турнира заключаются в том, что авторы должны читать свои собственные тексты, ранее не опубликованные, не использовать музыкальное сопровождение или спецэффекты, только собственное ораторское мастерство. Основные характеристики слэма - слитность содержания, языка и представления, динамизм, яркая, почти театральная подача материала.

Анатолий Ульянов, теоретик российского слэма, считает, что данное направление «не занимается литературой в традиционном смысле, оно не ставит перед собой цель-улучшить литературное качество [Ульянов 2006: 56]. Новым в слэм-поэзии является подача литературного произведения зрителям: стихотворение, которое декламирует автор на сцене, предстает как аудиовизуальное явление. Следует подчеркнуть, что большинство подлинно слэммерских текстов не рассчитаны на то, чтобы быть напечатанными и существовать в традиционной литературной форме. Поскольку, по мнению слэммеров, устная поэзия - это своего рода перформанс. И именно по этой причине поэты, работающие в жанре слэма не стремятся публиковать свои стихотворения в привычной традиционной форме. На смену сборникам приходят видеоклипы.

Слэм - это самое демократичное, скорее даже анархичное явление в литературе. Одним из основополагающих принципов данного направления является его

© Дацко Д.А., 2012 г.

вседоступность. Каждый может принять участие в слэм-поединке, поэтому слэм всегда будет явлением народного, массового характера.

Следует отметить, что формирование современного поэтического дискурса происходит, на наш взгляд, под знаком универсальной прагматизации. Безусловно, молодые современные поэты, работающие в жанре слэма, не могут обойти вниманием в своем творчестве вечные, канонические темы любви, дружбы, красоты. Однако наряду с этим слэмисты пишут стихи «на злобу дня», уделяют внимание финансовым проблемам и вопросам материального благосостояния.

Основная функция слэм-поэзии заключается в том, чтобы воздействовать на реципиента. Для реализации данной функции поэты-слэмисты используют ряд речевых стратегий. Под речевой стратегией, вслед за О.С. Иссерс, мы понимаем комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели [Иссерс 2009: 57]. В настоящее время существуют различные классификации речевых стратегий, релевантных для речевой коммуникации в целом, так и, в частности, для определенных типов дискурса [напр. А. Ван Дейк (Van Dijk) 1997:259-266]. В данном контексте достаточно интересным объектом исследования может послужить поэтический дискурс, в рамках которого все стратегии речевого воздействия неизбежно подчинены основной задаче - осознанному оказанию эстетического воздействия текста на получателя.

На наш взгляд, в качестве основного приема воздействия на читателя поэты-слэммисты используют в своих стихотворениях стратегию создания эмоционального настроя, реализующуюся на различных текстовых уровнях. Рассмотрим данную стратегию на примерах стихотворений Бастиана Беттхера и Михаэля Лентца.

Ярким представителем слэм- поэзии в Германии является Бастиан Беттхер. В прошлом рэп исполнитель, сегодня Беттхер занимает первые места на слэм-турнирах. Бастиан Беттхер представляет новый концепт поэзии и делает акцент на том, что «очень важно слушать и смотреть на поэта, ведь огромную роль играют мимика, жесты, движения» [Böttcher 2007: 32]. Его стихотворения рассказывают об обычных вещах, которые нас окружают, прежде всего, об абсурдности настоящего. По мнению, Беттхера, „достаточно подойти к газетному киоску, увидеть и начать перечислять слова, имена, которые часто встречаются в прессе: табак, Tic-tac, Kitkat- то уже возникает определенная поэзия, воздействующая на человека» [Böttcher 2007: 35]. Слова повторяются, смешиваются, имена теряют свое исконное значение, превращаются в бренд, в марку. Так, его стихотворение „Dran glauben" (которое получило приз зрительских симпатий на Слэм -турнире в Берлине в 2007 году) как раз является примером абсурдности человеческого существования:

Häng deine Hoffnung an ein Plastikschwein made in Taiwan Häng deine Hoffnung an ein Pflasterstein und andern Kleinkram Zur Show gibt es Kitsch Zum Popstar das Image Zur Schönheit die Bräunung Zum Glück gibt's die Täuschung Also: Dran glauben!

Kram kaufen!

Augen schließen!

Den Schwindel genießen! [Böttcher 2010:134] Следует отметить, что по своей структуре, ритму и рифмам стихотворение напоминает рэп. Сам автор читает его, как ритмичный речитатив.

Две первые строки начинаются с повторения слов „hänge deine Hoffnungen", что сразу настраивает слушателя на то, что надеяться сегодня в том жестоком лживом мире, в

котором человечество оказалось, бесполезно. Следует отметить, что в рамках реализации стратегии создания эмоционального настроя каждая строка начинается с глагола „hängen": Häng deine Ziele an den Masterplan von Microsoft; Häng deine Träume an die Funknetze der Telekom; Häng deine Wünsche an die Serien auf Pro Sieben" , что создает некую градацию в стихотворении. Используя лексемы Kitsch, Kram, Bräunung, автор передает обстановку, которая сегодня царит в мире. Так же при помощи звуковой игры слов „Plastikschwein" и „Pflasterstein", используя формы императива „Augen schließen! Kram kaufen! Dran glauben" автор говорит о процессах, происходящих в обществе, с иронией.

На синтаксическом уровне в рамках реализации данной стратегии автор использует обратный порядок слов „Zum Glück gibt's die Täuschung" „Zur Show gibt es Kitsch" для того, чтобы сохранить ритм в стихотворении.

Совершенно другого характера стихотворение „Alles in allem". В нем Беттхер сравнивает фильм с жизнью в большом городе, миром, Вселенной:

Im Kino kann man was erleben ohne sich zu bewegen.

Im Kino kann man Spaß haben auch wenn der Film schlecht ist Doch das beste am Kino ist, dass auch du ein Teil vom Kino bist. In der Großstadt wohnen hauptsächlich Großstädter. Aus der Großstadt kann man jederzeit ins ländliche Umlandfliehen.

In der Großstadt kann man anonym bleiben, ohne dass es überhaupt jemand bemerkt.

Doch das beste an der Großstadt ist, dass auch du ein Teil der Großstadt bist.

Das Weltall ist einfach das Größte Doch das beste am Weltall ist, dass auch du ein Teil vom Weltall bist.

[Böttcher 2010: 136]

Следует отметить, что стихотворение не содержит рифм, что является тенденцией в жанре слэм-поэзии. Многие поэты -слэмисты пишут белые стихи.

Беттхер повторяет лексемы „im Kino", „in der Großstadt", „Weltall", тем самым автор подчеркивает, что можно получить удовольствие от просмотра фильма, даже если он плохой, потому что человек чувствует себя частью одного большого фильма. Живя в городе, можно быть одиноким, но, тем не менее, хорошо чувствовать себя частью большого города.

Другой значимой фигурой в немецкой слэм -поэзии является Михаэль Лентц. Основные темы, которые затрагиваются в его стихотворениях, являются вечные ценности любовь, дружба. Рассмотрим несколько стихотворений из его сборника "100 Liebesgedichte". Следует отметить, что все стихотворения написаны в форме белого стиха. Однако мы замечаем, что Лентц любит играть с ритмом - разрывать предложения, ставить точки на середине строки, повторять одну и ту же лексему несколько раз в стихотворении, придумывать необычные эпитеты, использовать своеобразные сравнения. Почти во всех стихотворениях название является и первой строчкой в стихотворении.

Произведение „Wir lieben uns" -своеобразная форма выражения своих мыслей, автор разбивает строки, ставит точку на середине строки, чтобы читатель мог некоторое время поразмыслить, как сюжет будет разворачиваться дальше. Такой подход характерен для реализации стратегии создания эмоционального настроя на синтаксическом уровне:

Wir lieben uns. Dahinter nichts. Es rückt alles an seinen Platz. Kein Ereignis ist vorbote. Ein jedes steht für sich. [Lentz 2010 : 7]

В стихотворении „Ich zittere und merke" Михаэль Лентц описывает состояние влюбленности.

Ich zittere und merke Ich bin verliebt Das geht vorüber wie Hunger Der nicht gestillt wird Ich bin wie ein schreiender Baum im Sommersatten Feld [Lentz 2010 : 14]

В рамках реализации стратегии создания эмоционального настроя автор использует на лексическом уровне ряд сравнений „ ich bin verliebt das geht wie Hunger ", „ich bin wie ein schreiender Baum im Sommersatten Feld", эпитет „ ein schreiender Baum". На синтаксическом уровне автор использует ряд придаточно-определительных предложений, что не совсем характерно для слэм-поэзии, поскольку основным видом предложения в поэзии такого направления является простое. Однако, Михаэль Лентц имеет свою несравнимую не с кем манеру письма.

В стихотворении „Ich war nie" автор сравнивает лирического героя с предметом мебели:

An einem Ort Hingestellt wie Ein Möbel möchte Ich sein

А чуть позже в следующей строфе с местом, которое никто никогда не покинет:

Ich bin wie ein Ort Der mich nie der Mich nie verlässt [Lentz 2010 : 36]

В стихотворении „Protokoll" Лентц использует на лексическом уровне сочетание „ein trockengelegtes Neabaugebiet" чтобы объяснить, что же такое любовь. Стихотворение „Sortenmerkmale" построено в форме перечисления качеств человека: в нем отсутствуют глагол -связка, подлежащие:

Treibspitze offen Gelblich grün Stark weißlich beharrt Mit leicht rötlichem Anflug Blatt mitelgroß [Lentz 2010 : 45]

Своеобразным по своей структуре является и стихотворение „Keine Liebe". Оно состоит из 16 строчек, и автор, используя анафору, начинает каждую строку с лексемы „immer", которая выступает в качестве доказательства, что чувство прошло:

Keine Liebe Immer nur ausgewichen Immer nur immernur Immer keinen Schritt Immer immer zu Immer kein

Immerzu unbezwingbar fehlt [Lentz 2010 : 47]

Такой способ выделения одной лексемы в рамках одного стихотворения Лентц использует часто в своих произведениях, чтобы подчеркнуть значимость происходящего. Так, в стихотворении „Ständig" часто повторяется сочетание „in einem Zustand":

In einem Zustand sein In einem anderen Zustand sein wollen

Im anderen Zustand sein Zurück wollen [Lentz 2010 : 59] В стихотворении „Du bist es" пять строчек подряд начинаются с союза „und":

Und du kannst es nicht sein Und ich brenne nach dir Und ich verhehle mich Und wir schwören uns Dauer Und wir täuschen uns [Lentz 2010 : 61] Еще одной особенностью творчества Михаэля Лентца является использование в стихотворениях слов из английского языка: „Don't drink and dial" (стихотворение „Ich wollte dir Wahrheit sagen"), it' s happened to me (стихотворение „ der plötzliche Blick").

Таким образом, проведенное исследование посвящено реализации стратегии создания эмоционального настроя в стихотворениях современных немецких поэтов Бастиана Беттхера и Махаэля Лентца, работающих в жанре слэм-поэзии. Стратегия осуществляется на лексико-семантическом и синтаксическом текстовых уровнях благодаря использованию ряда маркеров:

- на лексико-семантическом уровне использованы эпитеты, сравнения, формы императива;

- на синтаксическом уровне использованы сложноподчиненные предложения с придаточно-определительными; повторы, обратный порядок слов.

Литература

1. Иссерс О.С. Речевое воздействие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - С.57

2. Сергеев А.Р. Новое в поэзии. - М.: Флинта, 2007. - С. 24, 35

3. Ульянов А. П. Особенности современной словесности. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2006. -С. 56

4. Böttcher, B.Slam Poetry. Live-Poeten in Dichterschlachten. -Mühlheim: Müllerverlag, 2007.

5. 32, 35

5. Böttcher, B. Dran Glauben // Umkreisungen 25 Auskünfte zum Gedicht / Hrsg. Von Jürgen Brocan und Jan Kuhlbrodt. - Leipzig: Poetenladen Verlag, 2010. S. 134

6. Böttcher, B. Dran Glauben // Umkreisungen 25 Auskünfte zum Gedicht / Hrsg. Von Jürgen Brocan und Jan Kuhlbrodt. - Leipzig: Poetenladen Verlag, 2010. S. 136

7. Lentz, M. Wir lieben uns // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S. 7

8. Lentz, M. Ich zittere und merke // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S. 14

9. Lentz, M. Ich war nie // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S.36

10. Lentz, M. Sortenmerkmale // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S.45

11. Lentz, M. Keine Liebe // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S. 47

12. Lentz, M. Ständig // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S. 59

13. Lentz, M. Du bist es // 100 Liebesgedichte. - Franfurt am Mein: Fischer Verlag, 2010. S. 61

14.Van Dijk A. Discourse as strucutre and process.-London: SAGE Publications Ltd, 1997. p. 259-266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.