4. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
5. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
Bibliography
1. Davihdov, V.V. Vidih obobtheniya v obuchenii: logiko-psikhologicheskie problemih postroeniya uchebnihkh predmetov. - M., 1972.
2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.
3. Ehljkonin, D.B. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 1989.
4. Pidkasistihyj, P.I. Samostoyateljnaya deyateljnostj uchathikhsya. - M., 1972.
5. Yakimanskaya, I.S. Razvivayuthee obuchenie. - M., 1979.
Статья поступила в редакцию 16.11.12
УДК 53(07): 378
Dammer M.D., Rogozin S.A. WAYS TO IMPLEMENT THE COMPETENCY APPROACH TO TEST CONTROL IN THE THEORY AND METHODS OF PHYSICS TEACHING. The paper deals with quality control of educational achievements of students in the course «Theory and Methods of Teaching Physics». One objective is to test control methods. Examples are given that can be used during testing.
Key words: quality of education, competence-based approach, test control, forms of tests, case studies, case-method.
М.Д. Даммер, д-р. пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения физике Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]; С.А. Рогозин, ст. преподаватель каф. информатики Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕСТОВОМ КОНТРОЛЕ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ*
В работе рассматривается контроль качества учебных достижений студентов по курсу «Теория и методика обучения физике». Одним из объективных методов является тестовый контроль. Приведены примеры, которые могут быть использованы при проведении тестирования.
Ключевые слова: качество образования, компетентностный подход, тестовый контроль, формы тестовых заданий, ситуационная задача, кейс-метод.
При подписании Болонской декларации высшие учебные заведения стран разработали ряд принципов, дающих возможность создать единое пространство европейского высшего образования. Одним из важных приоритетов Болонского процесса, согласно данной декларации, является качество образования. Качество рассматривается как «фундаментальный камень формирования единого пространства европейского высшего образования...; основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в едином пространстве европейского высшего образования» [1, с. 9].
Процесс реформирования отечественной системы образования высшей школы привел к созданию двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура). Разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), в основу которых заложен компетентностный подход. Он предполагает создание новых методик обучения, а также новых методик проверки эффективности обучения. Одним из эффективных методик проверки является тестовый контроль, т.к. он считается объективным способом оценивания результатов обучения студентов.
Тестовый контроль по теории и методике обучения физике (ТиМОФ) осуществляется посредством педагогических тестов, т.е. совокупности тестовых заданий, позволяющих по результатам их выполнения объективно измерить уровень подготовленности испытуемых по конкретным разделам определенной области знания, в нашем случае по дисциплине ТиМОФ [2].
Как мы знаем, существует две формы тестовых заданий -закрытая и открытая. К закрытой форме относят: 1) альтернативные ответы (к методике физики малоприменимы); 2) множественный выбор; 3) восстановление соответствия; 4) восстановление последовательности. Приведем примеры таких заданий в курсе ТиМОФ.
Пример 1 (задание множественного выбора). Отметьте наиболее важное отличие цифрового образовательного ресурса от традиционного «бумажного» учебника:
1) наличие большого количества иллюстраций;
2) обеспечение целостности и непрерывности дидактического цикла обучения;
3) интерактивность обучения, стимулирующее активную деятельность обучаемого и обеспечивающее его запросы в процессе обучения;
4) обеспечение индивидуальности обучения.
Ответ: 3.
Пример 2 (задание на восстановление соответствия). Поставьте в соответствие возможности ЦОР по физике с его характеристикой:
Ответ: А-2, Б-4, В-3.
Пример 3 (задание на восстановление последовательности). Установите последовательность изучения газовых законов:
1) границы применимости закона
2) определение процесса
ВОЗМОЖНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
А Демонстрационные возможности 1 Имеется тестирующий блок, который содержит тесты дифференцированной степени сложности, контрольные задачи и задачи с решениями
Б Возможности системы дистанционного обучения 2 Показ анимационных моделей, иллюстрация излагаемого материала фотографиями, схемами, показ в интерактивной форме различных таблиц
В Обучающие возможности 3 Имеется журнал результатов работы, отражающий уровень знаний учащегося по различным темам курса, позволяющий оперативно оценить знания
4 Предусмотрено использование современных телекоммуникационных средств -учебно-методических страниц, выход на форум
3) условия осуществления процесса
4) графическое изображение процесса
5) экспериментальное исследование справедливости закона
6) математическая запись и формулировка закона
7) молекулярно-кинетическое объяснение установленной зависимости
Ответ: 2, 3, 6, 5, 4, 7, 1.
К открытой форме относят задания свободного изложения и дополнения. Приведем пример задания на дополнение.
Пример 4 (задание на дополнение). Перед решением задач на определение КПД двигателя учащимся необходимо напомнить, что тепловой двигатель совершает полезную работу
за счет_энергии при переходе тепла от более
горячего тела к более холодному.
Ответ: изменения внутренней.
Рассмотренные нами задания закрытой формы (примеры 1-3) и задание на дополнение открытой формы тестовых заданий (пример 4) целесообразно использовать для проверки знаний и умений студентов физических факультетов педагогических вузов.
Компетентностный подход предусматривает совершенно другую роль студента в учебном процессе: студент должен не просто воспроизводить информацию, а способен самостоятельно мыслить, быть готовым к решению возникших проблем.
Для того, чтобы проверить сформированность профессиональных компетенций, представленных в стандарте, рационально применять тестовые задания свободного изложения, в основе которых будут педагогические ситуации (ситуационные задачи).
«Педагогическая ситуация - совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося» [3, с. 81].
Прежде чем овладеть технологией решения педагогических ситуаций, необходимо рассмотреть виды педагогических ситуаций. Г.А. Федотова приводит следующую классификацию педагогических ситуаций [4]:
1) по месту возникновения и протекания (в школе, в общественных организациях, в семье, в других местах общества);
2) по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и учебно-воспитательные);
3) по взаимодействующим субъектам и объектам воспитания («учитель - класс», «родители - дети», «личность в процессе воспитания»);
4) по заложенным воспитательным перспективам (стратегические, тактические, оперативные);
5) по возможности постановки различных видов задач профессионально-педагогического обучения (для накопления информации, для развития творческого мышления и теоретических знаний, для развития организаторских или управленческих качеств у будущих учителей);
6) по их проблемности (проблемные, стандартные).
На сегодняшний момент применительно к нашей
дисциплине «теория и методика обучения физике» мы будем придерживаться следующей типологии педагогических ситуаций:
1) по месту возникновения и протекания - на занятии;
2) по степени проективности - преднамеренно созданные, естественные;
3) по степени оригинальности - стандартные, не-стандратные;
4) по степени управляемости - жестко заданные, управляемые;
5) по участникам - ученик-преподаватель;
6) по заложенным противоречиям - бесконфликтные;
7) по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения) - проблемные;
8) по характеру - дисциплинарные, междисциплинарные.
Данная классификация дает нам достаточное представление о широте возможности использования педагогических ситуаций в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов в современных образовательных технологиях.
С помощью педагогических ситуаций можно определять достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Как видно из определения, педагогические ситуации конкретны, могут проектироваться или возникать спонтанно в учебном процессе. Моделирование педагогических ситуаций воз-
можно проводить во время практического занятия, экзамена, в ходе педагогической практики и т.д.
В структуре ситуационной задачи можно выделить основную часть, описывающую ситуацию, и вопросы к ней. Способы предъявления основной части задачи: текст, график, таблица, рисунок, анимация, видеоролик.
Структура решения ситуационных задач выглядит следующим образом:
1) анализ ситуации, представленной в задаче;
2) выбор варианта решения и средств для выполнения требования ситуационной задачи;
3) выполнение требования ситуационной задачи;
4) предъявление решения ситуационной задачи в лабораторных условиях (в аудитории) или в классе;
5) анализ и оценка решения ситуационной задачи студентом, студенческой группой, преподавателем;
6) поиск альтернативных вариантов решения ситуационной задачи;
7) разработка коррекционных рекомендаций для студента.
Рассмотрим в следующем примере ситуационную задачу,
возникшую на уроке физики в 9 классе.
Пример 5 (ситуационная задача). Учитель физики проводит урок в 9 классе по теме «Перемещение при прямолинейном равномерном движении». В данной теме учителю необходимо рассмотреть понятие «скорость». Так как данное понятие было введено в 7 классе при изучении темы «Скорость. Единицы скорости» и ученикам оно хорошо знакомо в обыденной жизни, поэтому учитель не стал отводить на него специального времени, чтобы больше времени осталось на решение расчетных задач. Ученики лишь записали следующее определение скорости в тетрадь, продиктованное учителем: «Скорость - физическая величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка».
Вопросы к ситуационной задаче:
1) Верно ли дано определение скорости ученикам в данном классе?
2) Согласны ли вы с методикой проведения данного занятия учителем физики?
3) Как бы вы провели свой урок по данной теме?
Решение ситуационной задачи
1) Учитель некорректно сформулировал ученикам определение скорости. Во-первых, ученики должны были записать не просто «скорость», а «скорость равномерного прямолинейного движения» (учитель не конкретизировал, о какой скорости идет речь). Во-вторых, учитель в определении забыл учесть, что скорость - векторная величина.
2) Нет, с методикой проведения данного занятия учителем физики не согласен. Считаю, что учителю необходимо было более детально рассмотреть понятие скорости. Ведь в 7 классе учащиеся оперировали только численным значением скорости, его модулем. В 9 же классе дается понятие о
Рис. 1. Сообщающиеся мыльные пузыри
скорости как векторной величине. При введении понятия «скорость равномерного прямолинейного движения» учителю целесообразно было бы применить обобщенный план изучения величин, сформулированный академиком РАО А.В. Усовой.
3) Возможны три варианта проведения данного урока:
1 вариант - учитель сам напоминает ученикам понятие скорости, которое он давал им в 7 классе. Далее рассматривает понятие скорости как векторной величины и связывает ее с перемещением;
2 вариант - проводит фронтальный опрос с целью проверки остаточных знаний о признаках понятия «скорость»;
3 вариант - задает вопросы на опознавание величин (зачитывается отрывок задачи или описание ситуации; спрашивает, о какой величине идет речь, какие характеристики этой величины рассматриваются и т.д.).
Решение ситуационных задач по теории и методике обучения физике является важной формой профессиональной подготовки будущих учителей физики для их последующей педагогической деятельности. Преподаватель, решая задачи со студентами, включает их в проблемную педагогическую ситуацию, моделирующую процесс обучения. После осмысления ситуации студент может поставить проблему, и попытаться найти способы из нее выйти, используя для этого фундаментальные теории, понятия, законы, а также весь свой опыт.
Решение таких задач способствует овладению знаниями практического применения изучаемых законов и закономерностей; формированию и развитию у студентов межпредметных и исследовательских навыков; повышает их общекультурный уровень и др. По ходу решения задач могут возникнуть новые проблемные ситуации, соответственно формулироваться новые задачи (подзадачи), выступающие в качестве частных по отношению к основным задачам.
Предлагаемая нами методика использования ситуационных задач созвучна популярному в настоящее время кейс-методу (case-study). Внедрение кейс-метода в высшее профессиональное образование обусловлено тем, что он ориентирован не на знакомство с фактами, а на формирование профессиональных компетенций обучающегося.
Кейс - это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. В переводе с английского языка кейс - случай, а case-study - это обучающий случай. Его содержание и возможные решения должны анализироваться и обсуждаться совместно: обучающимся и преподавателем [5].
Кейс-методы - учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения [6].
Кейс-метод позволяет устанавливать межпредметные связи, способствует развитию аналитического и системного мышления, освоению коммуникативных навыков и предполагает презентацию результатов проведенного анализа [7]. Знания и навыки, полученные в процессе работы над кейсами, позволят
студентам не только овладеть методикой обучения физике, но и эффективно применять полученные знания для решения практических задач в будущем.
Кейс-технологии должны удовлетворять следующим требованиям [6]:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• не устаревать слишком быстро;
• быть актуальными на сегодняшний день;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
Таким образом, главное отличие кейс-технологий от других методов состоит в том, что он предполагает многоальтернатив-ность решений поставленной проблемы. Такая многоальтерна-тивноть противоречит с технологией тестового контроля, предполагающей однозначный ответ на поставленный вопрос. Поэтому мы говорим об использовании элементов кейс-технологий, связанных с постановкой проблемы, описывающей ситуацию, максимально приближенную к реальной. Система вопросов-заданий, сопровождающих описанную ситуацию, могут предполагать и однозначные ответы, и свободное изложение (открытое задание).
Пример 6 (кейс-задача). Учитель на уроке демонстрирует видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри» (ЦОР 164, ИУМК «Физика 10», ООО «Физикон») (рис. 1).
После просмотра видеоролика учитель задает ученикам ряд вопросов в виде тестовых заданий (6а, 6б, 6в, 6г):
6а. Приведите в соответствие дидактические возможности ролика с уроками различного типа:
Ответ: А-3; Б-1; В-4; Г-2.
бб. Сравните явления, наблюдаемые в сообщающихся мыльных пузырях и аналогичным образом сообщающихся воздушных шарах. Что общего между ними?
1) Выравнивается давление воздуха в пузырьках (шарах).
2) Воздух переходит из пузырька (шара) с большим давлением в пузырек (шар) с меньшим давлением.
3) Выравнивается объем пузырьков (шаров).
4) Выравнивается количество молей воздуха в пузырьках (шарах).
Ответ: 2.
бв. Сравните явления, наблюдаемые в сообщающихся мыльных пузырях и аналогичным образом сообщающихся воздушных шарах. Какое наиболее существенное отличие между ними?
1) В сообщающихся пузырьках объем маленького уменьшается, а большого - увеличивается. В сообщающихся шарах наоборот - объем маленького увеличивается, а большого - уменьшается.
2) В сообщающихся пузырьках воздух перетекает из пузырька меньшего объема в большой. В сообщающихся шарах
Способ создания и разрешения проблемной ситуации Уровень проблемности
А. Учитель демонстрирует видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри» и после этого показывает опыт с сообщающимися воздушными шарами, создавая противоречие между имеющимися знаниями и новым фактом. I. Учитель выдвигает проблему и сам же предлагает её решение
Б. Учитель показывает видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри» и сообщает, что причиной такого странного поведения пузырей являются особые свойства поверхности жидкости. Далее объясняет материал по теме «Поверхностное натяжение жидкости», после чего возвращается к объяснению опыта с сообщающимися мыльными пузырями. II. Учитель выдвигает проблему, а ученики находят её решение.
В. Учитель показывает видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри» и сообщает, что причиной такого странного поведения пузырей являются особые свойства поверхности жидкости. Ставит перед учениками проблему - исследовать и объяснить, в чем именно заключаются особенности свойств поверхности жидкости? III. Ученики самостоятельно выдвигают проблему и находят ее решение
Дидактические возможности Типы уроков
А. Представляет собой видеозадачу на объяснение физического явления 1. Урок изучения нового материала
Б. Используется для постановки проблемы перед изучением темы «Поверхностное натяжение жидкости» 2. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений
В. Используется как фрагмент видеоряда по теме «Поверхностное натяжение жидкости» 3. Урок решения задач
Г. Используется для иллюстрации справедливости предсказания о течении явления, основанного на теоретических знаниях о поверхностном натяжении жидкости 4. Урок повторения и систематизации знаний
наоборот - воздух перетекает из шара большего объема в маленький.
3) При уменьшении объема пузырька дополнительное давление воздуха, возникающее вследствие кривизны поверхности, увеличивается. В шарах наоборот - при уменьшении объема дополнительное давление уменьшается.
4) С увеличением площади поверхности суммарная сила натяжения мыльной пленки уменьшается. В шарах наоборот - с увеличением площади поверхности суммарная сила упругости оболочки растет.
Ответ: 3.
6г. Соотнесите способ создания проблемной ситуации на основе видеоролика «Сообщающиеся мыльные пузыри» и ее разрешения с уровнем проблемности.
Библиографический список
Ответ: А-Ш; Б-1; В-11.
Таким образом, для проверки знаний и умений студентов физических факультетов педагогических вузов целесообразно применять тестовые задания закрытой формы и задания на дополнение открытой формы, а для проверки сформированности профессиональных компетенций лучше всего использовать ситуационные или кейс-задачи, сочетающие в себе задания открытой и закрытой формы.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта («Тестовый контроль достижений по теории и методике обучения физике студентов педагогических вузов»), проект № 11-06-00757а.
1. Петрова, Л.И. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект) / Л.И. Петрова, Л.Н. Кутергина. -Ростов н/Д., 2008.
2. Даммер, М.Д. Использование тестовых заданий для проверки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей физики / М.Д. Даммер, С.А. Рогозин // Вклад академика РАО А.В. Усовой в развитие теории и методики обучения: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 12-13 сентября 2011 г. - Челябинск, 2011.
3. Общая и профессиональная подготовка: учеб. пособие для студентов по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск, 2003. - Кн.1.
4. Федотова, Г.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие / авт.-сост. Г.А.Федотова, Е.Ю.Игнатьева. - Великий Новгород, 2010.
5. Юлдашев, З.Ю. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования // З.Ю. Юлдашев, Ш.И. Бобохужаев. - Ташкент, 2006.
6. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Э/р]. - Р/д: http:// www.vshu.ru
7. Ефимова, Н.И. Особенности использования инновационных педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Н.И. Ефимова, Л.Б. Бурова // Социосфера. - 2010. - №4.
Bibliography
1. Petrova, L.I. Metodicheskoe obespechenie Bolonskogo processa v vuze (pedagogicheskiyj aspekt) / L.I. Petrova, L.N. Kutergina. - Rostov n/ D., 2008.
2. Dammer, M.D. Ispoljzovanie testovihkh zadaniyj dlya proverki sformirovannosti professionaljnihkh kompetenciyj buduthikh uchiteleyj fiziki / M.D. Dammer, S.A. Rogozin // Vklad akademika rAo A.V. Usovoyj v razvitie teorii i metodiki obucheniya: materialih Vserossiyjskoyj nauch.-prakt. konf., 12-13 sentyabrya 2011 g. - Chelyabinsk, 2011.
3. Obthaya i professionaljnaya podgotovka: ucheb. posobie dlya studentov po specialjnosti «Professionaljnoe obuchenie»: v 2 kn. / pod red. V.D. Simonenko, M.V. Retivihkh. - Bryansk, 2003. - Kn.1.
4. Fedotova, G.A. Tekhnologii professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie / avt.-sost. G.A.Fedotova, E.Yu.Ignatjeva. - Velikiyj Novgorod, 2010.
5. Yuldashev, Z.Yu. Innovacionnihe metodih obucheniya: osobennosti keyjs-stadi metoda obucheniya i puti ego prakticheskogo ispoljzovaniya / / Z.Yu. Yuldashev, Sh.I. Bobokhuzhaev. - Tashkent, 2006.
6. Dolgorukov, A. Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professionaljno-orientirovannogo obucheniya [Eh/r]. - R/d: http://www.vshu.ru
7. Efimova, N.I. Osobennosti ispoljzovaniya innovacionnihkh pedagogicheskikh tekhnologiyj pri obuchenii inostrannomu yazihku v neyazihkovom vuze / N.I. Efimova, L.B. Burova // Sociosfera. - 2010. - №4.
Статья поступила в редакцию 06.11.12
УДК 330.311
Degtyareva M.N. INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY OF INFOCOMMUNICATION COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article deals with individual learning trajectory of infocommunication competence of foreign language teacher in system of additional professional education.
Key words: individual learning trajectory, infocommunication competence, system of additional professional education.
М.Н. Дегтярева, зав. каф. информационных технологий и дистанционного обучения ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В статье рассматривается индивидуальная образовательная траектория развития инфокоммуникационной компетентности учителя иностранных языков в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, инфокоммуникационная компетентность, система дополнительного профессионального образования.
Одним из постулатов современной парадигмы образования является положение о переходе от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь». В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно прослеживается мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных
воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо в учебном процессе по индивидуальным образовательным маршрутам.