Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КУРСЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ'

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КУРСЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
536
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / МОЛОДЕЖЬ / 14-15 - ЛЕТНИЕ СТУДЕНТЫ / СПОРТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пэн Мэнси

Выносливость является одним из важнейших физических качеств, будь то в профессиональной деятельности, спорте или повседневной жизни людей. Он отражает общий уровень функционирования человека и функций организма. Выносливость - это способность человека выполнять длительную работу в любом направлении без существенного снижения работоспособности. Уровни выносливости часто зависят от того, как долго человек может выполнять определенную физическую активность. Выносливость будет лучше, если работа выполняется дольше и с большей энергией. Специфическая выносливость - выполнение эффективной работы и преодоление утомления в условиях, необходимых для конкретной деятельности. Путем изучения понятия специальной выносливости, построения спортивного комплекса, формулирования научно-обоснованной учебной программы, обобщения экспериментальных данных, повышения выносливости юношей 14-15 лет и достоверности эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КУРСЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ»

УДК 336

Пэн Мэнси

магистрант Витебского государственного университета Научный руководитель: Шкирьянов Д.Е.,

Доцент,

Кандидат педагогических наук Вице-канцлер

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

КУРСЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Аннотация

Выносливость является одним из важнейших физических качеств, будь то в профессиональной деятельности, спорте или повседневной жизни людей. Он отражает общий уровень функционирования человека и функций организма.

Выносливость - это способность человека выполнять длительную работу в любом направлении без существенного снижения работоспособности. Уровни выносливости часто зависят от того, как долго человек может выполнять определенную физическую активность. Выносливость будет лучше, если работа выполняется дольше и с большей энергией.

Специфическая выносливость - выполнение эффективной работы и преодоление утомления в условиях, необходимых для конкретной деятельности.

Путем изучения понятия специальной выносливости, построения спортивного комплекса, формулирования научно-обоснованной учебной программы, обобщения экспериментальных данных, повышения выносливости юношей 14-15 лет и достоверности эксперимента.

Ключевые слова:

спортивная тренировка; Легкая атлетика; молодежь; 14-15 - летние студенты; спорт;

дополнительные упражнения;

1. Общая характеристика специальной выносливости

1.1 Выносливость и ее виды

Выносливость - это способность человека выполнять длительную работу в любом направлении без существенного снижения работоспособности и ее эффективности [6].

Общая выносливость - это способность организма человека выполнять длительную работу средней интенсивности с сохранением общей функции мышечного аппарата [12].

Специфическая выносливость - Эффективно работающая и преодолевающая утомление при деятельности в конкретных видовых условиях [6].

В широком смысле под выносливостью понимают «увеличение количества времени, в течение которого человек сохраняет работоспособность во время работы или движения в неблагоприятных условиях внешней среды и повышает сопротивляемость организма утомлению» [7].

В зависимости от рассматриваемого аспекта выносливость как многокомпонентное качество имеет и другие признаки. Таким образом, свойства выносливости могут быть даны с точки зрения как педагогики, так и физиологии и психологии. Целое будет характеризоваться концепцией терпения, которая рассматривает вопросы содержания с педагогической точки зрения. При этом требования к уровню развития выносливости легкоатлетов можно разделить на общие и специальные формы [10].

Выносливость зависит от количества мышц, задействованных в работе, например, различая глобальную выносливость (задействованы 3/4 от большего количества мышц тела), региональную

выносливость (от 2/4 до 3/4 мышечной массы, если они задействованы) и локальную выносливость. выносливость (менее 1/4).

Наибольшее повышение активности кардиореспираторной системы в организме обусловлено глобальной работой, при большей доле аэробных процессов в ее энергообеспечении. При обеспечении регионарной работы общие анаэробные процессы усиливаются и приводят к менее выраженным (метаболическим) изменениям в организме. Локальная работа связана с небольшими изменениями состояния всего организма, но все равно имеет место значительный (значительный) расход энергетических субстратов (ресурсов) в работающих мышцах, что приводит к локальному мышечному утомлению. Чем больше доля мышечной работы, обеспечиваемой энергией в анаэробном процессе, тем больше объем физической работы, выполняемой наружу, и тем больше выполняется локальная мышечная работа. Этой стойкостью характеризуется выполнение большинства трудовых операций в современной деятельности (профессиях) [5].

Нагрузку можно подбирать выборочно, варьируя интенсивность упражнения, продолжительность упражнения, количество повторений упражнения, интервал и характер отдыха между подходами, исходя из его влияния прежде всего на различные компоненты выносливости. . выполняемые упражнения. Повышение выносливости приводит к улучшению двигательных навыков, совершенствованию технических и тактических навыков, снижению энергозатрат и т. д.

Уровень работоспособности и развития зависит от конкретных факторов выносливости [3, 12]:

- общая выносливость;

- скорость, с которой расходуется энергия из ресурсов, получаемых внутримышечно;

- особенно важны волевые качества, например, благодаря им спортсмены могут заниматься спортом при усталости;

- технические и тактические навыки, т.е. двигательные навыки, связанные с технико-тактической экономией, и обоснование практики;

- способность нервно-мышечных аппаратов;

- скоростные возможности (в том числе: быстрота и гибкость рабочих мышц);

- координация (т.е. точность движений);

- Развитие силовых качеств и других спортивных способностей.

Естественно и понятно, что выносливость уникальна и специфична в разных видах спорта. На практике к этой выносливости часто относят, например: скоростную выносливость, беговую, плавательную, силовую, прыжковую и т. д. Анализ литературы показывает, что можно назвать не менее 20 специальных выносливостей [3].

«Скоростная выносливость» в основном проявляется в видах деятельности, предъявляющих повышенные требования к параметрам скорости движения в субмаксимальной и максимальной областях рабочей силы, преодолевая утомление в течение длительного времени без снижения эффективности действия [12].

«Силовая выносливость» — это, прежде всего, способность выполнять спортивную работу в течение длительного времени без снижения ее эффективности, требуя немалой силы [3]. Во-вторых, это способность преодолевать силовое напряжение за определенный период времени, который задается. В зависимости от того, как работают мышцы, различают статическую и динамическую силовую выносливость [12].

«Статическая выносливость» — способность сохранять мышечное напряжение в течение продолжительных периодов времени без физических упражнений. Обычно в этом режиме работают только некоторые группы мышц. Может существовать обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью — чем больше усилие, тем короче продолжительность упражнения.

«Динамическая силовая выносливость» — это количество повторений упражнения и высокий уровень мышечного тонуса при относительно низкой скорости выполнения упражнения. Силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям увеличивается с увеличением продолжительности жизни [3].

«Координационная выносливость» - это выносливость, проявляющаяся преимущественно в комплексно-координационной деятельности видов спорта, которая характеризуется длительным выполнением различных сложных технико-тактических движений (художественная гимнастика, фигурное катание и др.) [12].

Характеристики физических упражнений [11,15].

Различные типы выносливости практически не зависят друг от друга. Например, здесь можно иметь скоростную выносливость, но недостаточную силу или низкую координационную и прыжковую выносливость [12].

Выносливость является наиболее разнообразным качеством по своему измерению, структуре и способу развития по сравнению с другими спортивными способностями в общей системе физической подготовки спортсмена.

Высокий уровень специальной выносливости абсолютно необходим абсолютно во всех видах спорта для поддержания высоких показателей при одиночном старте (гонке и т.п.) и на протяжении всего забега, для продолжения в некоторых видах спорта, а также для поддержания высоких показателей с целью эффективного общий тренировочный процесс проводить циклами разной продолжительности.

Во всех видах спорта удельная выносливость измеряется различными показателями, соответствующими специфике движения в данном виде спорта:

- количество выполненных задач: пройденное расстояние (метры, километры), проделанная работа и импульс;

- поддержание необходимой интенсивности двигательного задания: скорость передвижения по дистанции, сила физического упражнения, силовые показатели;

Высокие показатели выносливости помогают преодолевать моральное утомление во время соревновательной и тренировочной деятельности. Существует всего четыре вида усталости: умственная, сенсорная, эмоциональная и физическая. Специфика выносливости определяется совокупностью движений и приспособленностью организма спортсмена к определенной физической нагрузке, которая вырабатывается в ходе тренировочной и соревновательной деятельности [1].

Для спортсменов идиосинкразическая выносливость представляет собой структурно сложное спортивное качество, состоящее из отдельных компонентов в пропорциях, характерных для каждого вида спорта.

Таким образом, специфическая выносливость спортсмена будет являться возможностью противодействия утомлению в конкретных условиях соревновательной деятельности, максимальной мобилизации функциональных возможностей для достижения результатов в избранном виде спорта. Опять же, для достижения высокого уровня работоспособности, особенно в условиях длительной тренировочной деятельности, функция всех основных групп мышц, проявляющаяся в режиме аэробного энергообеспечения, как правило, за счет использования со стороны липолиза, у спортсмена должна быть то, что называется общей выносливостью (Способность человека выполнять длительную работу в любом направлении без значительного снижения работоспособности).

Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять данную физическую нагрузку, а общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу выносливости, различные виды деятельности [12].

1.2 Физиологический механизм и резерв развития выносливости спортсменов 14-15 лет

Общая выносливость зависит от доставки кислорода к мышцам работающего и определяется работой кислородтранспортных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой и системы крови [13].

Развитие общей выносливости связано прежде всего с обеспечением многофункциональных перестроек в дыхательной системе. Повысьте эффективность дыхания, чтобы:

• Увеличение емкости и объема легких (в среднем на 15-20%) (ЖЕЛ достигает 6-8 литров и более),

• Увеличение глубины дыхания (до 55% ЖЕЛ), повышение диффузионной способности легких за счет увеличения альвеолярной поверхности и объема крови в легких,

• протекают через постоянно расширяющуюся сеть капилляров,

• Увеличение выносливости и силы дыхательной мускулатуры, что приводит к увеличению объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной жизненной емкости (резерву и остаточному выбросу).

Морфофункциональные перестройки в сердечно-сосудистой системе также играют решающую роль в развитии общей выносливости, отражая адаптацию к длительной работе:

• Увеличенный объем сердца («большое сердце» характерно для бегунов на длинные дистанции), утомление миокарда - гипертрофия при физической нагрузке,

• увеличить сердечный выброс (увеличить ударный объем),

• Замедление ЧСС в покое (до 45-50 уд/мин) за счет усиления парасимпатического влияния -брадикардия, вызванная физической нагрузкой, что способствует ее восстановлению (миокарду) и последующим ее проявлениям,

• Снижение систолического артериального давления в покое (менее 105 мм рт. ст.) - гипотензия, вызванная физической нагрузкой.

Способствует повышению общей выносливости в системе крови за счет:

• Объем циркулирующей крови увеличивается (увеличение в среднем на 25%) за счет увеличения объема плазмы, а адаптационный эффект обеспечивается за счет: 1) снижения вязкости крови и, следовательно, облегчения кровотока и 2) массивного возврата крови (венозного), стимулирующего сердечную деятельность, самое сильное сокращение,

• увеличение общего количества эритроцитов и гемоглобина (стоит отметить, что по мере увеличения объема плазмы их относительная концентрация в крови снижается),

• Снижение уровня молочной кислоты в крови (молочной кислоты) при работе связано, во-первых, с условным повышением возможностей буферной системы крови, в частности щелочных резервов, во-вторых, с преимуществом медленных волокон в мышцах сильных люди, использующие молочную кислоту в качестве источника энергии. При этом увеличиваются лактатный порог анаэробного метаболизма и дыхательный порог анаэробного метаболизма. [9, 14].

В скелетных мышцах спортсменов на выносливость преобладают медленно сокращающиеся волокна (до 90%).

Рабочая гипертрофия протекает по саркоплазматическому типу, т. е. за счет увеличения объема саркоплазмы. В ней накапливаются запасы миоглобина, гликогена, липидов, капиллярная сеть становится более обильной, увеличивается количество и размеры митохондрий. При длительной работе мышечные волокна включаются по очереди, восстанавливая свой ресурс во время отдыха [9].

Работа на выносливость сопровождается развитием устойчивых рабочих доминант в центральной нервной системе с высокой помехоустойчивостью, что отделяет развитие трансцендентного торможения в условиях монотонной работы. Спортсмены с сильной и устойчивой нервной системой и низким уровнем подвижности - апатией - обладают особой способностью к длительным циклическим нагрузкам.

Удельная выносливость в круговых упражнениях зависит от продолжительности дистанции, которая определяется соотношением аэробного и анаэробного энергообеспечения.

Специфическая выносливость статической работы основана на высокой способности работающих

мышц и нервных центров поддерживать непрерывную деятельность (без перерывов на отдых) в анаэробных условиях.

По мере адаптации спортсмена к нагрузке замедление самого мощного двигательного отдела вегетативной нервной системы, обеспечивающего дыхание и кровообращение, постепенно уменьшается. Мышцы шеи и туловища, содержащие больше медленных волокон, обладают более высокой статической выносливостью, чем мышцы конечностей, богатые быстрыми волокнами.

К резервам физиологической выносливости относятся:

• Мощность механизмов обеспечения гомеостаза - адекватная деятельность сердечно-сосудистой системы, повышение кислородной емкости крови и ее буферной системы, совершенствование регуляции водно-солевого обмена и теплообмена выделительной системой Снижение чувствительности к изменениям состояния;

• Тонкая и стабильная нейрогуморальная регуляция механизмов, поддерживающих гомеостаз в изменяющихся условиях [8,9].

Развитие выносливости зависит от увеличения диапазона физиологических резервов и большей мобилизации. Особенно ценно развитие способности мобилизовать функциональный резерв мозга спортсмена путем добровольного преодоления потенциального утомления во время тренировки [14].

1. 3.Способ и метод воспитания специальной выносливости спортсменов 14-15 лет.

Для воспитания специальной выносливости легкоатлетов в основном используются такие базовые методы, как специальные подготовительные упражнения, соревновательно-тренировочные формы и собственно соревновательные упражнения.

План деятельности по выполняемым упражнениям аналогичен соревновательной деятельности. Скоростная секция широко используется, и ее активность несколько превышает активность конкурентов.

Если упражнения, которые вы делаете, имеют небольшую продолжительность (до 1-2 минут), вы можете уменьшить интервал отдыха между повторениями этих упражнений. Интервалы отдыха должны создавать возможности для последующих упражнений в контексте утомления после предыдущего упражнения [2,5].

При более длительных тренировках (от 3-4 минут и более) можно делать восстановительные перерывы между тренировками, так как в этом случае тренировочный эффект обеспечивается изменениями, происходящими во время каждой отдельной тренировки, а не всего комплекса упражнений в результате суммарного эффекта.

Если паузы между упражнениями короткие (например, неполные и/или укороченные), работу выполнять нельзя, а отдых следует бездействовать. Работа с низкой интенсивностью и восстановительные, расслабляющие процедуры должны выполняться во время полных или продолжительных интервалов отдыха. При развитии специфической выносливости необходимо в определенной степени формировать соревновательную деятельность и придерживаться следующих принципов: интервал повторений должен быть коротким, общее время серии должно быть близко к соревновательной дистанции, а скорость должна быть близко или даже превышать дистанцию соревнования. [9, 10, 13].

Для повышения аэробных возможностей круговых упражнений, связанных с длительными дистанциями, применяют непрерывный и прерывистый методы, при которых тренировочная работа может выполняться в равномерном или переменном темпе.

Для развития специфической выносливости применяют следующие методы: 1) методы непрерывного упражнения (равномерные и вариативные); 2) методы прерывистого прерывистого упражнения (интервалы и повторения); 3) методы соревнований и игр [12].

Равномерный метод зависит от непрерывности непрерывного бега с постоянной скоростью или усилием. В то же время спортсмен стремится поддерживать эту скорость, усилие, диапазон движения,

ритм и постоянный темп. Все упражнения можно выполнять с разной интенсивностью (низкой, средней и высокой). Этот метод увеличивает аэробные возможности. Для оптимальной адаптации объем тренировочной нагрузки должен составлять не менее 30-40 минут. Неподготовленные спортсмены-любители не могут справиться с такими нагрузками сразу, поэтому им приходится постепенно увеличивать время тренировок, не увеличивая интенсивность. После 5-минутного периода обкатки устанавливался фиксированный уровень утилизации кислорода. При увеличении интенсивности работы (или скорости упражнений) аэробный процесс в мышцах усиливается. Чем выше скорость, тем активнее активизируется анаэробный процесс и тем больше он отражает реакции систем растения на продолжение работы, при этом потребление кислорода возрастает до 85-95% от максимального, но еще не достигает своих «критических» значений.

Это достаточно напряженная работа для организма, требующая огромных усилий в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

ЧСС достигала 125-165 уд/мин, легочная вентиляция - 165-190 л/мин, систолическое АД повышалось до 185-200 мм рт.ст в первые 2-3 мин. комнатная температура. ст., затем останавливается в стабильном положении около 140-150 мм рт. [2].

Изменяя интенсивность (скорость выполнения упражнений), они воздействуют на разные компоненты аэробных возможностей. Например, легкий бег трусцой (в анаэробно-пороговом темпе) используется как «базовая» нагрузка для развития аэробных возможностей, с восстановлением после более интенсивной нагрузки, разумеется, для поддержания достигнутого общего уровня выносливости. Такая работа подходит Людям разного возраста и уровня подготовки, обычно на полчаса-час. Для занятий профессионально-прикладным спортом этот диапазон интенсивности нагрузки является наиболее широким, так как способствует развитию аэробных возможностей, позволяет улучшить работу всех функций и систем организма, устраняя физиологическую возможность возникновения кислорода в тканях Недостаточно содержание. В оздоровительных целях людям старше 60 лет не следует применять более длительные и интенсивные нагрузки во время бесконтрольных тренировок, так как это требует тщательного профессионального контроля.

Превышая интенсивность нагрузки, вы превышаете вклад анаэробной энергии в обеспечение работы. Однако человеческий организм имеет ограниченные возможности для выполнения непрерывной, равномерной и высокоинтенсивной работы. Время выполнения превышает 15 минут [2].

Переменный метод. Этот подход отличается от унифицированного периодической сменой насыщенности выполняемой работы, что характерно для спорта и занятий спортом на открытом воздухе. В легкой атлетике переменная работа называется фартлек.

Среди них в этом процессе, помимо бега на длинные дистанции, с заданной скоростью разгоняются разные участки дороги. Такие работы более характерны для бегунов на средние дистанции, где важна не только выносливость, но и быстрота, умение переключаться с одной скорости на другую. Значительно увеличивает силу вегетативной реакции организма, постепенно вызывая максимальную активацию обмена веществ в периоды одновременного усиления анаэробных процессов.

При этом организм работает в смешанном состоянии аэробного и анаэробного. Чтобы не разрушить аэробный характер нагрузки, скоростные смены или комплексы упражнений не должны быть большими. Переменная полоса часто необходима для развития специфической и общей выносливости и подходит для тех, кто физически готов. Такой подход способствует развитию аэробных возможностей, способности организма переносить недостаточный уровень кислорода, периодически возникающий при разгоне [2].

Интервальные методы состоят из повторяющихся доз более или менее коротких (обычно до 60-120 секунд) упражнений с четко определенными интервалами отдыха.

Этот метод обычно используется для развития специальной выносливости для какой-либо конкретной работы и широко используется в спортивной подготовке, особенно спортсменами. На

различные компоненты выносливости могут влиять изменения параметров выполняемой работы, таких как частота выполнения, время выполнения упражнения, величина интервалов отдыха и количество повторений.

В тренировках, направленных на развитие скоростной выносливости, используют более одного высокоинтенсивного упражнения (85-95% от максимума) повторений по 20-30 секунд.

Обычно выполняется несколько серий этих упражнений, в среднем по 5 повторений, с интервалами отдыха от 1 до 3 минут. Сокращение времени отдыха между упражнениями малоэффективно для решения задач профессиональной подготовки, так как в результате происходит активация анаэробного гликолиза, быстрое накопление молочной кислоты в работающих мышцах и крови, выполнение упражнений со снижением силы, повышение аэробной нагрузки, режим нагрузки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если предстоит решить задачу развития анаэробного компонента выносливости, продолжительность тренировки обычно увеличивается постепенно с 20-30 секунд до 1,5-2 минут. Если интенсивность такой тренировки достигает 95% от максимального времени отдыха и требует длительных периодов отдыха до полного восстановления, продуктивность призвана увеличить силу работы. Продолжительность тренировки 20-30 секунд и интервалы отдыха 5-7 минут чаще всего используются в профессиональных спортивных тренировках для улучшения гликолитической способности, хотя в спортивных тренировках используется множество вариаций других наборов параметров упражнений. Дозировка: 3-5 повторений серии упражнений. Что касается фитнеса, то они выполняют определенное количество подходов нормативной работы. По данным И.П. Янсена [15], период отдыха сокращается до 1-2 минут при столь необходимом увеличении количества анаэробного гликолиза. Этот вид упражнений зависит от максимального накопления лактата, ограничивающих показатели кислородного «долга», и представляет собой очень сложную работу.

Чтобы привыкнуть к нему, начните с уровня скорости 70% и постепенно увеличивайте активность упражнения в процессе тренировки. Интервалы отдыха в 5 минут и более уменьшаются по мере увеличения физической подготовки.

Логика этой методической зависимости от анаэробно-аэробных упражнений заключается в постепенном переходе к анаэробному гликолизу. Дозировка: При выполнении упражнений с относительно небольшой мощностью 70-80% и продолжительностью 30-60 секунд организуйте тренировку в виде серии упражнений максимум 10 повторений с интервалами отдыха 2-4 минуты; при наличии у спортсмена С достаточном уровне тренированности, интенсивность выполняемых упражнений можно увеличить до 80-90% от уровня. Повторы следует выполнять несколько раз подряд, чередуя с 1-2-минутным отдыхом. Серии повторений будут основываться на ставить тренировочные цели и спорт спортсмена. Психический уровень бывает разным...

Для улучшения аэробных возможностей необходимо использовать многократные повторения максимальной (85-90%) активности по 15-30 секунд с короткими периодами отдыха. Многократное повторение таких упражнений, каждое из которых длится не дольше времени тренировки, в конечном итоге приводит к наибольшему увеличению тканевого аэробного метаболизма. При каждом последующем использовании кислорода она быстро увеличивается в начале нагрузки, несколько снижается в состоянии покоя, а затем снова увеличивается.

Это неравномерное потребление кислорода обычно достигает максимума к восьмому повторению и стабилизируется к концу работы. Средняя продолжительность упражнения составляет 3-6 минут, что примерно соответствует времени поддержания VO2 max. Восстановительные тренировки могут значительно улучшить аэробные возможности и эффективность.

Для этого выполняйте не менее 8-10 тренировок после 20-секундного отдыха. Вы должны использовать до 4-6 из них в каждой серии, с 10-15 повторениями в подходе [4].

Хорошо тренированные спортсмены на выносливость - легкоатлеты используют более строгую

схему работы - анаэробно-аэробная. В этом случае продолжительность этих упражнений увеличивают до 2-3 минут, с большими интервалами отдыха, чтобы избежать перехода на гликолитический режим. Представленная работа очень невыносима.

Применяются и другие формы интервальных тренировок, оказывающие специфическое воздействие на организм: интервальные тренировки, круговые тренировки, «миоглобин» и др.

Суть интервальной тренировки заключается в чередовании упражнений средней продолжительностью 20-90 секунд, с относительно равными периодами отдыха. Подберите предел режима нагрузки так, чтобы ЧСС составляла 170-180 уд/мин в конце упражнения и снижалась до 115-130 уд/мин к началу следующего повторения. Помимо направленности на улучшение аэробных возможностей, эти работы повышают функцию сердечно-сосудистой системы с укрепляющим и развивающим эффектом, а именно гипертрофией сердечной мышцы. Вы можете выполнять до 50 повторений во время тренировки, в зависимости от вашего уровня физической подготовки. Преимущественно этот вид тренировок используют спортсмены, специализирующиеся в беге на разные дистанции. В профессиональной фитнес-тренировке этот метод также используется для развития специфической выносливости в ускоренно-быстрых движениях, но только у опытных спортсменов и под контролем тренера или тренера [2].

В «миоглобиновой» интервальной тренировке используйте различные виды тренировок со средней продолжительностью 10 секунд (высокая интенсивность, но не максимальная интенсивность) и столь же короткими интервалами отдыха. Например, сделайте серию коротких, быстрых беговых растяжек по 10 секунд с интенсивностью 90-95% и 10-15 секунд отдыха. Упражнения можно делать бесплатно без больших затрат и без усилий. Во время выполнения миоглобин-связанный внутримышечный кислородный резерв используется для быстрого восстановления во время коротких интервалов отдыха.

Метод интервальных тренировок «миоглобин» способствует высокому развитию аэробной работоспособности, а в профессионально-прикладных спортивных тренировках возможно повышение аэробной эффективности ускоренных упражнений, бега и т. д. Дозировка: 10 и более разовых повторений, либо серии из 6-8 повторений, с интервалами до 1,5-2 минут между сериями.

Другой специфической формой интервального метода может быть круговая тренировка, состоящая из многократных повторений нециклической серии скоростно-интенсивных упражнений общеразвивающего характера с заранее установленными интервалами отдыха и временем работы. Особенность этого метода заключается в том, что группа студентов одновременно выполняет набор выбранных движений «по кругу»: каждое движение выполняется на отведенном ему месте (т. е. на платформе), а спортсмен перемещается с одной платформы на другую. действие. В целом представлены комплексные упражнения. Физиологические особенности круговой тренировки зависят от параметров упражнения.

Именно этот метод успешно используется в физической культуре и спорте для развития различных видов выносливости [2].

Методы круговых тренировок предполагают выполнение упражнений, воздействующих на различные группы мышц и функциональные системы в виде непрерывной или прерывистой работы. Обычно этот круг состоит из 8-10 упражнений, которые практикующий выполняет несколько раз [2].

2. Организация и методология исследования

2.1 Исследовательская организация девушек одинаковой физической подготовки, ранее занимавшихся в секции легкой гимнастики в течение трех лет. Боковая дистанция для каждого спортсмена составляет 800 метров.

Педагогический эксперимент состоит из трех этапов:

1 этап - На начальном этапе исследования проведен анализ научно-методической литературы, поставлены цели и задачи исследования, получена информация по каждому студенту, результаты группы

проверены в начале эксперимента спортсмена и 13-14 лет были оценены. В основную часть разминки и занятия вводятся специальные комплексы упражнений, рассчитанные на развитие специфической выносливости, комплексы имеют разную интенсивность, проводятся предварительные пробы.

Фаза 2 ( 1 месяц ) - Предварительная оценка результатов экспериментального тестирования спортсменов 14-15 лет .

3 этап ( 4 месяца ) - Окончательная оценка результатов тестирования детей 14-15 лет по окончании эксперимента . Систематизировать, описать и обобщить результаты обучающих экспериментов, провести количественный и качественный анализ, сделать выводы, сформулировать итоговую оценочную работу.

Занятия 5 раз в неделю - 5 раз по 1,5-2 часа каждый раз.

2.2 Методы исследования

Педагогический тест. В течение учебного года (сентябрь, декабрь, апрель 2017-2018 гг.) было проведено 3 педагогических испытания. Контролируемые упражнения (тесты) выполняются по плановой программе для спортсменов 14-15 лет .

Были проведены следующие тесты:

- пробежать 800 метров;

- пробежать 1000 метров;

- бег в гору 5х400 метров;

- Приседание за 1 минуту со штангой (20 кг).

1. Пробежать 800 метров. (Шипы) Бег на 800 метров проводится по легкой атлетике с твердым покрытием, начиная с «высокой» стартовой позиции.

2.Пробежать 1000 метров. (вершина горы). Бег на 1000 м проводится по легкой атлетике с твердым покрытием, начиная с «высокого» стартового положения.

3.Бег 5х400 метров в гору. Эти участки проходят в гору по поверхности почвы из положения «высокий старт». Периоды отдыха между сегментами составляют 3-4 минуты. После 5 этапов подсчитывается средний балл каждого спортсмена для попадания в зачет.

4. Приседайте со штангой (20 кг) 1 минуту. Тест проводился в специально оборудованном спортзале на трассе. По истечении 1 минуты подайте команду «Стоп!». Дайте и запишите результаты теста.

Педагогический эксперимент. Контрольная группа выполняла специальную тренировку на выносливость в легкоатлетическом классе в соответствии с планом тренировок. Занятия проходят 5 раз в неделю по 1,5-2 часа каждое. Эти физические упражнения, направленные на развитие специфической выносливости у юных спортсменов, применялись на протяжении всего эксперимента. В течение 5 дней тренировок 3 дня в неделю, в оставшиеся 2 дня спортсменка выполняла восстановительный трейловый бег.

Понедельник - 1 комплексная тренировка

Вторник - соединение 2

Среда - трейлраннинг

Пятница - соединение 3

Суббота - трейлраннинг.

1 комплекс

Бег 4км, ОРУ, СБУ, бег в гору с ускорением 5х300м, интервал отдыха 3мин (еще до 10 ускорений в ближайшие недели), легкий бег 1,5-2км.

В специально оборудованном зале упражнения на пресс (5 сетов по 30 повторений), упражнения на подколенные сухожилия (5 сетов по 15 повторений, вес 15 кг), приседания со штангой 20-30 кг (20 повторений, умеренная скорость), после упражнений для бедер, делать стопы махи на расслабление (20 повторений на каждую ногу), отдых между всеми движениями не более 1,5 минут.

2 комплекса

Бег 2км, ОРУ, СБУ, кроссовый разгонный бег 2х100м (бег трусцой 100м), пиковое ускорение "лесенка" 600м+400м+300м+200м+300м+400м+600м (время отдыха между отрезками 3 минуты, первая тренировка Месяц интенсивность умеренная, то результат должен быть выше), узел 1 км.

Тренировка пресса и спины «лодочка» (30 повторений), подъемы ног на турнике (10 повторений), тренировка икроножных мышц «балерина» (30 повторений (подъем носка с задержкой, выполняется на шведской стенке)) - 3 серии (30 сек. отдых между упражнениями, 2 минуты отдыха между сериями)

3 комплекса

Фартлек выполняется в умеренном темпе, прогулки строго запрещены (разминка 2000м + ускорение 5х200м, бег трусцой 200м + ускорение 5х300м, бег 300м + ускорение 3х500м, бег 500м + заминка 1000м = 11км или 11000м).

Результаты исследования подвергали математической и статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета приложений Excel для среды Windows с определением среднего арифметического значения, средней арифметической ошибки и t-критерия Стьюдента.

3. Результаты исследования и обсуждение

3.1. Экспериментально подтверждена эффективность метода «интервальной тренировки», предназначенного для развития специфической выносливости у юных спортсменов14-15лет.

Таблица 1

Начальный сценарий тестирования

№ Фамилия Имя Бег со скоростью 800 м/с Бег со скоростью 1000 м/с Горный бег 5х400м мин/с Приседания со штангой (20 кг) 1 минута, раз

1. Лопова Ирина 2,45 3,40 1,40 20

2. Бабинова Юлия 2,43 3,33 1,40 20

3. Мельникова Алина 2,40 3,37 1,39 двадцать один

4. Жиганова Дарья 2,45 3,35 1,39 20

5. Прескова Ксения 2,46 3,35 1,40 двадцать один

6. Шавкунова Полина 2,39 3,34 1,37 двадцать два

7. Аксенова Каталина 2,41 3,39 1,38 20

8. Кравченко Мария 2,42 3,37 1,39 двадцать один

9. Жданов Анастасия 2,40 3,38 1,36 двадцать два

10. Казакова Татьяна 2,41 3,40 1,37 20

Таблица 2

Тестовый сценарий в конце этапа 1

№ фамилия имя Бег со скоростью 800 м/с Бег со скоростью 1000 м/с Горный бег 5х400м мин/с приседания со штангой (20 кг) 1 минута, раз

1. Лопова Ирина 2,39 3,30 1,30 25

2. Юлия Бабинова 2,38 3,28 1,30 25

3. Мельникова Алина 2,35 3,30 1,29 26

4. Жиганова Дарья 2,38 3,27 1,29 26

5. Прескова Ксения 2,39 3,29 1,30 25

6. Шавкунова Паулина 2,34 3,27 1,27 27

7. Аксенова Каталина 2,37 3,30 1,28 25

8. Кравченко Мария 2,36 3,31 1,29 25

9. Зиданова Анастасия 2,34 3,31 1,26 27

10. Казакова Татьяна 2,35 3,32 1,27 24

Табл. 3 представлены результаты тестирования девочек до начала обучающего эксперимента и в конце первого этапа эксперимента, результаты приведены в таблице. Показывает, что практика положительно влияет на развитие специфической выносливости и способствует повышению работоспособности.

Таблица 3

Результаты испытаний в начале и конце первой фазы эксперимента

Тест Предварительные результаты m ± m Конец первого этапа эксперимента M±m

Бег на 800 м, мин/с 2,42±0,006 *2,36±0,003

Бег 1000 м, мин/с 3,37±0,006 *3,30±0,003

Бег в гору 5х400 м/с 1,38±0,003 *1,29±0,003

Приседания со штангой (20 кг) 1 минута, повторения 21±0,2 *26±0,3

Звездочками «*» отмечены достоверные различия по каждому показателю в ходе эксперимента: * - р<0,05.

Анализ результатов, полученных в беге на 800 м, показал улучшение результатов женской категории, в которой результативность возросла на 2,5%. Средний результат теста улучшился на 6 секунд. В тесте «Бег на 1000 метров» показатели улучшились на 2,1%, а показатель улучшился на 7 секунд.

Вы можете заметить увеличение результатов в группе девушек. В тесте «Бег в гору 5х400м» он улучшился на 7%, а результативность улучшилась на 9 секунд, а в тесте «Приседания со штангой 20 кг» улучшилась на 23,8%, а средняя результативность улучшилась в 5 раз.

Таблица 4

Окончательный сценарий тестирования

№ Фамилия Имя Бег со скоростью 800 м/с Бег со скоростью 1000 м/с Горный бег 5х400м мин/с приседания со штангой (20 кг) 1 минута, раз

1. Лопова Ирина 2,30 3,23 1,24 30

2. Юлия Бабинова 2,30 3,21 1,23 31

3. Мельникова Алина 2,28 3,22 1,22 32

4. Жиганова Дарья 2,31 3,21 1,22 31

5. Прескова Ксения 2,30 3,22 1,24 30

6. Шавкунова Паулина 2,27 3,21 1,22 33

7. Аксенова Каталина 2,30 3,23 1,23 30

8. Кравченко Мария 2,29 3,22 1,24 31

9. Зиданова Анастасия 2,26 3,24 1,22 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Казакова Татьяна 2,28 3,24 1,23 30

Таблица 5

Результаты эксперимента

Тест Предварительные результаты m ± m Конец первого этапа эксперимента M±m

Бег на 800 м, мин/с 2,42±0,006 *2,29±0,003

Бег 1000 м, мин/с 3,37±0,006 *3,22±0,002

Бег в гору 5х400 м/с 1,38±0,003 *1,23±0,006

Приседания со штангой (20 кг) 1 минута, повторения 21±0,2 *31±0,4

Звездочками «*» отмечены достоверные различия по каждому показателю в ходе эксперимента: * - р<0,05.

В ходе эксперимента в женской группе произошли следующие изменения. Тест «бег на 800 метров» увеличился на 5,7 процента. В тесте «бег на 1000 метров» показатели выросли на 4,6%.

В тесте «5х400м в гору» девушки улучшили свои показатели на 12,2%. Наибольший прирост результатов зафиксирован в тесте «1 минута приседаний со штангой 20 кг» — 47%. Как видно из представленных данных, систематическое обучение по интегрированной программе привело к положительным изменениям.

Заключение : Подготовка легкоатлетов - сложная задача, требующая системного подхода,

учитывающего множество факторов. Это совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих друг с другом на основе определенных принципов, обеспечивающих подготовку спортсменов к высокому уровню спортивных достижений.

Многообразие методов развития специфической выносливости позволяет создавать различные тренировочные методики и совершенствовать тренировочный процесс. Эти методы хорошо изучены и широко описаны в профессиональной литературе.

Анализ научно-методической литературы и результаты обучающих экспериментов позволяют сделать следующие выводы:

1. Развитие специфической выносливости является одним из важных вопросов для юных бегунов на средние дистанции и активно обсуждается в научной литературе.

2. Обобщая результаты обучающих экспериментов, можно сделать вывод, что абсолютно у каждого спортсмена наблюдается повышение результатов при выполнении предложенного комплекса, как в беге, так и в упражнениях на силовую выносливость со штангой.

Результаты показали увеличение производительности на 5,7% в тесте «бег на 800 метров». В тесте «Бег на 1000 метров» женская группа улучшила свои результаты на 4,6 процента. В тесте бега 5х400 метров в гору результаты женской группы улучшились на 12,2%, а в тесте «приседания со штангой 20 кг за 1 минуту» результаты женской группы улучшились на 47%.

3. Результаты обучающего эксперимента подтвердили эффективность данного комплекса упражнений в повышении уровня развития специальной выносливости юных бегунов на средние дистанции 14-15 лет.

Список использованной литературы:

1. Ашмарин, В.А. Ашмарин Теория и методика педагогического исследования физической культуры [Текст]/В.А. Ашмарин. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. - 223 страницы.

2. Говрилов, В.В. Энциклопедия физической культуры [текст]/под гл. ред. А.В. Карасева, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

3. Зациорский, Физическая подготовленность спортсменов В.М. - [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. - 200 страниц.

4. Зимкин, Н.В. Физиология человека [Текст]/Н.В. Зимкин. - М.: Физическая культура и спорт, 1964. - 600 страниц.

5. Круцевич Т.Ю. Выносливость юных спортсменов [Текст] / Т.Ю. Круцевич. - М.: Физическая культура и спорт, 2016. - 246 страниц.

6. Кузнецов, В.С. Теория и методика спорта [Текст] / В.С. Кузнецов. -М.: Сфера, 2003. - 104.

7. Курам Сингх, Ю. Ф. Теория и методика спорта [Статья] / Ю. Ф. Курамсинг. - М.: Советский спорт, 2004. -464 страницы.

8. Лазаров, Г.А. Теория и методика спорта [Текст] / Г.А. Лазаров - М.: Спорт, 2005. - 351 страница.

9. Матвеев, Л.П. Основы спортивной подготовки [Текст]/Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1977. -271 стр.

10. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов [текст] / М. Я. Набатникова. - М.: Физическая культура и спорт, 1972. - 261 страница.

11. Суслов, Концепции физического воспитания Ф.П.: методы разработки и методики реализации [Текст] / Ф.П. Суслов, - М.: ИНФРА, 1997. - 38 с.

12. Филин, В.П. Методика детско-юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин - М.: Физическая культура и спорт, 2007. - 128с.

13. Хомякова, Т.И. Спорт и культура [Текст]/Т.И. Хомякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 232 страницы.

14. Еголинский Я.В. А. Физическая выносливость человека и пути ее развития [текст]/В.И. Пахомов, Н.Н.

Кокина, Г.И. Чернакова. - М.: Военная пресса, 1966. - 116 страниц.

15. Янсен, И.П. Частота сердечных сокращений, лактат и тренировки на выносливость [Текст]/И.П. Янсен. -М.: Физическая культура и спорт, 2015. - стр. 58.

© Пэн Мэнси, 2022

УДК 336

Цзявэй Чжао

магистрант Витебского государственного университета Научный руководитель: Шкирьянов Д.Е.,

Доцент,

Кандидат педагогических наук, Вице-канцлер СПОСОБ ВЫБОРА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 11-12 ЛЕТ (СКООРДИНИРОВАННЫЙ)

Аннотация

Целью данного исследования является определение наиболее эффективного метода отбора детей в возрасте 11-12 лет для всесторонней и скоординированной спортивной подготовки, расширение исследований по методам физической подготовки юных легкоатлетов, а также доказательство спортивной ориентации детей в возрасте 11-12 лет. Основные функции выбора материалов: С модернизацией спортивной информации и приближением спортивных научных исследований к мировым методам спортивной подготовки, выбор материала станет ключом к определению результата и результата, а также позволит использовать и в полной мере использовать спортивные таланты для обеспечения бесперебойной реализации многолетней системы тренировок, а также послужит основой для определения оптимального соревновательного возрастного диапазона в процессе тренировки.

Ключевые слова:

спортивная тренировка; Легкая атлетика; Специальный отбор материалов; молодежь;

метод выбора материала

1. Основание выбора темы

За последние десять лет, по мере развития мирового состязательного спорта, отбор материалов для спортсменов стал рассматриваться как важная часть научной подготовки спортсменов. Соответствующие исследования также проводились в различных странах мира. С момента образования Нового Китая китайские спортсмены провели научный отбор материалов, а также приступили к систематическим исследованиям. Последовательно прошел этап отбора материалов эмпирическим путем, по показателям физической формы и по функциональным показателям организма. В XXI веке, с развитием экспериментальных технологий молекулярной биологии и генетической биоинженерии, средства отбора материалов для спортсменов постепенно перешли на уровень генетического отбора материалов. Это свидетельствует о том внимании, которое страны уделяют подбору материалов для спортивных спортсменов. В настоящее время с определением и совершенствованием функциональных участков генного полиморфизма спортсменов формируется система индикаторов для отбора материалов для спортсменов, тем самым обеспечивается высокоэффективное обслуживание для научного отбора материалов.

Значение темы, выбранной спортсменом для научного отбора материала: Теория и методика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.