О.В. СКВОРЦОВА
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТЕМЫ В ЛИРИКЕ В.А. УРДАША
Лирика по сравнению с эпосом и драмой «осваивает внутренний мир человека в особом ракурсе, она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо» [1, с. 213-214]. Одним из путей раскрытия сущности лирики является рассмотрение способов развития темы. В лирическом произведении каждое слово запечатлевает какое-либо чувство, а единство содержания и формы помогает рождению разнообразных ассоциаций. Диапазон лирически воплощаемых концепций, идей, эмоций необычайно широк. Поэтому одним из основных аспектов первичных речевых жанров в лирических стихотворениях выступают «устойчивые риторические формы развития темы» [3, с. 98]. Исследователь Д. М. Магомедова отмечает, что «в современной теории литературы этот вопрос разработан крайне слабо». И опираясь на научные опыты В.М. Жирмунского, Н.А. Коварского, Н.А. Кожевниковой, она предлагает свои варианты развития темы:
1) развитие темы в форме присоединительных перечислительных конструкций;
2) развитие темы в форме сравнения;
3) развитие темы в форме параллелизма;
4) развитие темы в форме периода.
Мы солидарны с мнением вышеуказанного ученого и считаем, что на данном этапе эта классификация является наиболее приемлемой, потому что Д. М. Магомедова в своей работе при раскрытии вопроса избирает путь комплексного анализа лирического произведения, где форма текста рассматривается не в отрыве от содержания, а в единстве. Поэтому вполне естественно, что поэтический мир лириков, которых она выбрала для анализа, раскрывается достаточно ярко. Для синтеза содержательной и формальной стороны произведения мы будем опираться на предложенную ею версию.
Тематика лирических произведений В.А. Урдаша богата и разнообразна, в них нашли отражение общечеловеческие нравственно-этические нормы. Следует отметить, что почти все типы развития тем характерны для композиции его текстов.
Рассмотрим вначале проявление темы в форме присоединительных перечислительных конструкций на примере стихотворения «Эсех мар-ши?» («Не ты ли?»).
Эсех мар-и, Рима, эсё мар-ши Шурампу=ан =алтарё пулан.
Шурампу= пек ир тарса тухатан,
Ватанса та хёрелсе пахатан,
Таврана сапай санна паран.
Эсех мар-ши, Рима, эсё мар-ши Пахчари =ырла =е=ки пулан.
Сёр =ырли пек =е=кене ларатан,
Пахчана эс ху санна паратан,
Сёр-шыва хастар вайна паран.
Эсех мар-и, Рима, эсё мар-ши Сар хёвелён пайрки пулан.
Сар хёвел пек тёнчене саватан,
Халахпа эс мир ё=не таватан,
Ман аша та =улам хыптаран.
Не ты ли, Римма, не ты ли Планета Венера?
Как Венера, рано утром восходишь на небосклоне Смотришь, стеснительно краснея,
Скромным ликом озаряя округу.
Не ты ли, Римма, не ты ли Цветок садовой земляники?
Как земляника расцветаешь,
Отдаешь свою красоту и мощь стране.
Не ты ли, Римма, не ты ли,
Как светлый лучик солнца,
Радуешь и приводишь в совершенство мир,
Воспламеняешь мою душу?
В данном стихотворении развитие темы идет в виде усиления описательных перифраз, которые осложнены сравнительными конструкциями. Все строфы построены по единой синтаксической модели: первые строки (в виде незаконченного вопроса) одинаковы во всех строфах, вторые строки - это продолжение вопросов с конкретным утверждением, третьи - сравнение, четвертые и пятые раскрывают суть сравнений.
На наш взгляд, в основе экспрессивно-эмоционального содержания лежит мотив любви. Для его развертывания использованы образы космические (солярные) и флористический образ. В первой строфе автор использовал образ звезды. В чувашской народной лирике данный образ состоит из следующего семантического образно-ассоциативного ряда:
- предначертанность судьбы человека звездами (по чувашской мифологии, у каждого человека на небе есть своя звезда. Она появляется с рождением каждого нового человека, если он умирает, то звезда падает с неба);
- неизведанный, тайный, манящий мир;
- путь славы и доблести;
- представление о человеке красивом как внешне, так и духовно.
В. Урдаш следует фольклорным традициям. Здесь он сравнил девушку со звездой Венерой. Черты, присущие этому образу в фольклоре, сохранены, т.е. девушка красива, как звезда. Ее красит не только внешний вид, но и трудолюбие. Данное качество в людях чуваши ценили издревле.
Вторая строка представлена образом цветка, который обычно используется для выражения красоты и изящества. Образ цветка ягоды-земляники служит средством усиления. В него вложен аллегорический смысл. Так, цветок ягоды может быть воспринят как метафора женщины - продолжательницы рода, куст ягоды после цветения дает плод и девушка после замужества становится матерью, дарит плод любви - дитя, продолжателя рода человеческого. Через эту картину философия чувашского народа предстала удивительно тонко.
Завершает начатый круг солярный образ - лучик солнца. Аллегория вполне очевидная, солнце - это символ жизни. В предыдущих строфах читатель
уже чувствует, что девушка покорила сердце лирического героя. Правильность этой мысли получает утверждение в третьей строфе:
Ман аша та =улам хыптаран (Воспламеняешь мою душу)
Душа лирического героя стихотворения наполнена огнем любви. Огонь этот созидающий, воссоздающий, восстанавливающий космос из мира хаоса.
Итак, в единстве содержания и формы текста прослеживаются последовательные метаморфозы, воспринимаемые как этапы восхождения к познанию любви.
В творчестве В. Урдаша встречаются лирические произведения и с развитием темы в форме параллелизма. Это один из наиболее древних способов развития поэтической темы, свойственный прежде всего народной поэзии. Им поэт умело пользовался как фигурой речи, обновляющей образность стиха. Рассмотрим в качестве примера стихотворение «Пире атте-анне, ай, =уратна»:
Кавак кавакарчан чёп каларна Хуралтасем =инче =авранма.
Пире атте-анне, ай, =уратна Тус-йыша курса =авранма,
Юрла-юрла киле тавранма.
Сизые голуби вывели птенцов Кружиться над родным гнездом.
Нас родили отец с матерью,
Чтоб радоваться с родными и друзьями,
Чтоб домой возвращаться с песней.
Для данного текста поэт избрал форму народной песни. В первых двух строках автор использует орнитологические образы. Остальные три строки -описание внутреннего мира лирического «я». Таким образом, строфа делится на две параллельные по смыслу части: птица выводит птенцов - человек обзаводится детьми. И птицу, и человека объединяет одна черта - они обзаводятся потомством, чтобы радоваться жизни, чтобы оставить в ней след. Исходя из этого, мы видим, что в основе данного параллелизма, как и любого другого, лежит древний синкретизм - представление о нерасчленимом единстве человека и природы. Параллелизм устанавливается через глаголы «каларна» (вывели), «=уратна» (родили). Строки связаны между собой лексическим повтором (=авранма) и тематической перекличкой (чёп каларна - пире =уратна). Так создается система соответствий между внешним миром и миром «я» (человека). В остальных трех строфах текста сохранена эта же форма, лишь шире становится панорама жизни.
Кроме того, параллелизм здесь является рифмообразующим элементом -он обусловливает возникновение своеобразной рифмы: когда стих одной строфы рифмуется с соответствующим стихом другой.
В лирике В. Урдаша наиболее частотными являются поэтические тексты, где встречается развитие темы в форме синтаксической градации с завершением. Среди подобных текстов выделяются стихотворения в форме периода, в формах временных (когда ... тогда), причинно-следственных (если ... то), условных. Такое синтаксическое построение лирического произведения в его поэзии самое распространенное. Рассмотрим развитие темы с причинно-следственной конструкцией в стихотворении «Юратас килет» («Хочется любить»):
Су =итсессён, =амрак-кёрём Вайа каласан,
Купас каласан,
Хамар ялан сара хёрё Юра юрласан Таша ташласан,
Су =итнишён Саванас килет,
Юратас килет.
Кёр килсессён, =амрак-кёрём Туй каччи пулсан,
Кёрёве ларсан,
Хамар ялан сара хёрё Туй курма пырсан,
Хам =ума тарсан,
Кёр =итнишён,
Туй кётнишён Саванас килет,
Юратас килет.
Хёл =итсессён, =амрак-кёрём Юр тытма тухсан,
Юрласа юхсан,
Хамар ялан сара хёрё Хам =ума тарсан,
Юратса пахсан,
Кёр иртнишён,
Хёл =итнишён Саванас килет,
Юратас килет.
Каждая из строф этого стихотворения представляет собой однотипную синтаксическую конструкцию, причем в их построении наблюдается определенный закономерный параллелизм: лето - радость, осень - свадьба. Повторение девятой и десятой строк в каждой строфе усиливает мотив любви, они придают стихотворению возвышенно-романтический пафос.
Интересна и семантическая композиция текста. В каждой строфе перечисляются действия, связанные со словосочетаниями: саванас килет, юратас килет (хочется радоваться, хочется любить). При этом время и место действия меняются, лишь одно остается неизменным - любимая нашего лирического героя всегда рядом с ним, оттого у него душа поет. Используя такой прием, В. Урдаш очень тонко и искусно показал силу любви.
Предметный мир в стихотворении образует своеобразное композиционное кольцо. В первой и в третьей строфах - это мир природы (роще, поле), а во второй - домашний быт (дом, свадьба). Выбор автором такого круговорота не случаен. В нем проявляются основные черты чувашского языческого миросозерцания, т.е. идея цикличного времени. Все события в этой жизни происходят поочередно, согласованно. Логика согласования обнаруживается как на примере обрядовой системы, так и в этикете. Обрядовая система представлена в первой строфе игрой. Игра - это своеобразная часть свадебного обряда,
потому что «особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляньях» [2, с. 119]. На таких играх девушки и парни приглядывали для себя вторую половину. Образы рощи, молодежи, гармони, девушки, поющей песню, формируют предметный мир.
Во второй строфе происходит дальнейшее развитие сюжетного действия: череда событий игры меняется на свадьбу. Знакомство ведет к объединению двух начал - женского и мужского. Лирическая героиня и лирический герой присутствуют на обряде свадьбы как наблюдатели. Они веселятся вместе с народом, постигая азы народной культуры.
В третьей строфе настроение лирического героя остается неизменным. Даже зимой, когда все вокруг погружено в сон, ему радостно от того, что рядом с ним любимая. Жизнь проистекает в своем первозданном порядке. Этому способствует любовь. Она окрыляет, радует. Вот в чем ее сила. В. Урдаш, взяв из языческой философии идею великой гармонии природы, сумел проникновенно изобразить внутренний мир любящего человека. На наш взгляд, тема любви -одна из главных в творчестве В. Урдаша. Его лирический герой любит жизнь. Любовь для поэта - понятие емкое: это чувство не только к женщине, но и к природе, жизни, миру. «Преодоление себя, сохранение жизнеутверждающего начала в любой трудной ситуации - предстают как очевидность в его слове» [3, с. 15]. Образ песни, проходящий через рассмотренное стихотворение, является лейтмотивом всей лирики поэта. Песня - это своеобразный символ путеводителя жизни. Она - источник вдохновения и преодоления всех трудностей. Весь поэтический мир В. Урдаша «соткан» из образа «песни». Правильность данного утверждения отражено в его стихотворении «Юрапа» («С песней»):
Юрапа вута-шыва эп кётём,
Юрапа =ёнтертём вилёме.
Юрапа атте килне эп килтём,
Юрапа =ёклерём килёме.
Юрапа эп парна=а юратрам,
Юрапа сыватрам сурана.
Юрапа эп араскал шаратрам.
Юрапа юратчарччё мана.
Юрапа йёрес =ёртен эп култам,
Юрапа =уралтам =ёнёрен.
Юрапа эп араскалла пултам.
Юрапа ирттерёп ёмёре.
Повторяемость слова «юрапа» («с песней») выступает в данном тексте как мотив. В то же время она является элементом композиции поэтического произведения. Как повтор слово «юрапа» выполняет ряд важных функций: он организует поэтический текст, способствуя большей целостности его восприятия, акцентирует внимание читателя на повторяемом, и, наконец, выполняет чисто эстетическую функцию.
В стихотворении представлен один из видов повтора - анафора. В анафоре «юрапа» сконцентрирована вся выразительная энергия стихотворения. Она помогает понять читателю силу песни.
Анафора служит средством скрепления отрезков поэтического текста, выполняя функцию рифмы, в данном случае - начальной.
Проведенный нами анализ вариантов развития темы позволяет прийти к выводу, что В. Урдаш для развития тем своих стихотворений пользуется разнообразными ее способами, опираясь при этом на фольклорные традиции чувашского народа.
Литература
1. Есин Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / Б. Есин. 2-е изд.: испр. М.: Флинта; Наука: 1999. 248 с.
2. Ильина Н.Г. Поэтический мир современной чувашской лирики: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / Н.Г. Ильина. Чебоксары, 2002. 22 с.
3. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Д.М. Магомедова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.
4. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей / А.К. Салмин. Чебоксары, 1994. 339 с.
СКВОРЦОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1977 г. Окончила Чувашский государственный педагогический университет. Старший преподаватель кафедры чувашской литературы Чувашского педагогического университета. Область научных интересов - чувашская поэзия. Автор 7 научных статей.