УДК 33
Дулепинская Д.А.
магистрант 2 курса Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ» (г. Новосибирск, Россия)
СПОСОБЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ И КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ С НИМИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные методы определения целевых аудиторий, включая маркетинговые исследования, психоаналитические и демографические данные, а также каналы коммуникации в онлайн среде.
Ключевые слова: портрет целевой аудитории, характеристики целевых групп, цифровой маркетинг, поведение пользователей, каналы коммуникации.
В современном мире эффективное взаимодействие с целевой аудиторией становится ключевым фактором успеха. Определение того, какие группы людей являются целевой аудиторией способствует улучшению качества стратегии коммуникации с ними — что является фундаментальным шагом в создании успешных маркетинговых стратегий.
Термин «целевая аудитория» используется для обозначения совокупности потенциальных или существующих потребителей, объединенных общими характеристиками. Данная группа делится на сегменты по таким показателям как:
1) Демографический (пол, возраст, образование, социальное положение в обществе, национальность, размер семьи);
2) Географический (страна проживания, численность населения, доступность СМИ и Интернета, климат, развитие инфраструктуры, качество жизни);
3) Экономический (вид деятельности, уровень доходов, покупательская способность, структура расходов и покупок);
4) Психологический (интересы, темперамент, черты характера, образ жизни, система ценностей, психологический профиль);
5) Поведенческие факторы (трафик и интересы в Интернете, использование социальных сетей, какими социальными сетями преимущественно пользуется, количественный и качественный характер поведения в социальных сетях, наличие вредных привычек, гибкость в смене привычек).
Поэтому маркетологи формируют рекламные объявления с учетом вкусовых предпочтений или особенностей именно этой группы, что существенно повышает эффективность рекламной кампании и нацеливается на тех, кто имеет наибольший потенциал стать клиентами или поддерживать бренд. Начало формы Ф. Котлер в книге «Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс» пишет: «Особенности целевой аудитории оказывают большое влияние на решение коммуникатора о том, когда, где, как и к кому он будет обращаться и в чем будет заключаться его сообщение». Согласно Ф. Котлеру, целевую аудиторию необходимо определить на ранних этапах подготовки коммуникационных кампаний. Поэтому анализ и описание целевых групп рекламной кампании следует проводить сразу после формулирования цели продвижения. Основываясь на параметрах целевых групп следует выбирать инструменты продвижения и разрабатывать рекламное сообщение. Целевая аудитория выявляется по следующим критериям:
Далее мы рассмотрим основные способы разграничения целевых аудиторий и каналов коммуникации с ними.
1. Исследование рынка. Проведение маркетинговых исследований позволяет выявить основные сегменты рынка, которые являются целевой аудиторией бренда. Данный метод основывается на текущем состоянии рынка, поведении конкурентов и тенденциях развития в определенной отросли.
2. Психографические характеристики. Исследование психографических характеристик, таких как интересы, стиль жизни, ценности и увлечения, помогает лучше понять мотивацию и поведение клиентов. Это позволяет создавать более персонализированные коммуникационные стратегии.
3. Демографические данные. Демографические характеристики, такие как возраст, пол, образование, доход и положение, также играют важную роль в определении целевых аудиторий. Они помогают сузить круг поиска и более точно нацелить маркетинговые усилия.
4. Поведенческий анализ. Изучение поведения пользователей в онлайн-среде, таких как веб-сайты, взаимодействие с рекламой и совершение покупок, может выявить ценные закономерности и подсказать, какие каналы и сообщения эффективны для определенных групп.
Для определения целевой аудитории используют различные трудоёмкие методики: анкетирование, опросы, интервью, телемаркетинг (каналы и передачи просмотра на телевидении), статистика, технологии таргетинга в Интернете. Технологии таргетинга впервые были разработаны в целях рекламы и продажи товаров и услуг.
После того, как целевые возможности пройдены, следующим шагом является выбор каналов связи, через которые будут осуществляться эти средства связи. Каждый канал имеет свои особенности и может быть более или менее подходящим для конкретной группы. Вот основные способы общения: для донесения важного месседжа целевой аудитории используются следующие каналы (Интернет): социальные сети; контекстный; медийный. Популярность социальных сетей объясняется тем, что на этих ресурсах просто найти аудиторию, соответствующую заданным параметрам. Пользователи социальных
сетей выкладывают о себе много личной информации, которую можно использовать в определенных целях. Социальные сети предлагают разные форматы месседжей. В основном это посты в новостной ленте, фотогалереи и видеоролики. Контекстные месседжи показываются в поиске или на сайтах. Контекстные месседжи в поиске настраивается по ключевым словам, географии, времени, полу и возрасту. Медийные месседжи направляются посредством видеохостингов. В Интернете используется таргетинг по интересам, поведению, опыту взаимодействия и т. д. Таргетинг можно настроить по: географии, локациям, социально-демографическим характеристикам, поведению, поиску, офлайн-данным (электронная почта, номера телефонов), устройствам и т. д.
Таким образом, сегментация целевой аудитории и выбор оптимальных способов коммуникации с ней зависит от стратегии и целей продвижения бренда. Нередко маркетологи комбинируют несколько каналов для максимального охвата территории и достижения наилучших результатов. Важно постоянно анализировать и корректировать выбранные каналы, чтобы добиться максимальной эффективности коммуникаций с целевой аудиторией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Номейн, Алексей Анализ целевой аудитории. Как составить портрет целевой аудитории / Алексей Номейн. - М.: Издательские решения, 2017. - 189 c.
2. Номейн, Алексей Как привлечь целевую аудиторию на сайт? / Алексей Номейн. - М.: Издательские решения, 2016. - 955 c
3. Ф. Котлер Сегментирование рынка [текст]/Ф.Котлер//Основы маркетинга[электронный ресурс] Режим доступа: http: //polbu.ru/kotler_marketing/ch33_all. html
4. Cragin K., Gerwehr S. Dissuading terror. Strategic influence and the struggle against terrorism. Santa Monica, 2005.
5. Красовская Н.Р. Способы разграничения целевых аудиторий и каналы коммуникации с ними / Н.Р. Красовская, А.А. Гуляев, А.Ю. Лахтин // МНКО. -2019. - № 3 (76). - С. 114-115. - Электронная копия сборника доступна на сайте журн. URL: http://amnko.ra/mdex.php/download_file/view/874/82/ (дата
обращения: 11.01.2023).
Dulepinskaya D.A.
2nd year undergraduate Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia)
METHODS OF DIFFERENTIATION OF TARGET AUDIENCES & CHANNELS OF COMMUNICATION WITH THEM
Abstract: this article discusses the main methods of determining target audiences, including marketing research, psychoanalytic and demographic data, as well as communication channels in the online environment.
Keywords: portrait of target audience, characteristics of target groups, digital marketing, user behavior, communication channels.