Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдиримов А.Ф., Озманян Ю.З.

В настоящей статье рассматриваются проблемы, имеющиеся в законодательстве Российской Федерации, возникающие в силу быстрых темпов технологического прогресса и глобализации, в особенности связанные с регламентацией общественных отношений по использованию цифровых музыкальных произведений как объектов интеллектуальной собственности. Предложены решения существующих проблем, путем расширения и конкретизации существенных условий лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения Основными же способами распоряжения исключительным правом являются договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение и лицензионный договор, но, возможно, в скором времени к ним в ряд встанет «глобальная лицензия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдиримов А.Ф., Озманян Ю.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DISPOSAL OF THE EXCLUSIVE RIGHT TO MUSICAL WORKS

This article examines the problems existing in the legislation of the Russian Federation arising due to the rapid pace of technological progress and globalization, especially related to the regulation of public relations on the use of digital musical works as objects of intellectual property. Solutions to existing problems are proposed by expanding and specifying the essential terms of the license agreement on granting the right to use a musical work, while the main ways of disposing of the exclusive right are the agreement on alienation of the exclusive right to a musical work and the license agreement, but perhaps soon a "global license" will join them.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А.Ф. Абдиримов, магистрант Ю.З. Озманян, студент

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-2-172-174

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемы, имеющиеся в законодательстве Российской Федерации, возникающие в силу быстрых темпов технологического прогресса и глобализации, в особенности связанные с регламентацией общественных отношений по использованию цифровых музыкальных произведений как объектов интеллектуальной собственности. Предложены решения существующих проблем, путем расширения и конкретизации существенных условий лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения Основными же способами распоряжения исключительным правом являются договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение и лицензионный договор, но, возможно, в скором времени к ним в ряд встанет «глобальная лицензия».

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, способы распоряжения исключительным правом на музыкальные произведения.

Способами распоряжения исключительным правом являются договорные обязательства в сфере интеллектуальных прав, которые могут быть разделены на две группы: обязательства по созданию новых объектов интеллектуальных прав (договор авторского заказа, договор заказа на создание произведения и государственный или муниципальный контракт) и обязательства по использованию существующих охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (Ранее указывалось, что законодателем не было ограничен перечень такого распоряжение, но основными считаются договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры) [1, с. 50].

Первую группу можно охарактеризовать тем, что при таких договорах личные неимущественные права будут принадлежать только автору, а заказчику (работодателю) именно исключительное право. В данной работе будет рассмотрена вторая группа способов распоряжения авторами музыкальных произведений исключительными правам.

Главное правовое отличие между договором об отчуждении исключительного

права на музыкальное произведение и соответствующим лицензионным договором заключается в следующем. По первому типу договора правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю (без ограничения срока перехода исключительного права), по второму типу - лицензиар (который может и не быть правообладателем, например, при заключении сублицензионного договора) передает или обязуется передать лицензиату право использования музыкального произведения в предусмотренных договором пределах. Учитывая, что по лицензионному договору лицензиат может использовать музыкальное произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые оговорены в документе, законодатель предъявляет к данному типу договоров дополнительные требования: лицензионный договор должен предусматривать: предмет договора путем указания на конкретное музыкальное произведение (музыкальные произведения), право использования которых предоставляется по договору; способы использования музыкального произведения (пункт 6 статьи 1235 ГК РФ) [2, с. 111].

На практике встречаются ситуации, при которых передача исключительных прав на музыкальное произведение оформляется путем заключения агентских (субагентских) договоров между правообладателем и агентом (субагентом). Судебная практика указывает, что перехода исключительного права в таких случаях не происходит, ссылаясь на то обстоятельство, что законодателем не предусмотрена возможность передачи исключительных прав на произведение по агентскому и субагентскому договорам [3].

В.В. Мещерякова выделяет следующие проблемы существенных условий лицензионного договора по использованию музыкальных произведений: проблема идентификации предмета лицензионного договора по типу свободной лицензии на использование музыкального произведения, решаемая путем выдачи лицензии правообладателем исключительно на использование первоначального музыкального произведения. Такое решение позволит не только преодолеть проблему нарушения прав правообладателей, но и усовершенствует гражданский оборот, связанный с лицензионными отношениями, путем законодательного закрепления такой гарантии правового статуса лицензиара. Также выделяется проблема отсутствия законодательного закрепления термина «произведения», которое указывается в рассматриваемых договорах, поскольку не точность предмета договора может давать возможность различных злоупотреблений права [4, с. 270].

Вдобавок проблема соотношения и разграничения срока, на который заключается договор, и срока предоставления права на использование музыкального произведения, в частности. В судебной практике нередко эти сроки отождествляются [5]. Разграничение срока, на который заключается договор и срока предоставления права на использование произведения имеет практическое значение, в том числе при определении размера вознаграждения, которое может быть поставлено в зависимость от срока действия права лицензиата на использование объекта. По истечении срока действия исключительного права объект

переходит в общественное достояние, а лицензионный договор, если он был заключен на более длительный срок, прекращается [4, с. 276].

Представляется возможным разрешить указанные пробелы законодательства путем расширения и конкретизации существенных условий лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения, поскольку это стабилизирует правовой статус сторон, а также позволит осуществлять правомерное использование предмета договора, пользователь будет информирован о содержании добросовестного поведения, ожидаемого от него, правообладатель сможет вступать в договорные отношения с большими гарантиями своих прав [4, с. 284].

В настоящее время, в связи с подготовкой законопроекта о «глобальной лицензии», в научном и экспертном сообществе обсуждается вопрос о допустимости введения правового механизма, при котором пользователь информационно-

телекоммуникационной сети (в том числе сети «Интернет») получает доступ к использованию произведений литературы и искусства, распространяемых посредством данной сети, только при условии заключения пользователем сети (лицом, имеющим договор об оказании услуг доступа и передачи данных в информационно-телекоммуникационных сетях) лицензионного договора, по которому лицензиату предоставляется простая (неисключительная) лицензия на воспроизведение путем записи в память ЭВМ и доведение до всеобщего сведения музыкальных произведений (с текстом или без текста) [2, с. 113].

В.Б. Нагродская, положительно оценивая такую законодательную инициативу, подчеркивает значительное влияние он-лайн-отношений на правовую систему, позволяющее говорить о постепенном переходе к инклюзивной модели авторских прав. Представляется, что основная задача реформирования - дать возможность получить доступ к музыкальным произведениям своевременно и легальное. В настоящее время важная проблема - невозможность диалога правообладателей с различ-

ными интернет-сайтами, на которых про- ряжения исключительным правом, по-исходит совершенно неконтролируемое скольку возникнут определенные колли-размещение контента, полное смешение зии:

возмездного и безвозмездного обмена, а 1) по данному законопроекту, действие

вместе с тем и абсолютное отсутствие по- лицензии будет ограничено территорией нимания, находится ли перед пользовате- Российской Федерации, что противоречит лем легальный контент. Решение которой признаку глобальности; может заключаться в введение запрета на 2) законопроект не содержит условий,

создание технических условий, обеспечи- при которых возможно было бы предо-вающих использование результатов ин- ставление глобальной лицензии на безвоз-теллектуальной деятельности без согласия мездной основе;

правообладателя [6, с. 68]. 3) риск нарушения персональных дан-

Д.М. Смирнов, наоборот скептически ных лицензиатов [2, с. 114]. относится к такому новому способу распо-

Библиографический список

1. Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав: учебное пособие для магистров. - М.: Проспект, 2016. - С. 50-52.

2. Смирнов Д.М. Способы распоряжения исключительными правами на музыкальные произведения и их использование в информационно-телекоммуникационных сетях // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - №1. - С. 111-112.

3. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 г. по делу № А40-156919/09-15-720 // СПС «Консультант»

4. Мещерякова В.В. Проблема определения существенных условий лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения // Уральский журнал правовых исследований. - 2019. - №2 (3). - С. 265-275.

5. Постановление Президиума ВАС РФ №2658/09 от 21.07.2009 (А40-4615/08-51-52, 09АП-9786/2008, Ф05-9456/08) // СПС «Консультант»

6. Нагродская В.Б. Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента // Актуальные проблемы российского права. -2015. - №12. - С. 68-71.

WAYS OF DISPOSAL OF THE EXCLUSIVE RIGHT TO MUSICAL WORKS

A.F. Abdirimov, Graduate Student Yu.Z. Ozmanyan, Student Novosibirsk National Research State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. This article examines the problems existing in the legislation of the Russian Federation arising due to the rapid pace of technological progress and globalization, especially related to the regulation ofpublic relations on the use of digital musical works as objects of intellectual property. Solutions to existing problems are proposed by expanding and specifying the essential terms of the license agreement on granting the right to use a musical work, while the main ways of disposing of the exclusive right are the agreement on alienation of the exclusive right to a musical work and the license agreement, but perhaps soon a "global license " will join them.

Keywords: copyright, intellectual property, methods of disposal of the exclusive right to musical works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.