Научная статья на тему 'Способы расчетов форфейтируемых векселей и перспективы форфейтинга в России'

Способы расчетов форфейтируемых векселей и перспективы форфейтинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1182
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРФЕЙТИНГ / ФАКТОРИНГ / ВЕКСЕЛЬ / ТРАТТА / АККРЕДИТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачпанов Г. В.

В статье отмечается, что развитие мирового рынка с его многочисленными секторами предполагает развитие форфейтинга в России. Это открывает хорошие перспективы для банков: смещение фокуса на более длинные сроки финансирования, расширение перечня используемых инструментов, использование форфейтинга как одного из способов фондирования проектного финансирования для предприятий, участие во вторичном обращении форфейтинговых активов. Подчеркивается, что факторинг и форфейтинг два схожих метода кредитования, имеющих определенные различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы расчетов форфейтируемых векселей и перспективы форфейтинга в России»

Удк 336.7

способы расчетов форфейтируемых векселей и перспективы форфейтинга в России

Г. В. ХАЧПАНОВ, аспирант кафедры финансов Е-mail: giya. hachpanov@pochta. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье отмечается, что развитие мирового рынка с его многочисленными секторами предполагает развитие форфейтинга1 в России. Это открывает хорошие перспективы для банков: смещение фокуса на более длинные сроки финансирования, расширение перечня используемых инструментов, использование форфейтинга как одного из способов фондирования проектного финансирования для предприятий, участие во вторичном обращении форфейтинговых активов. Подчеркивается, что факторинг и форфейтинг - два схожих метода кредитования, но имеющих определенные различия.

Ключевые слова: форфейтинг, факторинг, вексель, тратта, аккредитив.

Форфейтинговые услуги предназначены для решения разнообразных задач финансово-банковского сектора. Они имеют надежный потенциал роста, повсеместного развития и совершенствования.

В развитых странах возможности рынка форфейтинговых услуг оценили давно, с каждым годом увеличивая количество финансовых инструментов. Современный рынок банковских продуктов - сложное многофункциональное комплексное понятие, которое включает в себя, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой - рынок ресурсов. Как неотъемлемая составная часть международного финансового рынка форфейтинг уже не одно десятилетие является предметом исследования зарубежных экономистов.

'Операция по приобретению финансовым агентом (форфей-тором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером).

Данный финансовый инструмент (как и многие другие) пришел в Россию с Запада. В современном понимании он представляет собой комплексную финансовую услугу, означающую долгосрочное финансирование под переуступку дебиторской задолженности (без права регресса на экспортера) банку или форфейтинговой компании в целях ускорения оборачиваемости активов и во избежание появления сомнительных долгов. Первая специализированная фирма по фор-фейтированию была создана в 1865 г. швейцарским банком «Швайцерише Кредитанштальт».

Выделим основные отличия форфейтинга от факторинга:

- форфейтинг может осуществляться исключительно соответствующим органом (финансовым институтом);

- в отличие от факторинга форфейтинг берет на себя совершенно все риски, в том числе - политические;

- при факторинге обычно 10-30 % требований не выплачивается, а при форфейтинге в большинстве случаев выплачивается полная стоимость;

- при форфейтинге требования носят долгосрочный и среднесрочный характер, при факторинге -в основном краткосрочный характер;

- при форфейтинге экспортер более уверен в себе, так как исключается риск неплатежа;

- при факторинге не требуется поручительство третьего лица.

Представим, что продавец предоставляет своему покупателю рассрочку на несколько лет и выписывает долговое обязательство, например - вексель (так в

финансы и кредит

39

средние века поступали венецианские купцы). Финансовые институты (банки или форфейтинговые компании) могут осуществлять покупку обязательств и принимать на себя рассрочку оплаты на определенный срок. Таким образом, между продавцом и покупателем появляется посредник - финансовый институт (банк или форфейтинговая компания), который может стать участником сделки в самом ее начале или купить обязательство на вторичном рынке. Форфейтируемые долговые обязательства (векселя, аккредитивы, гарантии и др.) обычно возникают при поставке товаров или услуг и должны быть погашены в будущем.

У понятия «форфейтинг» есть несколько значений:

1) соглашение о выполнении обязательства по общей заранее устанавливаемой твердой цене (за выполнение будущих работ, за будущие услуги); заранее обусловленная общая оплата;

2) определение суммы налога на основании общей предполагаемой суммы доходов;

3) неустойка за неучастие лошади в скачках и т. д. Раскроем, что представляет собой форфейтинговая услуга. Происходит это примерно следующим образом: форфейтер выкупает долговые инструменты сразу после поставки товара, обеспечивая экспортеру немедленный платеж и получая свое вознаграждение. При переводе долгового обязательства на форфейтера экспортер вставляет формулировку «без (права) регресса» с целью передачи всех рисков и ответственности по выплате долга на него. При этом импортер погашает свои долговые обязательства регулярным взносом.

Для большей наглядности можно привести условный расчет номинальной стоимости форфейти-руемых векселей. К примеру, после того, как между экспортером и импортером достигнута договоренность о том, что задолженность по приобретаемым товарам будет оформлена векселями, экспортер должен определить их номинальную стоимость. Для этого величина процентной ставки за кредит прибавляется к цене продаваемых товаров. При этом схема расчета может быть разной, а годовая процентная ставка - 16,5 %. Итоговые расчеты будут приведены в таблицах.

Рассмотрим один из способов расчета: цена за год: 12 000 000 / 8 = 1 500 000; сумма процентов в евро первого года: (12 000 000 • 16,5) / 100 = 1 980 000; номинал векселя первого года: 1 500 000 + 1 980 000 = 3 480 000.

Допустим, что общая цена товаров равна 12 000 000 евро и годовая ставка равна 16,5 %. Процент начисляется по всей сумме, подлежащей погашению в данный период, и добавляется к каждому траншу. Рассчитанные и полученные данные за каждый год представлены в табл. 1.

Для расчета процентов, погашаемых в конце 2-го года, необходимо сделать следующие расчеты: (12 000 000 - 1 500 000) (16,5 % / 100 %) = 1 732 500; а в конце 3-го года:

12 000 000 - (1 500 000 + 1 500 000).

И так по каждому году.

Номинал векселя за второй год рассчитывается так же:

1 500 000 + 1 732 500 = 3 232 500.

Все последующие расчеты ведутся аналогично.

Можно рассчитать и другим способом: к примеру, номинал векселей исчисляется по приблизительной формуле аннуитета (годового взноса). Хотя и существуют таблицы точного расчета аннуитета, но применение этой формулы намного проще. Начисленная величина процента по ставке 16,5 % на всю сумму сделки 12 000 000 евро составит 8 910 000 евро. Каждый из 8 векселей в этом случае будет иметь номинальную стоимость, рассчитанную следующим образом:

(12 000 000 + 8 910 000) / 8 = 2 613 750 евро.

Есть возможность сделать расчеты и третьим способом (полученные данные представлены в табл. 2). Так, цена товаров делится на 8 равных частей по 1 500 000 евро. Процент начисляется на каждый вексель до конца периода его действия.

Для большей наглядности приведем пример расчетов:

номинал векселя: 1 500 000 [1 + (16,5 / 100)] = 1 747 500.

Таблица 1

Итоговые расчеты по форфейтируемым

векселям ( первый способ)

Цена Процент Номинал векселей Срок погашения в конце

1 500 000 1 980 000 3 480 000 1-го года

1 500 000 1 732 500 3 232 500 2-го года

1 500 000 1 485 000 2 985 000 3-го года

1 500 000 1 237 500 2 737 500 4-го года

1 500 000 990 000 2 490 000 5-го года

1 500 000 742 500 2 242 500 6-го года

1500 000 495 000 1 995 000 7-го года

1 500 000 247 500 1 747 500 8-го года

12 000 000 8 910 000 20 910 000 -

Таблица 2

Итоговые расчеты по форфейтируемым векселям (третий способ)

Цена Процент до истечения срока векселя Номинал векселей Срок погашения в конце

1 500 000 247 500 1 747 500 1-го года

1 500 000 535 837,5 2 035 837,5 2-го года

1 500 000 871 750,69 2 371 750,69 3-го года

1 500 000 1 263 089,55 2 763 089,55 4-го года

1 500 000 1 718 999,33 3 218 999,33 5-го года

1 500 000 2250134,22 3750134,22 6-го года

1 500 000 2868906,37 4368906,37 7-го года

1 500 000 3589775,92 5089775,92 8-го года

12 000 000 13345993,58 25345993,58 -

Для расчетов процентов до истечения срока векселя следует

1 747 500 - 1 500 000 = 247 500.

Для расчетов сложных процентов за второй год следует

1 747 500 [1 + (16,5 / 100)] = 2 035 837,5.

Это будет номиналом векселя. Аналогично по всем годам.

Разница между итоговыми суммами не столь важна. Принципиально лишь то, что различные способы расчета номинальной стоимости векселей обеспечивают разные графики погашения задолженности. Каждый из них может быть более подходящим по сравнению с двумя другими в зависимости от предполагаемых сроков погашения обязательств.

Рейтинговым агентством «Эксперт РА» информация по форфейтингу в ряде банковских учреждений представлялась как факторинг «без

регресса». Хотя по своей природе «без регресса» -это уже форфейтинг. Поэтому в табл. 3 информация трактуется как международный форфейтинг ОАО «Промсвязьбанк» в 2010 г., а в табл. 4 - как внутренний форфейтинг ОАО «Промсвязьбанк» в 2010 г. В таблицах отражается положение дел по оказанию данной услуги. Следует подчеркнуть, что в силу законодательных ограничений форфейтинг камуфлируют под факторинг, а это тормозит развитие услуги.

Категории клиентов, обращающихся за факторинговым и форфейтинговым финансированием, также различны. Первые обращаются к услуге скорее для устранения кассовых разрывов и увеличения оборачиваемости. Форфейтинг чаще всего привлекается крупным бизнесом в дополнение к кредитному обслуживанию в банке.

Основные перспективы участникам финансово-банковской сферы в 2011-2012 гг., по мнению автора, следовало связывать с форфейтингом. Однако хотя факторинг без регресса, т. е. форфейтинг составляет около 40 % объема мирового рынка внутреннего факторинга, в России его доля колеблется в районе 10 %. Несмотря на то, что в стране не развит должным образом рынок страхования рисков товарного кредитования и географически контрагенты часто разделены большими расстояниями, все лидеры рынка намерены продвигать данную услугу, расширяя круг потенциальных клиентов. Доля сделок по форфейтингу в портфелях факторинговых компаний к 2012 г. увеличилась до 20-30 %. Можно ожидать, что значительная доля роста портфеля будет обеспечена за счет расширения сотрудничества с предприятиями индустриального сектора. В последующие годы от участников

Таблица 3

Международный форфейтинг ОАО «Промсвязьбанк» в 2010 г.

Банк (фактор) Экспортный форфейтинг Импортный фор( »ейтинг

Объем денежных требований, уступленных форфейтеру, тыс. руб. Число обслуженных компаний, ед. Объем денежных требований, уступленных форфейтеру, тыс. руб. Число обслуженных компаний, ед.

ОАО «Промсвязьбанк» 59 462 11 767 836 15

Таблица 4

Внутренний форфейтинг ОАО «Промсвязьбанк» в 2010 г.

Банк (фактор) Объем денежных требований, фактически уступленных форфейтеру (фактору) по договорам форфейтинга (безрегрессного факторинга), тыс. руб. Прирост по сравнению с результатом 2009 г., % Число компаний, получивших обслуживание по договорам внутреннего форфейтинга, ед.

ОАО «Промсвязьбанк» 7 618 241 19,9 28

рынка потребуются существенное увеличение объема инвестиций в сервис, совершенствование технологий риск-менеджмента, ИТ-инфраструктуры. Особенно это актуально для компаний, вышедших на рынок недавно и намеренных на нем закрепиться. Основная борьба развернется в таком сегменте, как форфейтинг. А без существенных ресурсов и качественных технологий на этом рынке удержаться практически невозможно.

Кроме того, хорошей перспективой для развития форфейтинга может стать такой фактор, как конкуренция на факторинговом сегменте (как на национальном, так и на международном рынках). По сути своей факторинг - это тот же форфейтинг. Только при факторинге суммы меньше, а сроки короче. Операции проводятся с регрессом на экспортера, а форфейтинговые операции - на крупные суммы и длительный срок и без права регресса.

На российском рынке операции до недавнего времени проводились в основном с регрессом. С увеличением количества игроков и с ростом конкуренции некоторые банки начали предоставлять своим клиентам форфейтинг. Для более активного его внедрения необходимо создать условия, при которых данная форма (форфейтинг) будет перспективной, выгодной, эффективной. В связи с законодательными ограничениями, которые затрудняют продвижение форфейтинга как международной услуги, его можно развивать не только как международную операцию, но и как национальную. Россия - это гигантская территория, на которой целесообразно использовать форфейтинг. По сути - это множество экономических единиц (экономическое районирование), соединенных в единое государство. Взаимодействие одних с другими приведет к развитию национального рынка форфейтинга.

Есть возможность заинтересовать в этом плане и бывшие республики СССР. Ведь многие заводы, предприятия и экономики бывших республик связаны между собой до сих пор. Экономическое сотрудничество стран, производственных сфер позволит улучшить динамику экономического развития. Москва может укрепить свои позиции ведущего делового и финансового центра на постсоветском пространстве, чему поспособствует развитие и применение форфейтинга.

Использование форфейтинга не только посредс-твам векселей, но и аккредитивов - перспективно. В 2011 г. Сбербанк России активно применял классические инструменты торгового финансирования

при контактах с контрагентами из 42 стран мира. В частности, иностранными банками было подтверждено и профинансировано более 700 импортных аккредитивов на сумму, превышающую 1,5 млрд долл. Несмотря на определенное ухудшение макроэкономической ситуации во второй половине 2011 г., объем операций, связанных с подтверждением аккредитивов, выпуском рамбурсных обязательств и выдачей гарантий по поручению банков РФ и других стран СНГ, превысил 490 млн долл. При этом значительная часть обязательств пришлась на дочерние банки Сбербанка России в Белоруссии, Украине и Казахстане, что отражает стратегию банка по расширению своей доли на рынках торгового финансирования данных стран. В 2011 г. Сбербанк России продолжил наращивать портфель сделок по долгосрочному финансированию проектов под покрытие экспортных кредитных агентств. Портфель сделок по данному направлению был увеличен в 3,5 раза по сравнению с показателями на 2010 г.

Реализация комплекса мероприятий (в частности, подписание ряда соглашений с крупнейшими финансовыми институтами Европы и Азии) позволила сформировать инфраструктуру для развития продуктовой линейки по долгосрочному финансированию импорта капитального оборудования и услуг. В 2012 г. Сбербанк России развивал это приоритетное направление, стремясь занять позицию лидера по данным продуктам на российском рынке. Также он продолжил предоставление услуг по финансированию экспортных операций под покрытие российского страхового агентства ЭКСАР. Аккредитивы предоставляют гарантию получения средств в будущем. Однако финансовое обязательство по ним образуется лишь после фактического авансирования средств. Поскольку аккредитивы не являются долговыми инструментами, они не включаются в состав валового внешнего долга.

Форфейтинг используется в сделках двух видов (см. рисунок).

Для развития форфейтинга в России требуется изменить и стандартизировать законодательную базу, которая в настоящее время ограничивает возможности по более активному использованию данного финансового инструмента: это и вексельные особенности, и то, что выручка должна на 100 % поступить обратно на территорию России. Однако и ныне остается возможность применения форфейтинга посредством аккредитива. Не стоит забывать, что форфейтинг можно развивать не

Виды форфейтинговых сделок

только как международную операцию, но и как национальную.

К сожалению, многие финансовые учреждения не хотят внедрять и использовать форфейтинг, поскольку предпочитают работать по старинке - с простым кредитом.

Однако есть надежда, что переход на всей территории России на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) откроет новые перспективы развития международного форфейтинга. Вступление РФ в ВТО также приведет к укреплению и активизации внешнеэкономических связей и росту спроса на продукты торгового финансирования.

Гигантская территория Российской Федерации уже сама по себе служит стимулом для развития форфейтинга внутри страны. Выгодно его применять и на пространстве бывшего СССР - в республиках, которые являются ближайшими соседями России. Это будет способствовать в том числе усилению

позиций форфейтинга на международном уровне. Впоследствии появится перспектива (путем слияния или поглощения) формирования единого форфейтингового центра, который выступит на международной арене в виде мощного финансового игрока.

Список литературы

1. Абалкин Л. И., АболихинаГ. Л., АдибековМ. Г. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков. Инжиниринго-консалтинговая компания. М.: ДеКА. 1995.

2. Котляров И. Д. Анализ экономической и организационной сущности современных форм финансового предпринимательства // Корпоративные финансы. 2010. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хачпанов Г. В. Форфейтинг как механизм финансирования международной торговли // Сервис в России и за рубежом 2010. № 3.

4. URL: http://www. psbank. ru.

5. URL: http://www. raexpert. ru/rankingtable/ ?table_folder=/factoring/2010/tab5; http://www. raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/factoring/ 2010/tab6.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

ЯВ

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.