Научная статья на тему 'Способы повышения рациональной организации спортивной подготовки квалифицированных дзюдоистов'

Способы повышения рациональной организации спортивной подготовки квалифицированных дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучнев А. А.

Одной из наиболее сложных проблем спортивной подготовки борцов является поиск способов повышения эффективности управления движениями. Многие специалисты по дзюдо предлагают разработать модельные характеристики сильнейших борцов, рассматривая их в качестве эталонов при подготовке новых атлетов. Однако такой подход нельзя считать универсальным, так как при этом недооценивается значимость личностно-ориентированного аспекта учебно-тренировочного процесса, призванного рассматривать каждого спортсмена как личность с присущими ему индивидуальными параметрами морфофункционального состояния, интеллектуальной подготовки, развития морально-волевых качеств и т.д. Материалы наших исследований основаны на использовании экстраполяции двигательных действий, сходных по структурному содержанию с основными техническими приемами, что позволяет выявить способность борцов к усвоению специально подготовленных упражнений, имеющих различия в структурном содержании, но одинаковой направленности. Такой подход позволяет из большого арсенала технических приемов выявить наиболее результативные, характерные только для него, что обусловлено особенностями его нейро-функционального статуса, показателями ведущих двигательнокоординационных качеств, опытом соревновательной деятельности в характерном для него скоростно-силовом режиме, непривычном для противника. Такой подход целесообразно использовать при выполнении технико-тактических действий средней и максимальной сложности. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и обоснованность предложенного нами подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы повышения рациональной организации спортивной подготовки квалифицированных дзюдоистов»

УДК 796.853.23

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

ДЗЮДОИСТОВ

А.А. Бучнев - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

WAYS TO IMPROVE QUALIFIED JUDOISTS RATIONAL TRAINING

SPORTS ORGANIZATION

A.A. Buchnev - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: дзюдо, техническая подготовленность, методика, педагогический эксперимент, критерии оценки.

Аннотация. Одной из наиболее сложных проблем спортивной подготовки борцов является поиск способов повышения эффективности управления движениями. Многие специалисты по дзюдо предлагают разработать модельные характеристики сильнейших борцов, рассматривая их в качестве эталонов при подготовке новых атлетов. Однако такой подход нельзя считать универсальным, так как при этом недооценивается значимость личностно-ориентированного аспекта учебно-тренировочного процесса, призванного рассматривать каждого спортсмена как личность с присущими ему индивидуальными параметрами морфофункционального состояния, интеллектуальной подготовки, развития морально-волевых качеств и т.д.

Материалы наших исследований основаны на использовании экстраполяции двигательных действий, сходных по структурному содержанию с основными техническими приемами, что позволяет выявить способность борцов к усвоению специально подготовленных упражнений, имеющих различия в структурном содержании, но одинаковой направленности. Такой подход позволяет из большого арсенала технических приемов выявить наиболее результативные, характерные только для него, что обусловлено особенностями его нейро-функционального статуса, показателями ведущих двигательно-координационных качеств, опытом соревновательной деятельности в характерном для него скоростно-силовом режиме, непривычном для противника. Такой подход целесообразно использовать при выполнении технико-тактических действий средней и максимальной сложности. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и обоснованность предложенного нами подхода.

Keywords: judo, technical training, technique, pedagogical experiment, the evaluation criteria.

Summary. One of the most difficult problems of sports training fighters is to find ways to improve control of movements. Many experts suggest developing Judo model characteristics of the strongest fighters by treating them as references in preparing the new athletes. However this approach cannot be considered universal, since it underestimates the importance of person-oriented aspects of the training process which allows to treat each athlete as an individual with the

characteristic parameters of individual morphofunctional condition, the intellectual training of the moral and volitional qualities, etc.

The materials of our study are based on extrapolation of motor actions are similar in content to the main structural techniques that can identify the ability to assimilate fighters trained exercise with structural differences in the content, but the same pattern. This approach allows to identify from large arsenal of techniques the most productive and unique to him, because of the peculiarities of the neuron-functional status, performance of leading-motor coordination, experience, competitive activities in a typical speed-power regime, unusual for the enemy. Such an approach should be used when performing technical and tactical operations of medium and maximum complexity. The results of pedagogical experiment demonstrated the feasibility and validity of our proposed approach.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие способностей в любой сфере спортивной деятельности достигается путем концентрации соответствующих условий. Реализация поставленной цели требует жесткой дисциплины, обусловленной развитием и совершенствованием таких морально-волевых качеств, как: самостоятельность, ответственность, инициативность, настойчивость, упорство и др. Осознание зависимости роста спортивного мастерства от готовности к самоорганизации жизнедеятельности с направленностью на формирование необходимых свойств личности является ведущим условием успешной самореализации в избранном виде спорта.

Для начинающих дзюдоистов характерно интуитивное восприятие двигательных действий, однако без понимания реакции организма на специальную мышечную нагрузку невозможно усвоить в совершенстве изучаемый технический прием. Известно, что одно и то же двигательное действие борцы выполняют по-разному. Знание своих индивидуальных возможностей, выявление и реализация которых обусловливает формирование собственного способа проведения технического приема, что необходимо рассматривать в качестве предпосылки становления персональной манеры взаимодействия с противником.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости повышения эффективности управления процессом спортивной подготовки дзюдоистов.

Задачи:

1. Выявление способов повышения эффективности управления процессом спортивной подготовки борцов.

2. Экспериментальная проверка их результативности.

Управление процессом спортивной подготовки борцов представляет собой сложный педагогический процесс, направленный на выявление их индивидуальных возможностей и способностей, развитие и реализация которых обеспечит результативность выполнения технических приемов. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что по совершенствованию управления учебно-тренировочным процессом дзюдоистов специалисты (И.З. Абдрахманов, А.В. Еганов, О.А. Сиротин, А.М. Софьин, 1989; А.В. Евганов, 1997) предлагают разработать модельные характеристики сильнейших борцов, с учетом их индивидуальных способов достижения победного результата и рассматривать их в качестве эталонов, которых спортсмены должны достичь к 21 -22 годам.

При разработке личностно-ориентированной программы спортивной подготовки ведущие тренеры считают возможным ее реализацию:

- при успешном проведении технических приемов в партере, стремиться перевести противника в партер и осуществлять дальнейшее с ним взаимодействие в удобном для себя положении;

- при усвоении эффективных способов выполнения технико-тактических действий в различных положениях, в том числе, самых неудобных для себя. Этот подход обеспечивает универсальную подготовленность борца;

- при повышении эффективности защиты, при опасных положениях и усвоении техники контратакующих действий.

Материалы наших исследований показали, что есть более результативный способ повышения технико-тактического мастерства дзюдоистов, основанный на способности к экстраполяции двигательных действий, сходных по структурному содержанию с основными техническими приемами. Так, если тренировочное средство представляет для спортсмена большую сложность при усвоении его ритмической структуры, то его успешное выполнение осуществляется посредством рационального подбора специально-подготовительных упражнений с той же направленностью. Таких специально-подготовительных упражнений может быть большое количество, однако, по мере повышения тренированности и формирования навыков экстраполяции двигательных действий арсенал используемых тренировочных средств существенно сокращается. Так, усваивая технические приемы без бросков, различных вариантов переходов, отрывов, подповоротов и др., спортсмен выявляет для себя наиболее результативные (обусловленные особенностями его морфо-функционального статуса, показателями развития ведущих двигательно-координационных качеств, опытом соревновательной деятельности) и выполняет их в присущем только ему стиле: в необычном скоростно-силовом режиме, с особой амплитудой и направленностью, неожиданной для противника.

Такой же подход используется при выполнении технико-тактических действий средней и максимальной сложности. Высококвалифицированные дзюдоисты ограничивают использование тренировочных средств их выполнения в сложных условиях: на фоне утомления; при взаимодействии с незнакомым опытным борцом; с использованием утяжеленного пояса; контрольной светящейся полосы шириной 2 см на расстоянии 5 см от края татами; при дефиците времени на проведение приема и т.д.

Ограничение количества специально-подготовительных упражнений открывает новые возможности для роста спортивного мастерства борцов путем увеличения способов их выполнения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена. Выявление наиболее эффективного персонифицированного способа проведения конкретного технического приема позволяет дзюдоисту осознанно управлять своим психоэмоциональным состоянием во время боевой схватки с противником и заставить его работать в непривычной для него зоне мышечного и психологического напряжения.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась целесообразность и результативность предложенного нами способа управления процессом спортивной подготовки дзюдоистов с участием 38 квалифицированных борцов (КМС и I разряд) в возрасте 20-21 лет, разделенных на две группы: контрольную и экспериментальную, в каждой из которых по 19 спортсменов. Учебно-тренировочные занятия в контрольной группе проводились по программе, утвержденной федерацией борьбы РФ, в экспериментальной группе использовалась предложенная нами методика, в основе которой был заложен выбор наиболее эффективных способов выполнения технических приемов с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Так, одним из технически сложных технических действий в дзюдо является бросок через плечи. Для его успешного проведения необходимо заставить противника внести вынужденную коррекцию в программу его действий. Наиболее сложный момент в борьбе -выведение соперника из устойчивого состояния, так как при потере равновесия им гораздо легче управлять. Для решения данной задачи использовались следующие методические приемы:

- применение необычных (проходящих) исходных положений, дезориентирующих противника;

- неожиданное изменение характера движений после соответствующей ответной реакции борца;

- применение блокирующих упоров и захватов;

- использование двигательных действий с высокими темпо-ритмовыми параметрами, осложненных тиснением;

- разработка модели взаимодействия с противником с вычленением отдельных фрагментов, требующих новых подходов для их проведения;

- апробирование данной модели с использованием манекена; партнеров с разным соотношением росто-весовых показателей и стилем ведения боевой схватки; различных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с противником.

В борьбе большое значение имеет ориентировка в пространстве, так как выход за ковер наказывается. С целью улучшения пространственной ориентировки нами использовались следующие задания:

- перед проведением приема оценить на глаз расстояние татами;

- мысленно измерить расстояние до края ковра ступнями;

- мысленно установить границы на расстоянии 10 см от края татами;

- «услышать» внутренний звонок при приближении к границам татами (не далее 10 см).

Содержанием предложенной нами методики предусматривалось для проведения

наиболее сложного технического приема использование различных вариантов нефиксированных (проходящих) исходных положений и проверка реакции противника на данный прием; применение серий сложных захватов с быстрой сменой двигательных действий; имитация предпочтений ведения борьбы в партере и т.д.

Применение данных приемов способствовало выведению противника из устойчивого психоэмоционального состояния, снижению уверенности в себе, неадекватному реагированию на применяемые технические действия, что позволяло борцу чаще владеть инициативой и набирать дополнительные очки.

После проведения педагогического эксперимента повторное тестирование показателей общефизической подготовленности позволило получить данные об улучшении и тренированности спортсменов обеих групп: контрольной и экспериментальной. Однако в экспериментальной группе их динамика оказалась существенно выше. Так, в контрольной группе при исходном количестве подтягиваний в висе 18,25±1,08 раз, к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 7,92% (р>0,05); в экспериментальной группе, при исходных данных 19,06±0,88 раз, к завершению педагогического эксперимента результат показатели возросли на 16,37% (р<0,05). В контрольной группе в беге на 3 км при исходных данных 11,04 ±0,58 мин., к окончанию педагогического эксперимента результат повысился на 6,23% (р>0,05); в экспериментальной группе, соответственно, при исходных данных 11,01± 0,67 мин. показатели возросли на 13,09% (р<0,05). Подобная динамика была выявлена и по другим тестам.

Уровень технической подготовленности дзюдоистов оценивался нами по следующему тесту и критериям.

Свободное набрасывание. Атакованному борцу дать возможность подвернуться на прием и, используя одну из видов защиты (забегание, перешагивание, маневрирование, падение на руки), не дать провести прием. Оценивается выбор наиболее эффективного приема защиты; темпо-ритмовые параметры двигательных действий; ориентировка в пространстве и времени; слитность движений.

Критерии оценки:

5 баллов - использован результативный в данной ситуации защитный прием; движения выполнены слитно, в высоком темпе;

4 балла - применен не самый эффективный вид защиты, однако поставленная задача успешно решена за счет хорошей ориентировки в пространственно-временных параметрах двигательных действий; оптимальной скорости движений, уверенности в себе;

3 балла - выбран ее лучший в данной ситуации прием защиты; двигательные действия выполняются неритмично, с паузами, однако поставленная задача выполнена;

2 балла - использован неудачный прием защиты, чередование быстрых движений с остановками; поставленная задача не выполнена;

1 балл - неумение пользоваться приемами защиты, движения замедленные с длительными паузами, задача не выполнена.

Перед началом педагогического эксперимента оценки уровня технической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах не имели существенных различий (р>0,05). После окончания педагогического эксперимента результаты улучшились в обеих группах. Однако, если в контрольной группе при исходных данных 2,74±0,17 балла оценка уровня технико-тактической подготовленности улучшилась на 6,44% (р>0,05), то в экспериментальной группе, при исходных показателях 2,67±0,21 балла, результаты возросли на 18,31% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что определенные резервы повышения технико-тактического мастерства имеются в организации учебно-тренировочного процесса, ориентированного на ограничение объема тренировочной нагрузки путем сокращения количества специально-подготовленных упражнений за счет использования экстраполяции двигательных действий; а также выявления оптимального для каждого дзюдоиста способа выполнения технического приема с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.

При выполнении индивидуального способа выполнения технического приема целесообразно установить наиболее приемлемый вариант для каждого борца: увеличение скоростно-силовых параметров двигательного действия; повышение собственного веса; работа на фоне утомления; избегание статических положений; сокращение подготовительной фазы технического приема и др. Одним из сложных моментов ведения боевой схватки является выход спортсменов за пределы татами. За предупреждение данного недостатка целесообразно формировать «чувство ковра» с помощью системы специальных методических приемов и заданий.

Литература

1. Дзюдо : программа спортивной подготовки для ДЮСШ и специализированных ДЮСШОР национальный / Союз дзюдо. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2009. - 212 с.

2. Еганов, А.В. Индивидуализация подготовки дзюдоистов на основе самооценки соревновательной деятельности / А.В. Еганов. - Челябинск : Урал ГАФК, 1997. -56 с.

3. Оперативное управление процессом совершенствования спортивного мастерства дзюдоистов с использованием вычислительной техники / О.А. Сиротин, А.В. Еганов, И.З. Абдрахманов, А.М. Софьин. -Омск-Челябинск : Физическая культура и спорт, 1989. - 45 с.

Literature

1. Judo : The program of sports training for the Youth Academy and specialized DYUSSHOR National / Union of Judo. - 2nd ed., rev. - M. : Soviet sport, 2009. - 212 p.

2. Eganov, A.V. Individualization of training judo at the self-assessment of competitive activity / A.V. Eganov. - Chelyabinsk : Urals GAFK, 1997. - 56 p.

3. Operational management of the process of improving sports skills judo using computers / O.A. Sirotin, A.V. Eganov, I.Z. Abdrakhmanov, A.M. Sofin. - Omsk-Chelyabinsk : Physical Culture and Sports, 1989. - 45 p.

Статья поступила в редакцию 20.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.