Научная статья на тему 'Способы повышения эффективности государственно-частного партнерства в РФ по опыту Великобритании'

Способы повышения эффективности государственно-частного партнерства в РФ по опыту Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИКА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ECONOMICS / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулюк Николай Витальевич, Зарубина Анастасия Анатольевна

Данная статья рассматривает эффективность государственно-частного партнерства в России и за рубежом (Великобритания). В статье выделяются преимущества взаимодействия государства и частного сектора для обеих сторон, рассматривается существующая модель поддержания ГЧП в Великобритании Partnership UK и называются препятствия развития государственно-частного партнерства в России. Авторами были предложены условия развития ГЧП в России в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of increasing the efficiency of the Public-Private Partnership in Russia by the experience in the Great Britain

This article considers the efficiency of public-private partnership (PPP) in Russia and abroad (the Great Britain). Authors highlighted the advantages of interaction between the state and the private sector, the existing model to develop the PPP in the Great Britain Partnership UK and obstacles of improving public private partnership in Russia. Authors also have offered the conditions of development of PPP in Russia in the long run.

Текст научной работы на тему «Способы повышения эффективности государственно-частного партнерства в РФ по опыту Великобритании»

УДК 330.33

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ ПО ОПЫТУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

© Гулюк Н. В., Зарубина А. А., 2016

Иркутского государственного университета, г. Иркутск

Данная статья рассматривает эффективность государственно-частного партнерства в России и за рубежом (Великобритания). В статье выделяются преимущества взаимодействия государства и частного сектора для обеих сторон, рассматривается существующая модель поддержания ГЧП в Великобритании — Partnership UK — и называются препятствия развития государственно-частного партнерства в России. Авторами были предложены условия развития ГЧП в России в будущем.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государство, частный сектор, экономика.

Развитию эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса во всем мире в различных сферах способствуют такие причины как формирование эффективной экономической политики, повышение инвестиционной и инновационной активности, рост конкурентоспособности страны, а также развитие производственной и социальной инфраструктуры. На сегодняшний день в зарубежных странах механизмы партнерства государства и частного сектора развиваются и совершенствуются довольно давно.

Основными участниками государственно -частного партнерства выступают государственные институты развития, банки, муниципалитеты — с одной стороны; частный сектор и разные консультанты в этой сфере — с другой. Стоит отметить, что на сегодняшний день в России необходимость ГЧП может возникнуть, в первую очередь, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленный комплекс, теплоэнергетическое хозяйство, социальная инфраструктура, переработка ТБО (твердых бытовых отходов) и прочие.

Государственное частное партнерство несет свои преимущества обеим сторонам-участникам. Для государственного сектора это следующий выгоды:

• Положительный социально-экономический эффект (ускоренная реализация инвестиционного

проекта);

• Строительство объектов общественного пользования с привлечением частного капитала;

• Перевод некоторых рисков на частных инвесторов;

• Эксплуатация современных технологий;

• Использование и управление интеллектуальным капиталом частного сектора;

• Получение объекта в короткие сроки;

• Снижение бюджетных затрат на эксплуатацию объекта.

Государственное-частное партнерство также способствует стимулированию разных видов бизнеса, поскольку путем взаимодействия определяются дальнейшие пути сотрудничества и развития отношений. Частный сектор, в свою очередь, имеет следующие преимущества от ГЧП:

• Прямое взаимодействие с государством в административном и политическом содействии в реализации проекта;

• Распределение рисков с государственным сектором;

• Гарантия минимальной доходности;

• Гарантия возврата вложенных средств в виде получение доходов от платной эксплуатации объекта в дальнейшем;

• Гарантия частичного или полного возврата средств инвестора государством в случае неудачной реализации проекта;

• Возможность привлечения финансирования

№ 2 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний

18

в долг;

• Затраты на проект фиксированы в определенных долях;

• Ограниченная степень ответственности;

• Сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной компании;

• Повышение имиджа компании;

• Получение стабильной доли дохода на вложенный капитал;

• Формирование кредитной истории и рост кредитного рейтинга;

• Гарантия сбыта и загруженности мощностей на долгосрочной основе.

Однако, зарубежные страны преуспели в сфере ГЧП гораздо быстрее и эффективнее. В некоторых западных странах ключевую роль в развитии ГЧП играют «Центры компетенций». «Центры компетенций» являются координационными органами, которые выполняют функцию национального оператора проектов ГЧП, занимаютя выработкой методологии и стандартов реализации ГЧП, развивают законодательную базу и многое другое. Хорошим примером может служить Великобритания, в которой для оказания разносторонней помощи при государственно-частном партнерстве была создана компания Partnership UK. Данная компания является основным оператором государственно-частного партнерства в Великобритании. Основным направлением Partnership UK является работа с Правительством Великобритании по развитию государственно-частного партнерства на территории страны и стандартизация контрактов, связанных с ГЧП. Организация представляет собой акционерное общество, в котором 49 % — доля государства и 51 % — доля частного бизнеса. Основной функцией компании Partnership UK является функция агенства по разработке проектов. [1]. Интересно, что сотрудники не получают фиксированную заработную плату, она зависит от того, насколько успешно были реализованы проекты. Говоря более подробно, компания проводит оценку проектов ГЧП, определяет существующие риски, занимается закупками, выявляет ожидаемую прибыль от проекта, а так же сопровождает проект на протяжении необходимого срока. Часто Partnership UK занимается сопровождением проекта от начала до самого конца, на протяжении всего срока осуществления проекта. Стоит отметить, что компания Partnership UK занимается не всеми проетами. Так, организация не ведет высокодоходные проекты, которые могут самостоятельно финансироваться благодаря частному сектору, включенному в конкретный проект государствено-частного партнерства. Однако, указанная компания активно

занимается крупномасштабными и

инновационными проектами.

Компания Partnership UK была организованна в 2000 году и уже за первые четыре года работы преподнесла впечатлящие результаты — 620 контрактов ГЧП на сумму около 620 млрд евро. Что касается Министерства финансов, данная структура использует компанию Partnership UK с целью анализа технических аспектов проектов, реализуемых как на территории страны, так и на территории местной власти. Помимо Министерства финансов, Partnership UK активно сотрудничает со здравоохранением страны и образовательными учереждениями, в основном государственными школами. Это позволяет наиболее активно развивать сферы здравоохранения и образования, улучшать данные институты и вкладывать деньги в развитие жителей страны. Немного вдаваясь в историю компании, изначально Partnership UK входило в Министерство финансов и было специально созданной группой. Чуть позднее данный оператор ГЧП в Великобритании был выделен в самостоятельную структуру. Кроме того, стоит отметить финансирование компании, благодаря которому она существует. Сама компания устанавливает цену за услуги, которые оказывает государственному сектору. Стоит отметить, что большая часть платы составляется на основе рамочных договоров и имеет только границы, а не строго установленные суммы и условия сделок. Таким образом, компания Partnership UK является успешным опрератором государственно-частного партнерства, выполняет многие функции на протяжении всего проекта и несомненно улучшает как качество, так и количество выполняемых проектов ГЧП в Великобритании.

Хорошим вариантом использования такого оператора ГЧП в России может быть предстоящий Чемпионат Мира по футболу 2018 года. Для проведения данного мероприятия необходима постройка (или ремонт) соответствующих стадионов, что наверняка будет являться проектом ГЧП. Так как данный чемпионат будет проводиться в нескольких городах, сложно переоценить количество ресурсов и трудов, которые будут затрачены на подготовку к событию. Конечно, разработка данных стадионов не будет столь масштабным ГЧП, как это было с Сочи в период подготовки Олимпийских Игр, однако наличие хорошего оператора, выполняющего аналогичные с Partnership UK функции помогло бы России подготовиться к Чемпионату Мира по футболу 2018 с большим качеством, но с меньшими затратами. Это касается и других проектов ГЧП — наличие хорошего оператора значительно улучшает работу государственно-частного партнерства.

Однако, в Российской Федерации в настоящий момент отсутствует опыт устойчивого партнерства

19 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 2 • 2016

бизнеса и государства. Однако, ГЧП в форме концессий, акционирования и других форм широко использовались в период самодержавия для совершенствования жилищно-коммунальной

системы городов, строительства и эксплуатации железных дорог, строительства мостов, школ и аэропортов, развития металлургии и т.д. Эти концессии существовали в советской России периода НЭПа (новой экономической политики). Стоит отметить, что весьма значимого вклада в развитие экономики они не внесли, соответственно, в конечном итоге концессии были упразднены. [2]

На сегодняшний день есть причины, оказывающие препятствия на развитие государственно-частного партнерства. Среди таких причин можно выделить российскую политическую и экономическую обстановку, мещающие закупать материалы из стран Европы (санкции перевозок и др.) Также среди причин стоит отметить логистическую систему, которая не всегда позволяет перевозить материалы «дешево».

Среди возможных причин, препятствующих внедрению государственно-частного партнерства в России, также выделяют коррумпированность государственного аппарата на определенных уровнях власти. Это препятствует установлению доверительных, долговременных и конструктивных отношений государственного сектора с

предпринимателями. [3]

Бизнес в РФ на данный момент остается пассивным участником взаимодействия с властью. Социальная направленность и ориентированность бизнеса в решении не только своих частных, но и общенациональных проблем, его

заинтересованность в помощи городу/поселку еще недостаточно развита. До тех пор пока осознание этой необходимости не станет ключевым фактором предприятий, ГЧП будет весьма затруднительно развиваться в России. Как крупный, так и средний или же малый бизнес проявляют стремительную тягу, в основном, к получению прибыли, перераспределению средств федерального и региональных бюджетов, правительственных фондов, а не к финансированию или иному участию в инфраструктурных проектах, имеющих особое значение для экономики страны.

Условия для развития ГЧП в России остаются такими, как и в любой другой стране, в случае, когда внедряется этот способ взаимодействия государства и частного сектора. В первую очередь, нужны опытные кадры, которые могли бы двигать ГЧП — как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Далее, необходима полная готовность самого госсектора, поскольку отсутствие единой системы управления (недостаточная эффективность госинститутов), бюрократия и коррупция, неготовность органов власти к партнерским отношениям и реализации проектов ГЧП — все это не способствует удобному

развитию партнерских отношений между представителями бизнеса и власти.

Также условием развития ГЧП станет и полная готовность со стороны частного сектора. На данный момент вопреки всем преимуществам ГЧП для частного сектора, у него все равно остается восприятие, что ГЧП и концессии — это проекты с крайне высокими рисками и низкой доходностью, с неопределенностью относительно будущих условий и судьбы проекта. Эту картину осознания и стереотипа о ГЧП следует изменить.

Среди других условий внедрения, развития и эффективного поддержания ГЧП в России стоит выделить следующее:

• создание единого государственного органа по вопросам ГЧП, выработку единой концепции развития;

• образование «центров компетенций» -оргструктур по инициированию, структурированию и управлению проектами ГЧП, в том числе региональных;

• усовершенствование законодательной базы и расширение правоприменительной практики, а также развитие региональной законодательной базы (только в 8 субъектах приняты законопроекты о ГЧП).

Данные условия применялись в свое время в Великобритании, Германии и других странах Европы для создания и поддержания ГЧП. Ведь государственное-частное партнерство — это не только важное решение проблем социальный инфраструктурных проблем региона/города, но и отличный шаг вперед в надежные взаимоотношения государства и частного сектора. ■

1. РРР — Партнерство между государственным и частным секторами. Опыт Великобритании — для международных рынков. - Лондон: Международные финансовые службы, 2008.

2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. // Вопросы экономики. 2008. N08. С. 61-77.

3. Макаров И. Н. Отношения собственности и ГЧП: постановка проблемы / И.Н. Макаров // Вести высших учебных заведений Черноземья. -2010.- №1.- С.101-104.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дерябина М. Государственно-частное

партнерство: теория и практика. // Вопросы экономики. 2008. N08. С. 61-77.

Макаров И. Н. Отношения собственности и ГЧП: постановка проблемы / И.Н. Макаров // Вести высших учебных заведений Черноземья. -2010.-№1.- С.101-104.

РРР — Партнерство между государственным и частным секторами. Опыт Великобритании — для международных рынков. - Лондон: Международные финансовые службы, 2008.

№ 2 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний 20

Methods of increasing the efficiency of the Public-Private Partnership in Russia by the experience in the Great Britain.

© Gulyuk N., Zarubina A., 2016

This article considers the efficiency of public-private partnership (PPP) in Russia and abroad (the Great Britain). Authors highlighted the advantages of interaction between

the state and the private sector, the existing model to develop the PPP in the Great Britain — Partnership UK — and obstacles of improving public — private partnership in Russia. Authors also have offered the conditions of development of PPP in Russia in the long run.

Keywords: public-private partnership, economics, government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.