СПОСОБЫ ПОСТАВКИ ОДЕЖДЫ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Е.П. Полунина, магистр
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-7-167-169
Аннотация. В статье рассматриваются различные способы поставки одежды из Китая в Россию с использованием разных видов транспорта. Анализируются актуальные возможности и особенности каждого способа доставки в нынешних условиях, а также оцениваются их преимущества и недостатки. Основные результаты исследования позволяют определить наиболее эффективные и экономически выгодные варианты поставки одежды в постоянно трансформирующимся мире.
Ключевые слова: перевозки, стоимость перевозок, морской вид транспорта, логистика, логистические цепочки, Китай, таможня.
За последние несколько лет торговля между Россией и Китаем непрерывно растет, что в свою очередь обязывает находить различные пути оптимизации сотрудничества, в том числе и перевозок. Например, Товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 41,3% за первые четыре месяца 2023 года, что составляет 73,148 миллиарда долларов. С января по апрель Китай экспортировал в Россию товаров на 33,686 миллиарда долларов США, что на 67,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт России в Китай увеличился на 24,8% до 39,462 миллиарда долларов США [4].
В последние годы политика «Один пояс и один путь» постепенно внедряется, китайско-российские отношения становятся все более и более консолидированными, а также быстро развивалась коммерческая торговля между двумя сторонами. Для этого развивающегося зарубежного рынка можно сказать, что отечественные иностранные трейдеры амбициозны и подготовили различные планы по продаже своей продукции на российский рынок [2].
Если же говорить уже про конкретные примеры перевозок и оптимальные варианты и учитывать, что вещи, которые будут экспортированы из Китая в России не санкционные, и были произведены под Собственной Торговой Маркой, по окончании производства проходят контроль качества на складе консолидации и транс-
портируются в Россию. Как правило в контейнерах 40HQ.
Самые популярные морские контейнерные перевозки из Китая в Россию и основная часть китайских грузов доставляются морем.
Морские перевозки из Китая - самый экономичный вариант доставки китайских товаров, можно отправить груз любого размера и объема, но груз составляет 30 дней. Транзитное время мультимодальных перевозок из Китая через Владивосток составляет 30 дней.
После начала СВО (специальная военная операция) на территории Украины против России были введены санкции. Поэтому перевозки между Китаем и Санкт-Петербургом, были фактически заморожены. Именно поэтому прямой доставки морем фактически не может быть, остается вариант мультимодальной перевозки. Некоторые международные контейнерные компании и порты теперь отказались предоставлять российские транспортные услуги из-за западных санкций. После их ухода с маршрутов РФ остался FESCO, SASCO, и появилось множество небольших китайских кораблей [5].
Ранее морские грузоперевозки Китая и России могли быть выгружены из прибрежных портов Китая в базовые европейские порты, такие как Гамбург и Роттердам в Европе, морскими контейнерами, а затем перенесены в Санкт-Петербург, Рос-
сия. Вся поездка длилась около 50 дней, с наименьшими перевозками по нескольким маршрутам [3].
В настоящее время существует два варианта доставки товаров из Китая в Россию. Во-первых, это морские перевозки китайских грузов в порты Дальнего Востока России, а затем железнодорожные перевозки в Москву, Санкт-Петербург и другие места. Время движения по морю занимает 5-7 дней, но на данном этапе выявляются крупномасштабные проблемы из-за загруженности, вследствие чего суды стоят на рейде 2-3 неделе перед выгрузкой. Далее таможенное оформление, которое занимает 2-3 дня. После прохождения таможни товар везут в далее в назначенный город. Например, в Москву. Путь занимает около 10-12 дней, но из-за повышенной загруженности поезда стоят на выезде из Владивостока 2 недели.
Также существует второй вид транспортировки . Транспортировка напрямую из нескольких крупных узлов Китая в Россию по наземной железной дороге. Существует 15 станций, с которых выходят поездка напрямую в Москву.
Срок доставки в Россию составляет 2 недели с даты выхода поезда, но появляются те же проблемы. Сроки выхода поездом сильно сдвигаются из-за большой загруженности погранпереходов для перестановки контейнеров, которая может варьироваться от 4 до 12 дней. Например, на грузовом переходе в Забайкальске - 4-7 суток, Хоргос/Достык - 4-8 суток, Эрлянь - 5-12 суток.
Основные проблемы - разная ширина ЖД путей в России и Китае, а также высокая загруженности станций прибытия в Москве. На данный момент это является оптимальным видом доставки, относительно цены перевозки и времени, которое занимает транспортировка.
Существуют еще 2 вида доставки, но они менее финансово выгодные, чем вышеописанные виды.
Автомобильная доставка грузов из Китая через Казахстан осуществляется в течение 16-20 дней. Также есть возможность направить прямой доставкой машину, но с выгрузкой на границе.
Для срочной доставки комбинированных грузов из Китая можно выбрать авиаперевозки. Авиаперевозки из Китая быстрее, чем любой другой транспорт - за 1012 дней. Это самый дорогой вид доставки груза. На данный момент один из самых крупных поставщиков одежды «Alibaba Group» наладил поставки товаров из Китая в Россию авиатранспортом совместно с «Почтой России». Для розничного покупателя доставка таким образом будет осуществлять без дополнительной платы и вне зависимости от суммы заказа [7].
Если вернуться к оптимизации поставок, то нужно говорить об обучение менеджеров по логистике. При выстраивании новой архитектуры логистических цепочек в России нужно учитывать не только финансовые потоки и операционную эффективность, но и работать над лояльностью клиентов и повышению качества оказывания услуг. Исходя из этой идеи мы можем оптимизировать методы управления для повышения эффективности логистических цепочек, а также ее модернизации [6].
Планирование логистических операций и режим работы напрямую определяют направление развития логистики. Деятельность логистики не может управляться профессионалами. Поэтому университеты должны внедрять инновации в существующую модель обучения талантов в области логистики, давать практические знания в области транснациональной логистики и логистики приграничной торговли. В то же время колледжи и университеты должны также поощрять студентов, специализирующихся на логистике, а особенно активных направлять на практику в крупные зарубежные компании, чтобы накапливать способность решать натуральные проблемы. После такого процесса обучения у студентов не будет возникать вопросов как совмещать теоретические и практические знания. А это]6 в свою очередь, поможет восполнять рынок квалифицированных сотрудников.
Подводя итог, непрерывное развитие текстильной и легкой промышленности требует создания надежной логистической системы, чтобы справиться с растущим предложением. Автомобильные перевозки
текстиля и легкой промышленной продук- быть оптимизировано и сформулированы ции являются наиболее удобным и льгот- наиболее гибкие маршруты. Перевозка ным видом транспорта. Автомобильные морских легких промышленных продуктов перевозки не зависят от расписания пор- является быстрым и эффективным видом тов, железнодорожных вокзалов и аэро- транспорта на большие расстояния. портов. Время транспортировки может
Библиографический список
1. Дондокова Е.Б., Сюй Ли. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2020. - № 1 (9). - С. 46.
2. Кан Хао, Коль О.Д. Проблемы развития трансграничной электронной торговли в рамках проекта «Один пояс. Один путь» // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 817-818.
3. Коммерческая логистика: учебное пособие / под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 259 с.
4. Рассчитано по: Таможенная статистика Российской Федерации. - [Элекьтронный ресурс]. - Режим доступа: https://cus-toms.gov.ru// (дата обращения: 12.07.2023).
5. Российско-китайские отношения: перспективы развития альянса. - [Элекьтронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/mezhdunarodnye_otnosheniya/rossiysko-kitayskie_otnosheniya_perspektivy_razvitiya_alyansa/ (дата обращения: 12.07.2023).
6. Спартак А.Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России // Российский внешнеэкономический вестник. -2022. - №7. - С. 7-29.
7. Что Китай значит для экономики России. - [Элекьтронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2023/64145bfb9a79477ef586365c (дата обращения: 12.07.2023).
WAYS OF CLOTHES SUPPLY BY DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT FROM CHINA TO RUSSIA UNDER NEW CONDITIONS
E.P. Polunina, Master
Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. The article considers different ways of supplying clothes from China to Russia using different modes of transportation. It analyzes the actual possibilities andfeatures of each method of delivery in the current conditions, as well as assesses their advantages and disadvantages. The main results of the research allow to determine the most efficient and cost-effective options of clothing delivery in a constantly transforming world.
Keywords: transportation, transportation cost, maritime mode of transportation, logistics, logistics chains, China, customs.