Научная статья на тему 'Способы популяризации современного искусства при реализации интерактивного проекта «ART-Поход»'

Способы популяризации современного искусства при реализации интерактивного проекта «ART-Поход» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2624
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОЕКТ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ / ПО-ПУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРАЗДНИК / ДЕТСКАЯ АУДИТОРИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ДЕКЛАМАЦИЯ / ВЫСТАВКА / INTERACTIVE PROJECT / CONTEMPORARY ART / GAME ACTIVITY / POPULARIZATION / CELEBRATION / CHILDREN'S AUDIENCE / CREATIVE PROCESS / INSTALLATION / DECLAMATION / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сысоева Надежда Владимировна

В статье рассмотрены теоретические аспекты популяризации современного искусства, описана специфика современного искусства, перечислены способы популяриза-ции современного искусства, затем даны основные понятия и рассмотрена специфика прове-дения детских мероприятий, интерактивных проектов в учреждениях культуры и особенно-сти подхода к современному искусству среди детей. Практической частью являются органи-зационно-содержательные особенности популяризации современного искусства в рамках ин-терактивного проекта «ART-Поход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPULARIZATION METHODS OF CONTEMPORARY ART IN THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE PROJECT «ART-HIKE»

The article deals with the theoretical aspects of popularization. Also was described specificity of contemporary art, were listed popularization methods. Then, were given the concepts discussed the specifics of children’s events, interactive projects in cultural institutions and features of approach to contemporary art among the children. The practical parts are organizational and sub-stantive features of popularization of contemporary art as a part of interactive project «ART-hike».

Текст научной работы на тему «Способы популяризации современного искусства при реализации интерактивного проекта «ART-Поход»»

УДК 374.31

Н. В. Сысоева

г. Екатеринбург, Россия

СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОЕКТА

«ART-ПОХОД»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивный проект, современное искусство, игровое занятие, популяризация, праздник, детская аудитория, творческий процесс, инсталляция, декламация, выставка.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены теоретические аспекты популяризации современного искусства, описана специфика современного искусства, перечислены способы популяризации современного искусства, затем даны основные понятия и рассмотрена специфика проведения детских мероприятий, интерактивных проектов в учреждениях культуры и особенности подхода к современному искусству среди детей. Практической частью являются организационно-содержательные особенности популяризации современного искусства в рамках интерактивного проекта «ART-Поход».

N. V. Sysoeva

Yekaterinburg, Russia

POPULARIZATION METHODS OF CONTEMPORARY ART IN THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE PROJECT «ART-HIKE»

KEYWORDS: interactive project, contemporary art, game activity, popularization, celebration, children's audience, creative process, installation, declamation, exhibition.

ABSTRACT: The article deals with the theoretical aspects of popularization. Also was described specificity of contemporary art, were listed popularization methods. Then, were given the concepts discussed the specifics of children's events, interactive projects in cultural institutions and features of approach to contemporary art among the children. The practical parts are organizational and substantive features of popularization of contemporary art as a part of interactive project «ART-hike».

Проблема восприятия современного искусства в условиях стремительного ритма жизни актуализирует потребность поиска эффективных способов его осмысления, усвоения, популяризации. В мировой практике современное искусство («contemporary art») трактуется как актуальное искусство, которое определяет дух происходящего «здесь и сейчас», представляет собой «...живой эксперимент, не производящий готовые стандарты, обладающий нетрадиционным, новаторским характером» [1. С. 40].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в городе Екатеринбурге существует достаточно развитая система

популяризации современного искусства в детской аудитории: проведение фестивалей, мастер-классов, семинаров, музейных выставок. Особое место в данном процессе отводится интерактивным проектам как одному из способов популяризации искусства и уникальной форме организации.

По мнению Ю. Г. Фокина, интерактивный проект для детей - наиболее актуальный способ развития социально-культурного потенциала. В результате реализации проекта у ребенка появится новое качество - осознание ценности своей культуры, готовность принять эту культуру, а потом ее усовершенствовать, развивать и создавать [5. С.78].

64

© Сысоева Н.В., 2016

Сысоева Надежда Владимировна - преподаватель Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова

Эффективным способом популяризации современного искусства является применение элементов интерактивности в процессе организации общения детей при проведении проектов, праздников, игр. За счет общения происходит обмен информацией между личностями, осуществляется высказывание своего мнения. Анализ деятельности государственных программ по поддержанию и организации мест для развития детского творчества показал, что особое внимание уделено эстетическому воспитанию детей как одному из аспектов популяризации современного искусства.

Одной из целей стратегии развития муниципального образования «город Екатеринбург» является «сохранение и развитие сферы культуры города, повышение интеллектуального и культурного уровня граждан, подрастающего поколения и удовлетворение их потребностей в творческой деятельности, обеспечение доступности культурного пространства для всех слоев населения города» [4].

К 2020 году в городе Екатеринбурге планируется «формирование системы востребованных событийных мероприятий в сфере культуры и современного искусства, которые будут привлекать горожан и гостей города, а так же создание и совершенствование условий для развития детского творчества» [4].

В рамках предпрофессиональной программы обучения, в ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова большое внимание уделяется изучению искусства в разных формах, в том числе и современного, посредством интерактивных проектов, таких как «АЯТ-Поход».

Актуальность интерактивного про-екта«ART-Поход» обусловлена тем, что он создает возможность межкультурного общения, расширения границ восприятия современного искусства в детской аудитории, а также предоставляет условия для создания успешной творческой деятельности.

В качестве преддипломной практики апробация проекта проходила на учащихся 6 и 3 классов МАОУК ОУ Гимназия

«Арт-Этюд» и предоставляла возможность уже подготовленным ученикам почувствовать себя творцом современного искусства; ребенок сможет оценить свое место в культурном пространстве и осознать свою значимость. Особенностью проекта «ART-Поход» является синтез современных видов искусств: музыка, изобразительное искусство, мода, танец, театр в форме игрового занятия.

Основная идея проекта заключается в организации условий для создания интерактивной творческой деятельности в области современного искусства. Формой проведения интерактивного проекта «АЯТ-Поход» является Игровое занятие. С помощью специально разработанных творческих, направленных на освещение основных видов современного искусства, дети погружаются в процесс создания собственного современного искусства.

Задачи интерактивного проекта: сохранения и развития культурного потенциала города Екатеринбурга; стимулирование детского творчества;

- повышение уровня общей культуры учащихся;

- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности;

- объединение всех участников в творческое взаимодействие;

- популяризация современных форм искусства в детской аудитории; поиск новых творческих методов и

приёмов обучения; - приобщение широкой общественности к участию в культурной жизни муниципального образования «город Екатеринбург».

Для популяризации современного искусства в детской аудитории были выявлены следующие способы, которые присутствуют в программе проекта: выставка, инсталляция, творческая мастерская, декламация современного стихотворения, игра.

Сценарий проекта разрабатывался с учетом возрастной категории участников, и раскрывает современные виды искусст-

65

© Сысоева Н.В., 2016

Сысоева Надежда Владимировна - преподаватель Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова

ва. Специфической особенностью интерактивного проекта «ART-Поход» также является сценарий, который помогает глубже погрузиться в современное искусство. Согласно сценарию мероприятия производится метод сравнительного анализа различных форм искусства XIX и XXI века, с целью наиболее наглядно и эффективно раскрыть специфические особенности современного искусства: изобразительное и музыкальное искусство, современная мода, танец, литература театр.

Результатами интерактивного проекта «ART-Поход» являются возможность популяризации современного искусства в городе Екатеринбурге через детскую аудиторию; погружение учеников Гимназии «Арт-Этюд» в мир современного искусства, творческое общение, самореализация детей.

Успешность проведения интерактивного проекта «ART-Поход» обусловлена точным соблюдением технологического алгоритма разработки и реализации проекта, состоящим из четырех основных фаз (концепция, разработка, реализация, завершение). Апробированный технологический алгоритм является в определенной степени универсальным, так как предполагает вариативность форм и способов организации деятельности, в том числе и художественно-творческой деятельности детей.

Опираясь на критерии эффективности, по результатам проведения интерактивного проекта «ART-Поход», можно сделать следующие выводы:

1. По результатам опросов участников после проведения мероприятия, степень заинтересованности ребенка в современном искусстве как зрителя и участника творческого процесса оказалась высока. Из 100 человек опрошенных детей 95% ответили, что хотели бы в дальнейшем изучать современное искусство, потому что оно «яркое», «живое», и «необычное».

2. Уровень понимания своего места в творческом процессе оценивался также по результатам опросов участников. Самым важным критерием оценки эффектив-

ности является факт, что некоторые дети отвечали, что они сами ощущают себя творцами современного искусства, проходя творческие игры, направленных на раскрытие специфических особенностей видов современного искусства.

3. Универсальность использованных в проекте организационно-содержательных подходов (использование игровых элементов; элементов мастер-класса) определяют возможность проведения проекта для разной целевой и возрастной аудитории. Популяризация современного искусства в детской аудитории -процесс распространения представлений о сложных художественных практиках в современной и доступной форме Игрового занятия. В процессе игры, участники проекта легко и просто запоминали основные особенности современных видов искусств.

4. Возможность внедрения элементов проекта в традиционную методику преподавания искусства отметили классные руководители учащихся, которые присутствовали на мероприятии. В ходе устного интервью преподавателей было выявлено, что интерактивно - игровой подход к изучению искусства очень прост и эффективен.

5. Существующие способы популяризации современного искусства являются эффективным механизмом представления современного искусства зрителю. При этом каждый способ имеет свои отличительные особенности, но является, при этом, частью системы, направленной на достижение единой цели - сделать современное искусство интересным, нужным и доступным.

Анализ существующих средств популяризации современного искусства выводит на первый план проектную деятельность и средства музейно-выставочных комплексов как наиболее доступные и позволяющие помочь взрослым и детям научиться понимать язык современного искусства. Практика проведения интерактивных детских проектов в сфере современного искусства в последние годы получает все более широкое распространение во

66

© Сысоева Н.В., 2016

Сысоева Надежда Владимировна - преподаватель Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова

всем мире. Они являются актуальными, так как для их реализации используются различные способы и средства: арт-рынок, экспертное сообщество, художественные музеи, музеи современного искусства и интерактивный проект. Сложный язык современного искусства следует преподносить детской аудитории в доступной интерактивной форме при помощи различных способов (игровое занятие, выставка, творческая мастерская, инсталляция, декламация современного стихотворения, игра). Проект «ART-Поход» логично встроен

в современную реальность и направлен на творческую самореализацию ребенка в процессе погружения в специфику современного искусства.

В дальнейшем представляется возможным продолжать совершенствование технологии реализации интерактивного проекта «ART-Поход» для развития детского творчества, расширяя масштабы проекта до районного и городского уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жевак А.И. Социокультурные тенденции развития современного искусства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С.40-43.

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1] // Российская газета. 1992. 17 дек.

3. Областная целевая программа «Развитие культуры в Свердловской области» на 20112015 годы URL: http://www.mkso.ru/normative/ocp_kultura (дата обращения: 23.01.2015)

4. Стратегический план развития Екатеринбурга. URL: екатеринбург.рф /официально/стратегия (дата обращения: 23.01.2015)

5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 224 с.

67

© Сысоева Н.В., 2016

Сысоева Надежда Владимировна - преподаватель Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.