Научная статья на тему 'Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ)'

Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ) Текст научной статьи по специальности «Психология»

246
32
Поделиться

Текст научной работы на тему «Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ)»

ческие программы, работа по корректировке часовой нагрузки в соответствии с ресурсным состоянием педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -М.:Академический проспект; Екатеринбург: деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 7.

3. Орлов А. Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 1988. - № 1. - С. 21.

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: речь, 2004. - 272 с.

5. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

6. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. -СПб.: Серебряный век, 2004. - 384 с.

7. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 320 с.

Д.Б. Маринченко

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ)

Чужая речь - это высказывание какого-либо лица, включённое в авторское повествование. С целью выяснения особенностей представленности чужой речи в устной речи младших школьников было проведено статистическое исследование употребляемости таких конструкций, как прямая, косвенная речь и диалогическое единство. Результаты исследования и стали предметом данной статьи.

По методике, предложенной Б.Н. Головиным, была установлена частота употребления предложений с чужой речью в речи учащихся вторых классов. Данная методика широко используется при изучении устной и письменной речи (см., например, работы Г.Г. Инфантовой, М.Ю. Федосюка, И.В. Голубевой, М.Ю. Нечепуренко, Е.В. Тарасенко и др.). Суть методики сводится к выяснению того, находятся ли полученные данные в пределах границ существенности или нет, т.е. вскрыты ли объективные закономерности или полученные результаты являются случайными.

Приведем результаты количественного анализа предложений, использованных в устной речи учащихся вторых классов.

Детская устная речь представлена 10 выборками - 5 из них представляют собой высказывания учеников, обучающихся по традиционной системе, и 5 - высказывания учеников, обучающихся по развивающей системе. Все исследованные выборки имели равный объем - 100 предикативных единиц. Характеристика этих выборок представлена в следующих таблицах:

Было проанализировано 500 предикативных единиц, в числе которых оказалось 59 предикативных единиц, представляющих собой чужую речь, что составило

11,8% от общего количества предикативных единиц. Наиболее широко в речи уча-

щихся вторых классов представлена прямая речь. Так, в составе проанализированных 59 предикативных единиц, представляющих собой чужую речь, прямой речи оказалось 32 предикативные единицы (6,4%), косвенной речи - 23 (4,6%); диалога -4 (0,8%).

Таблица 1

Частота употребления предложений с чужой речью в устной речи детей вторых _________________классов, обучающихся по традиционной системе____________________

Система обучения Выборки Традиционная система обучения

X г а г а2 г

1 10 -1,8 3,24

2 16 +4,2 17,64

3 9 -2,8 7,84

4 9 -2,8 7,84

5 15 +3,2 10,24

СУММА 59 0 46,8

I = = 59 = 11,8 г = Щ = = 3,05 х= Ж = <68

к 5 V к V 5 х 11,8

Вероятность большего значения -40%

Все серии выборок оказались статистически однородными. Частота употребления предложений с чужой речью по выборкам колеблется несущественно. Об этом свидетельствует и величина хг, определенная для 5 выборок. Для данной группы выборок составляет 3,96; эта величина соответствует примерно 40% вероятности большего значения, а значит, результат находится в «границах существенности» с высокой степенью достоверности. Средняя частота употребления чужой речи для 5 выборок равна 11,8.

Рассмотрим представленность чужой речи в речи второклассников, обучающихся по развивающей системе.

* Условные обозначения:

х. — выборочные частоты данного явления;

X — средняя выборочная частота;

а. — отклонение выборочной частоты от средней частоты; а2 — квадрат отклонения выборочной частоты от средней;

8 — среднее квадратичное отклонение;

^2 — «хи-квадрат» (критерий согласия опытных, вычисленных по формуле величин с величинами теоретическими, соответствующими закону случайного варьирования одной и той же вероятности); к — число выборок в серии наблюдений.

Величина ^2 определяется по формуле ^ а2 и служит для оценки с помощью специальной таблицы

х

статистических расхождений между выборочными частотами. Если вычисленной величине ^2 в указанной таблице соответствует вероятность большего значения, находящаяся в интервале от 0,05 до 0,95, расхождения между выборочными частотами признаются случайными, т.е. отражающими одну и ту же статистическую закономерность. Если же вероятность большего значения оказывается за пределами указанного интервала, выборки признаются статистически неоднородными.

Таблица 2

Частота употребления предложений с чужой речью в устной речи детей вторых _________________классов, обучающихся по развивающей системе______________________

Система обучения Выборки Развивающая система обучения

X г а г а2 г

1 11 -1,8 3,24

2 17 +4,2 17,64

3 13 +0,2 0,04

4 12 -0,8 0,64

5 11 -1,8 3,24

СУММА 64 0 24,8

- =Ех, = 64 = 128 ^ ІХа2 /24,8 _ 2 Еа,2 24,8

, - -12,8 = 2,23 ^2 = = 1,93

к 5 \ к \ 5 Л х 12,8

Вероятность большего значения -75%

Все серии выборок оказались статистически однородными. Частота употребления предложений с чужой речью по выборкам колеблется несущественно. Об этом свидетельствует и величина , определенная для 5 выборок. Для данной группы выборок составляет 1,93; эта величина соответствует примерно 75% вероятности большего значения, а значит, результат находится в «границах существенности» с высокой степенью достоверности. Средняя частота употребления чужой речи для 5 выборок равна 12,8.

Как видно из таблиц, учащиеся вторых классов, обучающиеся как по традиционной, так и по развивающей системам обучения, для передачи чужой речи чаще используют предложения с прямой речью, чем диалог или предложения с косвенной речью. При этом наблюдается незначительное расхождение между количеством предикативных единиц, используемых для передачи чужой речи в устных высказываниях учащихся, обучающихся по традиционной и развивающей системам.

Прямая речь как способ передачи чужой речи характеризуется рядом особенностей, среди которых наиболее актуальными для анализа детской речи являются следующие: 1) расположение слов автора относительно прямой речи; 2) слова с семантикой говорения, вводящие прямую речь; 3) объем прямой речи.

В ходе исследования устной речи второклассников было выявлено, что расположение слов автора относительно прямой речи как в высказываниях учеников, обучающихся по традиционной системе, так и в высказываниях учеников, обучающихся по развивающей системе, не отличается разнообразием. Как правило, прямая речь следует за словами автора: Кристина сказала / А у меня есть кошка Алиска //. Однако были отмечены единичные случаи употребления прямой речи до слов автора: Ты не заболеешь / а? / говорила мама по телефону. Высказываний, в которых слова автора разрывали бы прямую речь, в речи второклассников обнаружено не было.

Слова с семантикой говорения, вводящие прямую речь, не отличаются большим разнообразием. Из тематических разрядов глаголов с семантикой говорения используются глаголы речи: Хрюша спросил /Какую песню ты пел / Степашка? На каком языке?; Митя сказал /Куда спешить? /Жара //

Обучающиеся по традиционной системе дети в большинстве случаев включают в прямую речь одну, максимум две предикативных единицы, в то время как ученики, обучающиеся по развивающей системе, включают три - четыре предикативные единицы. Сравни высказывания: Таня сказала /А мы ходили в цирк недавно // и Мне кажется / что лучше моего кота Кубика нет // Он такой веселый / сказа-

ла Надя. Косвенная речь как способ передачи чужой речи не обладает такими особенностями, как прямая. Косвенной речью называется такой способ передачи чужой речи, при котором высказывание передается формой придаточного предложения. Главное и придаточное предложения обычно расположены друг за другом. Глаголов, вводящих косвенную речь, значительно меньше, чем глаголов, вводящих прямую речь. В качестве средств связи используются союзы что и чтобы: Мама сказала / чтобы Женя купила баранок //; По телику передавали / что будут дожди //.

Как еще один способ передачи чужой речи рассматривается диалог. В устной речи учащихся вторых классов, обучающихся как по традиционной, так и по развивающей системам, диалог представлен редко. Диалогические единства встречаются, как правило, в пересказах художественных произведений, фильмов, мультфильмов. В передаче диалогов учениками вторых классов, обучающихся по разным системам, особых различий обнаружено не было. Как правило, реплики диалога сопровождаются словами автора, в которых лишь констатируется процесс речи: Воспитательница сказала / Сегодня у нас будет трудовое воспитание / мы будем таскать кирпичи / с места на место // А Вера говорит /Где у нас кирпичи?// Ой / про кирпичи мы забыли / сказала воспитательница .

Ж.Г. Махнева

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Постепенное осознание ценности самого человека является одной из основных современных тенденций, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Выдвигаются новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость.

В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как период формирования тенденции к самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны. С другой стороны, существуют объективные условия развития личности подростка - он продолжает жить в родительском доме, зачастую остаётся зависим от них экономически, всё это способствует сохранению психологической зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности. Если умеренное проявление зависимости от родителей у подростка является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Психологическая зависимость определяется как особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержка и защита со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, несамо-достаточность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества, и др. [4, С. 135].

Такая чрезмерная психологическая зависимость может выступать как показатель неблагополучия в сфере детско-родительских отношений, так и как показатель искажённого личностного развития, что проявляется в особенностях развития само-