Научная статья на тему 'Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ)'

Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ) Текст научной статьи по специальности «Психология»

295
34
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ)»

ческие программы, работа по корректировке часовой нагрузки в соответствии с ресурсным состоянием педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -М.:Академический проспект; Екатеринбург: деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 7.

3. Орлов А. Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 1988. - № 1. - С. 21.

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: речь, 2004. - 272 с.

5. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

6. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. -СПб.: Серебряный век, 2004. - 384 с.

7. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 320 с.

Д.Б. Маринченко

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ)

Чужая речь - это высказывание какого-либо лица, включённое в авторское повествование. С целью выяснения особенностей представленности чужой речи в устной речи младших школьников было проведено статистическое исследование употребляемости таких конструкций, как прямая, косвенная речь и диалогическое единство. Результаты исследования и стали предметом данной статьи.

По методике, предложенной Б.Н. Головиным, была установлена частота употребления предложений с чужой речью в речи учащихся вторых классов. Данная методика широко используется при изучении устной и письменной речи (см., например, работы Г.Г. Инфантовой, М.Ю. Федосюка, И.В. Голубевой, М.Ю. Нечепуренко, Е.В. Тарасенко и др.). Суть методики сводится к выяснению того, находятся ли полученные данные в пределах границ существенности или нет, т.е. вскрыты ли объективные закономерности или полученные результаты являются случайными.

Приведем результаты количественного анализа предложений, использованных в устной речи учащихся вторых классов.

Детская устная речь представлена 10 выборками - 5 из них представляют собой высказывания учеников, обучающихся по традиционной системе, и 5 - высказывания учеников, обучающихся по развивающей системе. Все исследованные выборки имели равный объем - 100 предикативных единиц. Характеристика этих выборок представлена в следующих таблицах:

Было проанализировано 500 предикативных единиц, в числе которых оказалось 59 предикативных единиц, представляющих собой чужую речь, что составило

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,8% от общего количества предикативных единиц. Наиболее широко в речи уча-

щихся вторых классов представлена прямая речь. Так, в составе проанализированных 59 предикативных единиц, представляющих собой чужую речь, прямой речи оказалось 32 предикативные единицы (6,4%), косвенной речи - 23 (4,6%); диалога -4 (0,8%).

Таблица 1

Частота употребления предложений с чужой речью в устной речи детей вторых _________________классов, обучающихся по традиционной системе____________________

Система обучения Выборки Традиционная система обучения

X г а г а2 г

1 10 -1,8 3,24

2 16 +4,2 17,64

3 9 -2,8 7,84

4 9 -2,8 7,84

5 15 +3,2 10,24

СУММА 59 0 46,8

I = = 59 = 11,8 г = Щ = = 3,05 х= Ж = <68

к 5 V к V 5 х 11,8

Вероятность большего значения -40%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все серии выборок оказались статистически однородными. Частота употребления предложений с чужой речью по выборкам колеблется несущественно. Об этом свидетельствует и величина хг, определенная для 5 выборок. Для данной группы выборок составляет 3,96; эта величина соответствует примерно 40% вероятности большего значения, а значит, результат находится в «границах существенности» с высокой степенью достоверности. Средняя частота употребления чужой речи для 5 выборок равна 11,8.

Рассмотрим представленность чужой речи в речи второклассников, обучающихся по развивающей системе.

* Условные обозначения:

х. — выборочные частоты данного явления;

X — средняя выборочная частота;

а. — отклонение выборочной частоты от средней частоты; а2 — квадрат отклонения выборочной частоты от средней;

8 — среднее квадратичное отклонение;

^2 — «хи-квадрат» (критерий согласия опытных, вычисленных по формуле величин с величинами теоретическими, соответствующими закону случайного варьирования одной и той же вероятности); к — число выборок в серии наблюдений.

Величина ^2 определяется по формуле ^ а2 и служит для оценки с помощью специальной таблицы

х

статистических расхождений между выборочными частотами. Если вычисленной величине ^2 в указанной таблице соответствует вероятность большего значения, находящаяся в интервале от 0,05 до 0,95, расхождения между выборочными частотами признаются случайными, т.е. отражающими одну и ту же статистическую закономерность. Если же вероятность большего значения оказывается за пределами указанного интервала, выборки признаются статистически неоднородными.

Таблица 2

Частота употребления предложений с чужой речью в устной речи детей вторых _________________классов, обучающихся по развивающей системе______________________

Система обучения Выборки Развивающая система обучения

X г а г а2 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 11 -1,8 3,24

2 17 +4,2 17,64

3 13 +0,2 0,04

4 12 -0,8 0,64

5 11 -1,8 3,24

СУММА 64 0 24,8

- =Ех, = 64 = 128 ^ ІХа2 /24,8 _ 2 Еа,2 24,8

, - -12,8 = 2,23 ^2 = = 1,93

к 5 \ к \ 5 Л х 12,8

Вероятность большего значения -75%

Все серии выборок оказались статистически однородными. Частота употребления предложений с чужой речью по выборкам колеблется несущественно. Об этом свидетельствует и величина , определенная для 5 выборок. Для данной группы выборок составляет 1,93; эта величина соответствует примерно 75% вероятности большего значения, а значит, результат находится в «границах существенности» с высокой степенью достоверности. Средняя частота употребления чужой речи для 5 выборок равна 12,8.

Как видно из таблиц, учащиеся вторых классов, обучающиеся как по традиционной, так и по развивающей системам обучения, для передачи чужой речи чаще используют предложения с прямой речью, чем диалог или предложения с косвенной речью. При этом наблюдается незначительное расхождение между количеством предикативных единиц, используемых для передачи чужой речи в устных высказываниях учащихся, обучающихся по традиционной и развивающей системам.

Прямая речь как способ передачи чужой речи характеризуется рядом особенностей, среди которых наиболее актуальными для анализа детской речи являются следующие: 1) расположение слов автора относительно прямой речи; 2) слова с семантикой говорения, вводящие прямую речь; 3) объем прямой речи.

В ходе исследования устной речи второклассников было выявлено, что расположение слов автора относительно прямой речи как в высказываниях учеников, обучающихся по традиционной системе, так и в высказываниях учеников, обучающихся по развивающей системе, не отличается разнообразием. Как правило, прямая речь следует за словами автора: Кристина сказала / А у меня есть кошка Алиска //. Однако были отмечены единичные случаи употребления прямой речи до слов автора: Ты не заболеешь / а? / говорила мама по телефону. Высказываний, в которых слова автора разрывали бы прямую речь, в речи второклассников обнаружено не было.

Слова с семантикой говорения, вводящие прямую речь, не отличаются большим разнообразием. Из тематических разрядов глаголов с семантикой говорения используются глаголы речи: Хрюша спросил /Какую песню ты пел / Степашка? На каком языке?; Митя сказал /Куда спешить? /Жара //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучающиеся по традиционной системе дети в большинстве случаев включают в прямую речь одну, максимум две предикативных единицы, в то время как ученики, обучающиеся по развивающей системе, включают три - четыре предикативные единицы. Сравни высказывания: Таня сказала /А мы ходили в цирк недавно // и Мне кажется / что лучше моего кота Кубика нет // Он такой веселый / сказа-

ла Надя. Косвенная речь как способ передачи чужой речи не обладает такими особенностями, как прямая. Косвенной речью называется такой способ передачи чужой речи, при котором высказывание передается формой придаточного предложения. Главное и придаточное предложения обычно расположены друг за другом. Глаголов, вводящих косвенную речь, значительно меньше, чем глаголов, вводящих прямую речь. В качестве средств связи используются союзы что и чтобы: Мама сказала / чтобы Женя купила баранок //; По телику передавали / что будут дожди //.

Как еще один способ передачи чужой речи рассматривается диалог. В устной речи учащихся вторых классов, обучающихся как по традиционной, так и по развивающей системам, диалог представлен редко. Диалогические единства встречаются, как правило, в пересказах художественных произведений, фильмов, мультфильмов. В передаче диалогов учениками вторых классов, обучающихся по разным системам, особых различий обнаружено не было. Как правило, реплики диалога сопровождаются словами автора, в которых лишь констатируется процесс речи: Воспитательница сказала / Сегодня у нас будет трудовое воспитание / мы будем таскать кирпичи / с места на место // А Вера говорит /Где у нас кирпичи?// Ой / про кирпичи мы забыли / сказала воспитательница .

Ж.Г. Махнева

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Постепенное осознание ценности самого человека является одной из основных современных тенденций, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Выдвигаются новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость.

В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как период формирования тенденции к самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны. С другой стороны, существуют объективные условия развития личности подростка - он продолжает жить в родительском доме, зачастую остаётся зависим от них экономически, всё это способствует сохранению психологической зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности. Если умеренное проявление зависимости от родителей у подростка является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Психологическая зависимость определяется как особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержка и защита со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, несамо-достаточность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества, и др. [4, С. 135].

Такая чрезмерная психологическая зависимость может выступать как показатель неблагополучия в сфере детско-родительских отношений, так и как показатель искажённого личностного развития, что проявляется в особенностях развития само-