Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПЕЧАТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ОДЕЖДЫ'

СПОСОБЫ ПЕЧАТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
574
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПЕЧАТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ОДЕЖДЫ»

3. Теоретические и методологические исследования в дизайне: избр. материалы / Сост. :О.И. Генисаретский, Е.М. Бизунова; Шк. культур, политики. - М.: Изд-во Шк. культур. Политики. - 2004. - 371 с.

СПОСОБЫ ПЕЧАТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ОДЕЖДЫ П.Ю. Лепетя, Е.И. Петрова (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург

Украшение одежды орнаментами существовало ещё до нашей эры. Со временем люди автоматизировали и масштабировали производство. Сегодня у фабрик есть выбор из множества материалов, красителей и способов их соединения.

Большинство принтованных тканей производится огромными фабриками. Но зачастую дизайнеры не могут найти подходящий рисунок для модели или задумывают орнамент, соответствующий узконаправленной тематике бренда. Всё, что им остаётся, - нанести рисунок вручную или заказать нанесение на производстве. Как правило, молодым брендам не нужно производить огромное количество копий, поэтому большие фабрики не готовы взять их заказ.

В России появляется всё больше производств, готовых работать с мелким оптом или даже с единичными изделиями для молодых брендов одежды и текстиля. Обычно маленькие производства специализируются на самой распространённой услуге - печати на футболках. Фабрики побольше выполняют печать на крое или на отрезе текстиля.

Эта статья предназначена для начинающих дизайнеров, которые хотят работать с принтами для одежды. В статье рассматриваются способы, выполняемые на небольших фабриках, т.е. исключающие «карусельную» печать и набивку. Не рассматриваются виды ручной росписи, набивки, батика, а также ручной и промышленной вышивки и эмбоссинга (тиснения).

Цель исследования - описать современные способы печати изображений на материалах для одежды в условиях небольшого производства.

Задачи:

• Найти информацию в интернете

• Составить таблицы критериев для каждого способа

• Описать технологию нанесения

СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ТЕКСТИЛЬ

1 Трафаретные виды печати

1.1 Трафаретная печать (шелкография)

Трафаретная печать - способ получения изображения с помощью красок и нейлоновых, полиэфирных или металлических сеток малой толщины с высокой частотой расположения нитей.

Трафаретная печать отличается от всех остальных способов плотным слоем краски толщиной 8-10 мкм (тогда как в других способах эта толщина составляет 1-2 мкм или отсутствует). За счёт этого технология имеет высокую кроющую способность и результат не зависит от цвета основы.

Возможно использование красителей со следующими оптическими свойствами: «хамелеон», металлик, светоотражение, блёстки, флуоресцентные цвета. Также возможны следующие тактильные свойства: флок (ворсовые частички, имитирующие бархатное полотно, пример на рис. 2), имитация резины, термоподъём (специальный порошок, который при высоких температурах вспенивается, и изображение становится объёмным), кракелюр (краска с последующим образованием трещин), замша.

Следует отметить, что и без использования дополнительных тактильных свойств, изображение, нанесённое методом шелкографии, довольно выпуклое за счёт толстого слоя краски.

Технология трафаретной печати:

1) рисунок разбирается по цветам - каждый цвет будет переноситься отдельно. Чем меньше цветов - тем проще, быстрее и дешевле

2) для каждого цвета создаётся рама:

2.1) на сетку наносится слой фоторезиста - светочувствительного материала, все ячейки сетки оказываются закрыты плёнкой фоторезиста

2.2) трафарет через маску подвергается УФ-облучению с помощью ртутной кварцевой лампы. Фоторезист на участках, не закрытых маской, становится водонепроницаемым

2.3) остатки не полимеризованного фоторезиста смываются водой

3) с помощью упругого резинового или металлического ножа ракеля краска равномерно распределяется по раме

4) раму опускают на материал-основу, сетка плотно прилегает и «отдаёт» краску

5) с помощью трафарета на раме можно изготовить бесконечное количество оттисков

6) после печати тиража фоторезист с сетки смывается, и сетка готова к новому трафарету

1.2 Вытравная печать

Вытравная печать - подвид трафаретной печати, при котором на тёмном материале получают светлый или цветной рисунок. Технология подразумевает нанесение веществ, полностью разрушающих окраску ткани. Для получения цветного рисунка примешиваются красители, устойчивые к разрушающему действию. Результат с использованием красителей представлен на рис. 4. Критерии для вытравной печати представлены в таблице 3.

Отходы вытравных красок относятся к опасным, что делает данный способ неэкологичным. Для работы с ним допускаются только опытные сотрудники и только при соблюдении правил безопасности. Однако он имеет ряд преимуществ над другими видами трафаретной печати. Данный способ может существенно сэкономить время для нанесения подложки. Также при трафаретной печати рисунок выпуклый и заметный, а результат вытравной печати сравним с рисунком после трансферной или цифровой печати и не создаёт различий в структуре материала.

1.3 Трафаретный трансфер (печать флекс-плёнками)

Трафаретный трансфер - способ получения изображения путём приклеивания к материалу полимерных плёнок. Есть несколько технологий для выполнения данного способа.

Флекс-печать напоминает аппликацию на ткани и этим отличается от остальных способов. Получаемое изображение выделяется по фактуре и может быть дополнено следующими оптическими эффектами: «хамелеон», металлик, голограмма, «фосфор» (светится в темноте), блёстки, флуоресцентные цвета - и следующими тактильными эффектами: ткань, джине, кожа рептилий, шкура леопарда.

Есть две технологии нанесения изображения с помощью флекс-плёнок:

В начале каждой из них необходимо подготовить изображение - оно должно быть векторным и зеркально отражённым.

Первая (flex/vinyl) технология предполагает вмешательство человека в одном из этапов. Чем больше мелких деталей - тем дольше производится печать:

1) Подготовленное изображение вырезается плоттером из флекс-плёнки на виниловой плёнке-основе (плоттер затрагивает только флекс)

2) Человек удаляет излишки флекс-плёнки

3) На материале основы располагается винил флекс-плёнкой вниз

4) С помощью горячего пресса флекс-плёнка приклеивается к материалу основы

5) В горячем виде отделяется виниловая плёнка

Вторая (Flex-soft no cut) технология позволяет перенести то же изображение и занимает около 3-х минут, поэтому позволяет за то же время напечатать больший тираж:

1) Подготовленное изображение печатается тонером на флекс-плёнке

2) На флекс-плёнку кладётся бумага с равномерно нанесённым белым полимером - клеем. С помощью горячего пресса белый полимер «приклеивается» к тонеру

3) В горячем виде отделяется бумага

4) Флекс-плёнка кладётся на текстиль клейкой стороной вниз. С помощью горячего пресса изображение вплавляется в текстиль

Для завершения каждой технологии требуется закрепление изображения с помощью термокальки и горячего пресса.

2 Прямая печать - печать изображения сразу на текстиле

Данный способ нанесения изображения очень похож на печать по бумаге - некоторые домашние производства переделывают обычный широкоформатный принтер под текстильный.

Несмотря на всю простоту способа, он не уступает другим видам печати. В чём-то даже превосходит, например, в создании качественного фотоизображения высокого разрешения, возможности печатать растровые изображения, выполнять градиенты и рисунки в акварельной технике. Возможности детализации при данном способе выше, чем во всех остальных.

Прямая печать уступает лишь по эффектности рисунка, так как единственный возможный эффект - лёгкий глянец (как и при печати на бумаге).

Прямую печать можно разделить на 3 вида: струйная, лазерная и сублимационная. Наибольшую распространённость получила струйная печать (ниже подробная информация о ней). Лазерная печать распространена для нанесения небольших изображений на футболки и др. Прямая печать сублимационными чернилами возможна, но не распространена. Чаще всего используется трансферная сублимационная печать (подробнее в разделе трансферной печати).

Технология цифровой печати на ткани:

1) Белую или светлую ткань покрывают праймером

2) С помощью принтера выполняется печать

3) Притемпературе 150°С тканьзапекается

2.1 Струйная печать

Струйная печать на ткани подходит для работы с натуральными волокнами, поэтому будет особенно интересна дизайнерам детской одежды, нижнего белья и постели.

Ткань должна выдерживать термозакрепление при 150°С.

Данный способ не подходит для печати на текстиле, где примесь синтетических волокон составляет более 5%, что существенно сужает список запечатываемых материалов. С другой стороны, прямая печать считается самой экологичной.

Простота способа не влияет на качество результата - при первой стирке смывается 10-15% красителя, после печать при должном уходе имеет высокую износостойкую способность.

2.2 Лазерная печать

Технология лазерной печати обещает точное попадание в цвет (в отличие от струйной печати). Для нанесения рисунка на тёмные и цветные материалы необходимо сначала напечатать белую подложку.

В результате поиска в интернете была найдена только лазерная печать на футболках и крое, т.е. запечатываемая область небольшая.

3 Трансферные виды печати

Трансферная печать позволяет переносить многоцветные растровые изображения, которые могут содержать сложные полутона, градиенты, имитировать ручную роспись: техники акварели, масла, батика, сухой кисти. С помощью трансферной (или термопереводной) печати можно переносить полноцветные фотографии.

Трансферные виды печати используют непрямой метод перенесения изображений с помощью промежуточных носителей. В качестве промежуточного носителя выступают разные виды бумаги, так как бумага отличается от ткани гладкостью и почти не впитывает краску.

Удобство данных технологий состоит в том, что можно одним тиражом отпечатать несколько трансферов, а затем переносить их на материалы разного состава. Стоит учесть, что все материалы в зависимости от состава будут отличаться по стойкости печатного рисунка.

Все виды термопереводной печати объединяет алгоритм действий:

1) Изображение зеркально печатается на бумаге

2) На этом этапе можно проверить бумажный трансфер на наличие брака. В случае брака можно доработать макет и изготовить новый трансфер. Текстиль остаётся неиспорченным

3) Сушка трансфера

4) С помощью горячего пресса изображение переносится с бумаги на текстиль

Именно в последнем шаге есть отличия по типу сцепления красочного слоя и текстиля. В

зависимости от этих типов выделены два вида печати - термопластический и сублимационный.

3.1 Термопластические виды печати

Перед переносом изображения технологиями термопластической печати, нужно учесть, что материал основы устойчив к высоким температурам.

При термопластическом (или клеевом) виде печати в качестве промежуточного носителя используется силиконовая бумага, а изображение формируется из нескольких слоёв. Главное отличие клеевой печати состоит в нанесении последним слоем термопластического клея.

В процессе переноса под воздействием высокой температуры клей расплавляется и проникает в структуру ткани. При остывании клей снова застывает и трансфер приклеивается к текстилю. Силиконовую бумагу удаляют.

Термопластическая печать имеет широкий спектр запечатываемых материалов: хлопковые, смесовые, синтетические с добавлением полиэстера или эластичные с лайкрой. Есть несколько технологий, позволяющих наносить изображение крайне высокой стойкости - оно может быть подвержено стирке до 95°С и химической чистке. Некоторые комбинации красителей и клеёв допускают тактильные эффекты: одноцветное и многоцветное флокированное изображение, или оптические эффекты: нанесение частиц металлизированной фольги.

2.3.2 Сублимационный трансфер

Сублимационные методы печати основаны на сублимации - переходе вещества при высокой температуре из твёрдого состояния в газообразное, без пребывания в жидком.

Сублимационная печать может быть прямой и трансферной. Наибольшей популярностью пользуется трансферная.

Для трансферной печати требуются специальные сублимационные бумага и красители. При высокой температуре горячего пресса происходит диффузия красителей с бумаги на текстиль. Молекулы красителя образуют химическую связь с определёнными активными группами молекул волокна. Поэтому данный способ применим только для полотен с содержанием синтетических волокон не менее 60%. Для получения хорошего результата печати и необходимых гигиенических свойств возможна печать на двухслойных материалах, где верхний слой для печати выполнен из синтетических волокон, а нижний слой, прилегающий к телу, - из натуральных волокон.

Изображение, перенесённое методом сублимации, устойчиво к влажности, механическим воздействиям и перемене температур. К тому же сублимационная печать повышает износостойкость

материала и обеспечивает высокую химическую, термо- и лучестойкость. Так как краситель проникает глубоко в волокна основы, на некоторых материалах печать может получиться двусторонней.

Заключение

Были выполнены задачи по поиску информации о каждом способе печати. Результаты были занесены в таблицы. По этим таблицам дизайнер в короткие сроки может определить, подойдёт ли ему тот или иной способ. Для ознакомления были размещены алгоритмы выполнения технологий, показывающие производство изнутри. Дизайнер будет знать о процессах, проводимых во время печати. Это знание позволит выбрать самый надёжный и экологичный способ.

Дизайнерам стоит больше экспериментировать с материалами, рисунками и видами печати. В процессе экспериментов будет обнаружен способ, наиболее подходящий тематике бренда и удовлетворяющий вкусам дизайнера и нуждам целевой аудитории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гарифуллина Г.А. Методы печати по материалам из хлопковых и синтетических волокон // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №8.

2. Крикунова О. Как обойтись без «карусели», или что такое трансферная печать на тканях?/ О.Крикунова, И.Седов/ М.,Изд-во «Курсив» - 2011.

3. Муртазина С.А. Использование полимерных материалов в современном швейном производстве и дизайне одежды/С.А. Муртазина, Г.А. Гарифуллина // Вестник Казан. Технологического ун-та. - Казань: КНИГУ - 2012. - №3.

4. Кумпан Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Г.А. Гарифуллина, Кумпан Е.В. / Вестник Казан. Технологического ун-та. - Казань: КНИГУ - 2012. - №14.

5. Вытравная печать на ткани: сайт. - URL: http://www.theprintfactory.ru/vitravka (дата обращения: 15.06.2020). - Текст: электронный.

6. Что такое шелкография: сайт. - URL: http://www.print4u.ru/shelkografiya/chto-takoe-shelkografiya (дата обращения: 15.06.2020). - Текст: электронный.

7. Флекс: сайт. - URL: https://gifts.ru/nanesenie-logotipa/fleks (дата обращения: 15.06.2020). -Текст: электронный.

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ А.Н. Пушина, к.т.н. A.b. Деменкова (научный руководитель)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГБОУ ВО МО «Технологический университет», Королёв, Россия.

Аннотация. В данной статье представлены теоретическое и практическое изучение данной темы, дизайн-проектирование авиационного тренажера на примере симулятора боевого самолета L-39 Albatros, рассмотрены вопросы нынешнего состояния рынка тренажеров, проектных требований,

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.