Научная статья на тему 'Способы оценки точности движений студентов-стоматологов и их взаимосвязь'

Способы оценки точности движений студентов-стоматологов и их взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ-СТОМАТОЛОГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронов Илья Сергеевич, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

Цель исследования разработка способов оценки пространственной точности движений руками студентов-стоматологов в контексте их будущей профессиональной деятельности, определение взаимосвязи между показателями пространственной точности движений различными способами для обоснования подходов к разработке методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов-стоматологов на основе развития точности движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронов Илья Сергеевич, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of assessing the dental students’ accuracy of movements and their interrelation

The aim of the research is to develop ways to assess the spatial accuracy of the dental students’ arms movements in the context of their future professional activity, determination of interrelation between the indicators of the spatial accuracy of movements in various ways to support approaches to the development of methods of professionally-applied physical training of dental students on the basis of development of precision movements.

Текст научной работы на тему «Способы оценки точности движений студентов-стоматологов и их взаимосвязь»

physical culture, No. 2, pp. 8-11.

3. Badrak, K.A. (2013), "Anti-doping in Paralympic sport at the stage of preparation for the Sochi 2014", Bulletin of the Russian Guild of prosthetics & orthotics: abstracts of the XVIII Russian national Congress "People & health ", No. 4, pp. 147.

4. Tasks in Russia, available at: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1R.html.

5. Zuev, N.R., Vinnichenko, O.Y. and Yuryev, Yu.N. (2014), "The Law to political protest of the international Olympic movement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, pp. 45-51.

6. The image of Russia in the modern world, available at: http://iph.ras.ru/uplfile/histan/kruglye_stoly_pdf/%D0%98midj_rossii_v_sovremennom_mire_2010_%E2 %84%961.pdf.

7. The results of the Paralympic games in Vancouver, Arguments and facts, 24.03.2010, available at: http://ombudsmanrf.org/intervyu/1438-2011-03-29-07-16-41

8. The Olympics in an Orthodox country, About the participation of the Russian Orthodox Church in the pastoral care of athletes at the Sochi-2014, available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/3570409.html.

9. The Olympic games in Sochi and the image of Russia, Russian international Affairs Council (Official website), available at: http://russiancouncil.ru/votes/?vote_4=51.

10. Putin, V.V. Speech at the plenary session of the meeting of ambassadors on 12 July 2004, available at: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf.

11. Tajmazov, A.V., Tsvetkov, S.A., Gotovtsev, I.I., and Kulagin, B.P. (2012), "Nanotechnology basics achieve the objective advantages of national teams of Russia in biathlon at the Olympic winter games of 2014 in Sochi", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, pp. 165-170.

12. Four of the loudest call to boycott the Olympic games in Sochi, Free press, available at: http://svpressa.ru/post/article/80821/.

13. Shelkov, O.M. and Badrak, K.A. (2010), "Activity in the prevention of doping in sport", Adaptive physical culture, No. 3, pp. 51-53.

14. Shelkov, O.M., Baryaev, A.A., Badrak, K.A. and Evseeva, O.E. (2014), "The analysis of results of performance of a national team of the Russian Federation at the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi", Adaptive physical culture, No. 2, pp. 51-53.

15. Experts: Olympics benefited the image of Russia, available at: http://www.utro.ru/articles/2014/02/25/1178292.html.

Контактная информация: nat-markushina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2014.

УДК 796.012.32

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Илья Сергеевич Миронов, аспирант,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук,

Ивановский государственный университет «Шуйский филиал» (ШФ ИвГУ)

Аннотация

Цель исследования - разработка способов оценки пространственной точности движений руками студентов-стоматологов в контексте их будущей профессиональной деятельности, определение взаимосвязи между показателями пространственной точности движений различными способами для обоснования подходов к разработке методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов-стоматологов на основе развития точности движений.

Ключевые слова: точность движений, профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты-стоматологи.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p93-98

WAYS OF ASSESSING THE DENTAL STUDENTS' ACCURACY OF MOVEMENTS

AND THEIR INTERRELATION

Ilya Sergeevich Mironov, the post-graduate student,

Mikhail Aleksandrovech Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitriy Mikhaylovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, Ivanovo State University

Annotation

The aim of the research is to develop ways to assess the spatial accuracy of the dental students' arms movements in the context of their future professional activity, determination of interrelation between the indicators of the spatial accuracy of movements in various ways to support approaches to the development of methods of professionally-applied physical training of dental students on the basis of development of precision movements.

Keywords: accuracy of movements, professionally-applied physical training, dental students.

Эффективность будущей профессиональной деятельности студентов-стоматологов зависит от комплекса их индивидуальных особенностей, где важную роль занимает способность рационально выполнять профессионально обусловленные двигательные действия. К будущим врачам различных специальностей предъявляется широкий спектр требований, обусловленных, прежде всего, практикой профессиональной деятельности. Для ряда врачебных специальностей (стоматологи, нейрохирурги, кардиохирурги и др.) эффективность выполнения своих профессиональных задач, осуществления лечебных, профилактических и диагностических манипуляций качественно зависит от координации и точности двигательных действий, производимых руками.

В настоящее время существуют различные способы оценки пространственной точности движений: кинематометрия, где пространственная точность оценивается по величине угла при сгибании конечности [1]; тесты, где точность оценивается по вероятности попадания в заданную область [4]; а так же существует большое разнообразие тестов связанных с манипуляциями мелкими предметами [5, 9]. Многообразие способов оценки пространственной точности движений объясняется, многообразием видов деятельности связанных с реализацией пространственной точности при выполнении движений, что не позволяет оценить их по унифицированному критерию. При этом имеющиеся способы оценки мануальной точности движений не учитывают специфики ее проявления в условиях диктуемых особенностью каждой конкретной профессией [9].

Профессиональная деятельность врачей-стоматологов характеризуется как малоподвижная [3]; медицинские манипуляции выполняются с невысокой скоростью, при которых наблюдается утомление рук в различных частях, вызванное выполнением точных движений при статических фиксированных позах рук [8]. Нами были разработаны способы для определения параметров точности движений у будущих врачей-стоматологов.

На основе анализа, имеющихся в практике тестирования точности движений, был разработан комплекс способов ее оценки, адаптированных по отношению к будущей профессиональной деятельности студентов специальности «Стоматология».

Использовалась следующая батарея способов:

1. Измерение точности движений в двух плоскостях;

2. Пространственный тест на миллиметровой бумаге;

3. Штырьковый тест;

4. Штырьковый тест с анатомическим пинцетом;

5. Контактная треморометрия.

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 10 (116) - 2014 год ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ России в сентябре-октябре 2014 г. В исследовании приняли участие 30 девушек 1 курса стоматологического факультета, возраст испытуемых - 17-18 лет.

1. Измерение точности движений в двух плоскостях осуществлялось на приборе - «Прибор для измерения пространственно-временной точности двигательных действий» (рисунок 1) [8].

ЬСБ дисплей

□ □□

Блок контроля

□ □

Контактны

е пластины

Блок

питания

Щуп

Рис. 1. Структурная схема прибора для определения пространственно-временной

точности движений

Описание прибора. Прибор представляет собой блок контроля, дисплей - отображающий результаты тестирования. Две текстолитовые контактные пластины размером 200^100 мм, закрепленные на деревянном основании размером 220*120x15 мм. На горизонтальной оси пластины размечены контактные области (квадраты) со стороной 20 мм, 15 мм, и 10 мм. Толщина линий ограничивающие контактные области 0,5 мм. Щуп представляющий собой стоматологический зонд с диаметром рабочего конца - 1 мм. Данный прибор способен осуществлять фиксацию количества касаний щупом контактной пластины, с учетом попадания в размеченную область или не попадания (промахов). Ведется учет времени контактного взаимодействия щупа и контактной пластины с точностью до 0.01 с, учитывается динамика изменения количества касаний (темпа движений) за каждые 10 с выполнения тестирования. Начало, окончание тестирования и десятисекундные интервалы времени сопровождаются соответствующим звуковым сигналом. Время, за которое осуществляются все расчетные операции, составляет 30 с.

Условия тестирования. Одна контактная пластина, имитирующая положение головы пациента, жестко закреплена на металлическом основании, во фронтально-сагиттальной плоскости, на уровне глаз испытуемого, справа от него. Вторая контактная пластина, копирующая приборный столик врача-стоматолога, располагается в горизонтальной плоскости, на столе. Исходя из эргономических рекомендаций для позы врача и пациента [2], пластины располагаются между собой под углом в 30° на расстоянии 50 см. друг от друга. Исходное положение испытуемого сидя на стуле, напротив пластины, лежащей на столе, тест выполняется ведущей рукой.

Методика тестирования: испытуемому предлагается выполнить поочередно попадания в контактные области (квадраты) на пластине, располагающейся как на столе, так и на пластине, установленной на уровне глаз испытуемого. Темп выполнения задавался метрономом с частотой 120 уд/мин. Выполнялись три серии теста по 30 секунд. Сначала действия на точность попадания выполнялись в контактные квадраты размером 20х20 мм, затем в квадраты 15*15 мм в третьем варианте - 10*10 мм. Регистрировалось количество попаданий и промахов.

2. Пространственный тест на миллиметровой бумаге

Данный тест позволяет определить величину ошибки при точностном перемещении руки из точки в точку в горизонтальной плоскости в правую сторону. Для выполнения данного теста используется миллиметровая бумага 100x100 мм и ручка служащая имитацией пинцета или другого инструмента стоматолога. В центре листа бумаги нанесена контрольная точка (Т2). Слева от Т2 на расстоянии 50 мм нанесена точка начала движения (Т1). Задачей испытуемого является максимально точное перемещение ручки из Т1 в Т2.

Методика тестирования. Бумага располагается на столе, положения испытуемого сидя на стуле напротив. Рука не касается стола и предплечье параллельно плоскости стола. Участник тестирования располагает ручку в точке Т1 и без ограничения время выполняет перемещение ручки в Т2 количество повторений 4 раза, причем первые три попытки осуществляется со зрительным контролем за движением, а четвертая выполняется с закрытыми глазами, полученная точка и является основной при осуществлении расчетов (ТБ). Тест выполняется ведущей рукой.

В системе координат получим значения координат точек - Т1 (Х=-50, У=0); Т2 (Х=0, У=0); ТБ - фактическое попадание ручкой при 4-ой попытке. Учитывается величина отклонения (Ь) точки ТБ от точки Т2, где Ь вычислялось по теореме Пифагора (рисунок 2).

50 мм Г1 У Т2 х

тг

Рис. 2. Схема тестирования на миллиметровой бумаге

3. Штырьковый тест. Данный тест позволяет определить пространственную точность движений при лимите времени.

В тесте используется деревянный брусок 300x50x15 мм с расположенными в ней четырнадцатью сквозными отверстиями в форме имитирующей расположение зубов на нижней челюсти, диаметр каждого отверстия - 2 мм. Расстояние между отверстиями 1015 мм. Штырь имеет длину 30 мм и диаметр 1,6 мм.

Условия тестирования. Брусок с отверстиями располагается на столе, положение испытуемого сидя на стуле напротив бруска. Штырьки располагаются в емкости слева от бруска на рассеянии 10 см. Участник тестирования по сигналу берет один штырь из емкости и вставляет его в крайнее левое отверстие бруска, в дальнейшем испытуемый заполняет последовательно все отверстия слева направо. После того как последний штырь оказался в отверстии, время останавливается, которое и будет учитываться для оценки пространственной точности движений (1Рт). Тест выполняется ведущей рукой.

4. Штырьковый тест с анатомическим пинцетом

Условия выполнения, способ фиксации результатов и оборудование для данного теста аналогично предыдущему за исключением того, что все манипуляции выполняются с помощью анатомического пинцета (1РшТ).

5. Контактная треморометрия предназначена для измерения точности коррекции движений при выполнении двигательных действия [7].

Испытуемому предлагается вставить металлический щуп (стоматологический зонд с затупленным рабочим концом, диаметр рабочего конца - 1 мм) в отверстие диаметром

- 6 мм и продержать стараясь не касаться краев отверстия в течение 30 с. Регистрируется количество касаний (8ишТ) и продолжительность касаний (14). Положение испытуемого стоя, рука прямая, положение отверстия на уровне груди.

Для оценки взаимосвязей между различными способами тестирования точности движений был проведен корреляционный анализ полученных результатов по вычислению коэффициента корреляции Пирсона. Данные анализа представлены в таблице.

Таблица

Корреляционная матрица результатов тестов для оценки _пространственной точности движений___

Методика 20x20 15x15 10x10 Ь 1Рт 1РтТ 8ишТ Т1

20x20 1 0.319 0.027 -0.038 -0.080 -0.066 0.110 0.110

15x15 1 0.667 0.586 -0.109 0.002 0.367 0.344

10x10 1 0.325 -0.009 -0.070 0.101 0.197

Ь 1 0.136 -0.040 0.128 0.208

1Рт 1 0.353 0.086 0.110

1РтТ 1 0.135 0.054

8ишТ 1 0.946

Т1 1

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные позволяют утверждать, что все тесты имеют общую цель -оценку пространственной точности движений в различных ее проявлениях. Практическое отсутствие сильных и даже средних корреляционных взаимодействий говорят о том, что в основе проявления тех или иных сторон точности движений лежат разные физиологические механизмы, что подтверждается исследованиями других авторов [6, 9].

Это говорит о необходимости изолированного развития и оценки пространственной точности движений в рамках отдельно взятого двигательного действия, применительно к профессиональной деятельности врачей-стоматологов.

Наличие сильной положительной корреляции (г=0,943) между количеством касаний и суммарной продолжительностью времени этих касаний в тесте контактная тремо-рометрия, представляется очевидной.

Средняя положительная корреляция (г=0,667) между количеством попаданий при размере области попадания 15*15 и 10*10 мм и только слабое ее присутствие (г=0,319) между областями 20*20 и 15*15 мм, говорит о не линейном изменении точности движений с линейным изменением размеров области попадания.

Средняя положительная корреляция (г=0,586) между количеством попаданий в область 15*15 мм и отклонением от необходимой точки попадания, выполненного без зрительного контроля, по-видимому, объясняется наличием случайных ошибок при выполнении двигательного действия, которые определяются уровнем и состоянием кинестезии испытуемых [4].

Примечательным является факт наличия лишь слабой положительной корреляции (г=0,353) между результатами выполнения штырькового теста и штырькового теста с анатомическим пинцетом, что указывает на наличие особенностей при точностных движений руками с включением в работу дополнительной двигательной единицы (пинцет) и необходимостью учета этой особенности при разработке методик профессионально-прикладной физической подготовки студентов-стоматологов.

Таким образом, комплекс способов диагностики пространственной точности движений у будущих врачей может быть использован для разработки и коррекции методик профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов. Представляется так же необходимым изучение характера изменения и параметров взаимосвязи пространственной точности движений с учетом изменений количества включенных в работу звеньев рук и величин углов между отдельными звеньями руки в процессе выполнения операционных мероприятий и разработка соответствующих способов их те-

стирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян, Е.С. Пространственная точность движений: возрастной аспект [Электронный ресурс] / Е.С. Акопян, А.А. Чатинян // Материалы международного научно-практического конгресса «Национальные программы формирования здорового образа жизни». М., РГУФКСМТ (ГЦОЛИФК), 2014. - Режим доступа: http://main.sportedu.ru/sites/all/modules/gdv/gdv.php (Дата обращения 18.10.2014).

2. Дмитриева, Н.И. Эргономика в работе врача стоматолога : учеб.-метод. пособие / Н.И. Дмитриева, Н.П. Руденкова, С.П. Сулковская. - Минск : Изд-во Белорус. гос. мед. ун-та, 2007 - 30 с.

3. Дяченко, А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-стоматологов : дис. ... канд. пед. наук / Дяченко А.П. - Киев, 1997. - 187 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 228 с.

5. Козлов, Р.С. О взаимосвязи показателей силы и точности движений рук у подростков 13-14 лет / Р.С. Козлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78) - С. 87-90.

6. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязи показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 21-25.

7. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. - Иваново : Нейрософт, 2008. - 216 с.

8. Миронов, И. С. Измерение точности движений студентов-стоматологов в контексте их будущей профессиональной деятельности / И.С. Миронов, А.В. Жалилов // Научный поиск. - 2014. - № 2 (7). - С. 48-50.

9. Немцев, О.Б. Формирование точности движений средствами и методами физического воспитания у юношей и девушек 15-17 лет: на примере операторов ПЭВМ : дис. ... канд. пед наук / Немцев О.Б. - Майкоп, 1999. - 147 с.

REFERENCES

1. Akopyan, E.S. and Chatinyan, A.A. (2014), "Spatial accuracy of movements: age aspect", Materials of the international scientific and practical congress "National programs of formation of a healthy lifestyle", available at: http://main.sportedu.ru/sites/all/modules/gdv/gdv.php.

2. Dmitriyev, N.I., Rudenkov, N.P. and Sulkovskaya S.P. (2007), Ergonomics in work of the dentist: studies. method. grant, publishing house Belarusian State Medical University Minsk, Belarus.

3. Dyachenko, A.P. (1997), Professional and applied physical training of students stomatologists, dissertation, Kiev, Ukraine.

4. Golomazov, C.B. (2003), Kinesiology of precision actions of the person, SportAcademPress, Moscow.

5. Kozlov, R.S. (2011), "About interrelation of indicators of force and accuracy of movements of hands at teenagers of 13-14 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 87-90.

6. Lyakh, V.I. (1997), "Main regularities of interrelation of the indicators characterizing coordination abilities of children and youth: attempt of the analysis in the light of N. A. Bernstein's concept", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 21-25.

7. Mantrova, I.N. (2008), Methodical guide to psychophysiological and psychological diagnostics, publishing "Neurosoftware", Ivanovo.

8. Mironov, I.S. (2014), "Measurement of accuracy of movements of students stomatologists in the context of their future professional activity", Scientific search, No. 2.7, pp. 48-50.

9. Nemtsev O.B. (1999), Formation of accuracy of movements means and by methods of physical training at young men and girls of 15-17 years, dissertation, Maikop.

Контактная информация: Decembrist87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.