Научная статья на тему 'Способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития'

Способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2247
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА / КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ. SYSTEM OF CORRECTIONAL EDUCATION / CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / ZONE OF THE NEAREST DEVELOPMENT / PRINCIPLES OF FORMATIVE EXPERIMENT / CASE TASKS FOR LISTENERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнулова Елена Владимировна

В статье предложены способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена система работы кафедры специального коррекционного образования по подготовке слушателей к использованию способов оценки и методов исследования зоны ближайшего развития при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнулова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of assessment and methods of research of zone of proximal development

In article ways of estimation and methods of research of a zone of the nearest development of children with the limited possibilities of health are offered. The system of activities of Special Correctional Educational Department on preparation of listeners for using ways of estimation and methods of research of a zone of the nearest development is presented during organization of activities with children with the limited possibilities of health.

Текст научной работы на тему «Способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития»

Зайнулова Е.В.

Способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития

УДК 376.2

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Зайнулова Е.В.

Аннотация. В статье предложены способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена система работы кафедры специального коррекционного образования по подготовке слушателей к использованию способов оценки и методов исследования зоны ближайшего развития при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

In article ways of estimation and methods of research of a zone of the nearest development of children with the limited possibilities of health are offered. The system of activities of Special Correctional Educational Department on preparation of listeners for using ways of estimation and methods of research of a zone of the nearest development is presented during organization of activities with children with the limited possibilities of health.

Ключевые слова: система коррекционного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, зона ближайшего развития, принципы формирующего эксперимента, кей-совые задания слушателям.

System of correctional education, children with the limited possibilities of health, zone of the nearest development, principles of formative experiment, case tasks for listeners.

Коррекционное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня становится одной из самых актуальных проблем. В этой связи система повышения квалификации призвана обеспечить готовность педагогов к работе с такими детьми, готовность к использованию эффективных технологий, средств, способов коррекционно-развивающего процесса. В содержание образовательных программ повышения квалификации педагогов С(К)ОУ включен блок, отражающий психологические аспекты развития детей с ОВЗ. И одной из важных проблем в работе со слушателями выделено ознакомление их с психологическими терминами и понятиями.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) введено Л. С. Выготским в рамках разрабатываемой им проблемы соотношения обучения и развития. Процесс обучения связывается с возникновением новых психических структур и усовершенствованием старых. Обучение может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования.

На семинарских занятиях со слушателями обсуждаются следующие проблемы:

1. Психологические новообразования дошкольного возраста (6-7 лет).

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного формирования личностных новообразований. Исследователь должен обращать внимание на следующие из них:

1) формирование моральных представлений;

2) формирование начал нравственного самосознания;

3 ) формирование определенной нравственной позиции;

4) формирование способности к личностной и нравственной саморегуляции;

5) перенесение поведения на управление социальными действиями и поступками;

6) более глубокое осознание сущности правил и норм поведения;

7) формирование способности разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями;

8) стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке;

9) стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей;

10) стремление заслужить похвалу;

11) стремление к самоутверждению;

12) стремление к самостоятельности;

13) завышенный уровень притязаний;

14) формирование личностных качеств:

- эмпатия - внимание к человеку, его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам;

- сочувствие и заботливость по отношению к людям;

Исследования молодъхученых. ЧИППКРО

- инициативность, воля, независимость;

15) формирование деловых личностных качеств;

16) потребность в общении, в силу которой ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми:

- деловое общение ради решения какой-либо задачи;

- межличностное общение - связано с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо или плохо поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поступки);

17) умение общаться с окружающими людьми в совместной с ними деятельности;

18) усвоение элементарных правил и норм группового поведения;

19)актуализация потребностей детей, направленных на научение;

20) формирование мотивационных факторов в учебной деятельности;

21) формирование творческих способностей - способность преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое;

22) оформление внутренних умственных действий и операций;

23) развитие образности - способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими;

24) развитие символизма - умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и т.д.

25) синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность:

- во внимании синтез - умение управлять и контролировать внутренний и внешний планы действий;

- в памяти - соединение внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении;

- в мышлении - объединение в единый процесс наглядно - действенного, наглядно -образного и словесно - логического способов решения практических задач;

26) соединение воображения, мышления и речи - способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций;

27) возникновение и успешное функционирование внутренней речи как средства мышления;

28) определение ребенком причины своего результата, как в своих способностях, так и в прилагаемых им усилиях;

29) сюжетно-ролевые игры с правилами.

Вершина личностного развития ребенка

дошкольного возраста - персонифицированное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

2. Психологические новообразования младшего школьного возраста.

1) Сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться цели;

2) настойчивость на пути к достижению цели;

3) сознательный контроль собственных действий - способность управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели;

4) новый уровень самосознания - «внутренняя позиция»;

5) формирование системы нравственных норм, которым ребенок следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств;

6) соподчинение мотивов деятельности -принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела;

7) формирование мотивации достижения успеха или избегания неудач;

8) адекватная самооценка;

9) осознание ребенком своих возможностей и способностей;

10) укрепление веры в свои успехи;

11) трудолюбие и самостоятельность;

12) осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам;

13) признание авторитета взрослого, принятие его оценки;

14) регуляция отношений с другими людьми;

15)стремление получить высокую оценку со стороны значимых взрослых;

16) социальный престиж ребенка;

17) расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков ребенка;

18) проявление общих и специальных способностей к различным видам деятельности:

Зайнулова Е.В.

Способы оценки и методы исследования зоны ближайшего развития

- общие способности проявляются в скорости приобретения новых знаний, умений и навыков;

- специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении;

- окончательное оформление реального уровня притязаний и становление его динамики, которая характеризует изменение в выборах трудных и легких задач в зависимости от успехов и неудач.

Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, для оценки состояния развития надо учитывать и созревающие функции. Созревающие функции -ЗБР; созревшие функции - уровень актуального развития.

Уровень актуального развития - это возможность перевода ребёнка от того, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности ребёнка.

Уровень актуального развития определяется по характеру задач, решаемых ребёнком самостоятельно с использованием уже сложив -шихся и созревших функций (степень овладения основными ЗУН ребёнком).

ЗБР определяется следующим образом: сначала исследуется уровень актуального развития, а затем ребёнку предлагают решить более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. В сотрудничестве, под руководством взрослого ребёнок может сделать больше и решить более сложные задачи, чем самостоятельно - это общеизвестный факт. Общеизвестно и то, что эта возможность ребёнка не бесконечна, при усложнении задач наступает та ситуация, когда при помощи взрослого наступает та ситуация, когда при помощи взрослого ребёнок не сможет решить задачу. Разница между уровнем задач, решаемых с помощью взрослого, и задачами, решаемыми самостоятельно, составляет ЗБР. (Например, если ребёнок самостоя-тельно доступно только образование простых обобщений, а с помощью взрослого и некоторых сложных, то можно говорить о том, что развитие процессов абстрагирования, отвлечения и обобщения находятся в сензитивном периоде или ЗБР).

Расхождение в ЗБР оказывает существен -ное влияние на обучение детей, тогда как уровень актуального развития при этом имеет гораздо меньшее значение.

Основное в обучении - появление в активности ребёнка нового, ЗБР и определяет область доступных для ребёнка переходов от актуального к новому; обучить ребенка можно только тому, чему он способен обучиться, то есть у него уже есть возможность подражания.

ЗБР - это сензитивный период развития. Сензитивный период - это период жизни человека, наиболее чувствительный к воздействиям определённого рода. В другие периоды те же самые воздействия могут быть нейтральными для развития или даже окажут обратное действие на его ход.

Сензитивные периоды - это не биологическая характеристика возраста, а особенность сотрудничества ребёнка со взрослым и то обу -чение, которое осуществляется входе этого со -трудничества. В сензитивный период определённые условия, в частности, известного рода обучение, только тогда могут влиять на разви -тие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Как только они закончены, те же самые условия могут оказаться уже нейтральными. Если развитие уже сказало своё последнее слово в данной области, сензитив-ный период по отношению к данным условиям закончился. Незавершённость процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитив-ным по отношению к определённым условиям.

Два уровня развития - актуальный и ЗБР является теоретической основой метода «обучающего эксперимента». Этот эксперимент не может рассматриваться как отдельная методика, это особый принцип построения эксперимента, который может быть применён для видоизменения любой из методик.

При исследовании тот факт, решил или не решил ребёнок предложенную ему задачу самостоятельно, ещё не даёт основания для правильной оценки. Истинным критерием для оценки умственного развития ребёнка будет определение его ЗБР, то есть установление того факта, сможет или не сможет ребёнок решить данную задачу (доступную для детей его возраста) с помощью экспериментатора и, усвоив приёмы, подсказанные ему в процессе обуче-

Исследования молоды^ученых ЧИППКРО

ния, самостоятельно использовать их при необходимости решить аналогичную задачу.

С помощью диагностического «обучающего эксперимента» исследуется не актуальный уровень умственного развития ребёнка, а оцениваются его потенциальные возможности в отношении овладения новыми способами умственных действий (ЗБР). В соответствии с этим для детей одной возрастной группы подбирается такое задание, которое может быть выполнено при сотрудничестве со взрослыми. Успешность выполнения задания будет определяться тем количеством помощи, которое необходимо для его правильного выполнения. Следовательно, количество необходимой помощи и будет основным критерием при оценке умственного развития ребёнка.

Для того чтобы в результате эксперимента получить точные, сопоставимые данные об особенностях умственной деятельности разных детей, необходимо, чтобы помощь была дозирована и могла быть количественно учтена. Требование учитывать количество различных видов оказываемой помощи предполагает её отражение в инструкции к проведению эксперимента.

Система дозированного вмешательства отражается в обучающем эксперименте в строгой регламентации и последовательности видов помощи, при которой вначале ребёнку предъявляются наиболее скупые и сжатые «уроки-подсказки» и лишь затем даются всё более подробные и развёрнутые.

В кейсы для слушателей включаются следующие задания:

Уважаемые коллеги! Внимательно изучите предложенные формы помощи детям с ОВЗ. И приведите конкретные примеры практического использования данных форм.

Формы помощи:

1) простое переспрашивание с целью привлечения внимания ребёнка;

2) одобрение и стимуляция дальнейших действий («хорошо», «дальше»);

3) уточняющие вопросы (почему ребёнок сделал то или иное действие);

4) наводящие вопросы или критические возражения;

5) подсказ, совет действовать тем или иным способом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

7) длительное обучение ребёнка тому, как надо выполнять задание.

Критерии умственного развития ребёнка:

- восприимчивость к помощи;

- способность к логическому переносу;

- ориентировочная деятельность при формировании новых умственных понятий у детей.

Также на семинарских занятиях слушатели знакомятся с феноменом «обучающий эксперимент». Принцип «обучающего эксперимента» может быть использован для перестройки любой экспериментальной методики. Эксперимент проводится по схеме, состоящей из трёх этапов: ориентировочный, основное задание, аналогичное задание. Основное задание подбирается так, чтобы результат был строго заданным (неизвестным, находящимся в «зоне трудности» для детей одной возрастной группы). Помощь со стороны экспериментатора носит характер дозированных (по качественному уровню) и предъявляемых в определённой последовательности «уроков-подсказок». Количество этих уроков зависит от того, насколько успешно ребёнок справляется с заданием.

Методики мофицированы по типу обучающего эксперимента (классификация фигур, кубики Кооса). Наиболее распространённая из них - классификация геометрических фигур. Эта методика в её модификации может быть использована для исследования потенциальных возможностей детей 7-10 лет, так как даже для здоровых детей этой возрастной группы находится в «зоне трудности». В то же время выполнение этого задания не требует наличия школьных знаний.

Для детей обследования детей старше 10 лет можно использовать методику «Клипец», построенную также по принципу обучающего эксперимента. Направлена на выявление способности к абстрагированию у детей и взрослых с небольшим образовательным уровнем.

Таким образом, освоение способов оценки и методов исследования зоны ближайшего развития обеспечивают готовность педагогов С(К)ОУ к работе с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.