Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА'

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПАССАЖИРОПОТОК / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркелова Татьяна Валерьевна, Коротких Юлия Сергеевна

С увеличением числа жителей в крупных мегаполисах возникает потребность и в увеличении числа поездок на городском пассажирском общественном транспорте. Данный факт приводит к проведению дополнительного мониторинга общественного транспорта с целью улучшению качества обслуживания пассажиров на нем. В статье рассматриваются существующие модели и методы мониторинга пассажиропотоков на общественном транспорте и выбраны наиболее подходящие из них для решения задачи осуществления мониторинга всей транспортной системы города в режиме реального времени. Также авторами проанализированы существующие системы мониторинга пассажиропотоков, их возможности и недостатки в современных городских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркелова Татьяна Валерьевна, Коротких Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ORGANIZE MONITORING OF PUBLIC TRANSPORT PASSENGER TRAFFIC

With the increase in the number of residents in large metropolitan areas, there is a need to increase the number of trips on urban passenger public transport. This fact leads to additional monitoring of public transport, in order to improve the quality of passenger service on it. The article examines the existing models and methods of monitoring passenger traffic on public transport and selects the most suitable ones for solving the problem of monitoring the entire transport system of the city in real time. The authors also analyze the existing passenger traffic monitoring systems, their capabilities and shortcomings in modern urban conditions.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 656.1

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ

ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Меркелова Татьяна Валерьевна, студент, Коротких Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: С увеличением числа жителей в крупных мегаполисах возникает потребность и в увеличении числа поездок на городском пассажирском общественном транспорте. Данный факт приводит к проведению дополнительного мониторинга общественного транспорта с целью улучшению качества обслуживания пассажиров на нем. В статье рассматриваются существующие модели и методы мониторинга пассажиропотоков на общественном транспорте и выбраны наиболее подходящие из них для решения задачи осуществления мониторинга всей транспортной системы города в режиме реального времени. Также авторами проанализированы существующие системы мониторинга пассажиропотоков, их возможности и недостатки в современных городских условиях.

Ключевые слова: мониторинг; пассажиропоток; транспортная инфраструктура; транспорт; городские агломерации; обследование пассажиропотоков; пассажирский транспорт.

WAYS TO ORGANIZE MONITORING OF PUBLIC TRANSPORT PASSENGER TRAFFIC

Merkelova Tatyana Valerevna, student, Korotkikh Yulia Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, senior lecturer; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: With the increase in the number of residents in large metropolitan areas, there is a need to increase the number of trips on urban passenger public transport. This fact leads to additional monitoring of public transport, in order to improve the quality of passenger service on it. The article examines the existing models and methods of monitoring passenger traffic on public transport and selects the most suitable ones for solving the problem of monitoring the entire transport system of the city in real time. The authors also analyze the existing passenger traffic monitoring systems, their capabilities and shortcomings in modern urban conditions.

Keywords: monitoring; passenger traffic; transport infrastructure; transport; urban agglomerations; passenger traffic survey; passenger transport.

Для цитирования: Меркелова, Т. В. Способы организации мониторинга пассажиропотоков общественного транспорта / Т. В. Меркелова, Ю. С. Коротких. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 4 (56). - С. 48-52. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-4-56-2021/4-56-2021/

For citation: Merkelova T.V., Korotkikh Yu.S. Ways to organize monitoring of public transport passenger traffic // Scince without borders, 2021, no. 4 (56), pp. 48-52.

В настоящее время в связи с увели- онниках, актуальным является во-чением числа городских агломераций, прос развития транспортной инфра-особенно в крупных городах-милли- структуры, в частности городского

общественного транспорта. Ежедневно общественным транспортом осуществляется перевозка пассажиров в городских агломерациях, в том числе для совершения маятниковых миграций населения от места жительства до работы. От правильно выстроенной системы пассажироперевозок зависит как скорость доставки пассажиров, так и в целом экономическая среда города.

Основным общественным транспортом в Москве являются городской наземный общественный транспорт, Московский метрополитен имени В.И. Ленина, Московское центральное кольцо, железнодорожный транспорт.

По состоянию на январь 2019 г. в Москве городским общественным транспортом в будний день осуществлялось около 19 млн поездок за сутки, а пассажиропоток составил 3,7 млрд поездок.

Сфера городских пассажирских перевозок (далее - ГПП) имеет большую значимость, прежде всего связанную с обеспечением перевозок населения города, в том числе по перевозке льготных категорий граждан. Отсутствие единой системы управления ГПП приводит к неэффективной работе подвижного состава, повышенной загрузке транспортной сети города, что в целом неблагоприятно сказывается на качестве обслуживания пассажиров. Эффективность функционирования системы ГПП во многом зависит от работы региональных и муниципальных властей городов.

Внедрение и использование единой информационной системы позволит получить полноценный доступ к информации о состоянии всей транспортной инфраструктуры. Для этого необходимо производить мониторинг транспортных пассажиропотоков.

Мониторинг пассажиропото-

ка можно производить с помощью специальных методов и моделей. Нормативным документом, регламентирующим проведение мониторинга пассажиропотоков наземного общественного транспорта, является Распоряжение Минтранса России от 28.12.2016 № НА-197-р «Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспор-тно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации» [2]. Благодаря примерной программе регулярных обследований методы мониторинга можно классифицировать на несколько описанных ниже групп [2],

[3].

1. По длительности.

Систематический метод - это метод

мониторинга, который проводится ежедневно на протяжении всего движения транспортных средств по определенному маршруту.

Разовый метод - это кратковременное обследование, которое проводится в рамках разработанной программы для достижения поставленных целей. Как правило, разовый метод проводится в период открытия или закрытия определенного маршрута, а также с целью определения вместимости и потребного количества подвижного состава на маршруте.

2. По ширине охвата транспортной сети.

Сплошные обследования проводятся сразу в области всей транспортной сети района, на котором происходит обслуживание городского общественного транспорта. Сплошные обследования проводятся с целью определения эффективности функци-

онирования транспортной сети района, для изменения схемы маршрутов, а также для изменения вида транспорта в соответствии с требуемым пассажиропотоком.

Выборочные обследования проводятся в конкретно рассматриваемом районе маршрутной сети для выявления конфликтных маршрутов, а также для решения локальных задач района.

3. По способу проведения.

Опросный (анкетный) метод основан на заполнении населением, пассажирами или учетчиками специальных анкет о совершаемых поездках. К основным достоинствам данного метода можно отнести личный контакт между респондентом и тем, кто проводит опрос, что позволяет устанавливать реальные потребности в передвижениях у населения по количеству и направлениям. Для успешного проведения опроса необходима грамотная разработка вопросов, которая отличается ясностью и простотой поставленных вопросов. Тем не менее, данный способ является самым сложным в обработке информации, что занимает длительное время. И, учитывая факт сложной эпидемиологической обстановки, данный метод становится менее эффективным.

Отчетно-статистический метод обследования основывается на данных билетно-учетных листов и количестве проданных билетов. Главным достоинством такого метода является повременное распределение пассажиропотоков на отдельных маршрутах. Однако, помимо проданных билетов, необходимо учитывать лица, которые осуществляют свой проезд по служебным удостоверениям, льготным месячным проездам (школьники, студенты, пенсионеры и т.п.). Однако такой

метод не позволяет определить максимальную загруженность подвижного состава на конкретном маршруте.

Рассмотрим автоматизированные методы мониторинга, так как они способны обеспечить наиболее точный подсчет пассажиропотока в режиме реального времени. Автоматизированные методы мониторинга обеспечивают получение информации о пассажиропотоках в обработанном виде без привлечения людей к сбору и обработке этих сведений. Существует несколько методов автоматизированного обследования пассажиропотоков [1]:

1) Контактные методы - это один из главных способов получения информации о пассажиропотоках через воздействие пассажиров на технические средства (оплата проезда). Контактный метод проводится путем ввода пассажирами информации о необходимости в перемещении на автоматических устройствах, расположенных на вокзалах, в торговых центрах и т.п. Данный способ чаще всего применяется для оптимизации движения транспорта на маршруте.

2) Неконтактные методы используют различные датчики измерения:

- мониторинг через фотоэлектрические приборы, которые устанавливаются в дверных проемах транспортного средства;

- мониторинг через датчики инфракрасного излучения;

- мониторинг через датчики видео наблюдения;

- другие датчики.

3) Косвенный метод учета пассажиропотока подразумевает снятие показателей со специальных устройств, позволяющих взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного сред-

ства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу (общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор).

4) Комбинированный метод учета пассажиров - это использование нескольких автоматизированных методов одновременно.

Автоматизированные обследования пассажиропотоков позволяют постоянно и непрерывно получать информацию о перевозках, при этом не задействовать большое количество людей и дополнительно обрабатывать собранную информацию [3].

В табл. представлены методы мониторинга по способу проведения, а также их достоинства и недостатки.

Сравнение методов мониторинга

Таблица

Метод Достоинства Недостатки

Контактный Возможность получать информацию о передвижении пассажиров, а также возможность проведения социологического опроса пассажиров. Погрешность результатов до 25 % (особенно с увеличением числа пассажиров в час пик).

Неконтактный Результаты обследования представлены в виде диаграммы во времени, поэтому информация представлена в более удобном виде. Недолговечность приборов, сложность настройки и наладки датчиков.

Косвенные Низкая трудоемкость процесса обследования. Необходимость разделения посадки и высадки пассажиров на остановочном пункте.

Комбинированный Уменьшение погрешности и трудоемкости. Обеспечивает более полную и точную информацию. Сложность в реализации и высокая стоимость.

Таким образом, проанализировав автоматизированные методы мониторинга и оценив их достоинства и недостатки, можно с уверенностью сказать, что использование комбинированного метода мониторинга имеет высокую стоимость, однако с развитием этой сферы это становится все более доступным.

Применяя данный метод, можно с наибольшей точностью осуществить распределённый сбор данных, их централизованную обработку и постоянный мониторинг входящих и выходящих пассажиров конкретных транспортных средств для всего наземного транспорта городской агломерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрова, Д. В. Современные подходы к организации мониторинга пассажиропотоков общественного транспорта городских агломераций / Д. В. Петрова. - Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii-monitoringa-passazhiropotokov-obschestvennogo-transporta-

gorodskih-aglomeratsiy.

2. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации : Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации № НА-197-р : [утверждено 28 декабря 2016 года]. - Текст : электронный // Консуль-тантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27 6853/.

3. Ларин, О. Н. Организация пассажирских перевозок: учебное пособие / О. Н. Ларин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 104 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Petrova D.V. Sovremenny"e podxody" k organizacii monitoringa passazhiropotokov obshhestvennogo transporta gorodskix aglomeracij [Modern approaches to the organization of monitoring of passenger flows of public transport in urban agglomerations]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii-monitoringa-passazhiropotokov-obschestvennogo-transporta-gorodskih-aglomeratsiy.

2. Rasporyazhenie Mintransa Rossii ot 28.12.2016 № NA-197-r «Ob utverzhdenii Primernoj programmy" regulyarny"x transportny"x i transportno-sociologicheskix obsledovanij funkcionirovaniya transportnoj infrastruktury" poselenij, gorodskix okrugov v Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of December 28, 2016 № NA-197-r "On Approval of the Approximate Program of Regular Transport and Transport-Sociological Surveys of the Functioning of the transport Infrastructure of settlements and Urban Districts in the Russian Federation"]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27 6853/.

3. Larin O.N. Organizaciya passazhirskix perevozok: uchebnoe posobie [Organization of passenger transportation: training manual]. Chelyabinsk, Izd-vo YuUrGU, 2005, 104 s.

Материал поступил в редакцию 01.04.2021 © Меркелова Т.В., Коротких Ю.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.