Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОПЛАТЫ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС: ЛОГИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА'

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС: ЛОГИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТАРИФЫ / СПОСОБЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов А.М.

В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи.Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENT METHODS FOR PRIMARY HEALTH CARE, SPECIALIZED (INCLUDING HIGH-TECH) MEDICAL CARE IN THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM: THE LOGIC OF THE MOST URGENT CHANGES IN THE TARIFF POLICY OF 2023

The article discusses new methodological approaches to the methods of paying for medical care in the compulsory medical insurance system for 2023, including those approved by recently issued regulatory legal acts, as well as joint recommendations of the Ministry of Health of Russia and the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (FOMS).The article analyzes the main reasons for changes in the tariff policy and their expected consequences in terms of increasing the motivationof medical organizations.It is noted that there is a need to revise the remuneration systems of employees of medical organizations (primarily state and municipal) in order to more closely link incentive payments with performance indicators used in determining the amount of payment for medical care, which is intended to become an important motivation tool for improving the availability and quality of primary health care and, as a consequence, reducing the need for specialized medical care.An overview of innovations in the payment of high-tech medical care is given.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОПЛАТЫ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС: ЛОГИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА»

От редакции:

способы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования всегда были предметом пристального внимания медицинских организаций, поскольку это важнейших фактор, определяющий их финансовое положение. наши эксперты подготовили обзор, посвященный изменениям в тарифной политике 2023 года с учетом недавно появившихся новых документов.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

оригинальная статья

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13 УДК: 614.2

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС: ЛОГИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА

в.и. Отародубов а, Ф.н. кадыровь : , о.в. обуховас, п.в. Митрошин А, А.М. Чилилов е, О.С. Кобякова'

а ь ^ d, в, ' ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;

е ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия.

а ORQD: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; ь ORQD: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; с ORQD: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; е ORQD: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833; ' ORQD: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403.

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.

Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи. Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, тарифы, способы оплаты медицинской помощи, первичная медико-санитарная помощь, высокотехнологичная медицинская помощь.

Для цитирования: Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов А.М, Кобякова О.С. Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023; 6:4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13

© Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов A.M., Кобякова О.С., 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2023

Введение

Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - Методические рекомендации) - один из ключевых документов, разъясняющих порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС), и тем самым в значительной степени определяющий тарифную политику в системе ОМС [1].

Методические рекомендации на 2023 год1 были подготовлены в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа госгарантий), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от

29.12.2022 № 24972, с учетом действующих на тот момент Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Требования)3.

Однако эти Требования претерпели изменения в связи с изданием Приказа Минздрава России от

10.02.2023 № 44н «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения»4.

Соответственно, вслед за этим были внесены изменения в Методические рекомендации5.

Поэтому представляется важным выделить как ключевые изменения в способах оплаты медицинской помощи в системе ОМС на 2023 год в целом, так и корректировку способов оплаты в связи с появлением новых документов.

1 Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утв. Минздравом России № 31-2/И/2-1075, ФФОМС № 00-10-26-2-06/749 от 26.01.2023>.

2 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1397н «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения».

4 Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2023 № 73226.

5 Письмо Минздрава России от 11.05.2023 № 31-2/И/2-8278

«О направлении дополнений и изменений в Методические ре-

комендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», утв. Минздравом России № 31-2/И/2-1075, ФФОМС № 00-10-26-2-06/749 от 26.01.2023.

Изменения в способах оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, связанные со снижением распространенности коронавирусной инфекции C□VID-^9

Для того, чтобы более четко понять особенности тарифной политики на 2023 год, необходим небольшой исторический экскурс, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции

COVID-19.

Программа госгарантий на 2020 год6, которая была разработана еще до начала распространения COVID-19, определяла, что оплата профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, должна была осуществляться за единицу объема медицинской помощи - путем вычленения соответствующих сумм из размера подушевых нормативов. Этот подход был призван стимулировать расширение проведения медицинскими организациями профилактических мероприятий.

Однако в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, целый ряд профилактических мероприятий в 2020 году был приостановлен7. Это вынудило тарифные комиссии субъектов Российской Федерации срочно включить соответствующие суммы в подушевые нормативы при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Причем происходило это в разных субъектах Российской Федерации в разные сроки, в разных объемах, создавая большие сложности в учете, в финансировании медицинских организаций [2].

С учетом этого, Методические рекомендации на 2021 год и 2022 год уже определяли, что финансовое обеспечение профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации (за исключением углубленной диспансеризации), включается в размер подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, что в условиях продолжающегося распространения COVID-19, было оправданным.

Существенное снижение масштабов COVID-19 в 2023 году позволило вернуться к схеме оплаты

С

#хс

6 Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

7 Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2020 года № 710-р «О временном приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации».

№ Б Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

профилактических мероприятий, характерной до 2020 года. В соответствии с Программой госгарантий на 2023 год расходы по проведению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации, а также средств на оплату диспансерного наблюдения, исключены из подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц и оплачиваются отдельно.

Поэтому основной способ оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, выглядит следующим образом: по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийно-го (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (далее - молекуляр-но-генетические исследования и патолого-анатоми-ческие исследования биопсийного (операционного) материала), на проведение тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации, а также средств на оплату диспансерного наблюдения и финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях и оплачиваемую за единицу объема медицинской помощи.

Изменения в применении показателей результативности деятельности медицинской организации

Как было указано выше, Программа госгарантий на 2023 определила, что одним из основных способов оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в амбулаторных условиях, является подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением

ряда расходов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи).

В этом отношении четко прослеживается тенденция к централизации и конкретизации подходов к формированию показателей результативности. Если ранее право разработки и утверждения этих показателей предоставлялось субъектам Российской Федерации, то в Методических рекомендациях на 2022 год впервые были представлены рекомендации по применению показателей результативности деятельности медицинских организаций для оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц. Были приведены также рекомендуемые подходы к бальной оценке показателей результативности деятельности медицинских организаций и порядок расчета значений этих показателей [3].

Основным новшеством 2023 года стало то, что перечень показателей результативности теперь устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Указанные «Показатели результативности деятельности медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц», были утверждены приказом Минздрава России от 10.02.2023 № 44н «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» в качестве Приложение к Требованиям.

В связи с этим Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 11.05.2023 г. направило дополнения и изменения в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС на 2023 год8 в части применения способа оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, перечень которых установлен Министерством здравоохранения Российской Федерации.

8 Письмо Минздрава России от 11.05.2023 № 31-2/И/2-8278 «О направлении дополнений и изменений в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утв. Минздравом России № 31-2/И/2-1075, ФФОМС № 00-10-26-2-06/749 от 26.01.2023».

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

гсЛ^адлэос/и-алегна 2023

Основные изменения в Методических рекомендациях заключаются в следующем:

- Раздел II Методических рекомендаций «Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, в том числе на основе подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц» дополнен разделом 2.14. «Применение показателей результативности деятельности медицинской организации».

- Методические рекомендации дополнены новым Приложением 11 «Рекомендуемые подходы к бальной оценке показателей результативности».

- Методические рекомендации дополнены новым Приложением 12 «Рекомендуемый порядок расчета значений показателей результативности деятельности медицинских организаций».

Указанные дополнения и изменения должны быть учтены при осуществлении стимулирующих выплат медицинским организациям по результатам оценки результативности их деятельности в 2023 году.

Каждый показатель, включенный в блок (Приложение 11 к Методическим рекомендациям), оценивается в баллах, которые суммируются. Методикой предусмотрена максимально возможная сумма баллов по каждому блоку, которая составляет:

- 19 баллов для показателей блока 1 (взрослое население);

- 7 баллов для показателей блока 2 (детское население);

- 6 баллов для показателей блока 3 (женское население).

В зависимости от результатов деятельности медицинской организации по каждому показателю определяется балл в диапазоне от 0 до 3 баллов.

С учетом фактического выполнения показателей, медицинское организации распределяются на три группы: I - выполнившие до 40 процентов показателей, II - от 40 (включительно) до 60 процентов показателей, III - от 60 (включительно) процентов показателей.

Рекомендуемый порядок расчета значений показателей результативности деятельности медицинских организаций представлен в Приложении 12 к Методическим рекомендациям. Оценка достижения значений показателей результативности деятельности медицинских организаций оформляется решением Комиссии, которое доводится до сведения медицинских организаций не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Объем средств, направляемый в медицинские организации по итогам оценки достижения

значении показателей результативности деятель' ности, определятся субъектом Российской Федерации и складывается из двух частей:

1 часть - распределение 70 процентов от объема средств с учетом показателей результативности за соответствующий период. Указанные средства распределяются среди медицинских организаций II и III групп с учетом численности прикрепленного населения.

2 часть - распределение 30 процентов от объема средств с учетом показателей результативности за соответствующей период. Указанные средства распределяются среди медицинских организаций III группы с учетом абсолютного количества набранных соответствующими медицинскими организациями баллов.

При этом основная цель применения указанной методики стимулирования медицинских организаций - это снижение показателей смертности прикрепленного к ней населения.

Совершенствование способов оплаты медицинской помощи по ОМС как важнейший элемент увязки реформы бюджетной сферы с эффективным контрактом

Рассмотрение и использование показателей результативности, установленных Минздравом России, к сожалению, нередко сводится лишь к перераспределению финансовых средств между медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях по подушевому нормативу. Но это только один элемент тарифной политики. С одной стороны, функция органов системы ОМС на этом и заканчивается. С другой стороны, на этом этапе (и даже ранее) должна начаться работа самих медицинских организаций по созданию системы стимулирования работников в соответствии с достигнутыми показателями результативности, в том числе в рамках эффективного контракта. Это уже другая функция тарифной политики.

Эффективный контракт, по сути - это продолжение так называемой реформы бюджетной сферы, в соответствии с которой бюджетные и автономные учреждения получили более широкие полномочия в своей хозяйственной деятельности, но и большую степень ответственности [4].

Правда, она затронула, в первую очередь, полномочия и ответственность руководителей

С

•КС

№ В Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

и слабо отразилась на показателях эффективности их деятельности, поскольку отсутствовала сквозная система, затрагивающая исполнителей - медицинских работников. Это и послужило одной из основных причин пристального внимания к системам оплаты труда в рамках майских указов Президента 2012 года и как следствие - внедрение эффективного контракта [5].

Поэтому в настоящее время требуется срочная актуализация показателей и критериев оценки работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, служащих основанием для выплат стимулирующего характера [6].

По сути дела, благодаря выработке Минздравом России показателей результативности, сейчас представляется уникальный шанс попытаться реализовать хотя бы в первичной сфере здравоохранения принципы, заложенные в основном документе, направленном на реализацию майских Указов Президента - Распоряжении Правительства РФ № 2190-р9, предусматривающие в целях повышения стимулирующей роли заработной платы построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений по принципу «Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник».

Способыоплаты медицинской помощи, оказанной по профилю «Медицинская реабилитация»

Особое внимание Методическими рекомендациями уделено способам оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях по профилю «Медицинская реабилитация», поскольку с 2023 года Программой госгарантий впервые установлены средние нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема по медицинской реабилитации, включая реабилитацию пациентов после перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

К другим позитивным изменениям в вопросах реабилитации можно отнести то, что при разработке способов оплаты медицинской помощи были учтены риски, связанные с возможностью развития медицинской реабилитации, затрагивающие вопросы правомерности и порядка предоставления

9 Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р [Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы].

пациентам медицинских изделий при оказании медицинской помощи на дому и т.д. Неурегулированность данных вопросов могла создать серьезные правовые и экономические препятствия для развития реабилитации на дому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому Программой госгарантий Минздраву России было поручено установить порядок организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядок предоставления пациенту медицинских изделий, а также порядок оплаты указанной помощи.

В соответствии с вышеуказанным поручением Минздрав России издал приказ от 28 февраля 2023 года № 81н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядка предоставления пациенту медицинских изделий и порядка оплаты медицинской реабилитации на дому» (далее - Приказ № 81).

Данный приказ не только создает предпосылки для активного развития реабилитации на дому, но и служит примером, демонстрирующим, что при оценке способов оплаты медицинской помощи с целью совершенствования тарифной политики в системе ОМС, недостаточно руководствоваться только традиционными нормативными актами в этой сфере - правовую базу в этой сфере нужно оценивать в комплексе, с учетом положений целого ряда документов нормативного и методического характера, включая в данном случае и Приказ 81, определяющий порядок оплаты медицинской реабилитации на дому.

Как отмечается в Методических рекомендациях, учитывая, что в соответствии с Программой госгарантий оплата проведения медицинской реабилитации в амбулаторных условиях осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в целях более эффективного использования указанных средств оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях по профилю «Медицинская реабилитация» целесообразно осуществлять вне подушевого норматива финансирования - за соответствующую единицу объема медицинской помощи (комплексное посещение).

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Оплата медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС на основе гражданско-правовых договоров

Система обязательного медицинского страхования, несмотря на кажущуюся зарегламентиро-ванность, на практике обладает большим потенциальным выбором способов оплаты медицинской помощи, что позволяет учитывать различие условий оказания медицинской помощи в конкретных случаях и проявлять достаточную гибкость.

Так, часть 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ10 определяет, что структура тарифа включает в себя расходы не только связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи в самой данной медицинской организации (на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов и т.д.), но и расходы на покупку недостающих услуг (расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).

Более того, это может касаться не только диагностических исследований, но и врачебных консультаций, в том числе телемедицинских, что прямо определено Федеральным законом № 323-ФЗ11 и Приказом Минздрава России № 96512.

В соответствии с Программой госгарантий на 2023 год, в случае отсутствия в медицинской организации, к которой пациент прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи, врача по медицинской реабилитации, но при наличии у медицинской организации лицензии на медицинскую реабилитацию, врач, предоставляющий пациенту медицинскую реабилитацию, организует при необходимости проведение консультации пациента врачом по медицинской реабилитации в медицинской организации (включая федеральные медицинские организации и медицинские организации, не участвующие в территориальной программе

10 Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

11 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12 Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

обязательного медицинского страхования соответ ствующего субъекта Российской Федерации), в том числе с использованием дистанционных (телемедицинских) технологий и с последующим внесением соответствующей информации о проведении и результатах такой консультации в медицинскую документацию пациента.

В этом случае оплата такой консультации осуществляется на основании гражданско-правового договора между медицинской организацией, предоставляющей пациенту медицинскую реабилитацию, и медицинской организацией, проводившей консультацию врача по медицинской реабилитации с использованием дистанционных (телемедицинских) технологий.

Логика последних тенденций в способах оплаты высокотехнологичной медицинской помощи

Одной из ключевых новаций в системе ОМС, введенных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»», явилось изменение порядка финансового обеспечения федеральных медицинских организаций в рамках нового, ранее отсутствовавшего в системе ОМС договора - договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Это, наряду с прочим, привело и к изменению перечней высокотехнологичной медицинской помощи.

Обращаем внимание на то, что Приказом Минздрава России от 18.05.2023 № 237н «О внесении изменений в форму типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1396н», скорректирована форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Актуализированы требования к структуре и содержанию типового договора в системе обязательного медицинского страхования.

Как известно, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе

№ 6 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Программа госгарантий на 2023 год содержит в качестве Приложения № 1 «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи», состоящий из трех разделов.

Раздел I. «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования медицинским организациям, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти».

По своей сути это источник финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.

Раздел II. «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям и медицинским организациям частной системы здравоохранения, бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации».

Раздел III. «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного

медицинского страхования на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти».

Следует отметить, что Раздел III, хотя входил еще в Программу госгарантий на 2022 год, но появился не сразу, а лишь в соответствии с Постановлением Правительства № 65613.

В рамках действующего законодательства финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее - федеральные медицинские организации), осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Порядок установления тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования предусматривается приложением № 3 к Программе госгарантий.

Федеральная медицинская организация вправе оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, в соответствии с разделом III приложения № 1 к Программе госгарантий.

Федеральная медицинская организация вправе оказывать первичную медико-санитарную помощь и скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Федеральные медицинские организации вправе оказывать специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае распределения им объемов предоставления

13 Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2022 г. № 656 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2023

медицинской помощи в соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам, в том числе получающим специализированную медицинскую помощь в плановой форме в федеральной медицинской организации, осуществляется безотлагательно и оплачивается Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по тарифам, устанавливаемым в соответствии с приложением № 3 к Программе госгарантий и перечнем, приведенным в приложении № 4 к Программе.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.

Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем

специализированной, в том числе высокотехноло гичной, медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с нормативами, предусмотренными приложением № 6 к Программе госгарантий.

Субъекты Российской Федерации вправе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение дополнительных объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в соответствии с разделом I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.

Заключение

Тарифная политика последних лет претерпела существенные изменения, что обусловлено накопившимся опытом (в совокупности с возможностью обработки огромных объемов информации благодаря быстрым темпам цифровизации), [7] эпидемиологическими и другим факторами.

Среди явных позитивных моментов можно отметить продолжение тенденции, характеризующейся тем, что способы оплаты медицинской помощи в ОМС рассматриваются не только в качестве способа финансового обеспечения деятельности медицинских организаций, но и стимулирования определенных направлений деятельности (реабилитация, профосмотры, диспансеризация и т. д., а также достижение конкретных целей - показателей результативности). При этом одновременно создаются предпосылки для эффективного достижения этих целей.

с

#мс

1. Обухова О.В., Кадыров Ф.Н. Эффективные способы оплаты медицинской помощи в свете Программы государственных гарантий//Менеджер здравоохранения. - 2013. -№ 11. - С. 6-13.

2. Starodubov V, Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022. DOI: 10.24874/IJQR16.01-01 www.ijqr.net/archive.php?v=16&n=1&y=2022

3. Обухова О.В., Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В, Базарова И.Н, Сычев Ю.П. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год: логика и основные положения в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 3. - C. 77-86.

4. Филатов В.Н., Кадыров Ф.Н, Югай М.Т. Проблемы введения эффективного контракта в сфере здравоохранения: возможности и риски // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова». - 2014. - Том 6. - № 1. -С. 87-97.

№ 6 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

5. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение. // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. -С. 6-15.

6. Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. О некоторых методологических подходах к оценке уровня заработной платы медицинских работников // Менеджер здравоохранения. - 2022. -№ 9. - C. 67-75.

7. Кобякова О.С., Кадыров Ф.Н, Яковлев А.В. Информационные аспекты совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования. // Национальное здравоохранение. 2022; 3 (2): 5-12. https://doi.Org/10.47093/2713-069X.2022.3.2.5-12

О

змо зЯо

ORIGINAL PAPER

PAYMENT METHODS FOR PRIMARY HEALTH CARE, SPECIALIZED (INCLUDING HIGH-TECH) MEDICAL CARE IN THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM: THE LOGIC OF THE MOST URGENT CHANGES IN THE TARIFF POLICY OF 2023

V.I. Starodubova, F.N. Kadyrov b O.V. Obukhovac, P.V. Mitroshin d, A.M. Chililov e, O.S. Kobyakova f

a b c <i e, f Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia;

|e A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. a ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; c ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; e ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833; f ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403.

El Corresponding author: Kadyrov F.N.

ANNOTATION

The article discusses new methodological approaches to the methods of paying for medical care in the compulsory medical insurance system for 2023, including those approved by recently issued regulatory legal acts, as well as joint recommendations of the Ministry of Health of Russia and the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (FOMS).

The article analyzes the main reasons for changes in the tariff policy and their expected consequences in terms of increasing the motivation of medical organizations.

It is noted that there is a need to revise the remuneration systems of employees of medical organizations (primarily state and municipal) in order to more closely link incentive payments with performance indicators used in determining the amount of payment for medical care, which is intended to become an important motivation tool for improving the availability and quality of primary health care and, as a consequence, reducing the need for specialized medical care. An overview of innovations in the payment of high-tech medical care is given.

Keywords: compulsory medical insurance, tariffs, payment methods for medical care, primary health care, high-tech medical care. For citation: Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O. V., Mitroshin P. V, Chililov A.M., Kobyakova O.S. Payment methods for primary health care, specialized (including high-tech) medical care in the compulsory health insurance system: the logic of the most urgent changes in the tariff policy of 2023. Manager Zdravoohranenia. 2023; 6:4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13

REFERENCES

1. Obukhova O.V, Kadyrov F.N. Effective ways of paying for medical care in the light of the State Guarantees Program// Manager zdravoochranenia. - 2013. - No. 11. - P. 6-13.

2. Starodubov V, Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022, DOI: 10.24874/IJQR16.01-01 www.ijqr.net/archive.php?v=16&n=1&y=2022

3. Obukhova O.V, Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V, Bazarova I.N, Sychev Yu.P. The program of state guarantees of free medical care to citizens for 2022: logic and basic provisions in the fight against coronavirus infection // Manager zdravoochranenia. - 2022. - No. 3. - C. 77-86.

4. Filatov V.N., Kadyrov F.N., Yugai M.T. Problems of introducing an effective contract in the healthcare sector: opportunities and risks // Bulletin of the I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University". - 2014. - Vol. 6. - № 1. - P. 87-97.

5. Starodubov V.I., Kadyrov F.N. Problems of transformation of existing wage systems in order to implement an effective contract in healthcare. // Manager zdravoochranenia. - 2013. - No. 2. -P. 6-15.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2023

6. Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V, Chililov A.M. On some methodological approaches to assessing the salary level of medical workers // Manager zdravoochranenia. - 2022. -No. 9. - P. 67-75.

7. Kobyakova O.S., Kadyrov F.N., Yakovlev A.V. Informational aspects of improving the regulatory framework of compulsory medical insurance. // National health care. 2022; 3 (2): 5-12. https://doi. org/10.47093/2713-069X.2022.3.2.5-12

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Стародубов Владимир Иванович - академик РАН, д.м.н., профессор, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Vladimir I. Starodubov - D.Sc. (Medicine), Professor, Full member of the Russian Academy of Sciences, Scientific Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

E-mail: starodubov@mednet.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278

Кадыров Фарит Накипович - д-р экон. наук, профессор, советник директора, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Farit N. Kadyrov - D.Sc. (Economy), Professor, Advisor to the Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: kadyrov@mednet.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418

Обухова Ольга Валерьевна - заместитель директора по экономике здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Olga V. Obukhova - Deputy to the Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: obuhova@mednet.ru

Митрошин Павел Вячеславович - руководитель Управления по взаимодействию с регионами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavel V. Mitroshin - Head of the Department for Interaction with the Regions of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

E-mail: mitroshinpv@mednet.ru

w,

Абдула Магомедович Чилилов - ведущий научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Abdula M. Chililov - Leading Researcher, Department of Scientific foundations of the health organization of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

E-mail: chililov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9638-7833, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

Кобякова Ольга Сергеевна - д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Olga S. Kobyakova - D.Sc. (Medicine), Professor, Director of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: kobyakovaos@mednet.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403

OXOwOH_HJ

№ 6 Manager

2023 Zdravoochranenia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.